Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВИМПЕРГ – (лат. wimper – ресница) – остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий; украшались ажурной рельефной резьбой. 2 страница



ИКОНОГРАФИЯ – (греч. eikon –изображение + графия) – 1) систематическое изучение и описание изображений какого-либо сюжета или лица, истолкование их смысла, символики, атрибутов); 2) строго установленные правила изображения определенного сюжета или лица; в средневековом искусстве, связанном с религиозной тематикой, художник должен был неукоснительно следовать иконографическим образцам; 3) совокупность изображений какого-либо лица или мифологического персонажа.

ИКОНОСТАС – (от икона и греч. stasis – место стояния) – перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас – это монументально-декоративное убранство храмов. Чины располагаются один над другим в строгой последовательности: внизу ряд так называемых местных икон, выше – «деисусный» чин (включая иконы с изображением Христа и обращенных к нему Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов), еще выше – «праздничный» (с изображением главных эпизодов из жизни Христа и Богоматери) и «пророческий» чины.

ИМАЖИНИЗМ – (фр. image – образ) – декадентское литературное направление в английской и американской поэзии 10-20-х гг. ХХ в.; в России – группа поэтов (1919–1927), в которую входили А. Б. Мариенгоф, С. А. Есенин, В. Г. Шершеневич и др. Имажинисты исходили из формалистического представления о том, что литературное творчество сводится к созданию словесных образов, каждый из которых имеет самостоятельное значение и не требует смыслового единства с другими образами, культивировали игру ритмов. Они заявляли, что «единственным законом искусства и несравнимым методом является выявление жизни через образ и ритмику образов».

ИМИТАЦИЯ – (лат. imitato – подражание) – в искусстве подражание какому-либо стилю, направлению, школе, манере мастера или свойствам определенного материала с помощью совершенно иных средств, приемов, материалов. Употребляется либо в положительном смысле, когда это обусловлено художественными задачами или оговаривается специально, либо в отрицательном – как синоним обмана, подделки, часто в коммерческих целях.

ИМПРЕССИОНИЗМ – (фран. impressionnisme, от impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети ХIХ – начала ХХ вв. Название импрессионизм возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина художника К. Моне “Впечатление. Восходящее солнце”. Импрессионизм утверждает красоту повседневной действительности, простых демократических мотивов, добивается живой достоверности изображения. Во многих картинах импрессионистов акцентируется как бы случайно пойманный взглядом переходящий момент непрерывного течения жизни, сохраняются непредвзятость, сила и свежесть первого впечатления, позволяющие схватить в увиденном неповторимое и характерное. Произведения импрессионистов отличаются жизнерадостностью, увлеченностью чувственной красотой мира. Но в целом ряде работ К. Моне и Дега присутствуют горькие, саркастические ноты. Особенность живописи – письмо локальным цветом (краски не смешиваются на палитре, мазок произвольной формы).

ИНВЕРСИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ – (от лат. inversio – перестановка) –1) в социологии культуры обозначает процессы развития ценностей на чуждой им основе – ценностей модернизации на базе традиционализма и ценностей традиционализма на базе модернизации, приводящие к изменению смысла явлений и процессов так, что они становятся прямо противоположными; 2) А. С. Ахиезер использует термин «инверсия» как оппозицию медиации; И. – упрощение, для нее существует только черно-белое, враги-друзья и т.д., вся культура есть бесконечно усложняющаяся система дуальных оппозиций – первичных клеточек культуры. Для инверсии характерна абсолютизация полярностей и минимум интереса к их взаимопроникновению. Инверсии чужда середина, т.е. медиация; 3) Инверсия – частный случай циклических культурных изменений (социокультурная динамика), которые совершаются по типу так называемых маятниковых качаний от одного полюса значений к другому и обратно. Возникает, как правило, в обществах, где не сложилось устойчивого культурного ядра. Возврат к прежней системе ценностей в человеческом обществе не может быть тотальным, поэтому инверсии в чистом виде как таковой не бывает.

