Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Законы диалектики 1 страница



Законы диалектики раскрывают содержание принципа развития. Каждый из них описывает один из аспектов, или одну из сторон единого процесса развития материи и мышления. Законы диалектики обладают высшей степенью общности: они проявляются в природе, обществе и в процессе познания.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Специфика закона заключается в том, что он отображает закономерную связь основных форм развития – количественной и качественной. Однако, действительный смысл закона заключается в том, что движение от низших ступеней к высшим происходит путем качественных изменений.

Данный закон формулируется с помощью пяти философских категорий: качество, количество, мера, свойство, скачок.

Категории количества и качества были описаны уже в философии Аристотеля. Качество – это внутренняя специфическая определенность вещи, делающая ее тем, что она есть. Изменение качества делает данную вещь другой вещью. Так, в результате химической реакции возникает качественно новое вещество, в результате селекции – качественно новый сорт растений, в процессе развития материального производства – качественно новые хозяйственные системы (например, после натурального хозяйства – товарное). Таким образом, в понятии качества выражается разделенность всего сущего на отграниченные друг от друга, относительно самостоятельные и устойчивые виды, формы или способы бытия. Понятие качества – даже если рассмотреть его само по себе, отдельно от количества – является довольно сложным и многогранным. В процессе развития происходит усложнение, накопление новых качеств. Так, человек – это и физическое тело, и химическое вещество, и живой организм. Однако главное, основное качество, характеризующее человека – его социальная природа. Человек – социальное существо. Это его качество является итоговым, основным, определяющим. Так же обстоит дело и с качествами других, более простых материальных образований. Обычно говорят, что вещь имеет одно основное качество и ряд качеств не основных, второстепенных. Некоторые философы выражают эту мысль иначе: вещь имеет только одно качество, в которое в подчиненном виде включены различные черты, аспекты, стороны (то, что при другой терминологии называется не основными качествами).

Важнейшая черта диалектики – признание того, что в процессе развития время от времени возникает качественно новое, несводимое к ранее существовавшей реальности (как, например, химические явления нельзя свести к физическим, а социальные процессы – к биологическим). Метафизика, наоборот, не признает качественной несводимости высшего к низшему. История науки показывает, что мысленно, теоретически предсказать новое качество, которое еще не появилось в объективном мире, вообще невозможно. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих этот вывод. Химик может сколь угодно тщательно изучать свойства кислорода и водорода, но на основе этих исследований он не сможет предсказать свойств их простейшего соединения – воды. Чтобы узнать качественные характеристики воды, надо сначала реально получить ее. Когда Д.И. Менделеев якобы предсказал качественные характеристики еще не открытых элементов, он на самом деле опирался на периодический закон, на знания о предшествующих и последующих элементах периодической системы. «Новое» качество на самом деле уже было в основном изучено раньше (на примере сходных веществ). Но Д.И. Менделеев не смог предсказать явления, которые по своему качеству действительно были совершенно новыми – например, радиоактивный распад тяжелых элементов. Такие же пределы ограничивают и развитие наук об обществе – мысленно, теоретически синтезировать новое качество не удается, оно сначала должно возникнуть в объективном мире. В этом отношении материя обладает гораздо большим творческим потенциалом, чем человеческое познание – материальный мир создает качественно новые явления, а сознание способно только осмысливать то, что уже возникло. Поэтому лауреат Нобелевской премии академик Жорес Алферов подчеркивает: развитие науки трудно планировать, так как крупные научные открытия непредсказуемы. Никто не предсказал изобретение лазера или полупроводников, пока в реальных физических экспериментах не были обнаружены качественно новые физические явления. За несколько лет до создания атомной бомбы физики считали ее принципиально невозможной, так как были уверены, что нельзя выделить в чистом виде необходимый для ядерной реакции обогащенный уран.

