Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

АРІСТОТЕЛЬ 2 страница



4. Автором суждения: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» является …

А) И. Кант;

Б) Гегель;

В) К. Маркс;

Г) Э. Фромм.

5. Формами бессознательного выступают …

А) Умозаключение;

Б) Сновидение;

В) Интуиция;

Г) Суждение;

Д) Озарение.

6. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» к социальным предпосылкам возникновения человека и его сознания относит …

А) Освобождение руки; Г) Общественную жизнь;

Б) Прямохождение; Д) Появление языка;

В) Труд; Е) Мышление.

7. Функцией сознания не является ….

А) Преобразующая;

Б) Моделирующая;

В) Отражательная;

Г) Художественная.

8. Следующий ряд: раздражимость, возбудимость, психика, сознание можно охарактеризовать как …

А) Атрибуты человеческого мозга;

Б) Ступени развития отражения в неорганической природе;

В) Свойства любых живых существ;

Г) Атрибуты органической природы.

9. Впишите ключевое слово:

«Противоположное осознанию внешнего мира осознание человеком своих стремлений, мотивов поведения, идеалов, ценностная оценка самого себя как чувствующего, понимающего и действующего существа, есть ________».

10. С позиции религии сознание по своей сущности …

А) Материально;

Б) Идеально;

В) Трансцендентально;

Г) Биологично.

Дополнительная литература

1. Видинеев И. В. Природа интеллектуальных способностей человека / И. В. Видинеев. – М., 1989.

2. Демин М. В. Анализ структуры сознания / М. В. Демин. – М., 1980.

3. Дубровский Д. И. Проблема идеального / Д. И. Дубровский. – М., 1983.

4. Иванов А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. – М., 1994.

5. Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М., 1991. Разд. III.

6. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление / Ф. Кликс. – М., 1985.

7. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание / Ф. Т. Михайлов. – М., 1990.

8. Природа и дух. Кн. 1-2. – СПб., 1995.

9. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М., 1998. Разд. II. Гл. II.

10. Ярвилехто Т. Мозг и психика / Т. Ярвилехто. – М., 1992.

Тема. Гносеология – философское учение о познании. Научное познание.

I. Интеллектуальная разминка

1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно- исторической практикой.

2. Субъективный образ объективного мира, которым осознанно располагает человек, идеальное воспроизведение действительности.

3. Раздел философии, изучающий общественную природу познания, его возможности, границы, отношение знания к действительности, выявляющий условия достоверного знания.

4. Какая эпоха характеризуется как «гносеологический поворот» в философии?

5. Воспроизведите формулировку основного вопроса гносеологии, данную И. Кантом.

6. Сомнение в достоверности добытых знаний.

7. Древнегреческий мыслитель, стоящий у истоков такой гносеологической установки.

8. Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей.

9. Способ теоретического освоения действительности.

10. Всеобщие понятия, в которых человек осознает мир.

11. Направление в гносеологии, полагающее чувственные восприятия основой и главной формой достоверного знания.

12. Система принципов и способов организации и построения познавательных действий, а также учение об этой системе.

13. Форма знания в виде научного предположения, требующая экспериментальной проверки.

14. Источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической и познавательной деятельности.

15. Отображение мира в духовных образах.

16. Постижение действительности с помощью теоретических средств.

17. Виды духовно-познавательной деятельности.

18. Знание, соответствующее какому-то моменту действительности.

19. Выделение определенных связей, отношений за счет отвлечения от всех остальных, главная особенность абстрактного познания.

20. Способность к рациональному мышлению называется _______.

21. Философское учение и метод, содержащие принципы рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении, развитии, единстве противоположностей.

22. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения.

23. Наука о законах и формах мышления.

24. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация истинного знания о действительности.

25. Свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном бытии, отношении к другим людям и богу.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Г. Галилей писал: «Философия записана в огромной книге, раскрытой перед нашими глазами. Однако нельзя прочесть книгу, не зная языка и не различая букв, которыми она написана. Написана же она на языке математики, а ее буквы – это треугольники, квадраты, кружки, шары, конусы, пирамиды и другие геометрические фигуры, без помощи которых ум человека не может понять в ней ни слова; без них мы можем лишь наугад блуждать по темному лабиринту».

· Что такое язык?

· Действительно ли философия написана на языке математики?

· Почему у Галилея сложилось такое мнение?

· Есть ли у философии свой язык? Каков он? Приведите примеры.

2. Процесс познания, по словам В. И. Ленина, «идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

· Каков смысл этого суждения?

· Что такое «живое созерцание»? Что такое абстрактное мышление?

· Исчерпывается ли ими процесс познания? Ответ аргументируйте.