ИНДУИЗМ – религия наиболее распространенная в современной Индии; возникла около V в. н. э. И. пришел на место ослабленных буддизма и джайнизма. Ритуалы, религиозная практика и религиозные взгляды И. возникают на основе древней Ведической литературы и практики брахманизма. Главными богами И. стали Вишну и Шива. В И. нет жестких догматов, высока степень веротерпимости. Это делает религию пластичной и в настоящее время она по-прежнему распространена в Индии.

ИНКВИЗИЦИЯ – (лат. inguisito – розыск, расследование) – в католической церкви ХIII – ХIХ вв. церковно-полицейское учреждение для борьбы с ересью. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток. Еретики обычно приговаривались к сожжению на костре. И. особенно свирепствовала в Испании. Жюль Бессах приводит данные, что до начала ХVIII в. суды инквизиции уничтожили в Европе 9 440 000 человек.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ – (лат. en – в +cultures – возделывание, культивирование) – процесс «вхождения» в культуру, приобщение индивида к культуре, усвоение им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре. В узком смысле И. обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком, в широком смысле И. понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом, в этом смысле данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, приспосабливающимся к новым культурным условиям. Термин И. введен Херасковицем в 1948году.

ИНКРУСТАЦИЯ – (лат. incrustatio – изображение или орнамент из пластинок различного материала (кости, дерева, перламутра и пр.), которые врезываются в поверхность вгладь.

ИНКУНАБУЛЫ – (лат. incunabula – колыбель, раннее детство; первые шаги) – первые печатные книги, относящиеся к начальной поре книгопечатания в Европе (1454–1456), когда Иоганном Гутенбергом была напечатана первая книга. И. считаются книги, печатавшиеся до 1500 года включительно.

Инновации – механизм формирования новых технологий, которые способствуют социокультурным изменениям. Процессы инновации зависят от человеческой способности к творчеству и от возможностей сообщества принимать результаты этого творчества. Соотношение между традицией и новацией зависит от исторических условий, определяющих развитие человеческого сообщества. Некоторые культуры обладают традицией общественной поддержки Инноваций.

ИНСТАЛЯЦИЯ – (фр. installation – устройство, размещение) – разновидность устройства, подчеркивающая самоценность предметов (подлинных и бутафорских) и способов их размещения в замкнутом или открытом пространстве. В И. гротескный характер подборки объектов демонстрации (кипы газет, овощи, технические устройства и проч.) позволяет многократно усиливать мистический и алогичный характер той или иной пространственной «скульптуры».

ИНТАРСИЯ – (ит. intarsio) – вид инкрустации на деревянных предметах (мебели и т. п.), составленной из пластинок дерева других пород и цвета.

Интеграция – согласованность и взаимозависимость между элементами системы, обеспечивающие единство системы, ее сохранение, гармоничное функционирование, устойчивость и стабильность. В зависимости от рассматриваемой системы используются термины: «культурная И.», «социальная И.», «социокультурная И.». Понятие И. использовалось с древности под разными наименованиями («гармония», «согласие», «солидарность», «консенсус» и др.). И. может рассматриваться как качественная, так и количественная характеристика системы.

Интерпретация – 1) общенаучный метод с определенными правилами перевода формальных символов и понятий;

2) в гуманитарном знании истолкование текстов. И.- фундаментальный метод работы с текстами как знаковыми системами, он предстает в единстве явных и неявных, невербализованных значений, буквальных и вторичных, скрытых смыслов. Смыслополагание и считывание смыслов текста традиционно обозначается двумя терминами: пониманием и интерпретацией. Понимание трактуется как искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием другому, а И., соответственно, как истолкование знаков и текстов, зафиксированных в письменном виде.

ИНТРАВЕРТ – тип личности, ориентированный на достижение духовного совершенства, склонный к самоанализу, принимающий внешнюю практическую деятельность как неизбежное зло. Как интравертный определяется психологический тип православной личности или иоанновский тип человека – по аналогии с апостолом Иоанном, душа которого была устремлена в горние выси (его символ орел), тяготея более к внутренней, созерцательной, нежели практической, внешней стороне.