В истории общества многократно повторялись ситуации, когда не удавалось вовремя предсказать и оценить качественные изменения в технике, экономике, политике и т.п. Так, в принятую в 1961 г. Программу КПСС по указанию Н.С. Хрущева были включены контрольные цифры, показывающие, сколько в 1980 г. должно быть произведено стали, электроэнергии и т.п. для создания материально-технической базы коммунизма. Научных методов планирования конкретных производственных показателей на 20 лет вперед не существует до сих пор (слишком много появляется непредсказуемых, качественно новых факторов). Поэтому одни из этих контрольных цифр оказались завышенными, другие – заниженными. Но главное даже в другом. За 20 лет ситуация в мировой экономике изменилась качественно, и показатели, считавшиеся важными в 1961 г., к 1980 году превратились в не очень существенные. В 80-е – 90-е годы уровень развития производства определялся уже в первую очередь не тоннами выплавленной стали и количеством вылепленных кирпичей, а внедрением высоких технологий – уровнем компьютеризации, разработкой программных продуктов, применением лазеров, порошковой металлургией, гибким эффективным менеджментом и т.п. Н.С. Хрущев был не первым и не последним политическим деятелем, совершившим такого рода просчеты. Чтобы эффективно действовать в своей профессиональной сфере, любой политик, экономист, менеджер, инженер или ученый должен осознавать: общество не будет долго оставаться одним и тем же. В нем постоянно возникают качественно новые явления и ситуации, которые невозможно заранее предсказать, «вывести» из каких-то универсальных законов. Новые явления в сфере своей профессиональной деятельности надо уметь вовремя отслеживать, давать им оценку, вырабатывать стратегию действий в качественно новых ситуациях. Такие разные политики и менеджеры, как, например, Генри Форд, В.И. Ленин, Махатма Ганди или Билл Гейтс имеют по меньшей мере одну общую черту. Это способность намного быстрее других увидеть качественное изменение ситуации в политике или экономике и быстрее всех начать действовать адекватно в этих новых условиях. Человек в принципе не может теоретически предвидеть все, что произойдет, но может стремиться быстро и точно распознавать качественные сдвиги, происходящие в объективной реальности (природе и обществе).

Способность человека создавать в процессе трудовой деятельности качественно новые предметы приводит к появлению у понятия качества некоторого добавочного смысла, заметного, когда это понятие применяют к продуктам труда. Если говорят о товарах низкого или высокого качества, имеют в виду не тот тривиальный факт, что все вещи обладают качественной определенностью. Качество есть у любого предмета – не «высокое» или «низкое», а просто - качество. Вещь, удовлетворяющая потребность человека, сопоставляется по своему качеству уже не просто с другими вещами, а с этими потребностями. Под «высококачественной» вещью понимают предмет, который достаточно хорошо удовлетворяет некую потребность, соответствует по своему качеству эталону.

Близкой к понятию качества является категория свойство. Свойство – это выражение качества вещи в ее отношениях с другими вещами. Так, химические свойства – реакционная способность, валентность, гидрофильность или гидрофобность – это выражение качественной природы химического вещества по отношению к другим химическим веществам. Свойство металлов – проводить электричество. Свойство капитала – стремление к самовозрастанию (капитал есть самовозрастающая стоимость) и т.п. В разных соотношениях вещь проявляет разные свойства, хотя ее качество при этом не меняется. Для выявления свойств вещи человеку приходится вступать с ней в практические, материальные отношения, взаимодействовать с ней посредством орудий труда и приборов. Человек постепенно раскрывает для себя все более сложные свойства вещей и свои собственные свойства, создавая новую технику, с помощью которой он становится в более глубокие и разнообразные отношения к предметам внешнего мира.

Понятия качества и свойства сами по себе не дают исчерпывающей характеристики предметов. Вещи обладают еще одной характеристикой, образующей диалектическую противоположность качеству – количественной определенностью.

Количество – это внешняя определенность вещи, характеризующая величину, темпы изменения и степень различия свойственных ей качеств. Так, химические элементы имеют различное количество нуклонов в ядре, электронных уровней и т.д. Количественная определенность чаще всего выражается числовыми характеристиками (штуки, метры, килограммы, вольты, амперы, километры в час и другие эталонные величины для измерения количества).

В обычном повседневном опыте хорошо видно, что любая вещь имеет и количественную, и качественную определенность. Однако только в ХIХ веке Гегель обнаружил, что между качественными и количественными характеристиками предметов существует глубокая закономерная связь. В чем она выражается?

Во-первых, количественные и качественные параметры вещи не существуют в отрыве друг от друга. Любая качественная определенность существует в каком-то ограниченном количестве. Любое количество – это количество каких-то качественно определенных явлений или предметов (не бывает 2 кг «ничего» или 3 штуки «ничего»).

