Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принципы диалектики



Принципы диалектики

Основные принципы – это наиболее широкие, фундаментальные положения любой науки, определяющие ее содержание и структуру. Законы науки представляют собой конкретизацию ее принципов.

В математике основные принципы называются аксиомами или постулатами. Специфика постулатов в том, что они не доказываются в рамках данной научной системы. Так, попытки доказать или опровергнуть пятый постулат геометрии Евклида (через точку вне прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной) в свое время оказались безрезультатными. Ученые, считавшие, что постулаты должны приниматься без доказательств, вообще отказались от пятого постулата и создали неевклидовы геометрии. Истинность математической системы, построенной на тех или иных постулатах, определяется на практике, путем эмпирического сопоставления ее выводов и прогнозов с объективным положением дел. Так, астрономические измерения и физические эксперименты показали, что неевклидовы геометрии не являются вымыслом математиков, какими-то произвольными конструкциями. Они действительно могут выполняться, реализовываться в космическом пространстве.

Философские принципы отличаются от математических постулатов. Они не могут выбираться произвольно или быть недоказуемыми. Принципы современной философии являются результатом обобщения выводов науки и анализа практической деятельности человека. В современной философской теории развития выделяют два главных принципа – принцип всеобщей связи явлений и принцип развития.

Принцип всеобщей связи. С точки зрения диалектического миропонимания реальная действительность не является механическим скоплением независимых друг от друга вещей, явлений и процессов. Мир есть единое целое, пронизанное всеобщей связью.

Принцип всеобщей связи отражает наличие в объективном мире взаимо­связанных между собой явлений и процессов. Всеобщая связь пронизывает основные срезы объективной реальности (природу, общество) и человеческое мышление, а также связывает между собой в единое целое материальный мир. Явления и процессы объективной реальности неразделимы между собой. Ни одно событие или процесс не может возникать и существовать без связи с другими явлениями. Когда мы изучаем природу или человеческую историю, то перед нами возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, кото­рые устанавливаются между предметами и явлениями природы, общества и мышления.

Связь можно определить как отношение, выражающее зависимости между явлениями, отражающее взаимообусловленности их существования и развития.

Различают множество форм всеобщей связи: непосредственные и опосредованные, внешние и внутренние, необходимые и случайные, причинно-следственные, возможные и действительные и др.

Непосредственные связи – это прямые связи между вещами, явлениями, процессами, связи без посредующих звеньев. Поскольку время существования каждой вещи конечно, число непосредственных связей вещи всегда ограничено. Так, в физическом мире, описываемом теорией относительности, число связей ограничено скоростью распространения физических взаимодействий (скоростью света с). В отличие от непосредственных, опосредованные связи вещей имеют бесконечный характер, ибо опосредованно каждая вещь связана с каждой.

Внутренние связи – это связи между элементами одной вещи, явления или процесса. Внешние – связи между вещами, явлениями, процессами. Внутренние связи являются ведущими, определяющими. Деление на внутренние и внешние является относительным. Так, например, внутренние связи общества выступают в качестве внешних связей для каждого индивида.

По материальному носителю той или иной связи выделяются связи присущие тому или иному уровню структурной организации материи, определяемому формой движения материи. В этом отношении выделяются: механические, физические, химические, биологические и социальные связи.

Существенные и несущественные связи. Существенная связь лежит в самой сущности предмета или процесса и выражает в них сторону устойчивую сохраняющуюся, при изменении которой предмет или процесс прекращает своё собственное существование. То есть существенные связи представляют собой взаимодействие внутренних сторон, тенденций предметов и про­цессов.

Несущественные связи выражают временные непрочные отношения, не имеющие определённого значения для данного процесса или предмета. Диалектичес­кое взаимодействие между этими двумя видами выражается в их временном переходе, определяемом конкретными отношениями.

Необходимые и случайные связи. Необходимые связи те, которые с неизбежностью вытекают из самой сущности предмета или процесса, определяется его природой и сами её определяют. Случайные связи те, что определяются случайным стечением обстоятельств, которые не связаны с природой объекта.

Таким образом, можно видеть, что в мире существует бесчисленное множество связей, отношений между предметами и процессами реального мира, которые представляют собой тесно переплетённое единство.

