Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Эмпирический долг может вступать и нередко вступает в конфликт с общечеловеческим. Например, общечеловеческий долг требует быть честным и говорить только правду, а дружеский — защитить друга, который провинился и может быть наказан. Или общечеловеческий долг требует воздержаться от всякого насилия по отношению к другим людям, а патриотический настаивает на необходимости взять оружие в руки, чтобы защитить отчизну. Здесь проявляется то самое столкновение высших ценностей, о котором мы уже говорили. Служение высшим ценностям выражается в чувстве долга, и два вида долга могут столкнуться. Нередко решающими для выбора поведения оказываются в этом случае внеморальные привходящие факторы, скажем, человек по натуре робкий и кроткий найдет для себя аргументы в пользу пацифизма и христианского принципа «не убий», а другой, деятельный и напористый, даже будучи гуманистом, скорее всего возьмется за винтовку. Он обоснует свое поведение святостью долга перед Родиной, необходимостью отстоять ее интересы. Это лишь один из примеров, когда психология властно вторгается в нравственные отношения и образует с ними своеобразную амальгаму. Далее мы сможем еще не раз в этом убедиться.
Исторически содержание морального долга менялось.
В доклассовом обществе отношения между кровнородственными коллективами подчинялись «талионному праву». Оно гласило: «Око за око, зуб за зуб». Долгом членов племени было наказание иноплеменников, причинивших зло, но наказание, равное нанесенному ущербу. «Талион» требовал не десять жизней за одну, а жизнь за жизнь, т. е. он не позволял кровной мести разгуляться вплоть до тотального уничтожения чужаков. Его возникновение означало появление принципа уравнительности в межобщинных отношениях.
«Талионное право» действовало только применительно к другой общине и было запрещено внутри своей,
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 939 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!