Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Есть ли Бог то же самое, что Его сущность или природа?



Представляется, что Бог не то же самое, что Его сущность или природа.

1. Ибо ничто не может быть в себе самом. Но говорится, что субстанция или природа Бога - т.е. Божественность - находится в Боге. Поэтому кажется, что Бог не то же самое, что Его сущность или природа.

2. Кроме того, действие (effectus) подобно своей причине: ведь всякое действующее производит себе подобное. Но в сотворенных вещах основа[50] не тождественна природе вещи: человек ведь не то же самое, что его человечность. Поэтому Бог не то же самое, что Его Божественность.

Напротив, о Боге сказано, что Он есть сама жизнь, а не только, что Он живой: “Я есмь путь и истина и жизнь” (Иоан. 14, 6). А отношение между Божественностью и Богом такое же, как отношение между жизнью и чем-то живым. Поэтому Бог есть сама Его Божественность.

Отвечаю: Надобно сказать, что Бог - то же самое, что Его сущность или природа. Для уяснения этого следует принять во внимание, что в вещах, составленных из материи и формы, природа или сущность должны отличаться от основы, так как сущность или природа содержат в себе только то, что включено в определение вида; как например, “человечность” содержит в себе все то, что включено в определение человека, ибо именно благодаря этому человек есть человек; это-то человечность и означает, а именно, то, посредством чего человек есть человек. Индивидуальная же материя, со всеми индивидуализирующими ее акциденциями, не включена в определение вида. Вот это мясо, эти кости, эта белизна или чернота, и прочее, - все это не включено в определение человека. Оттого это мясо, эти кости и акцидентальные качества, отличающие эту особую материю, не входят в человечность; и тем не менее они входят в вещь, которая есть человек. В силу этого человечность и человек не являются совершенно тождественными. Человечность означает формальную часть человека, потому что начала, посредством которых определена вещь, считаются формальными по отношению к индивидуализирующей материи.

С другой стороны, в вещах, не составленных из материи и формы, в которых индивидуация не обусловлена индивидуальной материей, - т.е. “этой” материей, - но формы индивидуализированы сами собою, необходимо, чтобы формы сами были пребывающими основами (supposita subsistentia).[51] Поэтому основа (suppositum) и природа в них не различаются. Итак, поскольку Бог не составлен из материи и формы, как уже показано (3, 2), Он должен быть своей собственной Божественностью, своей собственной Жизнью и всем прочим такого рода, что бы ни сказывалось о Боге.

На первый довод следует возразить, что мы можем говорить о простых вещах, только как если бы речь шла о составных вещах, от которых производно наше знание. Поэтому, говоря о Боге, мы используем конкретные имена, чтобы обозначить Его как нечто самостоятельно сущее (subsistentiam), поскольку для нас только те вещи существуют как нечто самостоятельное (subsistunt), которые являются составными; и мы используем абстрактные имена, чтобы обозначить Его простоту. Так что высказывания, что Божественность, или жизнь, или что-либо тому подобное есть в Боге, следует отнести за счет того различия, которое присуще восприятию нашего разума (intellectus), а не какого-то реального различия.

На второй довод следует сказать, что произведенное (effectus) Богомподобно Ему не совершенным образом, но лишь насколько возможно; и именно ущербностью подобия объясняется то обстоятельство, что нечто простое и одно может быть представлено только посредством многого. И таким образом в произведенное (effectus) Богом привходит составленность, а потому в них основа (suppositum) не то же самое, что природа.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...