Во-вторых, качественные характеристики вещей можно выразить и сопоставить только с помощью количественных параметров. Можно сравнить количества, если это количества качественно однородных предметов (невозможно, например, сказать, что больше – 2 кг, 3 км или 4 ампера). Как сравнивают по качеству, например, два автомобиля? Это можно сделать только через сопоставление количественных характеристик. Лучшим обычно признается автомобиль, который едет быстрее, служит дольше, стоит дешевле, имеет больший по размеру салон, требует меньше времени на техобслуживание и т.п. Существует, правда, особый класс свойств вещей, который не поддается количественной оценке – это эстетические свойства, например, красота. Нелепо спрашивать, во сколько раз автомобиль красивее стола или картина Рафаэля красивее автомобиля – в десять, в тысячу или в миллион? Невозможность количественной оценки в этом случае объясняется тем, что красота, строго говоря, не является объективным, натуральным свойством вещи наподобие ее размеров, веса, удельной теплоемкости и т.п. Представление о красоте возникает в результате субъективной оценки людьми объективных качеств и свойств вещей. Поэтому, например, представления о красоте или художественной ценности произведения искусства могут сильно меняться, хотя сама материальная вещь при этом совершенно не меняется ни качественно, ни количественно. Так, стоимость картины легко может измениться в тысячи раз, если ее создатель станет популярным художником. Объективные качественные характеристики вещи, наоборот, от моды никак не зависят и могут сравниваться с помощью количественных параметров.

В-третьих, взаимосвязь количества и качества выражает особое философское понятие – категория меры.

Понятие меры (так же как качество, количество, свойство) не является сугубо научным термином. О существовании меры люди догадывались давно. Отсюда – известные выражения: «Знай меру», «все хорошо в меру», «сверх всякой меры» и т.п. Однако философия дает своим понятиям более точные, строгие определения и включает их в научное описание действительности.

Мера – это тот количественный интервал, в рамках которого существует данное качество. Мы обычно не замечаем, что все без исключения окружающие предметы могут сохранять свое качество только оставаясь в довольно жестких количественных рамках. (Примитивный пример: стол размером с дом или с будильник уже не может выполнять функции настоящего стола и становится качественно другим предметом). Наука постоянно сталкивается с границами меры. Так, количество особей, входящих в любой биологический вид, ограничено более или менее жесткими рамками. Если животных слишком мало, вид обречен на вымирание. Если их слишком много, вид заселяет огромную территорию и распадается на несколько новых видов. Общество способно в некоторых пределах сознательно изменять те или иные качественные определенности и границы меры. Так, при данной экономической системе количество специалистов той или иной профессии и квалификации находится в рамках некой меры. Для нормального функционирования социального организма требуется вполне определенное количество бухгалтеров, врачей, шоферов, профессоров и т.п. Это количество может регулироваться как рыночными закономерностями спроса и предложения, так и целенаправленными планомерными действиями. Данная регулировка может происходить в интересах тех или иных классов, политических группировок, общественных слоев, профессиональных групп и т.п. Так, в США Американская медицинская ассоциация с начала 30-х годов проводила политику максимального ограничения подготовки медицинских кадров, что позволяло поддерживать цены на медицинские услуги на довольно высоком уровне. В случае перепроизводства врачей ситуация была бы другой, не столь выгодной для медицинских работников.

В-четвертых, взаимосвязь количества и качества описывает понятие диалектического скачка. Скачок – это перерыв постепенности в развитии. Количественные изменения происходят чаще всего плавно, постепенно, а качественные – более резко, скачками. Простейший пример чередования количественных и качественных изменений – смена агрегатных состояний вещества. Так, вода остается жидкостью при разной температуре, изменяясь только количественно. Когда температура достигает критических точек – 0 градусов или 100 градусов по Цельсию – плавные количественные изменения температуры сменяются резким качественным скачком, ведущим к смене агрегатного состояния. Аналогичные качественные скачки происходят при химических реакциях, формировании новых биологических видов и т.п.

Более интересны сложные качественные скачки, совершающиеся в обществе. Вся история техники представляет собой чередование постепенных и скачкообразных изменений. Скачками в технике являются крупнейшие изобретения – такие, как паровая машина, железная дорога, радио, двигатель внутреннего сгорания, телевидение, полупроводники и созданная на их основе ЭВМ. После скачка следует период сравнительно медленного количественного изменения – доработка уже известного технического принципа и расширение сферы его применения. В течение этого периода обычно происходят и мелкие качественные скачки, не ведущие к крупным фундаментальным изменениям. Затем рано или поздно совершается новый крупный качественный скачок, связанный с новым фундаментальным открытием.

