Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВИМПЕРГ – (лат. wimper – ресница) – остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий; украшались ажурной рельефной резьбой. 4 страница



НЕОЛИТ – новый каменный век, период (ок. 8 – 3-го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство), хотя присвоение продолжало играть большую роль. В эпоху Н. орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – переход в неолите от присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) хозяйства к производящему (земледелию, скотоводству) к оседлому образу жизни.

НЕОРЕАЛИЗМ (от греч. neos – новый и позднелат. realis – вещественный, действительный) – направление в итальянском кино и литературе 40–50-х гг. XX в., возникшее на волне антифашистского Сопротивления, борьбы за демократическое национальное искусство. Большую роль в создании Н., ставшего как бы модификацией критического реализма и нацеленного на показ жизни естественной, «разгримированной», сыграли режиссеры и сценаристы, объединившиеся вокруг журнала «Бьянко э неро» (Дж. Де Сантис, Л. Висконти, К. Лидзани, М. Антониони). В литературе главными представителями Н. были В. Платолини, К. Леви, Э. де Филиппо.

Неотомизм – течение современной католической философии и философии культуры, опирающееся на учение Фомы Аквинского, утверждавшего, что «природа завершается в благодати, а разум – в вере» (соч. «Сумма теологии»).

Человек есть сложная субстанция, состоящая из двух простых - души и тела. Цель и смысл существования Личности – созерцание божественного абсолюта, ведущее по пути обретения интеллектуальных, нравственных и теологических добродетелей. В трудах современных культурфилософов Человек рассматривается как существо, предрасположенное к самопревосхождению – трансценденции в своем тяготении к божественному абсолюту. Культурно-исторический процесс не связывается с оптимистически осмысливаемым постоянно нарастающим совершенствованием человека, а предстает полным трагических коллизий, т.к. гуманистические ценности в нем далеки от воплощения в реальную жизнь. В данной связи теоретики апеллируют к наследию М. Вебера, К. Ясперса и др. философов, обращавшихся к теме кризиса культуры.

НЕФ – одна из отделенных друг от друга продольных или поперечных частей базилики.

Ноосфера - (сфера разума) – особый этап в развитии биосферы, в котором решающее значение приобретает духовное творчество человека. Понятие Н. было введено в начале XX в. французским философом Э. Ле Руа, взявшим за основу учение Вернадского о значении биогеохимических процессов в развитии биосферы. Он полагал, что оживление вещества и очеловечивание жизни – закономерные этапы геологического развития Земли, и утверждал, что дальнейшая эволюция человека связана с переходом к эпохе, когда решающее значение приобретут мысль и дух. В основе Н. лежат представления Плотина о переходе Единого в Ум и Душу. Плотин писал об истечении непознаваемого Единого, создающего все сущее. Сначала создается мировой Ум, представляющий собой совокупность множества идей. Ум порождает мировую душу, которая, одушевляя неживое вещество, творит чувственный мир. Но, достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем приобщиться к Единому. У Вернадского – Человек, охвативший научной мыслью всю планету, движется в направлении постижения Божественных законов. По его мнению, появление на Земле массовой жизни явилось отголоском повсеместно действующих космических сил; при этом живое вещество, составляя по объему и весу сотую долю процента биосферы, стало в ней геологически ведущей силой и определило все идущие в ней процессы. Господствующее положение живого вещества стало возможным благодаря его способности к самоорганизации, усложнению и возникновению мысли.

О

Образ - явление, возникающее как результат восприятия одного объекта в другом, претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно доступную форму. Для культуры О. чрезвычайно важен, т.к. культура в своем происхождении и содержании есть претворенное первичное бытие: природное, человеческое или божественное; в этом смысле культура сама – О.

О. представляет собой целостность, состоящую из чувственно воспринимаемой «оболочки», включающей идейный и эмоциональный аспекты. Каждый из компонентов играет важную роль, и в своем взаимодействии они задают смысл О. Как носитель значения смысла О. есть знак. Он является необходимым условием деятельности образного мышления, расширяющего многообразие культуры и углубляющего ее содержание.

Образ жизни – системная и нормированная совокупность форм жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования. О.ж. включает в себя производственную, трудовую деятельность человека, культуру поведения, «культуру потребления» социальных благ, отличающуюся у разных народов своей спецификой.

О.ж. – высоконормативная сфера обыденной жизнедеятельности людей, которая определяется и этнокультурными традициями данного народа и особенно его социальной инфраструктурой.

Образование – средство социального воспроизводства сообщества, связанное с решением задач социализации и инкультурации личности, обучаемой посредством трансляции ей фрагментов общего и специализированного социального опыта, накопленного человечеством в целом и сообществом в частности; введение человека в нормы и правила социальной и культурной адекватности обществу, обучение его специализированным знаниям, умениям и навыкам продуктивной деятельности в рамках осваиваемой им социально-функциональной роли.