Интуитивизм - философско-эстетическое течение, противопоставляющее интуицию как средство философского познания рассудочному мышлению. И. в эстетике абсолютизирует интуицию как момент непосредственного осознания в эстетическом восприятии и эстетической оценке художника. Интуитивное видение мира и человека противопоставляется рациональному истолкованию природы, истории, общества и личности, этики и эстетики. И., упраздняя границы между субъектом и объектом, познанием и действительностью, толкует последнюю как знание – бытие. (Лосский). И. оказал глубокое влияние на художественную культуру ХХ в., прежде всего, на многочисленные школы и течения модернизма. Интуитивистская идея ассоциативной эмоциональной памяти оказалась созвучна постмодернистскому видению искусства, эстетики и культуры в целом.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР – один из трех главных древнегреческих архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой и стволом, прорезанными вертикальными желобками, капитель состоит из двух крупных завитков. Ионический ордер отличается от дорического большей легкостью пропорций и более богатым декором всех частей. Особенно широко был распространен в Греции в эпоху эллинизма.

ИСИХАЗМ – (от греч. hesychia – покой, безмолвие, отрешенность) – мистическое течение в Византии. В широком смысле учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания.

Искусствознание – совокупность наук о всех видах художественного творчества и их месте в сфере человеческой культуры. И. дает богатейший материал для культурологии, т.к. искусство, являясь квинтэссенцией культуры, представляет ее в наиболее наглядной, выразительной и психологически доступной форме.

И. делится на три основных раздела: историю искусства, которая систематизирует и описывает наличный и вновь открываемый материал; теорию искусства, обобщающую накопленные данные; художественную критику, выражающую реакцию на произведение. На протяжении почти пяти веков, когда И. приобретает самостоятельную историю, его разделы меняли свои иерархические позиции. В XX в. внутри И. устанавливается равновеликая значимость истории, теории и критики. В конечном счете И. можно назвать нервной тканью культурологии, которая позволяет особенно чутко и адекватно откликаться на вызовы времени.

ИСЛАМ, МУСУЛЬМАНСТВО – (ар.) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII., в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем И. считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие – вера в Аллаха, Аллах един, всемогущ, он создатель вселенной…), признание Корана вечной, несотворенной священной книгой, вера в воскресение мертвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства.

Историзм – принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных реалий в динамике их изменения, становления во времени, развития. И. зависит от типа мировоззрения, превалирующего в культуре эпохи. Можно выделить следующие разновидности И.: натуралистический, религиозно-эсхатологический, антинатуралистический. Натуралистический И. рассматривал динамику различия социокультурной сферы в эпоху античности по аналогии с природой. По античной концепции человек включен в космическое целое и подчинен велению судьбы, от античной концепции человек включает в косми- ческое целое и подчинил велению судьбы, от всевластия которой не свободны даже богивсевластия которой не свободны даже боги. Поиск начала существующего, диалектики вечности и времени обуславливает исторические воззрения и социальные идеалы представителей античной мысли от Гераклита до Платона и Аристотеля.

Религиозно-эсхатологический И. утверждает христианство, которое рассматривает явление Христа как центр и смыслообразующее звено истории, в которой философы Средневековья видят постоянное противоборство «града земного» и «града Божия». Человек оказывается вовлеченным в драму их противостояния. Если Августин полагал столкновение двух градов непримиримым в истории и уповал на завершение бедствий человечества за ее пределами, то Иоахим Флорский верил в торжество царства мира и правды, наступления эры Святого Духа и вечного Евангелия на земле. Фома Аквинский попытался рассмотреть историю как процесс кооперации «града земного» и «града Божия».

