Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторические сады



Египетские дворики. В XVI-XV веках до н. э. в домах знатных египтян появились внутренние дво­рики. Все пространство дворика, примыкавшего к дому, обсаживалось деревьями: финиковыми паль­мами, фигами, шелковицами, акациями; на водной глади искусственных прудов красовались цветы ло­тоса, зонтики папируса, резвились утки, стайки рыб.

Сад-дворик был расчерчен прямыми, пересекающимися под прямым углом дорожками, и сам он имел строго прямоугольную форму. Отдыхая с семьей или гостями на террасе дома, знатный египтянин мог любоваться прелестями этого рукотворного оазиса.

Висячие сады. Одно из первых упоминаний о висячих садах связано с египетской царицей Хат­шепсут (1525-1503 до н. э.). По легенде, получив по­веление свыше, она устроила сад, растения для кото­рого надлежало привести из райской страны. Нахо­дилась она, по представлению древних египтян, на территории современного Сомали.

Привезенные деревья посадили на трех террасах заупокойного храма царицы, вырубленного высоко в скалах над Нилом. Создавалось впечатление, что по­саженные деревья росли не в земле, а как бы висели над ней.

Другой, менее известный висячий сад завел в сво­ей новой столице Ниневии ассирийский царь Сар­гон II. Деревья в его саду размещались на террасах, один ряд над другим.

Самый знаменитый висячий сад, известный как «сад Семирамиды», причисленный греками к одному из «семи чудес света», был создан вавилонским ца­рем Навуходоносором II примерно 2500 лет назад. По легенде, его жена, мидийская принцесса, тоско­вала по своей гористой родине с ее горами, лесами, реками, водопадами. Чтобы развеять тоску любимой женщины, царь повелел выстроить у дворца царицы сад, в котором бы высились горы, бежали ручьи, где было бы свежо и прохладно.

В пределах городской стены были воздвигнуты 20 ярусов террас, расположенных уступами друг над другом наподобие пирамиды. Нижняя располагалась на квадратном фундаменте со стороной 120 м. Каждая терраса представляла собой сооружение с мощ­ными колоннами, на крышу которого насыпали зем­лю. Стены были облицованы белыми плитами и по­крыты рельефными изображениями. Чтобы камен­ная кладка не пропускала воду, ее сверху пропитали смолой, покрыли листами свинца и кипами тростни­ка и лишь после этого насыпали слой земли.

Когда основание садов было готово, террасы заса­дили самыми красивыми деревьями, кустарниками и цветами, свезенными сюда со всех концов Асси­рийского царства - с берегов Каспия, Средиземного моря и Персидского залива. Расположили растения так, как растут в природе: высокогорные – наверху остальные - на нижних террасах. Внутри га­лерей, образованных колоннами, помещались уют­ные прокладные гроты, украшенные цветной кера­мической плиткой, фресками. Верхние террасы сооб­щались с нижними витыми лестницами. Орошали растения водой из реки Евфрат. Вода перемещалась по трубам, скрытым в толще колонн, при помощи водяного колеса и черпаков, приводимых круглосуточно в движение сот­нями рабов.

Со стороны казалось, что дворец вавилонской ца­рицы окружен переливающимися в лучах солнца об­лаками из цветов, струй фонтанов и зеленых расте­ний. А с верхних террас открывался вид неповтори­мой красоты на раскинувшийся в голубой дымке город, на реку Евфрат в изумрудной бахроме пальм, на золотые, до самого горизонта, пески пустыни. Тысячи людей стекались сюда со всей Месопотамии, чтобы полюбоваться удивительным городом и глав­ным его чудом - висячими садами.

В настоящее время от прославленных садов остался только высокий холм под названием Маджлиба, или Ба­биль. Он расположен к югу от Багдада на левом бере­гу Евфрата. Там под многовековыми песками погре­бены остатки водопровода и гидравлические сооружения.

В 1671 году архитектор Виталиано Барромео, вдохновленный висячими садами Семирамиды, пре­вращает утес на озере Лаго-Маджоре (граница Ита­лии со Швейцарией) в замечательный сад Изола-Бел­ла из десяти террас, поддерживаемых мощными ар­ками. На них разместили вечнозеленые растения: апельсиновые деревья, лавры, магнолии, камелии, сосны.

В 1685 году висячий сад (так называемый верхов­ный сад, или «сад, что на сенях») был заложен для 13-летнего царевича Петра I в Московском Кремле. Садик площадью 20х8 м был забавный, с беседкой и прудом, редкостными кустарниками и деревьями; летом здесь все звенело от голосов соловьев, попугаев и канареек, порхавших в клетках. Возвели его на ка­менных сводах палаты, крыша которой была при­крыта свинцовыми досками в 640 пудов и засыпана метровым слоем земли. При закладке в 1773 году здания Большого Кремлевского дворца сад был уничтожен.

