Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Существуют ли в Боге какие-либо акциденции?



Представляется, что в Боге существуют акциденции.

1. Ибо субстанция ни для чего не является акциденцией, как говорит Аристотель в книге I Физики (гл. 3; 186 b 1-2). Поэтому то, что в чем-то одном является акциденцией, не может в другом быть субстанцией. Так, [например], доказывается, что тепло не может быть субстанциальной формой огня, поскольку оно является акциденцией в других вещах. Однако мудрость, сила и тому подобное, которые в нас являются акциденциями, - атрибуты Бога. Поэтому в Боге существуют акциденции.

2. Кроме того, в каждом роде есть одно первое [начало]. Но существуют многие роды акциденций. Поэтому если первое из каждого рода не находится в Боге, то будет множество первых [сущих], помимо Бога, - что нелепо.

Напротив, всякая акциденция находится в субъекте [ т.е. подлежащем]. Но Бог не может быть подлежащим, ибо “простая [чистая] форма не может быть подлежащим”, как говорит Боэций в книге О Троице. [57] Поэтому в Боге не может быть никакой акциденции.

Отвечаю: Надобно сказать, что из прежнего рассуждения совершенно очевидно, в Боге не может быть никакой акциденции.

Во-первых, поскольку подлежащее относится к своим акциденциям, как потенция к акту; ибо подлежащее в некотором смысле актуализируется своими акциденциями. Но, как было показано (2, 3), быть в потенции абсолютно не присуще Богу.

Во-вторых, поскольку Бог есть Его собственное существование. А, как говорит Боэций в Гебдомадах, “хотя то, что есть, может иметь нечто иное, присоединенное к нему, самое бытие, однако, ничего иного, присодиненного к нему, иметь не может”. [58] Подобным образом, некая теплая субстанция может иметь что-то совершенно иное, чем тепло, например, белизну; но само тепло не может иметь ничего, кроме тепла.

В-третьих, поскольку все, что существует само по себе, предшествует тому, что существует акцидентально. Следовательно, так как Бог - первое сущее, [первое не в каком-либо отношении, а] просто (simpliciter) первое, в Нем не может быть ничего акцидентального. Не может Он также иметь какие-то сущностные акциденции (accidentia per se), наподобие того как способность смеяться - сущностная акциденция человека; ибо такие акциденции обусловлены началами подлежащего. Однако в Боге не может быть ничего обусловленного [иными причинами], ибо Он - первая причина. Из этого вытекает, что в Боге нет никакой акциденции.

На первый довод следует сказать, что сила и мудрость не предицируются Богу и нам в одном и том же смысле (univoce), как в дальнейшем будет показано (13, 5). Поэтому неверно заключение, что акциденции существуют в Боге так же, как и в нас.

На второй довод следует сказать, что, поскольку субстанция предшествует своим акциденциям, начала акциденций сводимы к началам субстанции, как к предшествующему. Хотя Бог не является первым применительно к роду субстанции, все же Он является первым в отношении ко всему сущему, помимо всякого рода.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 242 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...