Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Законы диалектики 4 страница



Существуют различные виды и формы причинно-следственной связи. Так, до ХХ века наука имела дело преимущественно с динамической, или однозначной причинностью: причина точно и жестко предопределяет вытекающие из нее следствия. Такова причинность в классической механике: по исходному состоянию системы и параметрам внешнего воздействия можно точно рассчитать, в какое состояние должна перейти механическая система. Однако в микромире было обнаружено новое явление: причина предопределяет следствие не однозначно, а приблизительно, с некоторой долей вероятности. Из того факта, что точно предсказать, например, траекторию движения электрона невозможно, некоторые физики сделали вывод о «свободе воли» электрона и неприменимости понятия причинности к микромиру. В конце концов победила другая, материалистическая точка зрения. Ученые пришли к заключению, что они столкнулись с новой формой причинности – вероятностной, или статистической. Здесь причина предопределяет следствие не жестко, а по законам теории вероятности, с некоторым «разбросом» возможных вариантов.

В природе нет воли и сознания, поэтому в ней действуют только объективные причины, которые от сознания не зависят. С формированием общества появляется новый тип причин, связанный с человеческим сознанием – целями, стремлениями, намерениями, взглядами людей, социальных слоев и групп, классов, общества в целом. Это субъективные причины. Объективные причины – это факторы, не зависящие от сознания как отдельных людей, так и общества в целом. Событие, для которого сложились объективные причины, наступает с необходимостью, неизбежно (хотя эта необходимость и проявляется через набор случайностей). Объективными причинами, вытекающими из глубинных экономических законов развития общества, было обусловлено становление новых общественно-экономических формаций. Действие таких объективных причин и законов в художественной форме было описано многими великими писателями – Оноре де Бальзаком, Л.Н. Толстым, Джоном Голсуорси. Человек воспринимает эти причины как таинственную, никому не подвластную силу, заставляющую деревни пустеть, заводы – разрастаться, людей эпохи классического капитализма – прозябать в нищете или включаться во всеобщую гонку за прибылью. Наблюдение за такой исторической необходимостью, не зависящей от воли людей, вероятно, привело Гегеля к созданию учения о мировом духе – особой неотвратимой силе, стоящей как бы за спиной людей и незаметно управляющей их действиями. Материалистическая философия понимает эту силу как объективные законы общества, проявляющиеся в цепи объективных причин. Однако человек способен действовать сознательно, и его решения тоже становятся причинами событий. Это и есть субъективные причины, которые зависят от воли и сознания людей и человеческих сообществ.

Различие причин, условий, повода, объективных и субъективных причин помогает понять действительную сущность исторических событий. Так, при осмыслении истории России в ХХ веке всегда возникает вопрос: имел ли культ личности И.В. Сталина и тоталитарный режим в СССР объективные причины, то есть был ли он неизбежен, или возник из-за причин субъективного характера – особенности личностей отдельных людей, политических ошибок, которых могло бы и не быть? Есть две крайние точки зрения на эту проблему. Во-первых, существовало мнение, что культ личности имел чисто субъективные причины, возник вследствие сознательных действий людей, сосредоточивших в своих руках политическую власть. Во-вторых, наиболее убежденные критики социалистического строя полагают, что культ личности и диктаторский режим в социалистическом обществе неизбежен, так как имеет объективные, не зависящие от воли людей причины. Нам представляется, что создание культа личности и тоталитарного режима имело более сложные детерминанты. Для его возникновения имелись объективные условия, связанные с особенностями экономики, истории и культуры России, но не объективные причины. Причины культа были субъективны – то есть роль личности политических вождей, руководителей общества состояла в совершении возможного в такой ситуации выбора – движения к демократии или диктатуре. Субъективный фактор истории, то есть сознательный выбор, сделанный отдельными людьми, с одной стороны, происходит в рамках объективной необходимости. С другой стороны, в рамках этой необходимости есть различные варианты развития, и их использование зависит уже от субъективных причин и обстоятельств.

Можно сделать вывод, что категории причины и следствия, а также связанный с ними блок философских понятий выражают свой специфический аспект процесса развития. Явления, возникшие раньше во времени, создают, формируют по некоторым законам последующие явления, новую реальность. Причинно-следственная связь в обществе включает в себя взаимодействие объективных и субъективных факторов. Самым сложным видом причинной связи является формирование в процессе развития качественно новых явлений. Здесь следствие, возникшее на основе причины, оказывается более сложным, чем причина. Так, каждая последующая, более сложная форма материи является следствием развития предыдущей, низшей формы, но оказывается сложнее ее. Эта закономерность – способность причины порождать качественно более сложное следствие – проявляется в смене общественно-экономических формаций или отдельных фаз развития в рамках одной и той же формации.

6. Альтернативы диалектики

К альтернативам диалектики относятся:

• метафизика;

• "негативная" диалектика;

• софистика;

• эклектика;

• догматизм;

• релятивизм.

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;

• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

• по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

• по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

• в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;

• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";

• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;

• в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.

В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической "консервативной" диалектике.

В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей ("консервативной") диалектике — так называемая "негативная" диалектика.

"Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).

Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики, отличающие ее от обычной "консервативной":

• диалектика может быть только "негативной" — критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;

• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;

• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);

• "негативная" (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;

• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

Метафизика и "негативная" диалектика являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:

• эклектика;

• софистика;

• догматизм;

• релятивизм.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.

Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

1). Метафизика - философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Она представляет собой философский метод, рассматривающий явления в их неизменности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития.

2). Догматизм возникает на основе метафизики. Он как метод предполагает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма. В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму, политическому авантюризму.

3). Софистика - учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых доказательств. Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя недостаточность логического и семантического анализа.

4). Эклектика как метод предполагает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи и сознания, бытия и жизни.

Смысл диалектики состоит не только в том, чтобы показать, что мир изменяется и есть законы данного развития, но и в том, чтобы раскрыть перспективу развития, которая связывается с установлением гармонии мирового целого.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 161 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...