Распутывание сложных, глубинных и порой неожиданных связей становится задачей специальной научной деятельности. Так, Ч. Дарвин приводил шуточный пример того, как могут быть взаимосвязаны совершенно различные явления и объекты. Он говорил, что существует связь между качеством бифштексов, которые едят англичане, и количеством старых дев в стране. В самом деле: старые девы любят держать кошек, кошки едят мышей, мыши – зерно, а зерном откармливают скот, идущий потом на бифштексы. Если кошек будет больше, то скоту достанется больше зерна, и бифштексы будут лучше. Комичность этого примера в том, что связь между бифштексами и старыми девами теоретически существует, но относится к связям несущественным, чрезвычайно слабым, ибо ясно, что рацион британцев гораздо сильнее зависит от множества других обстоятельств. Продолжая в том же шутливом тоне, можно было бы сказать, что связь между величиной дохода и возможностью хорошо поесть – это уже существенная, сильная связь.

В состав принципа всеобщей связи входит ряд элементов, именуемых нередко также принципами, выражающими какую-либо существенную сторону общего принципа диалектики. К ним относится прежде всего принцип детерминизма. В широком смысле детерминизм (от лат. determine – определяю) – это всеобщая обусловленность вещей, явлений, процессов: поскольку все взаимосвязано, каждый предмет, явление, процесс зависит от условий. В узком смысле детерминизм означает причинную обусловленность.

Принцип системности. Помимо причинных генетических связей существуют коррелятивные, пространственные и функциональные связи. Они объединяются принципом системности. Чем отличается этот принцип от причинности? В причинности на первый план выходят моменты изменчивости и генетической зависимости одного явления от другого. Системный же подход ориентирует на момент стабильности, устойчивости явлений. Система – это внутренне организованная на основе того или иного принципа целостность, в которой все элементы связаны и выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое. Различают простые и сложные системы.

Характер связи, существующий между элементами системы, фиксируется в понятии структуры. Структура – взаимообусловленная совокупность связей элементов в составе системы, определяющая собой её качественную специфику. Роль, которую выполняет элемент в составе целого, обозначается понятием «функция». Она служит объединению элементов в целостную систему для её успешного функционирования. Структура и функция обусловливают друг друга.

Сказанное не означает, что принцип системности противоречит принципу развития. Каждая система находится в процессе изменения. Структура также претерпевает изменения, поскольку является результатом определённых изменений.

Среди бесчисленного количества связей объективной реальности, выделяются те, что имеют определяющее значение для сущности предмета или процесса и проявляются на протяжении длительного или всего периода его существования. Такие связи получили название закономерных.

Материалистическая диалектика указывает на объективность законов, на существование их не зависимо от людей в материальном мире. Человек не может отменять или создавать законы, но он способен познавать их и успешно действовать в соответствии с ними. В этом заключается путь к подлинной свободе человека. Существенной опорой человеку на пути его к свободе является наука. Ибо лишь наука может правильно раскрыть обусловленность и направление действия объективных законов природы и общества.

Можно выделить четыре главных признака закона. Во-первых, закон есть повторяющаяся связь. Обнаружение повторяемости в явлениях – первый и наиболее простой признак закона. Так, повторение фактов перехода одного вида энергии в другие привело к открытию закона сохранения и превращения энергии. Повторяющаяся гибель в борьбе за жизнь наименее приспособленных особей позволила Ч. Дарвину высказать предположение о существовании особого закона естественного отбора. Обобщение повторяющихся черт в истории общества и в экономике позволяет сформулировать законы исторического развития и экономические законы. Однако повторяемость сама по себе еще не является достаточным признаком закона. В реальной жизни человек встречается с разнообразными случаями повторяемости, которые не выражают законов и могут быть названы регулярностями. Они встречаются, например, в социологических опросах. Люди могут много раз подряд высказывать одни и те же мнения, но это не значит, что существуют законы, например, высокого рейтинга президента или плохого отношения к гражданам той или иной национальности или профессии.

Во-вторых, закон фиксирует внутреннюю, существенную связь, является моментом, проявлением сущности. Закон естественного отбора, закон сохранения энергии, периодический закон Менделеева, закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил – это выражение внутренних и существенных сторон различных областей действительности.

В-третьих, закон является необходимой связью, выражает не случайные, а необходимые взаимодействия явлений.