Впервые в Петербурге висячий сад был создан при императрице Елизавете Петровне в Аничковом дворце.

Во времена Екатерины II висячий сад появился на крыше 3имнего дворца. Среди газонов с клумбами росли березы. Из примыкающей к саду оранжереи доносились голоса птиц. Сад сохранился до сих пор.

Философские сады. Родина философских садов - не совсем обычных общественных зеленых «соору­жений» - Древняя Греция, в которой в V веке до н. э. они устраивались повсеместно, в частности при учеб­ных заведениях - гимназиях, для прогулок и размышлений.

Самой известной гимназией Древней Греции яв­ляется, пожалуй, Академия, находившаяся в общест­венных садах близ Афин. В тени густого парка настав­лял своих учеников знаменитый философ Платон.

Среди талантливых учеников, окружавших Пла­тона, острым умом и исключительными способностя­ми выделялся Аристотель. По примеру учителя он создал свою школу, названную по близ расположен­ному храму Аполлона Ликийского Лицеем. 3анятия школы также проходили под открытым воздухом в аллеях, среди рослых платанов, а ее учеников стали называть «прогуливающимися» - перипатетиками. Лицейский сад славился растениями, привезенными Александром Македонским из Индии, Персии, Егип­та в подарок Аристотелю, своему учителю и настав­нику.

Формы посадок растений в греческих садах были разнообразны, но в основном представляли собой ал­леи и небольшие рощицы. Сады украшали статуями, колоннами, вазонами, в них сооружались небольшие храмы, бассейны. В центре сада устраивали площад­ки для спортивных игр и состязаний, зеленые укры­тия, беседки для отдыха. Все это гармонично вписы­валось в окружающий пейзаж и сочеталось с жилы­ми постройками.

Древнегреческие сады в честь богов и героев представляли собой регулярные рощи, в которых обустраивались водные источники, устанавливались скульптуры, возводились архитектурные сооружения (или сами сады разбивались вокруг храмов). В посвященных героям садах-героонах устраива­лись мемориальные спортивные состязания. В них оборудовались беговые дорожки, ипподромы, пло­щадки для игр, которые обсаживались стройными рядами платанов, тополей.

Перистили. В Древнем Риме частновладельчес­кие сады-перистили находились во внутренних дво­рах домов и окружались крытой колоннадой. Внут­реннее пространство двора занимали цветники, деко­ративные кустарники, водные источники, скульптуры. Усредненные размеры перистилей коле­бались от 10х20 до 20х30 м. Стены за колоннадой ук­рашались всевозможные изображениями.

Сады при ипподромах Древнего Рима были заим­ствованы из Греции. Плоское открытое пространство было украшено цветниками, обрамлено регулярны­ми аллеями, стриженым кустарником. По перифе­рии размещались фонтаны, беседки, древесно-кустарниковые композиции.

Иранские «звериные» парадизы. Древнеиранские цари и вельможи для забав устраивали особые «звериные» парадизы для окоты (дословный перевод слова «парадиз» с персидского означает «отовсюду огороженное место»). Они представляли собой леса с плодовыми деревьями, в которых водилось всякое зверье: олени, львы, газели, барсы, кабаны... на лу­жайках важно вышагивали павлины. По границам парадизов шли высокие стены.

Просторные сады нередко являлись также местом погребения правителей.

Иранские сады для любования. Помимо «звери­ных» садов персы одними из первых стали создавать художественно оформленные парки, засаживая их редкими деревьями, красивыми цветами, живописно расположенными на клумбах. Сады устраивали по­всюду, где жили состоятельные, царствующие особы.

Персидские парадизы для любования были прямо­угольными в плане. В них были проложены пересека­ющиеся под прямым углом, ровные, вымощенные широкими плитами аллеи, тут росло множество уди­вительных цветов. Среди них чаще других встреча­лись розы. Поэтому не случайно Персию (с 1935 - Иран) называли родиной царицы цветов, «Садом роз», или «Гюлистаном». Справедливости ради следует ска­зать, что Персия была родиной таких известных рас­тений, как сирень, тюльпаны, лилии, нарциссы. Сто­лица Древней Персии носила имя Суза - «Лилия». В каждом персидском саду присутствовал водоем.

Древнеперсидские сады, воспетые многими поэта­ми, описанные в арабских сказках, во многом повли­яли на развитие садоводства как на Востоке, так и во всем мире.

Монастырские парадизы. Средневековье вошло в историю как период строительства монастырей, замков, крепостей с неизменными высокими башня­ми, рвами, заполненными водой. При монастырях вошло в правило устраивать свои сады-парадизы.