3. «Во всем послушать жизнь стремясь,

Спешат явленья обездушить,

Забыв, что если в них разрушить

Одушевляющую связь,

То больше нечего и слушать» (Гете).

· Что значит «явленья обездушить»?

· Что такое «одушевляющая связь»?

· Против какой гносеологической установки предупреждает поэт?

4. «Истина не дается нравственно ущербному человеку», - писал русский религиозный мыслитель, представитель славянофильства И.В. Киреевский.

· С какой особенностью русской философии связано это суждение?

· Согласны ли Вы с ним?

· Разве безнравственные люди не познают мир?

· Почему для постижения истинного знания важна нравственная сторона дела?

· Сравните это высказывание Киреевского с суждением французского писателя Рабле: «Знание без совести – погибель души».

5. Прокомментируйте следующее утверждение: «Познать мир до конца – это было бы чудом сосчитанной бесконечности».

III. Заполните таблицы

1. Решение вопроса о возможностях и границах познания в истории философии

Гносеологическая установка

Сущность

Авторы и эпоха

1. Скептицизм

2. Агностицизм

3. Гносеологический оптимизм

4. Критицизм

2. Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистамиГносеологическая позиция Представители Суть спора Сила Слабость

аргументов

1. Эмпиризм

2. Рационализм

3. Иррационализм

3. Основные характерные черты истиныОсновные черты истины Содержание

характеристик Примеры

1. Объективность – субъективность

2. Абсолютность – относительность

3. Всеобщность - конкретность

IV. Тематика творческих заданий

1. Что значит знать?

2. Искажение истины и ее социальная опасность.

3. Вера как конструктивный компонент человеческого познания.

4. Многообразие универсальных критериев истинности знания.

5. Знание и понимание.

V. Тесты

1. Раздел философии, основной категорией которого выступает «истина»…

А) Онтология;

Б) Гносеология;

В) Эстетика;

Г) Аксиология.

2. «Гносеологический поворот» в философии связан с именами …

А) Ф. Бэкона;

Б) Ф. Аквинского;

В) Д. Локка;

Г) Б. Спинозы.

3. Соотнесите:

Автор Его гносеологическая позиция

А) Д. Локк; 1) Мистическая интуиция;

Б) Р. Декарт; 2) Эмпиризм;

В) Н. Кузанский; 3) Рационализм;

Г) Ф. Бэкон. 4) Сенсуализм

4. Практика это - …

А) Чувственное восприятие мира;

Б) Только материально-практическая деятельность людей;

В) Логическое обоснование действительности;

Г) Целеполагающая, чувственно-предметная деятельность людей по освоению и преобразованию действительности.

5. Классическим определением истины является …

А) Истина это – полезность, эффективность знания;

Б) Истина это – соответствие знания действительности;

В) Истина это – свойство самосогласованности знаний;

Г) Истина это - соглашение.

6. Наука как способ духовного освоения мира человеком возникает в

эпоху …

А) Античности;

Б) Средних веков;

В) Возрождения;

Г) Нового времени.

7. Впишите ключевое слово:

«_____ есть философская дисциплина, предметом которой выступает научное знание в его специальных характеристиках».

8. Направление в теории познания, основным источником познания считающее данные органов чувств, это - …

А) Эмпиризм;

Б) Рационализм;

В) Сенсуализм;

Г) Мистика.

9. На эмпирическом уровне научного познания используются такие методы, как …

А) Наблюдение;

Б) Идеализация;

В) Сравнение;

Г) Формализация.

10. Универсальный (философский) метод познания это – …

А) Описание;

Б) Наблюдение;

В) Синтез;

Г) Диалектика.

Дополнительная литература

1. Айдинян В. Ф. Система понятий и принципов гносеологии / В. Ф. Айдинян. – Л., 1991.

2. Андрюшенко М. Т. Познание и вера / М. Т. Андрюшенко. – Иркутск, 1990.

3. Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. – М., 1990.

4. Знание за пределами науки. – М., 1990.

5. Касавин И. Т. Познание в мире традиций / И. Т. Касавин. – М., 1990.

6. Козлова М. С. Вера и знание. Проблема границы / М. С. Козлова. //Вопросы философии. 1991. № 2.

7. Кураев А. О вере и знании без антиномий / А. Кураев. //Вопросы философии. 1992. № 7

8. Петрушенко В. Л., Щербатова Г. Н. Вера в духовном мире личности /

В. Л., Петрушенко, Г. Н. Щербатова. – Львов. 1989.

9. Микешина Л. А. Вера, знание, понимание / Л. А. Микешина // Объяснение и понимание в специальных общественных науках. – М., 1989.

10. Познание в социальном контексте. – М., 1993.

11. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. – М., 1987.

Тема. Диалектическое миропонимание и его альтернативы.

I. Интеллектуальная разминка

1. В древности под диалектикой понимали ______.

