Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические указания для студентов. (1) Режим и характер различных видов учебной работы, общие указания по изучению учебного курса



(1) Режим и характер различных видов учебной работы, общие указания по изучению учебного курса

Для освоения теоретического содержания программы курса, реализации целей и задач обучения, выполнения рефератов по указанным темам необходимо руководствоваться нижеследующими указаниями учебно-методического характера.

Курс «Этика» предполагает разные виды учебной деятельности студентов. Систематическое изложение содержания дисциплины осуществляется на лекционных занятиях, которые ведутся в объеме 58 аудиторных часов. Изучение отдельных аспектов курса, требующих как самостоятельной работы студентов, так и групповых обсуждений и дискуссий, осуществляется на семинарских занятиях, проводимых в объеме 12 часов. Наконец, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, планируемая в объеме 70 часов, сосредотачивается на изучении первоисточников по курсу.

Все виды занятий предполагают самодеятельную активность студентов. Лекционный курс нацелен на ознакомление с вопросами научно-теоретической этики и истории этической мысли. Это требует максимальной мобилизации знаний студентов по философии и истории философии, психологии, истории культуры, истории литературы. Необходимо конспектирование предлагаемого лекционного материала. При освоении данного раздела преобладает репродуктивный подход в изучении материала.

Семинарские занятия призваны решать другую задачу. Каждая тема концентрируется на анализе фундаментальной категории этического сознания, имеющей глубокое социально-нравственное или персоналистическое значение. Каждая из рассматриваемых категорий является культурной универсалией, что требует максимального привлечения широкого культурного контекста ее формирования и исторического развития, его самостоятельного анализа при подготовке доклада или выступления на семинаре.

В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям необходимо исходить из материалов, отраженных в конспектах лекций, затем сопоставить авторский подход лектора с точками зрения авторов, представленных в учебных пособиях и справочной литературе, в монографических исследованиях и статьях. Это не что иное как метод сравнения и анализа прочитанных литературных источников, с помощью которого студент может уяснить, что принципиально нового внес конкретный автор в разработку той или иной проблемы, и что остается еще в недостаточной степени разработанным. Такой метод обеспечивает глубокое погружение в тему и является залогом успешного ее раскрытия.

План (вопросы), данный к каждой теме семинарского занятия, поможет студентам раскрыть содержание темы, облегчая тем самым труд по усвоению личностно значимых нравственных проблем. В ходе подготовки доклада для выступления на семинаре необходимо придерживаться общей логики организации и изложения материала, заданной тематическим планом и содержанием курса, а также требований и рекомендаций, разработанных высшей школой по структурированию и составления конспекта выступления.

Самостоятельная работа студента внеаудиторного характера призвана закрепить и углубить полученные на лекциях и семинарах познания посредством обращения к классическим этическим текстам, которые самостоятельно изучаются и сдаются преподавателю на коллоквиуме. Такая работа позволяет получить личные впечатления об авторском стиле того или иного мыслителя, нравственном пафосе и особенностях его мышления и аргументации при выдвижении морально-философских идей. Последний вид занятий призван персонифицировать этические знания, преобразовать их из абстрактно-всеобщих в личностные. Кроме того, допустимо самостоятельное изучение ряда тем по разделу нормативно-аксиологической этики, относящихся к истории этической мысли. Для этого нужно обратиться к разделу настоящих указаний, в которых содержатся перечень тем для самостоятельного изучения и методические указания по их изучению.

Следует помнить также, что освоение любой дисциплины начинается с усвоения ее понятийно-категориального аппарата. Этические категории способствуют развитию глубины и точности нравственной рефлексии, формированию нравственной интуиции, необходимой для выстраивания гармоничных социальных и межличностных контактов и взаимодействий. При этом студент не только должен интеллектуально усвоить содержание основных этических понятий и категорий, но и уметь оперировать ими в моральном дискурсе. Наиболее важные их этих понятий даны в разделе «Ключевые термины и понятия». Для их усвоения необходимо обратиться к рекомендованным справочным изданиям, а также тщательно фиксировать определения, которые даются преподавателем на лекционных занятиях.

Основные требования к уровню освоения содержания курса. Студент, изучивший курс, обязан знать, понимать, уметь обсуждать крупные проблемы европейской этической мысли. В силу своего рода «вечности» этических проблем, которые относятся к социальному и индивидуальному бытию человека, необходимо всегда рассматривать их в двух ракурсах – история и современность, прошлое и настоящее, что позволит увидеть их актуальность для современного человека, в том числе для собственного культурного и нравственного самоопределения.