Термин «парадизы» был заимствован от названия охотничьих садов-угодий древних персов. Однако монастырские сады-парадизы - прообразы райского сада на земле - были небольших размеров. Они поме­щались в правильной формы прямоугольном двори­ке-клуатре, обрамленном галереями и окруженном монастырскими зданиями. В центре располагался фонтан или апельсиновое дерево. В таких садах, как писал св. Августин, он собирал братьев для философ­ских бесед, как некогда это делали Платон, Аристо­тель, Феофраст в садах Греции.

Аптекарские угодья. На территории средневеко­вых монастырей уже в IV веке встречались так назы­ваемые сады трав. Среди растений в них все чаще стали появляться целебные. Это во многом объясня­ется тем, что монастыри были единственными цент­рами медицины, где выращиванию лекарственных трав уделялось особое внимание. Сами сады, четко разграниченные ухоженными дорожками на прямо­угольные грядки, квадраты, стали называться апте­карскими.

В них росли лилии, гладиолусы, розмарин, мята, шалфей, рута и другие полезные виды растений, кото­рые к тому же еще и были красивы. Эстетическое на­чало присутствовало во всем, что находилось в саду, а тут можно было встретить и грядки с овощными куль­турами, душистыми травами, цветами, кустарника­ми-ягодниками, плодовыми деревьями - все это было необходимо монахам, которые имели собственное хо­зяйство и сами обеспечивали себя всем необходимым.

Примечателен факт, что целебность растений в раннем Средневековье определялась очень просто: считалось, что растение само своей формой показы­вает, какие органы или части тела оно исцеляет. На­пример, думали, что полынь, похожая на завиток, - средство против головных болей; волосовидные ук­роп и спаржа помогают укреплять волосы; роза и маргаритка, несколько напоминающие глаз, излечи­вают глазные болезни; щавель, похожий на язык, его и лечит, а ландыш с цветками, напоминающими каплю, - прекрасное средство от паралича.

Оазисы спокойствия. С монастырскими садами ­парадизами перекликаются сады при замках, во множестве появившихся и Европе в эпоху Средневеко­вья. Крепости строились в неприступных местах, на вершинах скал, излучинах рек; на равнинных участ­ках их окружали широкие рвы, наполненные водой.

Крайне ограниченное внутреннее пространство крепости позволяло сооружать лишь крошечные са­дики, которые были любимы всеми обитателями и гостями замков и трактовались не иначе как «оазисы спокойствия». Недостаток внутренних площадей ча­стично компенсировался окрестностями замков. Во­круг ник устраивались специальные луга для турни­ров, светских развлечений.

Сады при замках имели в большей степени утили­тарное назначение: они обеспечивали нужды стола и лечения; аптекарские сады дополнялись фруктовы­ми деревьями, ягодными кустарниками, огородами с овощами. Выращивались и «сладко пахнущие» рас­тения - розы, лилии, примулы, фиалки, васильки, - использовавшиеся в ритуалах, украшениях и даже в кушаньях. Из цветов изготовлялись духи и специи. Фиалки добавляли в салаты. Примула, фиалки, ро­зовые лепестки и боярышник в смеси с медом и саха­ром составляли любимое лакомство. Девушки и жен­щины носили цветы в волосах, украшали голову вен­ками. Первое упоминание о цветочном саде роз и фиалок относится примерно к 1000 году. С этого вре­мени плодовый сад уже часто содержал декоратив­ные участки. Любимым деревом была липа, которая нередко росла у колодца.

Удовольствий ради. В начале второго тысяче­летия с ростом европейских городов, повышением общей образованности, пробуждением интереса к человеку, разнообразию земной жизни монастыри как центры культуры начинают уступать городам. Это время в истории европейской культуры отмече­но появлением рыцарства - сословия, с которым тесно связаны понятия чести, благородства, знат­ности.

Неотъемлемой частью рыцарской культуры были многочисленные романы, поэтические и лирические произведения, обязательные занятия чтением, пени­ем, танцами, музицированием, а также «сады удовольствий».