Антинатуралистический И. формируется в эпоху Ренессанса, проникнут гуманистическим миросозерцанием, предполагающим самоценность личности и ее исторических деяний, которые могут быть постигнуты сами по себе вне ссылок на божественное проведение (в трудах Макиавелли). Ж. Боден разрабатывает светскую схему всемирной истории, утверждая превосходство современной ему эпохи над предшествующими. Осознание автономии культуры, ее надприродности – важнейшая черта И. Нового времени. Он питается духом рационализма и устремлен к торжеству гуманизма.

Историческая типология культуры - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Один из вариантов классификации культур по историческому типу дает цивилизационный подход. Понятия «культура» и «цивилизация», не являясь тождественными, тесно связаны между собой. Исследователи, как правило, соглашаются с тем, что цивилизация – это, во-первых, определенный уровень развития культуры, во-вторых, определенный тип культуры, с присущими ему характерными чертами (Античная цивилизация, Западно-Европейская цивилизация и т.д.).

К

КАМЕННЫЙ ВЕК – древнейший период в развитии человечества, когда орудия и оружие изготавливались из камня, дерева и кости. Приблизительно хронологические границы каменного века свыше 2 млн. – 6 тысяч лет назад. К.В. делится на древний (палеолит), средний (мезолит), и новый (неолит). Люди каменного века занимались собирательством, охотой, рыболовством. Общественные отношения – «первобытное человеческое стадо», затем родовой первобытно-общинный строй.

КАНОН – (греч. kanon – правило, норма, мерило) – в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения.

Каноном называют также произведения, служащие нормативным образцом. Системы канона, связанные с религиозными предписаниями, господствовали в искусстве древних культур Востока, в средневековом искусстве Европы и Азии. Для античности и Возрождения характерны попытки рационалистическим путем найти идеальную закономерность в пропорциях человеческого тела и вывести неизменные математически обоснованные правила построения человеческой фигуры. К. – все, что твердо установлено, стало общепринятым.

Категории культурологии – наиболее фундаментальные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, сущностных свойствах культуры, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания.

В культурологических науках до сих пор не разработан и не систематизирован целостный категориальный аппарат, поэтому формирование К.к. происходит путем заимствований из философии, социологии, психологии, лингвистики и др. областей познания.

Представители различных направлений и школ познания культуры использовали и разрабатывали свои специализированные комплексы К.к., наиболее отвечающие исследовательским интересам. В числе наиболее распространенных и употребляемых К.к. могут быть названы: культурные объекты (культурные черты, артефакты, формы в их вещественном и символическом выражении, культурные композиции, конфигурации и системы и, наконец, панкультура в целом); культурные процессы (генезис, формирование, функционирование, распространение, изменчивость, воспроизводство культуры и т.п.); культурные свойства (функциональность, семантичность, утилитарность, коммуникативность, ценность, технологичность, универсальность, локальность, уникальность, типичность); культурные функции (социокультурная организация и регуляция, познание окружающего мира, аккумуляция, селекция и трансляция социального опыта, обмен информацией и т.п.); культурные модальности (эволюция, модернизация, прогресс, деградация, циклизм и др.); культурные обозначения (знаки, символы, образы, атрибуты, имидж, культурные тексты и коды, культурная семантика в целом); культурные ценности (витальные, материальные, мемориальные, художественные, идеологические, нравственные, религиозные, социальные блага и пр.); культурные нормы (образцы, паттерны, правила, стандарты, каноны, традиции, мораль, этика, эстетика, стиль, мода и т.д.); культурная среда; субъекты культуры и их устойчивые коллективы и другие К.к.

КЛАССИЦИЗМ – художественный стиль в европейском искусстве ХVII – начала ХIХ вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Классицизм стремится к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логических, ясных и гармоничных образов. К. выдвигает такие эстетические нормы, как стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного – общему, страстей – долгу, разуму, верховным интересам общества. (В литературе: трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, оды М. Ломоносова, Г. Державина, трагедии А. Сумарокова и Я. Княжнина). В архитектуре (В. Баженов, М. Казаков, А. Воронихин) К. присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки. Изобразительное искусство К. отличается ясностью, уравновешенностью композиции (художник – Г. Угрюмов, скульпторы – И. Мартос, М. Козловский).