Подготовка студента к зачету. При изучении курса студенту необходимо правильно спланировать этапы овладения материалом. В начале семестра необходимо ознакомиться хотя бы с одним из учебных изданий по философии культуры, рекомендованных в учебной программе. Это обеспечит более адекватное усвоение материала, даваемого преподавателем на лекциях.

Далее, на основе полученной информации, нужно определить по тематике семинарских занятий темы, наиболее интересные или кажущиеся наиболее трудными, по которым требуется углубленная работа.

На основе консультаций с преподавателем следует также заранее определить круг первоисточник, избранный для защиты на коллоквиуме

Данный учебно-методический комплекс должен быть постоянно в поле зрения (в работе) студента, что позволит держать в памяти курс в целом, целенаправленно, на основе предложенных списков литературы пользоваться информационными ресурсами библиотеки КемГУКИ. Работа с литературой требует активизации навыков, полученных ранее в процессе изучения курсов «Основы информационной культуры» и «Информатика». Необходимо четко осознавать специфику жанра выполняемой письменной работы (подготовка доклада, реферата или эссе для выступления на семинаре, аналитический конспект первоисточника и т. п.), пользоваться разными формами конспектирования и реферирования литературы.

Наконец, знакомство со списком вопросов, выносимых на зачет по этике, позволит оценить объем работы и пропорционально распределить свое время.

При подготовке к зачету целесообразно по каждому вопросу привести в порядок записи, конспекты лекций и семинарских занятий, прореферированные материалы изученных первоисточников. Полезно выписать в сжатом виде наиболее важный материал, обозначить эвристические вопросы, заданные преподавателем и рассмотренные на лекционных занятиях, а также проблемные ситуации, связанные с той или иной темой или вопросом.

(2) Темы семинарских занятий

Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту.

Подготовка к семинару может осуществляться в подготовке к докладу, в написании эссе, реферата с последующим их обсуждением.

Тема 1. Категории добра и зла (проблема нравственной направленности природы человека)

1. Категории добра и зла в истории философско-этической и религиозной мысли.

2. Нравственная направленность природы человека как философская и научная проблема.

3. Доброта как нравственное качество.

Литература

I.

Амфитеатров А. В. Дьявол. Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом. – М.: Изд. центр МП «ВНК»; фирма «Баркс», 1992.

Архангельский Л. М. Диалектика добра и зла как ключевая проблема философско-этического познания // Философские науки. – 1983. – № 2. – С. 44-53.

Бычков В. В. Идеал любви византийско-христианского мира // Философия любви. – М.: Политиздат, 1990. – Ч. 1. – С. 68-102.

Дубко Е. Л. Моральное добро (историко-критический анализ) // Философские науки. – 1986. –-№ 1. – С. 108-116.

Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. – М.: Искусство, 1965. – С. 100-110.

Новый Завет (любое издание)

Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М.: Политиздат, 1992.

Скрипник А. П. Проблема морального зла в истории домарксистской этики // Этическая мысль. – М.: Политиздат, 1988. – С. 98. – 115.

Фетисов В. П. Добро и зло. Опыт историко-философского исследования. – Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1982.

Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше // Вопросы философии. – 1990. – № 7. – С. 59-132.

II.

Амосов Н. М. Мое мировоззрение // Вопр. философии. – 1992. –№ 6. – С. 50-74.

Глязер Г. Драматическая философия. Опыты врачей на себе / пер. с нем. 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1965.

Голдинг У. Повелитель мух // Голдинг У. Шпиль и др. произв. – М.: Прогресс, 1981.

Ефимов В. Т. Эгоистический альтруизм // Философские науки. – 1990. - № 5. – С. 32-39.

Кобзев А. И. Проблема природы человека в конфуцианстве (от Конфуция до Ван Ямина) // Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М.: Наука, 1983. – С. 207-230.

Сабиров В. Ш. Два лика зла (Размышления русских мыслителей о добре и зле). – М.: Знание, 1992.

Свинцов В. И. Люди и крысы // Вопр. философии. – 1992. – № 8. – С. 184-191.

Симонов П. В. Искрящие контакты // Новый мир. – 1971. – № 9. – С. 188-205.

