Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Входит ли Бог в состав других вещей?



Представляется, что Бог входит в состав других вещей.

1. Ибо Дионисий говорит в сочинения О небесных иерархиях (гл. 4): “Бытие всех есть то, что выше бытия - Божественность (deitas)”[62]. Но бытие всех вещей входит в состав всего. Поэтому Бог входит в состав других вещей.

2. Кроме того, Бог есть форма. Ведь Августин говорит в книге О Слове Божием, что “ Слово Бога (которое есть Бог) является несотворенной формой ”.[63] Форма же - часть составного. Поэтому Бог - часть чего-то составного.

3. Кроме того, все, что существует, никак не отличаясь одно от другого, - это одно и то же. Но Бог и первая материя существуют и никак не отличаются друг от друга. Поэтому они тождественны. Но первоматерия входит в состав вещей; а потому входит и Бог. Доказательство меньшей посылки [что Бог и первоматерия никак не отличаются друг от друга]: если вещи различаются, они отличаются некоторыми отличиями, а потому должны быть составными. Но Бог и первоматерия совершенно просты. Поэтому они никак не отличаются друг от друга.

Напротив, Дионисий говорит в сочинении О Божественных именах (гл. 2): “Не может быть никакого прикосновения к Нему”, т.е. к Богу, “и никакого иного приобщения, как бы посредством присоединения к [Его] частям [64] ”. [65]

Кроме того, “первая причина правит всеми вещами, не смешиваясь с ними”, как говорится в книге О причинах. [66]

Отвечаю: Надобно сказать, что по этому пункту имеются три заблуждения. Одни утверждают, что Бог - это мировая душа, как это явствует из [слов] Августина в книге VII О граде Божием (гл. 6). Это практически совпадает с мнением утверждающих, что Бог - это душа первого [высшего] неба. Иные же говорили, что Бог - это формальное начало всех вещей; таково, говорят, было учение амальрикан (Almarianorum).[67] Третье - заблуждение Давида Динанского (David de Dinando), который совершенно нелепо учил, что Бог - это первоматерия. Все эти [мнения] содержат нечто, явно ложное; ибо невозможно для Бога входить в состав чего-либо, ни как формальное, ни как материальное начало.

Во-первых, поскольку Бог - первая действующая причина. Действующая же причина не тождественна форме вещи, которой она является причиной, по числу, а тождественна только по виду: ибо человек рождает человека. Материя же не может быть ни по числу, ни по виду тождественна с действующей причиной, ибо первая лишь потенциальна, последняя же актуальна.

Во-вторых, поскольку Богу присуще действовать первично и самому по себе (per se), так как Он - первая действующая причина. Но то, что входит во что-то составное, не является действующим первично и само по себе; скорее так действует составное. Ведь не рука действует, но человек действует рукой; и огонь нагревает посредством своего тепла. Следовательно, Бог не может быть частью чего-то составного.

В-третьих, поскольку никакая часть составного не может быть просто (simpliciter) первой среди всего сущего - ни материя даже, ни форма, хотя они суть первичные части всего составного. Ибо материя потенциальна, а потенция как таковая (simpliciter) является последующей в отношении к акту, что явствует из вышесказанного (3, 1). Форма же, являющаяся частью составного, - это форма приобщенная (forma participata); [68] и как приобщающееся (participans - то, что причастно), является последующим по отношению к тому, что существует как таковое через сущность (per essentiam), таким же образом и то, благодаря чему нечто причастно (ipsum participatum); наподобие того, как огонь в раскаленных предметах является последующим по отношению к огню, который таков по своей сущности (per essentiam). [69] Но было показано, что Бог - абсолютно (просто) первое сущее (2, 3).

На первый довод следует сказать, Божественность называется бытием всех вещей, в смысле действующей причины и образца (effective et exemplariter), но не в смысле бытия через сущность (per essentiam).

На второй довод следует сказать, что Слово - это форма-образец (forma exemplaris), а не форма, являющаяся частью составного.

На третий довод следует сказать, что простые вещи не различаются какими-то иными [видовыми] отличиями, ибо это - свойство составных вещей. Так человек и лошадь отличаются их [видовыми] отличиями, каковы разумное и неразумное; сами же [видовые] отличия не отличаются друг от друга посредством еще каких-то иных [видовых] отличий. Значит, ради точности лучше сказать, что они не отличаются, но различны. Вот почему, согласно Философу, [70] “вещи, которые различны, абсолютно разные, а вещи, которые отличаются, отличаются чем-либо”. Поэтому, строго говоря, первоматерия и Бог не отличаются, но они различны сами по себе. Следовательно, они не одно и то же.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 292 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...