Наконец, в-четвертых, закон определяет соответствующий ему круг явлений. Закон, строго говоря, не только форма связи между явлениями – он выражает сущность вещей, оказывается силой, тенденцией, определяющей течение реальных процессов. Так, естественный отбор – принудительная тенденция живого, выражение глубинного стремления жизни к самосохранению.

Закон - это внутренняя и необходимая, существенная и всеобщая, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями, определяющая порядок и тенденцию их возникновений, развития и уничтожения.

Принцип всеобщей связи показывает, что изменения объективной реальности кроются не в конечной причине, а в самих предметах и явлениях, в их связях, взаимоотношении, воздействии друг на друга, взаимодействии друг с другом. Глубокое знание его основного содержания позволяет человеку разобраться в сложнейших явлениях общественной жизни. Этот принцип вскрывает глубокую связь между свободой человека и познанием им законов природы.

Важно понимать, что познание законов является основой целесообразной деятельности людей, что человек развивается по мере познания законов, что познание законов превращает человека из раба природы в её властелина.

3начение этого принципа проявляется и в том, что он требует при анализе исторических явлений подходить конкретно-исторически, выявляя при этом важнейшее звено в цепи событий.

Раскрытие законов – одна из наиболее сложных задач человеческого познания. Поэтому изложенное сейчас материалистическое истолкование законов встречало возражения сторонников других подходов. Так, согласно субъективно-идеалистической концепции закона И. Канта человек познает только мир явлений, а поэтому то, что мы называем законами, отражает только наш субъективный способ понимания вещей. В науке нередко возникают дискуссии – действительно ли некую закономерность можно считать законом природы, или она возникла в результате нашего субъективного, произвольного метода упорядочения и классификации материала? В начале ХХ века была выдвинута концепция конвенционализма, согласно которой законы всегда конструируются учеными, а не задаются объективными свойствами вещей. Это была попытка использовать субъективно-идеалистический подход Канта для преодоления кризиса в физике. Объективно-идеалистическая концепция закона хорошо прослеживается в философии Гегеля. Законы – это проявления абсолютной идеи, которая лежит в основе мира, составляет его сущность и управляет им. Искать закономерные связи надо в этом духовном начале, а не в природных вещах.

Объективно-идеалистический и материалистический подходы различаются также в решении вопроса о возникновении и исчезновении законов. Если закон – нечто устойчивое и постоянное в потоке изменчивых явлений действительности, может ли он сам появляться и исчезать? Оказывается – может. Пока не существовало жизни, не было и закона естественного отбора. Когда нет общества, нет и законов экономики. Закон не является каким-то вечным шаблоном, неизменной сущностью, пребывающей в мире идей Платона. Он появляется вместе с теми предметами и процессами, законом которых выступает. Пока не возникло, например, общество, нет и законов общества, существуют только предпосылки для их возникновения. Более того, закон может изменяться и развиваться вместе с изменением своей предметной области. Так, законы развития жизни в эпоху ее возникновения действовали проще, чем стали действовать с появлением высших животных и человека. Вероятно, подобным же образом может изменяться действие законов экономики. Впрочем, проблема эволюции законов в современной науке почти не исследована.

Существуют несколько классификаций законов. Их можно разделить на законы общества и законы природы, на законы развития и законы функционирования, на общие и специфические, динамические и статистические. Особенно интересное и недостаточно изученное явление – законы техники.

Главная особенность законов общества заключается в том, что они являются законами, реализующимися через сознательную деятельность людей. Человек всегда ставит себе более или менее осознанные цели. Поэтому возникает иллюзия, что конечная причина человеческого поведения – наша воля и сознание. Эту иллюзию разоблачает материалистическое понимание общества. Наиболее глубокие причины и стимулы человеческой деятельности – материальные интересы людей, которые могут быть удовлетворены только при учете объективных, независимых от сознания законов и обстоятельств.

Законы развития описывают механизм возникновения качественно новых явлений. К ним можно отнести, например, закон естественного отбора, закон классовой борьбы, закон возвышения потребностей и, наконец, законы диалектики. Существует также большая группа законов, которые не выражают развитие прямо и непосредственно, а описывают функционирование процессов в рамках одного и того же уровня сложности. Таковы, например, закон Архимеда, законы Ньютона, законы Кеплера, закон Авогадро, закон Ома, закон Бойля-Мариотта. Проявление законов функционирования может, конечно, иметь отношение к каким-либо качественным изменениям, но сами эти законы не схватывают, не описывают процесс развития.