КОД КУЛЬТУРЫ – совокупность достижений культуры в виде условных знаков, символов, смыслов, передающихся из поколения в поколение путем социального наследования.

КОЛИЗЕЙ – (от лат. colosseus – громадный, колоссальный) – амфитеатр Флавиев в Риме, памятник древнеримской архитектуры (75–80 гг. н. э.). включает арену (эллиптическую в плане) и поднимающиеся амфитеатром четыре яруса мест для зрителей (ок. 50 тыс.); предназначался для гладиаторских боев и других зрелищ. Построен из туфа, трибуны были покрыты мрамором; для системы сводчатых конструкций использованы кирпич и бетон. На величественном фасаде 3 яруса аркад (арок), опирающихся на колонны.

Коммуникация социокультурная – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем, приемов и средств их использования. К.с. выступает как один из главных механизмов и составляющая часть социокультурного процесса, обеспечивая возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей, накопление и трансляцию социального опыта. Основной содержательной единицей К.с. является сообщение или текст, а т.к. любой культурный объект или процесс обладает символическими свойствами в силу этого является культурным текстом, несущим информацию о своих атрибутивных признаках, функциональной нагрузке, структурно-иерархическом статусе в системе – все это означает, что средством К.с. является вся культура как системная совокупность различных культурных феноменов и процессов и каждый ее феномен и процесс в отдельности.

КОНСТРУКТИВИЗМ – (лат. constructio – построение) – направление в искусстве ХХ в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х – начала 30-х гг.; основной установкой конструктивизма было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы, геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, стилизация документов и воспроизведение производственных ритмов поэзии и т. д. (В. Татлин – картина «Проект памятника-башни 3-его Интернационала»).

КОНТРКУЛЬТУРА – понятие в современной культурологии и социологии, используемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре. К.характеризует совокупность культурных установок, ориентаций и ценностей, оппозиционных господствующей культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой, отражающей критическое отношение к современной традиционной культуре.

Концептуализм, концептульное искусство – крупное движение авангарда, возникшее в 60-80-е гг. XX в. Установки К., как и всего авангарда, принципиально антиномичны. С одной стороны, артефакт К. замкнут в себе, это своего рода «вещь в себе», ибо он в отличие от традиционного произведения искусства ничего не выражает и ни к чему не отсылает сознание реципиента, кроме самого себя, с другой стороны, он более чем произведение традиционного искусства связан с культурно-цивилизационными контекстами и вне их почти утрачивает свою значимость. Большинство произведений К. рассчитано только на единоразовую презентацию, они не претендуют на вечность, на непреходящую значимость, т.к. принципиально не создают каких-либо объективно существующих ценностей.

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР – один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками-канелюрами и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта (акант – род травянистых растений, иначе называемых «медвежья лапа») и небольших волют (волюта – орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали). Сложился во второй половине V в. до н. э. Пышный и торжественный коринфский ордер получил наибольшее распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Др. Рима.

КОРАН – (араб. кур,ан, бук. – чтение) – главная «священная» книга ислама, всех мусульман; собрание религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов; собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных пророком Мухаммедом в Мекке и Медине. Выдающийся памятник мировой культуры. В К. приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина. Много места занимают в К. увещевания быть верным только Аллаху, послушным его посланнику (Мухаммеду) и угроза по адресу инаковерующих. К. поддерживает и узаконивает сословное неравенство, освящает частную собственность.

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ – тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, еще ниже – угловые помещения.

В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространства ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.