В общественной жизни возможны изменения двух типов: плавные, количественные, называемые эволюционными, и резкие качественные – революционные. В реальной истории цивилизации эти изменения чередовались: эпохи революций сменялись периодами застоя или постепенного развития путем реформ. Оценка этих двух типов развития зависит в основном от идеологической ориентации. Так, позитивизм и консервативная идеология считают революции вредными, а метод постепенных реформ – единственным приемлемым путем социальных преобразований. Марксизм считает и революции, и реформы необходимыми этапами общественного прогресса. Революции при этом называют «локомотивом истории». Наконец, анархисты, ультралевые группировки, а также некоторые экзистенциалисты полагали, что революции являются наиболее предпочтительной формой развития общества.

Скачки обычно делят на два типа: мгновенные и постепенные. Мгновенные происходят относительно быстро и встречаются чаще всего в физических и химических процессах. В живой природе и в обществе распространены постепенные скачки. Они тоже являются периодами ломки старого и формирования нового качества, однако постепенные скачки продолжаются относительно долго. Например, возникновение человека из обезьяны или формирование новой общественно-экономической формации охватывает значительный период времени.

Наконец, в-пятых, закономерности взаимосвязи количества и качества подытоживает закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Его можно сформулировать так:

в процессе развития мелкие, вначале незначительные количественные изменения постепенно накапливаются и рано или поздно нарушают меру предмета, вызывая коренные качественные изменения. Количественные изменения происходят чаще всего непрерывно, постепенно. Качественные изменения происходят обычно в виде скачков, перерывов постепенности.

Развитие оказывается, таким образом, единством прерывности и непрерывности, количественных и качественных изменений.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений несколько по-разному действует на различных уровнях организации материи. Простейшие его проявления видны в смене агрегатных состояний веществ и в химических реакциях. В живой природе количественные изменения биологического вида приводят в конце концов к качественным – вид может, например, распадаться на несколько самостоятельных, качественно новых видов. В обществе этот закон проявляется в смене общественно-экономических формаций, в развитии науки, техники и т.д.

Как уже отмечалось, качественные скачки, происходящие в обществе, не всегда легко заметить. Сначала их обычно принимают за простые количественные изменения. В годы внедрения первых компьютеров были модны сравнения такого типа: компьютер заменяет 10000 человек. На самом деле это совсем не так. Вычисления, которые способны были делать уже машины первого поколения, 10000 вычислителей вообще не смогли бы выполнить: люди начинают ошибаться, конфликтовать из-за найденных друг у друга ошибок и т.д. Внедрение компьютеров сделало доступным качественно новый уровень расчетов, который был бы вообще недостижим для вычислителей, вооруженных счетами и арифмометрами. Это объясняется и громоздкостью вычислений (например, расчеты движения космических аппаратов без компьютера выполнить не удастся), и различиями в скорости работы человека и компьютера, которые из количественных переходят в качественные. Если, например, будет возникать класс задач, требующих принятия решений в течение нескольких минут, а мы способны производить необходимые расчеты только за несколько дней или месяцев, ясно, что такие задачи для нас фактически неразрешимы. Такого рода задачи часто возникают в контрольно-управленческой сфере – например, в системах, контролирующих работу ядерного реактора. Эти системы могут быстрее человека оценить опасную ситуацию и подать команду для аварийной остановки. Фактор времени исключительно важен в авиации, военном деле, медицине и т.п.

В развитии самой вычислительной техники также легко увидеть крупные качественные скачки. Например, возможности машин первого поколения были ограничены довольно жестким пределом. Казалось бы, можно строить сколь угодно большие компьютеры, в которых будут работать сотни тысяч ламп. Но на самом деле такая огромная машина становится вообще неработоспособной, поскольку каждые несколько секунд одна из ламп будет перегорать. Дальнейшее развитие вычислительной техники потребовало всем известных качественных сдвигов – создания микросхем (чипов), которые гораздо надежнее, чем лампы. В настоящее время существует точка зрения, что очередным крупным скачком в разработках компьютерной техники в обозримом будущем станет создание светового компьютера.