Общие и специфические законы различаются по широте того класса явлений, в котором они действуют. Так, в физике есть законы, описывающие частные явления – давление газов, поведение светового излучения и т.п. Закон сохранения и превращения энергии – более общий по отношению к ним. В экономике специфические законы капиталистического производства являются частными по отношению к общим законам развития цивилизации. Законы философии являются всеобщими, то есть общими по отношению ко всем другим законам.

Динамические законы – это законы однозначной детерминации, жестко предопределяющие каждое отдельное событие. К ним относятся, например, закон всемирного тяготения, законы Кеплера и Архимеда. Статистические законы называют законами вероятностной детерминации. Они применимы только к крупным ансамблям событий и не позволяют предсказать с полной достоверностью отдельный конкретный факт. Так, закон больших чисел в теории вероятности не позволяет предсказать, орлом или решкой вверх упадет подброшенная монета, но он устанавливает, что при увеличении количества подбрасываний отношение между выпаданиями орла и решки будет все больше и больше приближаться к пропорции 1:1. В экономике закон спроса или закон предложения тоже выражают тенденции в действиях участников рынка, но не могут точно предсказать отдельный акт купли-продажи.

Законы развития техники пока плохо изучены. Они явно носят комплексный, «гибридный» характер. С одной стороны, все технические приспособления подчиняются законам природы. С другой стороны, создание той или иной отрасли техники, пути ее развития и использования прямо зависят от потребностей и возможностей людей, социальных групп, то есть подчиняются законам общества. Законы техники выражают механизмы преобразования мира человеком, создания им «второй природы», культуры, техносферы. Человек – высшая форма материи, которая существует, воспроизводя саму себя в процессе труда (материального производства). С появлением общества начинается формирование новых, социальных законов и законов техники. Наиболее сложная в материальном мире система связей и взаимодействий возникает в социальной форме материи.

Принцип развития. Материалистическая диалектика, определяя связь предметов и процессов материального мира, как объективную форму его существования, обнаруживает её органическую связь с принципом развития в материальном мире.

Развитие - это связь состояний предмета во времени. То есть развитие - это конкретное проявление всеобщей связи, господствующей в объективном мире. Материалистическая диалектика утверждает, что все без исключения предметы и процессы действительности находятся в вечном движении, возникновении и уничтожении.

Лишь одна философская школа – элейская - отрицала движение в объективном мире. Среди тех школ, которые признавали развитие, существовали различные представления о его характере, источнике и механизме.

В историческом процессе развития философской мысли оформились две концепции развития: метафизическая и диалектическая.

Диалектическая и метафизическая концепции различаются до пониманию источника, характера и направления развития. В общем виде это можно представить в такой таблице:

  Диалектическая Метафизическая
Источник развития   Внутренние противоречия Внешний толчок
Характер развития   Накопление количественных изменений, выход за границы меры Односторонность развития: а) без скачков, б)только скачки, возникновение нового качества
Направленность развития   Развитие по спирали   Цикличное или поступательное развитие
Один и тот же атрибут материи характеризуется двумя понятиями: «движение» и «развитие». Что они выражают и в чем различаются?

Материалисты называют движение атрибутом материи по меньшей мере с XVIII века. Понятие движения тесно связано с понятием развития. Движение – это изменение вообще, а развитие является наиболее сложным видом изменений: это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, качественное усложнение предметов и явлений материального мира. Поэтому движение можно считать наиболее простым, поверхностным проявлением процессов развития. Развитие материальных систем обычно становится заметным только в достаточно крупных масштабах, на больших временных промежутках. Движение как изменение вообще легко обнаружить в любом явлении и событии. Например, в смене погоды, передвижении животного или в единичном акте купли-продажи движение присутствует явно, а развитие вообще не заметно. Тем не менее, самое незначительное движение и изменение – это частичка глобальных процессов развития природы и общества. Поэтому распространенное утверждение, что развитие есть частный случай движения является ошибочным. Специфика процесса развития состоит в том, что он не может проявляться во всем своем богатстве и сложности в каждом незначительном событии. Эта закономерность относится и к природе, и к обществу.

Развитие можно считать универсальным всеобщим свойством, атрибутом материального мира.

Главный вопрос, возникающий при анализе процесса развития в целом – это вопрос о его направленности. Имеет ли развитие какое-то направление, а если имеет, то какое именно?

