Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

От авангарда западноевропейского



1.Дореволюционное кино. Авторов нет

2. Революция (25 окт 1917 г.) как мощный катализатор для возникновения авторов

Старашя школа - "традиционалисты"

Авангард - "новаторы"

3. Критический переход от тотальной свободы к зависимости от идеологии

Неореалисты. Соцреализм. Жёсткие стандарты. Новые взгляды. Авангард - фабрика экспериментов. Закрытое искусство

Особенности советского авангарда (леворадикального искусства):

Модель противоречий общества

1) Установка на революционное просветительство

2) Ориентация на огромную аудиторию

3) Установка на тесный контакт со зрителем

Авангард отвечал на вопросы общества и многозначности в нём быть не должно.

Точный ответ - алгоритм жизни. Вопросы сформулированы ЗА зрителя. Действенное искусство. Искренние творения для обыкновенного народа. Комплекс социальной неполноценности (люди скрывают своё происхождение). Интеллигенты сами готовы были "сдавать экзамен" на лояльность. Пропагандирование идей и лозунгов. Сознание художников: мыслить будущим (идея коммунизма), идеалами. Это мышление породило искусство авангарда.

С середины 20-х всё меняется. Выход из идеологии гипноза. Просыпается критика. Авторское начало ещё больше усиливается. Возникает гротеск, сарказм, элементы кризисного, тревожного сознания. "Иван Грозный" - образ меняется от + к -

"Бежин Луг" - Павлик Морозов, Вертов "Колыбель". Творцы и жертвы нового искусства.

Советский авангард - уникальное явление. Что такое авангард? Это всегда на шаг вперед, это прорыв к чему, обработка каких-то новых вещей, как правило в это время пишутся интересные манифесты.

Но вообще авангард - это экспериментальная вещь, поэтому он как правило герметичен, он закрыт для всех остальных. И французский авангард как раз такой. И именно в силу этого авангард считается закрытым явлением. И в этом принципиальное отличие советского авангарда: он абсолютно открыт для зрителя. Пафос советского авангарда - это конечно же революционное просвятительство.

Во-первых, у нас на это есть своя историческая мотивировка. В 1895 году зарождается кино. Идет процесс эволюции во Франции, в Германии, и естественно идет в России. Уже появляются серьезные величины. Но у нас происходит революция. Он все перевернула и многое перечеркнула, но тем не менее родила целую плеяду блестящих деятелей кино. И они с огромным энтузиазмом вливаются в эти процессы. "Революция сделала меня художником." - они все подписывались под этой фразой Эйзенштейна. Процесс "похмелья", отхода от этого ощущения свободы посл революции у нас затянулся.

Та старая школа, которая все-таки еще осталась, получает название традиционалистов. И естественно они вступают в схватку с авангардистами (новаторами). Что происходит дальше? Если мы можем сказать, в какой день произошла революция, то дальше довольно скоро наступает следующий период, ползучий, потому что мы не можем сказать, в какой точно момент мы начали переходить из революционной эйфории во второй период. Это новый режим, новая идеология. На горизонте возникает новый метод - соцреализм. Это жесточайший регламент. Эти идеи озвучил Горький. Соцреализм был абсолютно необходим и его приход был подготовлен.

И этот метод, который был контр всем авангардистским технологиям. Но это гораздо позже. Левое искусстве 20х годов (его называли еще левым искусством) - это удивительно точная модель всех проблем, которые существовали в то время в обществе. Фундаментальный признак советского авангарда: открытость, чуждость к герметизму. В этом его отличие. Установка на предельное сокращение дистанции между художником и зрителем, самый жесткий, самый короткий контакт с публикой: интерактив.

Авангардисты создали новых людей. Они сами задавали вопрос за зрителя, причем люди сами думали, что это в их голове вопросы, и сами же отвечали. И авангардисты внутри себя ощущают очень комфортно. Абсолютная установка на зрителя - абсолютный ориентир и для ФЭКСа, и для Эйзенштейна, и Вертова, и Мейерхольда. Это было искреннее желание в этот период создать уникальное искусство для уникального народа. Ножницы появились чуть позже, но они появились.

Один из теоретиков стал писать об еще одном очень интересном парадоксе этого периода. Он говорит, что советская интеллигенция того периода (которая и составляла авангард) имело социальное редкое заболевание: комплекс социальной неполноценности. Народ был рядом, причем он был на первом месте, а авторы на втором. И это их вполне устршаивало.

Луначарский: "В 10 водах надо варить и мыть интеллигента, надо его долго треть, прежде чем он станет полезным членом современного общества." Реально это значит, что если ты, Сергей Эйзенштейн, сегодня создал кино"Броненосец Потемкин", который назвали евангелием революции, то вот твой олимп, ты имеешь пропуск на всю оставшуюся жизнь. Но вот он едет в Америку и там читает лекции, которые восхваляют советский союз. Ему отсюда шлют телеграммы "не приезжай", тебя здесь никто не ждет. Он конечно же вернулся. И довольно долгое время был без съемок. Получается, то важно, что ты сделал: ты каждый раз должен сдавать экзамен на социальную полноценность, социальную лояльность. Каждый раз ты будешь доказывать, что можешь быть новому режиму полезен.

Задача авангарда сводилась к популяризации всех идеологических установок. Тогда действительно был колоссальный всплеск творческой энергии, и это выливалось в появление новых форм и открытий, рождение новых форм и эстетик. Прошлое вычеркивалось, оставалось только настоящее, сегодня. Они жили этим завтра. А завтра - это коммунизм. Причем он им тогда казался, что уже почти рядом.

С середины 20х годов начинаются очередные изменения, когда начинается пробуждение от послереволюционной эйфории. Эти изменения в стране становятся очевидными: очень трудно быть некритичными, особенно Эйзентштейну, который все-таки очень умный. Постепенно идеологические шторы начинают спадать, и я начинаю видеть, что идеалы прекрасны, но то, что вокруг - не так похоже на них. Как только начинается пробуждение от этого гипноза, приходит "жуткая головная боль". Появление сатиры, появление гротеска. Тдут первые невеселые рефлексии реальности. Уже в этот период у Эйзенштейна возникает новый длительный проект, который претерпевал еще много изменений. Снимать идеал стало очень трудно, потому что уже существовала некоторая подмена.

В целом можно сказать, что опыт авангарда бесценен, и что русский авангард впитал в себя все явления того периода.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...