Филатов Д. П. Норма поведения, или Мораль будущего с естественноисторической точки зрения // Путь в незнакомое: Сб. II. – М.: Сов. писатель, 1974. – С. 371-415.

Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии / пер. с англ. – М.: Высш. школа, 1992.

Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Новый мир. – 1971. – № 10. – С. 193-213.

III.

Бойко В. В. Доброта в нас и вокруг нас. – М.: Знание, 1988.

Гранин Д. Милосердие. – М.: Сов. Россия, 1988.

Тема 2. Гуманизм как принцип обоснования нравственности

1. Исторические формы гуманизма.

2. Понятие гуманизма применительно к цивилизации ХХ в.

3. Современные гуманистические концепции.

4. Проблема кризиса гуманизма.

Литература

I.

Боголюбова Е. В., Тажуризина З. А. Буржуазный гуманизм: иллюзии и действительность. – М.: Знание, 1975.

Бердяев Н. А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – Гл. VII.

Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для вузов. − М.: Рос. гуманист. о-во, 2005. − 388 с.

Ярошевский Т. Размышления о человеке. – М.: Политиздат, 1984.

II.

Арзаканьянц Ц. Г. От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. – М.: Мысль, 1969. – С. 77-82.

Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. – М.: Знание, 1981. – С. 25-36.

Блюмкин В. А. Человек как высшая ценность // Проблемы формирования личности в различных сферах общественной жизни. – М., 1980. – С. 34-39.

Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для вузов. − М.: Рос. гуманист. о-во, 2005. − 388 с.

Буева Л. П. Человек как высшая ценность и главное богатство общества // Человек в системе наук. – М., 1989. – С. 493-502.

Кувакин В. А. Твой ад и рай: Человечность и бесчеловечность человека. − СПб.: Алетейя; М.: Логос, 1998. − 357 с.

Кудишина А. А. Гуманизм − феномен современной культуры. − М.: Академический Проект, 2005. − 342 с.

Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. – М.: Мол. гвардия, 1990. – С. 229-272.

Панфилова Т. В. О содержании понятия «гуманизм» // Философские науки. – 1990. - № 9. – С. 112-117.

Смоленцев Ю. М. Проблемы гуманизма в марксистской этике. – М.: Знание, 1984.

Тавризян Г. М. Проблема преемственности гуманистического идеала // Вопр. философии. – 1983. – № 1. – С. 73-82.

Файнбург Э. А. К вопросу о так называемой прагматике гуманизма // Проблемы гуманизма в м/л этике. – Ростов н/Д., 1977. – С. 60-65.

III.

Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для вузов. − М.: Рос. гуманист. о-во, 2005. − 388 с.

Каримский А. М. Проблема гуманизма в современной американской философии. – М., 978.

Кудишина А. А. Гуманизм − феномен современной культуры. − М.: Академический Проект, 2005. − 342 с.

Печчеи А. Сто страниц для будущего // Будущее - в настоящем. – М.: Прогресс, 1984. – С. 26-47.

Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1984.

Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. – М.: Политиздат, 1989. – Гл. 5-6.

Хаксли Д. Ключ к будущему – гуманизм // Диалоги. – М., 1979. – С. 10-17.

IV.

Бердяев Н. А. Русская идея // Вопр. философии. – 1990. – № 1. – С. 121-128.

Бердяев Н. А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – Гл. VIII-IX.

Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопр. философии. – 1990. – № 4. – С. 144-163.

Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. – М.: Мысль, 1990.

Франк С. Л. Достоевский и кризис гуманизма // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: сб. статей. – М.: Книга, 1990. – С. 391-397.

Франк С. Л. Ересь утопизма // Родник. – 1989. – № 6. – С. 52-58.

Франк С. Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. – П., 1949. – С. 48-98, 290-298.

Фромм Э. Бегство от свободы // пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990.

Тема 3. Экология и мораль

1. Отношение человека к природе в различных культурах. Нравственные и мировоззренческие корни экологического кризиса.

2. Принципы экологической этики (современные концепции).

3. Отношение к животным как проблема нравственности.

4. Экология культуры – новое направление духовно-нравственных поисков современной цивилизации.

Литература

I.

Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. – С. 188-244, 308-328.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – С. 146-249.

Игнатовская Н. Б. Природа как ценность культуры. – М.: Знание, 1987. – С. 7-35.