Устройство подобного сада хорошо описано доми­никанским монахом Альбертом Магнусом (Великим) (1193-1280), известным натуралистом Средневеко­вья. Он писал, что для подобного сада «всегда, на лю­бой территории, найдется место, которое непригодно для выращивания урожая. «Сады удовольствий» служат в основном для удовлетворения двух чувств - зрения и обоняния, и они не требуют большого ухо­да, поскольку ничто так не радует глаз, как чудес­ный травяной покров средней высоты. Эти сады ус­траивались на выровненных, очищенных от старых корней площадках. Сад включал прямоугольные клумбы для ароматных растений. Центром его была дивная поляна, где можно было посидеть, отдохнуть и восстановить силы, потанцевать, поиграть в различные игры. Между поляной и клумбами на возвы­шении росли красивоцветущие растения. Магнус сформулировал и практические рекомендации: «Де­ревья и виноградники должны высаживаться на сол­нечной стороне поляны; их листва защитит поляну и обеспечит освежающей тенью. Плодовые деревья не годятся для этих целей, поскольку не дают много те­ни и требуют удобрений, что может повредить поля­не. «Сад удовольствий- должен быть открыт север­ным и восточным ветрам, так как они несут здоровье и чистоту, но закрыт для ветров противоположных направлений (южных и западных), потому что штор­мовая природа этих ветров и нечистота оказывают ослабляющий эффект. Северный ветер может поме­шать созреванию плодов, но очень благотворен для здоровья человека.«Сад удовольствий» предоставля­ет наслаждение от созерцания, а не поедание выращенных плодов».

Сады возделывались самым тщательным образом. Грядки и клумбы заключались в специальные за­щитные каменные бордюры. Нередко прибегали к стрижке кустов и деревьев, устраивали зеленые ла­биринты. Появилось стремление к престижности: бо­гатый сад поднимал статус владельца. Раститель­ность садов, его цветочные уборы значительно обога­тились благодаря участившимся контактам со странами Средиземноморья и Ближнего Востока. Купцы и крестоносцы привозили огромное количест­во новых растений, обладание которыми служило предметом особой гордости хозяина сада.

Лабиринты. Они бывают самые разные - выло­женные из камней или плит на берегу водоема или посреди лужайки, выкопанные в земле, обложенные дерном, высеченные в скалах, образованные здания­ми или специально поставленными стенами, наконец, созданные с помощью особой системы высадки цветов или кустарников. Одно из первых упоминаний лабиринта встречается в древнегреческой мифологии, в мифе о Тесее и Минотавре. Древнейший ри­сунок лабиринта запечатлен на критских монетах, датированных III веком до н. э., сохранившихся в не­которых нумизматических коллек-циях крупнейших музеев мира. С XV века лабиринты находят свое мес­то в садах.

В Европе наиболее популярны были лабиринты из дерна. Обычно они вписывались в круг диаметром от 9 до 18 м, хотя встречались и квадратные, и мно­гоугольные в плане. Польский «рекордсмен» в горо­де Слупске достигал диаметра 45 м. В центре такие лабиринты имели холмик из снятого дерна, к кото­рому вели дорожки. Дерновые сооружения не отли­чались особой прочностью и часто после шумных празднеств разрушались. До наших дней дотянули всего лишь одиннадцать подобных лабиринтов: во­семь в Англии и три в Германии.

Живые стриженые кустарниковые изгороди в ви­де лабиринтов упоминаются в рукописях с середины XV века. В Англии, стране, которая является страст­ной поклонницей этих запутанных садовых форм, где 1991 год был объявлен годом лабиринта, в Хэмп­тон-Корте до сих пор уцелел большой треугольный кустарниковый лабиринт, созданный в 1690 году.

Лабиринты из деревьев и кустарников, как ут­верждают историки, первоначально возводились с целью защитить королевские поместья от диких жи­вотных. В них же можно было просто бродить по те­нистым аллеям, устраивать амурные дела.

В Америке и в настоящее время популярны лаби­ринты в виде узких запутанных дорожек шириной до 50 см, обрамленных невысокими валиками земли. На них высаживаются самые разные эффектные рас­тения: цветочные, злаковые и даже овощные. Ли­лии, подсолнечник, маргаритки, мальвы, астры и другие, расцветая в различное время теплого сезона, придавали лабиринту особую привлекательность.

Географические сады. Волей создателя такие са­ды превращаются в своеобразные путешествие по дальним и ближним странам. Древнеримский импе­ратор Адриан соорудил на своей вилле в Тиволи ми­ниатюрные Египет, Афины, Фессалию и даже под­земное царство Аид с охраняющей его статуей Цербе­ра. Некоторые из этик построек были впоследствии (в XVIII веке) повторены в парке Монсо под Пари­жем. Единичные сады подобного рода возводились и в более поздние времена.

Плавучие сады. Трудно представить себе сады, перемещающиеся по водной глади, но такие соору­жения существовали. Родина их - Мексика, внесшая свою лепту в развитие садового искусства.

Основой для сада-поплавка являлся толстый слой тростника с насыпанной сверку землей. 3аса­живали плот в основном небольшими цветущими растениями. Площадь такого садика составляла примерно 75 кв. м. Обычно зеленый островок стоял на якоре. Для перемещения его привязывали к лод­ки и поднимали якорь.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1148 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...