О. делится на общее и специализированное (профессиональное). Общее О. преследует преимущественно цели инкультурации личности и потому тесно связано с задачами воспитания, в процессе которого человек усваивает нормы, правила и ценности обыденного поведения, сознания и взаимодействия с другими людьми на примерах повседневного образа жизни. Специализированное О. – это подготовка уже не «потребителя» культуры, а ее «исполнителя» и «творца». Именно этому и посвящено профессиональное О. (среднее специальное, высшее профессиональное, послевузовское повышение квалификации).

Обычай – наиболее простой тип культурной регуляции на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленным нормам. В отличие от привычек О. имеет социальную природу и играет важную роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или же взрослого человека в инокультурной среде. В таких случая О. может резко поворачивать естественную и привычную жизнь индивида. Такого рода формализованные О., совершаемые в определенном месте и в определенное время называют обрядами.

ОРДЕР АРХИТЕКТУРНЫЙ – определенное сочетание несущих и несомых частей строечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. О. включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система О. сложилась в Древней Греции; осн. О. получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский.

ОРНАМЕНТ – (от лат. ornamentom – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ – термин введен в научный оборот К. Ясперсом; под О.В. он понимает эпоху, когда осуществился прорыв от мифологических культур к философии, религии, науке (VIII – II вв. до н. э.). К осевому времени примкнули индоевропейцы, семиты, китайцы, остальные народы либо исчезли, либо, стагнируя, остались на архаической ступени. По мнению К. Ясперса с О.В. начинается единство человеческой истории.

П

ПАЛЕОЛИТ – древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. П. продолжался с возникновения человека (свыше 2 млн. лет назад) примерно до 10-го тыс. до н. э.

ПАЛЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – переход в палеолите к экзогамии – т. е. исключение из брачных отношений ближайших родственников, запрет инцеста потребовал общественной регуляции брака, появились род и семья, т. е. произошла замена биологически эволюционного развития на исторический, причем в сжатые сроки по сравнению с темпами антропогенеза.

ПАНТЕОН – (лат. pantheon, от греч. раn – все + theos – бог – место, посвященное всем богам) – 1) «храм всех богов»; 2) Усыпальница выдающихся людей (П. в Риме и Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне); памятник древнеримской архитектуры (около 125 н. э.). Величественная ротонда, перекрытая полусферическим кессонированным куполом, с центрическим световым отверстием. Тонко найдено равновесие между высотой и диаметром П.

Парадигма - (от греч. рaradeigma - пример, образец) – образец, модель, существующая для обозначения преобладающих в деятельности определенного научного сообщества проблем и решений. П. представляет собой классическую научную разработку, которая воспринимается представителями научной школы или конкретной дисциплины в качестве образца и становится основой научной традиции.

Смена П.- нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами, это смена отношений к объекту исследования, предполагающая изменение исследовательских методов и целей, а иногда и смена самого предмета исследования.

ПАРСУНА – (искажение слова «персона») – условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца 16–17 вв., сохраняющих приемы иконописи.

ПАРФЕНОН – храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник Древне-греческой высокой классики. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом (447–438 до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат) замечателен величественной красотой форм и пропорций. Статуи фронтонов, рельефы метоп и фриза (окончены в 432 до н. э.) созданы под руководством Фидия.

ПАТЕРИК – (греч. paterikon, от pater – отец) – сборник жизнеописаний, порой фантастических, отцов церкви, монахов какого-либо одного монастыря, обычно признанных церковью святыми.

ПЕРВИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ – непрогрессивная форма существования человеческого сообщества, отождествляемая с культурой дописьменных народов.

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО – искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло в позднем палеолите около 30-го тыс. до н. э., отражая потребности жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль, Поздние этапы П. И. связаны с разложением первобытного строя.

ПЕРИПТЕР – основной тип древне-греческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой.

ПЛЕБС – (лат. lebejus – простой народ) – в Древнем Риме первоначально свободное население, не входящее в общину и не имевшее права на пользование землей. «Плебей» - презрительное – простолюдин, человек низкого статуса.

ПОЛИС – (греч. polis – город, государство) – тип общественного и государственного устройства в античном мире (Древняя Греция, Древний Рим), опиравшегося на экономический и политический суверенитет общины свободных собственников и производителей – граждан П. Он состоял из самого города и прилегающей к нему территории. Важной особенностью П. было совпадение политической и военной организации, т. е. полис сочетал экономические, политические и военные функции. В П. зародились основы демократии.

ПОП-АРТ – (англ. рор агt, сокр. от рорulаг аrt – общедоступное искусство) – одно из течений в искусстве модернизма. Повторяя экстравагантные приемы дадаизма, представители П.-а. используют в своих композициях реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, части машин) и их механические копии (фотографии, муляж, репродукции, вырезки из комиксов и иллюстрированных журналов), эстетизируя, возводя в ранг искусства случайное их сочетание. Предметные композиции и коллажи в стиле П.-а. строятся либо на условном абстрагировании этих формальных качеств, либо наих констрапунктическом сопоставлении со смыслом вещи.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 372 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...