Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Японские сады



Японские сады - уникальное явление в искусстве преобразования окружающей человека среды. Связа­но это со свойственным японцам преклонением перед красотой родных мест. Поклоняясь горным верши­нам, живописным скалам, причудливым россыпям камней, могучим старым деревьям, водоемам, водопадам, они считали их не иначе как божественным творением. Более того, бытовало суждение, что наи­более красивые места в окружающем ландшафте есть не что иное, как жилище для духов и богов.

История первых японских садов уходит к VI-VII ве­кам. В основном они повторяли пейзаж морского побережья и выглядели как маленькие озерца с раз­бросанными по ним островками, скалами. Строго продуманная композиция садов и садиков как бы превращала их ограниченные пространства в миниа­тюрную модель Вселенной. Счастливый созерцатель сада буквально переносился в иной мир - мир красо­ты, чистоты, спокойствия, безмолвия, настраивался на философский лад. Подобные сады организовыва­лись при храмах, монастырях, замках, резиденциях аристократии, императоров. К Х веку создание са­дов, которым занимались специалисты высокой культуры, передававшие свои знания из поколения в поколение, превратилось в подлинное искусство.

Современная трактовка японского сада сводится к воспроизведению в миниатюре гористой местности: с небольшим водоемом; островком, выступающим из водной глади; мостиком, перекинутым к нему; ру­чейками, питающими пруд и вытекающими из него; извилистыми цепочками камней, ведущими через журчащий ручей...

Из растений, что растут почти в каждом япон­ском саду: сосна, клены, камелии, дуб, азалии, - обязательны хризантемы и орхидеи.

Создатели садов планируют их таким образом, чтобы человек непременно замедлил шаг, смог любоваться постоянно меняющимся пейзажем, каждый элемент которого имеет определенный смысл.

Картина японских садов будет неполной, если не показать их многообразие. Неотъемлемой частью быта японцев является чаепитие. Церемония прохо­дит в специальных «чайных садах». Эти сады - пре­красный образец ландшафтного стиля. Наибольшее распространение они получили в XVI-XIX веках. «Чайный сад» разбивался вокруг чайного домика - скромной, крытой тростником постройки, убранной внутри соломенными циновками. Проходя через сад с особым типом дорожек, особым пейзажем вокруг, специальными каменными колодцами для омове­ния, человек настраивался на определенный лад и подходил к домику хозяина в приподнятом настрое­нии. Единственным украшением комнаты была то­конома - ниша, в которой обычно находилась карти­на или древний сосуд с красиво составленным буке­том. Центром внимания гостей становилась также изящная фарфоровая чашка с чаем, которая переда­валась по кругу. Суть чайной церемонии состояла в том, чтобы отвлечься от суеты жизни, поразмыш­лять над смыслом бытия или просто отдохнуть в полном покое.

Карликовые, или миниатюрные, сады своему появлению обязаны «бонсай» - искусству выращива­ния маленьких деревьев. Старая сосна, «воспроизве­денная» этим способом, кроме причудливой формы, отличается низким ростом (50-80 см). Способом «бонсай» японцы выращивают разные растения. При этом они добиваются, чтобы карликовые плодо­вые деревья (апельсиновое, сливовое, вишневое и другие) покрывались цветами, а затем плодами.

Из таких деревьев и растений японцы создают миниатюрные садики площадью 10-80 м2, в зави­симости от желания или возможностей хозяина. Кроме растений в таких садиках размещают малень­кие скалы, причудливые камни, устраивают в том же масштабе каскады, ручейки с мостиками и т. п. Вместо дорожек, для которых не хватает места, рас­кладывают плоские камни, чтобы, шагая по ним, можно было пересечь территорию садика в несколь­ких направлениях.

Традиционной принадлежностью японского жили­ща являются устраиваемые в ящиках или широких плошках размером с письменный стол так называемые игрушечные, крохотные сады. Они как бы перекли­каются с видом сада, открывающимся за окном. В иг­рушечном садике растут самые настоящие деревца вы­сотой 7-8 см. Иногда их заменяют куртинки мха, здесь же и пятнышки воды, одиночные камешки-ска­лы, галька-гора, фарфоровые мосты, строения... Каж­дый хозяин творит на его маленькой территории свой любимый пейзаж - морской, гористый, равнинный.

Сады воды. Вода в сознании японцев олицетворя­ла незамутненный разум, постигающий и отобража­ющий Вселенную и прежде всего Небо. Поэтому при буддистских храмах очень часто устраивали пруды. Существовал особый ритуал заселения их рыбой. Карп в садовых водоемах и сегодня считается вопло­щением силы, упорства и мужества.

Посреди прудов строились островки, также имев­шие символическое значение. Это мог быть остров Черепахи (это животное на Востоке означает долго­летие, мудрость), Журавля (возносит к высотам муд­рости и просветления), Рая. К первым двум переки­дывались мостики. Попасть на Райский остров было почти невозможно ввиду трудности его достижения.

Воды прудов украшали белоснежные лотосы, корнями уходившие в придонный ил (символ греховности человеческого бытия). Цветки же олицетворя­ли чистоту и добродетель.

Стремление японцев к предельному символизму и лаконичности привело к созданию сухих садов, сухо­го потока камней или просто садов камней. Вода и даже порой растения обозначались в них песком, галькой, камнем. Сухие сады служили исключитель­но лишь для созерцания и медитации. Входить в не­го из посторонних никто, кроме садовника, не смел. Монахи устраивались на некотором возвышении над садом и «читали» текст, «написанный» создателем сада с помощью камня, гальки и песка. Главное в са­ду «сухих гор и воды» - идея неизменности, идея вечности Вселенной.

Сухой философский сад в Киото, созданный 600 лет назад, представляет собой прямоугольную площадку размером 14х31 м. Вся она покрыта белым гравием (цвет воды), «причесанным» специальными граблями. Гребни на гравии имитируют рябь на воде.

По всему участку размещено пять групп камней, обсаженных по периметру мхом. Всего камней 15, символизирующих непознанность Вселенной. С лю­бой точки открытой веранды видно лишь 14. Один всегда выпадает из поля зрения.

Расположение камней здесь демонстрирует пра­вила, написанные в японских трактатах о садах. Предпочтение отдавалось пяти группам камней (сим­вол пяти первоэлементов: дерево, огонь, земля, ме­талл, вода). Воображаемая линия между двумя из них не равна другим. Эти линии не могут быть па­раллельны. В композиции сада не должно быть объ­ектов равного размера.

Самый примечательный из себе подобных мховый сад в храме Сайходзи существует с середины XIV сто­летия. В глубокой тени сосен и кленов веками рассти­лается пушистый ковер из мхов многих разновиднос­тей (около 50 видов). Одновременно они покрывают камни, пни, стволы деревьев, выделяясь разноцвет­ными пятнами необыкновенных растений. В Сайкод­зи мох является главным действующим лицом.

Подобные мховые храмовые сады в прошлом встречались довольно часто.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 312 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...