Экологические интуиции в русской культуре: сб. обзоров. – М.: ИНИОН РАН, 1992.

II.

Аксенов Г. П. «Личность есть драгоценнейшая, величайшая ценность» (В. И. Вернадский: ноосфера, творчество, нравственность). – М.: Знание, 1990.

Василенко Л. И. Поиски оснований и источников экологической этики // Вопр. философии. – 1986. – № 2. – С. 145-152.

Гиренок Ф. И. Русские космисты. – М.: Знание, 1990.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. – С. 244-288.

Игнатовская Н. Б. Указ. соч. – С. 40-53.

Леопольд Д. Календарь песчаного графства. – 2-е изд. – М.: Мир, 1983. – С. 200-222.

Моисеев Н. Экология, нравственность и политика // Вопр. философии. – 1989. – № 5. – С. 3-25.

Петрицкий В. А. Экологизация морали и этика // Философские науки. – 1990. – № 5. – С. 103-106.

Печчеи А. Человеческие качества / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1980.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этики миро- и жизнеутверждения // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. – С. 328-350.

Швейцер А. Культура и этика / пер. с нем. – М.: Прогресс, 1973.

Шипунов Ф. Оглянись на дом свой. – М.: Современник, 1988. – С. 66-188.

III.

Игнатовская Н. Б. Отношение к животным как проблема нравственности // Этическая мысль. – М.: Политиздат, 1988. – С. 220-237.

Покуленко Т. А. Вегетарианство как нравственная ценнось // Этическая мысль. – М.: Политиздат, 1990. – С. 258-271.

IV.

Казначеев В. П. Экология культуры // Культура народов Севера. – Новосибирск: Наука, 1986.

Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская лит-ра, 1989.

Лихачев Д. С. Прошлое – будущему: статьи и очерки. – М.: Наука, 1985. – С. 49-105.

Наше наследие. – 1991. – № 1. – С. 3-21.

Рерих Н. К. Избранное. – М.: Сов. Россия, 1975. – С. 74-98, 208-280 (статьи Д. С. Лихачева, Ф. Разумовского и др. материалы)

Тема 4. Социально-нравственное содержание категории справедливости

1. Исторические модификации справедливости.

2. Понятие справедливости. Справедливость и равенство.

3. Экономический строй в свете справедливости.

4. Справедливость как нравственное качество личности.

Литература

I.

Давидович Е. Л. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. – М.: Политиздат, 1989. – С. 39-59.

Дубко Е. Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – С. 143-145.

Дубко Е. Л. Социальная справедливость // Этическая мысль. – М.: Политиздат, 1988. – С. 61-68.

Кашников Б. Н. Концепция общей справедливости Аристотеля: опыт реконструкции // Этическая мысль: Ежегодник / ИФ РАН; отв. ред. А. А. Гусейнов. − М., 2001. − Вып. 2. − С. 89-117.

II.

Бербешкина З. А. Проблема справедливости в м/л этике. – М.: Высш. школа, 1974. – Гл. 1, 3.

Давидович В. Е. Указ. соч. – С. 19-39.

Дубко Е. Л., Титов В. А. Указ. соч. – С. 155-163.

Прокофьев А. В. Справедливость или преодоление человеческой природы? (метанормативный контекст понятии справедливость» // Этическая мысль: Ежегодник / ИФ РАН; отв. ред. А. А. Гусейнов. − М., 2003. − Вып. 4. − С. 23-49.

Прокофьев А. В. Человеческая природа и социальная справедливость в современном этическом аристотелианстве // Этическая мысль: Ежегодник / ИФ РАН; отв. ред. А. А. Гусейнов. − М., 2001. − Вып. 2. − С. 41-64.

Ролз Дж. Теория справедливости / пер. с англ. − Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. − 535 с.

Фрицханд М. Марксизм, гуманизм, мораль / пер. с польск. – М.: Прогресс, 1976. – С. 136-171.

III.

Дубко Е. Л. Указ. соч. – С. 68-74.

Дубко Е. Л., Титов В. А. Указ. соч. – С. 145-155. \

Нерсесянц В. С. Прогресс равенства и будущность социализма // Вопр. флософии. – 1990. – № 3. – С. 46-56.

Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопр. философии. – 1990. – № 10-12.

IV.

Дубко Е. Л. Указ. соч. – С. 75-77.

Дубко Е. Л., Титов В. А. Указ. соч. – С. 164-182.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...