Два главных понятия, дающих ключ к теории развития – понятия прогресса и регресса. Прогресс – это движение от низшего, простого, к высшему, более сложному, то есть усложнение вещей и явлений. Регресс - это процесс упрощения, деградации, движение от высшего к низшему. Существует определение развития как единства прогресса и регресса. С ним можно частично согласиться: в самом деле, в процессах развития чередуются явления прогрессивного развития и периоды регресса, отступления назад, возврата к старым, более примитивным состояниям. Но утверждение, что развитие – единство прогресса и регресса, явно недостаточно. Необходимо охарактеризовать это единство более определенно. Поэтому возникает вопрос: какое из двух направлений является основным, доминирующим? Или, может быть, они равносильны и осуществляются с равной вероятностью?

Современная наука располагает множеством примеров прогресса и регресса в природе и обществе. Еще знаменитый французский просветитель Жан-Жак Руссо обратил внимание на то, что социальный прогресс не бывает простым и безоблачным. Так, прогрессивное развитие европейского капитализма в эпоху Просвещения сочетается с физической и духовной деградацией огромных масс населения – пролетариата. В ХХ – ХХI веках прогресс в науке и технике ведет к угрожающей деградации природной среды, исчерпанию природных ресурсов полезных ископаемых и к глобальной угрозе регресса и гибели цивилизации.

Однако материал современной науки показывает, что в конечном счете в развитии преобладает прогрессивная тенденция. Об этом свидетельствует не только история цивилизации, но и все развитие Метагалактики после Большого взрыва. Если бы возникновение высших, все более сложных форм материи происходило чисто случайно, то есть имела место равносильность тенденций прогресса и регресса, наша Вселенная была бы совершенно не такой, какова она сейчас. По мнению ведущих современных ученых в случае равновесия тенденций к прогрессу и регрессу вероятность возникновения жизни за время существования Земли была бы ничтожно мала. По подсчетам Г. Кастлера она равна 10-255, а Блюменфельда – 10-800 (по отношению к уровню органических веществ). По отношению же к уровню элементарных частиц вероятность случайного возникновения жизни (при равносильности тенденций прогресса и регресса) оказалась практически равна нулю. Поэтому следует признать, что тенденции к прогрессу и регрессу не равносильны. Развитие в целом – это интегральный прогресс, включающий в себя в подчиненном виде регресс. В известной нам части Вселенной легко прослеживается единая линия прогрессивного развития от элементарных частиц до человека («магистраль развития», как выражаются биологи-эволюционисты). Эту линию прогрессивного усложнения образуют основные формы материи. Единой линии регресса в материальном мире не существует. Регресс, деградация, круговороты развития – это отдельные локальные явления, неизбежно порождаемые процессом прогрессивного развития. Как уже отмечалось, в живой природе, например, выделяют три направления эволюции: магистральное направление прогрессивного развития – цепь ароморфозов, регрессивное направление упрощения живых организмов - общая дегенерация и развитие без существенного изменения уровня организации – идиоадаптация. В обществе также есть основное направление прогрессивного развития, образованное последовательностью общественно-экономических формаций, и подчиненные направления – застой и деградация социальных систем.

В ХХ веке механизмы развития, взаимодействия прогрессивных и регрессивных изменений были детально проанализированы в синергетике, теории самоорганизации материи, теории диссипативных структур и в других учениях. Как показано рядом ученых, материальные процессы, взятые в достаточно крупных пространственно-временных масштабах, обнаруживают внутреннюю тенденцию к развитию и усложнению. На философском уровне эти механизмы развития описываются с помощью законов и категорий диалектики. Далее мы переходим к рассмотрению фундаментальных закономерностей развития.

Таким образом, во-первых, принцип развития имеет огромное методологическое и мировоззренческое значение для практической деятельности.

Во-вторых, учет принципа развития позволяет критически осмыслить совер­шающиеся процессы, видеть то, что устаревает и то, что идёт ему на смену, бороться с регрессивным, вскрывать недостатки и последовательно преодо­левать их. Вскрывать связь нового со старым в процессе развития и бережно относиться ко всему положительному, перенимаемому из старого.

В-третьих, принцип развития требует рассматривать объективно развиваю­щиеся предметы и процессы не в неизменном виде, а как текущими, развивающимися, т.е. конкретно-исторически.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 832 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...