Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические указания. В античной философии важно уловить софийный характер философствования



В античной философии важно уловить софийный характер философствования. Пифагор, Сократ, Платон видят в философии любомудрствование, где достигается удивительное единство человеческого духа, постигающего сущностное соразмерностью благу. Само благо является своеобразным синтезом истины, добра и красоты. Этим достигается единение человеческого духа, постигающего целостное бытие.

Следует обратить на основные этапы развития древнегреческой философии. Первый этап связан с деятельностью так называемых досократиков, т. е. мыслителей, творивших до Сократа. Их в большей мере занимает Космос, мироздание. Они считали, что существуют общие законы космоса, которым подчиняется все сущее и существующее, включая человека. Эту мысль четко выразил в своем Логосе Гераклит. Софисты порывают с космологической традицией и объявляют человека мерой всех вещей (Протагор). Человек берется за точку отсчета оценки всего происходящего, он задает масштаб измерения мира. Однако эта продуктивная идея была самими же софистами доведена до абсурда, когда мнение каждого объявлялось истинным. Гений Сократа позволил ему сохранить основную мысль софистов - человек цент Вселенной - и уйти одновременно от релятивизма и субъективизма тех же софистов. Человеческое сознание есть не только выражение субъективных устремлений человека, но и носитель знания, содержание которого не зависит от людей. Это интерсубъективное содержание знания позволяет людям осуществлять познание мира и общение между ними. Однако откуда в сознании человека появляется нечто им не созданное, но задающее смысл всему наличному? Вот загадка, над которой мучительно размышлял Сократ. Он весь в сомнениях, прислушивается к внутреннему голосу, который нашептывает от имени Божества. Однако ни у каждого есть свой даймонион, да и божественное в душе слабо поддается философской рефлексии, поэтому Платон надындивидуальный слой человеческого сознания выносит в царство идей(эйдосов). Платоновские эйдосы начинают противостоять миру вещей как образцы. Складывается система объективного идеализма, благодаря которой порознь находятся сущности и то, сущностью чего они являются. Этот разрыв четко зафиксировал Аристотель и сформулировал ряд возражений в адрес своего учителя. Стагирит пытается соединять два мира. Он не хочет смириться с тем, что сущность предмета отрывается от самого предмета. Так возникает понятие формы (минимально общее, которое почти сливается с единичным, но все же не сливается с ним до неразличимости).Однако в конечном итоге форма Аристотеля стала поразительно походить на эйдосы Платона и тому есть веская причина: оба они под сущностью понимали нечто вечное, неизменное, равное самому себе. Для них предметом философии являлись сверхчувственные, неподвижные и вечные сущности, отличные от предмета естествознания (физики) и математики. Мир сверхчувственного отнес к области теологии. И хотя Аристотель отнес три из четырех своих основоположений (причин) к божественному учения, одновременно они сохранились в качестве предмета философии. Аристотель стремится придать философии научный характер, но не отказывается от предельных притязаний своей метафизики, включая в нее помимо материальной причины

также формальную, действующую и целевую. Тем самым Стагирит сохраняет в своей философии софийную направленность.

Контрольные вопросы:

1. Что такое апейрон Анаксимандра?

2. Что такое Логос Гераклита?

3. Какой вклад сделал Гераклит в становление диалектики?

4. Что понимали под числом пифагорейцы?

5. Какой вклад в развитие философии внесли элеаты?

6. Какие Вы знаете апории Зенона и в чем их смысл?

7. Какой вклад в развитие философии внесли софисты?

1. Какими характеристиками обладает атом Демокрита?

8. Какие виды эйдосов выделяет Платон?

9. Как Платон трактует учение о душе и познании?

10. Что такое форма Аристотеля?

11. Какие возражения выдвигал Аристотель в адрес Платона?

12. Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии Платона?

Тема 2.2. Средневековая философия.

1. Социальные, духовные и философские предпосылки возникновения средневековой философии.

2. Основные черты средневековой философии.

1. Патристика. Философско-теологическое учение Ав. Блаженного.

3. Схоластика. Философия Фомы Аквинского - вершина средневековой схоластики.

Литература

Основная (2. Гл. 3; 3. Гл. 1.2; 5. Гл.2.)

Дополнительная (19; 20. Гл. 3; 24. Кн.1; 25. Т. 2 Средневековье).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 299 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...