Кризис социокультуный - нарушение баланса согласованности и взаимодополняемости в функционировании различных подсистем локальной социокультурной системы, что ведет к понижению уровня социокультурной интегрированности и консолидированности сообщества, деградации нормативно-регулятивных функций культуры, разрушению ее соответствующих механизмов. К.с. может быть вызван как внешними, так и внутренними причинами. К внешним причинам можно отнести изменения природно-климатических условий в месте обитания сообщества, в результате чего сообщество не может адаптироваться к этим изменениям; покорение одного сообщества другим, при котором завоеватель стремится установить не только политическое господство, но и ломает традиции жизнеустроения, институты социальной организации и регуляции, религиозные и ценностные ориентации. К внутренним причинам можно отнести: 1. политические кризисы в сообществе и падение эффективности работы институтов социальной регуляции, что в свою очередь ведет к росту криминальных и иных девиантных (не соответствующих определенным нормам) форм поведения населения, деградации консолидирующей идеологии; 2. социально-экономические кризисы, ведущие к серьезным изменениям в характере социальных интересов и потребностей людей, по отношению к которым действующие нормы и ценности, институты социальной организации и регуляции становятся не адекватными сложившейся ситуации; 3. кризис господствующей идеологии (светской или религиозной), теряющей свои социально консолидирующие возможности, утрачивающей эффективное влияние на сознание масс; 4. рост неравномерности развития различных областей социальной жизнедеятельности в сообществе, что при повышении определенных пределов такого разрыва может привести к социальному взрыву и насильственной логике устаревших нормативно-ценностных установлений и организационных форм; 5. неэффективность протекания процессов социокультурной модернизации, когда в сообществе прежние нормативно-ценностные регуляторы социальной жизни уже деградировали, а новые еще не сложились или не начали полностью функционировать. К.с. и в том и в другом случае приводит к понижению уровня социальной интегрированности и консолидированности сообщества, падению мотивации к осуществлению деятельности, соответствующей коллективным интересам, к деградации нормативно-ценностных регуляторов совместной и согласованной жизнедеятельности людей.

КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА – культура Др. Греции эпохи бронзы (30–12 вв. до н. э.); более широкое название – эгейская культура. К.-М. К. развивалась в основном на островах Эгейского моря (о. Крит, Кикладские острова).

По сравнению с культурами Др. Востока она отличается более светским, жизнерадостным характером. Искусство большое внимание уделяло человеку и природе, тяготело к устойчивым монументальным симметричным формам и обобщениям. Живопись стремилась к большей жизненности изображения, женские образы поражают элегантностью, изысканным, почти манерным изяществом. Величайшие достижения критских зодчих – дворцы в Кноссе, Фесте, Малии и др. Они отличались свободной планировкой помещений, богатым внутренним убранством, живописно-декоративным характером интерьеров. Это дворцы-лабиринты. Одна из вершин К.-М. К. – вазопись. Ваза – объемная форма критского сосуда вызывает ощущение движения, текучести, упругого напряжения. Роспись построена на гибких силуэтах, ритме. Очевиден реализм вазовых росписей.

Декоративно-прикладное искусство представлено золотыми украшениями («3олото Шлимана»), выполненными с тонким эстетическим чутьем (золотые кубки, бронзовые мечи с клинками, золотые диадемы, маски царей).

КРОМЛЕХ – (бретонск. Crom – круг + lech – камень) – один из видов мегалитических памятников – сооружение эпохи неолита и бронзового века в виде круглой ограды из громадных каменных плит и столбов (до 6–7 м высоты). Предполагается, что К. имели культовое назначение; встречается в Европе, Азии и Америке, но, главным образом, в Западной Франции и Великобритании (наиболее известен Стоунхедж в Англии).

КУБИЗМ – (фр. cubisme, от cube – куб) - модернистское течение в изобразительном искусстве (приемы в живописи первой четверти XX в.). Он знаменовал собой разрыв с традициями реалистического искусства. Предметный мир изображался в виде комбинаций правильных геометрических объемов (куба, шара, цилиндра, конуса). Кубизм выделялся тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким как дом, дерево, утварь и др.). Геометризм подчеркивает устойчивость, предметность мира. (П. Пикассо. «Авиньонские девицы», «Дама с веером», «Гитара и скрипка»; Ж. Брак. «Женщина с гитарой». Русские кубофутуристы: К. Малевич. «На сенокосе», В. Татлин «Натурщица»).





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 415 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...