Можно сделать вывод, что закон взаимного перехода количественных и качественных изменений описывает любые процессы развития и раскрывает их механизм. Этот закон, по существу, отвечает на вопрос, как осуществляется развитие: сначала происходят количественные изменения, потом они рано или поздно сменяются качественным скачком. При этом возникает также новая мера. Но это описание еще ничего не говорит о причинах и движущих силах эволюционных процессов. Остается непонятным, почему в реальном мире вообще что-то изменяется, действие каких сил порождает процессы изменения и развития? Ответ на вопрос об источнике, движущих силах развития дает другой закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей. Еще Гераклит пришел к выводу, что движущей силой любого изменения является взаимодействие, борьба противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает причину, источник движения и развития, глубже которого теоретический анализ не обнаруживает никаких иных, более фундаментальных законов. Великий немецкий диалектик Г.В.Ф. Гегель называл данную закономерность несколько иначе – законом противоречия. «Противоречие, - писал Гегель в «Науке логики», - … есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». «Противоречие не следует считать просто какой-то аномалией, встречающейся лишь кое-где: оно есть … принцип всякого самодвижения». «Движение есть само существующее противоречие». Таким образом, с точки зрения Гегеля противоречие носит всеобщий и универсальный характер. Рассмотрим подробнее, что оно из себя представляет.

Науке давно известно, что все отношения вещей могут быть сведены к различиям и сходствам. Сходство, или тождество – это совпадение свойств и черт вещей, которое всегда оказывается частичным: абсолютно одинаковых вещей не бывает. Понятие различия выражает неодинаковые, несовпадающие свойства и черты вещей. Можно легко привести примеры предметов, которые различаются, не похожи друг на друга. Но среди множества таких «неинтересных», тривиальных различий между вещами существует особый класс различий, всегда интересующий философию и частные науки – противоположности.

Противоположности – это вещи и явления, которые и отличаются друг от друга (не совпадают друг с другом), и в то же время находятся в глубокой внутренней связи, то есть образуют единство. Так, раб и рабовладелец – противоположности: это представители разных общественных классов, но они взаимосвязаны, так как не могут существовать друг без друга (не может быть общества, где есть рабы, но нет рабовладельцев, и наоборот). Производство и потребление – тоже противоположности: с одной стороны, они различаются, с другой – взаимосвязаны и образуют единство. Не может быть общества, которое только потребляет, ничего не производя, или только производит, ничего не потребляя. Противоположностями в природе являются хищные и травоядные животные, реакции окисления и восстановления, положительный и отрицательный полюса магнита и т.п. Противоположности также можно определить как различные противостоящие друг другу стороны, свойства, тенденции изменения целостного материального или духовного образования.

Противоречием называют отношение между противоположностями. Противоречие – это взаимосвязь противоположностей в составе целого, в котором они взаимопредполагают и взаимоотрицают друг друга, находясь в состоянии единства и борьбы.

Смысл этого определения можно проиллюстрировать простым примером. Так, что значит утверждение: между классами рабов и рабовладельцев существует противоречие? Это значит, что отношение между данными социальными группами имеет следующие черты. Во-первых, классы рабов и рабовладельцев взаимопредполагают друг друга: если существует один из них, то обязательно существует и другой. Во-вторых, они взаимоисключают друг друга: раб – не рабовладелец, а рабовладелец – не раб. В-третьих, эти социальные группы находятся в состоянии единства и борьбы (в науках об обществе она называется классовой борьбой). Наконец, в-четвертых, отношения между сторонами противоречия не симметрично: рабовладелец владеет собственностью и занимает в обществе господствующее положение, раб ничем не владеет и занимает подчиненное положение. Таким образом, в зрелом противоречии стороны взаимопредполагают (1) и взаимоотрицают (2) друг друга, находятся в единстве и борьбе (3) и являются несимметричными (4). Эти четыре аспекта можно проследить на других примерах – противоречия между хищником и травоядным, производством и потреблением, умственным и физическим трудом, рабочим и капиталистом и т.п.