2. Родоначальником диалого-диалектического метода мышления был ______

3. В настоящее время диалектика понимается как _______.

4. Таким образом, главная проблема диалектики это – проблема ________.

5. Впервые на движение как состояние бытия и внутреннее его свойство обратил внимание _______.

6. Основное исходное положение, главная идея философского учения.

7. Назовите основные принципы диалектики.

8. Общее, объективно-необходимое, существенное отношение между явлениями, имеющее устойчивый и повторяющийся характер.

9. Основополагающими законами диалектики являются _______.

10. Главная альтернатива диалектики как метода познания _______.

11. «Ядром» диалектики выступает закон _______.

12. Направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, есть ______.

13. Философская категория, выражающая единство количественных и качественных характеристик объекта, границу, в пределах которой количественные изменения не влекут за собой изменения качества.

14. Необратимое, направленное, закономерное обновление действительности, появление новых форм действительности.

15. Методологическая установка, утверждающая всеобщий характер обусловленности явлений.

16. Механизм развития раскрывает закон ______.

17. Работа «Диалектика природы» написана ______.

18. Альтернативное диалектике мышление, заключающееся в механистическом, беспринципном соединении разнородных и часто противоположных взглядов и теорий, называется ________.

19. Метафизическая установка на абсолютное отрицание ценностей: будь то культура, смысл жизни, нормы поведения и др.

20. Какая категория диалектики лежит в основе следующего суждения: «Все есть яд, и все лекарство, тем или другим делает их лишь доза» (Парацельс).

21. Закон отрицания отрицания показывает _______ развития.

22. Философская категория для обозначения глубинных, внутренних связей и отношений.

23. Что такое «скачок»?

24. Постепенное (в противоположность революции) развитие есть ______.

25. Впервые целостную философскую теорию диалектики изложил _______.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».

2. Известный древнегреческий афоризм призывает:

«Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».

· Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.

· О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь?

· Сформулируйте этот закон и назовите его основные категории.

3. Поразмышляйте над следующим высказыванием:

«В диалектике отрицать не значит просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом… Я должен не только что-либо подвергнуть отрицанию, но и снова снять это отрицание. Следовательно, первое отрицание необходимо произвести таким образом, чтобы второе оставалось возможным… Но как этого достичь? Если я размолол ячменное зерно или раздавил насекомое, то хотя я и совершил первый акт отрицания, но сделал невозможным второй. Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие». (Ф. Энгельс).

· Что такое «первое отрицание»? Каковым оно должно быть, чтобы сохранилось развитие?

· Что такое «снятие», каковы его основные характеристики?

· Сформулируйте в заключение закон отрицания отрицания. Приведите свои примеры.

· Ответьте на вопрос, какой именно момент развития этот закон характеризует?

4. Диалектика это – учение о развитии, «наука о всеобщих законах развития природы, человеческого общества и мышления».

· Как изменялось понятие диалектики в историко-философском процессе?

· Назовите основные исторические формы диалектики.

· Что такое материалистическая диалектика и каковы ее альтернативы?

5. Прокомментируйте с точки зрения диалектики размышление неизвестного английского поэта XVIII века:

«Все в мире связано вокруг,

Примеры мы не будем множить.

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить».

III. Заполните таблицы

1. Исторические формы диалектикиФорма диалектики Представители Сущность и

специфические

характеристики

1. Древнекитайская

2. Античная

3. Немецкая классическая

4. Марксистская

2. Две концепции развитияПроблема Метафизическая

концепция Диалектическая

концепция

1. Существует ли

взаимосвязь явлений

и предметов?

2. Почему совершается

развитие? Что служит

его источником?

3. Происходит ли в

развитии образование

нового?

4. Имеется ли

направленность в

развитии? Какова она?

3. Социальные противоречия и их типыСоциальные противоречия подразделяются Типы Примеры

1. По характеру возникновения

2. По месту в системе

3. По роли в развитии

4. По характеру разрешения

IV. Тематика творческих занятий

1. Диалектика Сократа как искусство спора и диалога.

2. Диалектическая культура мышления и социального действия.

3. Диалектика как целостная философская теория.

4. Диалектическая логика и ее альтернативы.

5. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

V. Тесты

1. Первым в истории философии употребил термин «диалектика»…

А) Парменид;

Б) Сократ;

В) Аристотель;

Г) Энгельс.

2. Главная проблема диалектики это - проблема …

А) Материальности;

Б) Движения;

В) Развития;

Г) Сознания.

3. Определение диалектики как науки о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления относится к …

А) Материализму;

Б) Идеализму;

В) Плюрализму.

4. Завершите определение:

«Самоорганизация материи есть создание, совершенствование, воспроизводство самих себя за счет __________».