Формы противоречий бесконечно многообразны, как многообразна вся окружающая действительность. Каждая основная форма материи обладает своим специфическим набором противоречий. В физической форме материи противоречия связаны с проявлениями масс-энергетических свойств вещества и поля – это противоречия между притяжением и отталкиванием, положительными и отрицательными зарядами, действием и противодействием. Физические процессы намного проще биологических и социальных. Даже термин «борьба противоположностей» применяется к ним несколько условно. Ясно, что, например, положительно заряженный протон и отрицательно заряженный электрон взаимодействуют, но не «борются» в таком же буквальном смысле слова, как животное или человек. Основное противоречие химической формы материи – это противоречие между ассоциацией и диссоциацией атомов, то есть между тенденцией к усложнению молекул и тенденцией к их упрощению, распаду на более простые элементы. Основное противоречие живой материи – между стремлением организмов к самосохранению и ограниченными возможностями реализации этого стремления. В результате развертывания этого противоречия возникают межвидовая и внутривидовая борьба, совершается долгая эволюция жизни от одноклеточных до высших обезьян. Способ существования социальной формы материи – воспроизводство самой себя на основе преобразования окружающей среды. Поэтому основным противоречием общества является противоречие между уровнем производства материальных благ и потребностями человека (которые развиваются и никогда не могут быть удовлетворены полностью). Это фундаментальное противоречие порождает противоречия между классами (то есть группами людей, имеющими разные возможности в удовлетворении потребностей). Возникают классовая борьба и разнообразные социальные конфликты, требующие разрешения. Всеми процессами развития реального мира управляют противоречия. Разрешение одних противоречий закономерно порождает другие, стимулирующие процессы развития на новом уровне. Любой достаточно длительный процесс развития сопровождается формированием целой цепи противоречий, которые возникают, развертываются и разрешаются, порождая новые противоречия. Это нетрудно проследить как на примере смены общественно-экономических формаций, так и в более мелких, локальных процессах.

Кроме перечисленных исторических типов противоречий (в физической, химической, биологической и социальной формах материи) существует ряд всеобщих форм, или типов противоречий. Они встречаются в любых областях действительности. Это противоречия внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные, главные и неглавные, антагонические и неантагонические.

Внутренние противоречия – это противоречия в сущности любой вещи или системы, ее противоречия с самой собой. Возникновение противоречий вещи с самой собой, ее самопротиворечивость – важнейшая черта процесса развития. Одно из главных проявлений процесса развития – возникновение в вещах и материальных системах свойств и тенденций, которые отрицают саму эту вещь, вступают с ней в противоречие и вызывают ее переход в новое состояние. Так, в рамках первобытно-общинного строя возникают отрицающие и разрушающие его тенденции формирования классового общества. Они приводят к формированию рабовладельческой формации. Феодализм сам вызывает к жизни тенденции, которые противоречат его природе и порождают капитализм. Противоречивые тенденции развития классического капитализма (индустриального общества) приводят к возникновению постиндустриального и социалистического общества, а в будущем – какой-то новой, еще неизвестной формации. Внешние противоречия – это противоречия между вещами и системами. Оба этих типа противоречий выступают как источник развития, однако ведущую роль играют внутренние. По мере развития материи, роста относительной самостоятельности и активности материальных образований ведущая роль внутренних противоречий усиливается. Так, в обществе внутренние противоречия играют явно большую роль, чем внутренние противоречия в живой природе. В отличие от животных и растений общество существует и развивается не путем приспособления к среде, а путем ее преобразования в соответствии с потребностями человека.

Основные противоречия – это противоречия, определяющие развитие предмета в целом, от начала до конца его существования. Так, основные противоречия общественно-экономической формации связаны со способом производства и отношениями между основными классами, а многочисленные противоречия другой природы (внутри семьи, между церковью и светской системой образования, между художественными стилями в искусстве и т.п.) относятся к неосновным. Главные противоречия играют решающую роль на некотором ограниченном этапе развития. Это, например, противоречие между воюющими государствами.

Антагонистические и неантагонистические противоречия различаются по остроте, средствам разрешения и результатам. Антагонистические противоречия отличаются наибольшей остротой и несовместимостью сторон. Они разрешаются путем исчезновения одной или обеих из входящих в них противоположностей. Различение антагонистических и неантагонистических противоречий приобретает смысл в применении к живой природе и обществу. Так, антагонистическими являются отношения между хищниками и их жертвами. Антагонизм существует в обществе в отношении между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Возникновение антагонистических противоречий в обществе связано с двумя условиями – частной собственностью (которая не всегда вызывает антагонизм) и эксплуатацией. Одной из главных целей общественного развития является преодоление социального антагонизма.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...