5. Мир как взаимосвязанное и развивающееся целое рассматривает …..

А) Метафизика;

Б) Эклектика;

В) Диалектика;

Г) Софистика.

6. Впишите ключевое слово:

«_______ есть система принципов и способов организации и построения познавательной деятельности, а также учение об этих системах».

7. Соотнесите:

Философская позиция Автор

А) Материалистическая 1) Адорно;

диалектика;

Б) Объективно-идеалистическая 2) Ф. Энгельс;

диалектика;

В) Субъективно-идеалистическая 3) Гегель;

диалектика;

Г) Негативная диалектика. 4) Кант.

8. «Отцом» диалектики называют …

А) Демокрита;

Б) Платона;

В) Гераклита;

Г) Парменида.

9. Дополните пары категорий (по принципу: необходимость - случайность):

А) Единство - …

Б) Сущность - …

В) Содержание - …

Г) Причина - …

10. Категории: «свойство», «мера», «скачок», «постепенность», «эволюция», «революция» относятся к закону ….

А) Единства и борьбы противоположностей;

Б) Причинности;

В) Взаимного перехода количественных изменений в качественные;

Г) Отрицания отрицания.

Дополнительная литература

1. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М., 1988.

2. Грант В. Эволюционный процесс / В. Грант – М., 1991.

3. Диалектика в науках о природе и человеке. – М., 1989.

4. Лосев А. Ф. Страсть к диалектике / А. Ф. Лосев. – М., 1990.

5. Кедров Б. М. Беседы о диалектике / Б. М. Кедров. – М., 1989.

6. История диалектики. – М., 1980.

7. Материалистическая диалектика как научная система. – М., 1983.

8. Моисеев Н. Н. Алгоритмы развитии / Н. Н. Моисеев. – М., 1987.

9. Селиванов Ф. А. В мире сплетения причин и следствий /

Ф. А. Селиванов. – М., 1991.

10. Ротенфельд Ю. А. Неклассическая диалектика / Ю. А. Ротенфельд. – М., 1993.

11. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – Т. 20.

Тема. Человек как объект философского осмысления.

I. Интеллектуальная разминка

1. Философская дисциплина, в центре интересов которой стоит вопрос о человеке как особого рода сущем, осмысливаются природа, сущность, специфика его бытия.

2. Родоначальником философии человека считают ________.

3. Кому из древних философов принадлежит суждение о человеке как о «существе политическом»?

4. Статус человека как самоценной личности, соизмеримой в своих возможностях с божеством, был создан в эпоху _________.

5. Идея о том, что «человек – существо деятельное», создает особый мир – мир культуры и нравственности, где и реализуются его способности, впервые высказал _________.

6. Термин «антропология» в 1501 году вводит в оборот автор работы «Антропология человеческого достоинства, его природы и его особенности» __________.

7. Высшая ступень развития живого на Земле, отличающаяся тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями, есть _______.

8. Способность человека ответственно действовать в соответствии со своими целями и интересами в условиях выбора и познания объективной необходимости.

9. Понимание человеком того, зачем и во имя чего он живет, совершает те или иные поступки, действия.

10. Специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, активность людей, обусловленная их потребностями, интересами и целями.

11. Решающими факторами, позволившими нашему далекому предку выделиться из животного мира, стали ________.

12. Философское учение, акцентирующее внимание на антагонизме природного и социального начал в человеке, приоритете сексуальных импульсов, бессознательного в культуре ___________

13. «Человек есть мера всех вещей …», - сказал в свое время _______.

14. Кому принадлежит высказывание: «Поприще философии в широком смысле можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать? 3.На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?»

15. Какая эпоха в большей степени обратилась к человеку, поставив его в центре мироздания?

16. Как называется такая картина мира, где человек - центр Вселенной?

17. Главная витальная ценность человека это _________

18. Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

19. Процесс усвоения знаний и навыков, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социокультурным окружением.

20. «Природа человека всецело социальна», – так утверждают представители ______ теории.

21. Радость и счастье человека заключены в жизни разумной, духовной, свободной от страхов и предрассудков. Такую точку зрения проповедовал древнегреческий философ ______.

22. Современное философское направление, оперирующее понятиями: «страх», «отчуждение», «забота», «заброшенность», «смерть» как фундаментальными в понимании человеческого бытия.

23. Неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.

24. Система социальных действий, реализующих теоретическое видение человека как высшей ценности.

25. Позиция моральной ответственности за целое (семья, род, общество, человечество), которому принадлежит человек, выражающая то, что человек есть существо, открытое миру и потому «отвечающее за все».

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты…», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли…»

· Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика философско-антропологического знания?

· В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?

· Зачем оно необходимо современному человеку и науке?

· Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?

2. С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах…. но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…».





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1657 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.034 с)...