Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет философии. Учебно-методический комплекс



Учебно-методический комплекс

Редактор Л.А. Гайдаш

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага офсетная. Объем 6 п.л. Уч.-изд.л. 4,2.

Тираж 150 экз. Заказ №

Издательство Южно-Российского института-филиала РАНХиГС

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70

Ризограф ЮРИ-филиал РАНХиГС

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70


[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 18. – С. 131.

Предмет философии

План

•Общее понимание философии

•Возникновение и особенности развития философии

•Определение философии

•Специфика философского знания

•Структура философии

•Философия и мировоззрение, функции философии

•Философия и наука

•Философия и экономическая теория

Зачем людям философия?

Затем же, что и людям, начиная с «осевого времени» (К.Ясперс), когда «данное извне содержание жизни» (В. Соловьев) в виде обычаев, традиций, местных верований перестало служить опорой в усложнившихся явлениях жизни, и появилась потребность в обретении опор более универсальных, чем частные родоплеменные, потребность в универсальном способе обоснования этих опор. В настоящее время интерес к мировой, в том числе и отечественной философии, вызван из потребности в новых идеях, необходимости объяснения происходящих процессов во всех областях, желании понять свое культурное прошлое, переосмыслить последние события

Ключевое положение

Если всматриваться в прошлое, то можно заметить, что в истории философии меняются не истины, а человек, и он, меняясь, пересматривает ряд истин и отбирает наиболее близкие, не замечая всех остальных. Но есть надежда, что в наше время интерес к вечному и неизменному, то есть к философии и интерес к преходящему и меняющемуся, то есть истории, соединятся.

Что будем изучать?

• введение в основы философии, то есть рассмотрение традиционных философских вопросов;

• основные принципы философского мышления и базовые философские категории;

• основы философской культуры;

• историко-философский материал

Предмет философии

Любая наука или знание имеет свой предмет, то есть, то о чем наука знает нечто (это могут быть какие-то законы) или пытается узнать. И вдобавок ей присущ определенный метод познания того, что она знает. Так, предмет математики – числа и пространство, предмет биологии – органические явления. Что же изучает философия, что скрывается за этим словом? И, кроме того, имеют ли философские истины кроме теоретических достоинств, практическую, житейскую пользу?

Что такое философия?

На протяжении всей истории человечества вставали несколько важных вопросов: во-первых, почему среди человеческих мыслей возникают такие, которые называют философскими, а значит задевающими нас в нашей сути (М. Хайдеггер); во-вторых, почему в философии для достижения истины нет короткого пути, это, как правило, многоуровневый анализ, в несколько подходов, кругов, постепенное приближение к истине? Почему философия это не чувства, а подлинная держательница разума? (М.Хайдеггер) А что такое разум, ум, рассудок?

Парадоксальность и антиномичность предмета философии

В изучении своих предметов все науки опираются на минимум понятий и логических методов, взятых готовыми из философии. Это, прежде всего, - понятия "предмет", "наука", "определение", "доказательство". Философия же не может непосредственно опереться на этот познавательный минимум, ибо она сама должна его выработать в ходе определения своего предмета и вместе с ним.

Предмет есть целостная "единица" бытия, обладающая свойствами системности, самосохраняемости, закономерности. Кроме того, предмету присуща объективная познаваемость, т.е. способность к смысловым информационным взаимодействиям.

В большинстве наук их предметы выделяются и локализуются через их пространственно-временные соотношения с другими предметами. Предмет же философии не допускает подобной объективной и субъективной локализации, ибо он дан онтологически как часть всех других предметов.

Все науки предполагают наличие определенной логики, выражающей общие нормы мышления. Философия не может исходить из такого допущения, ибо логика составляет часть философии и появляется вместе с ней одновременно.

Во всех других науках предмет и метод могут существовать в обособленности друг от друга. В философии же метод есть часть ее предмета и его элементы, принципы, формы возникают и существуют лишь вместе с философским мышлением и неотделимы от него.

Философия, в отличие от других наук, должна определить, сформулировать само понятие “наука”, т.е. развить в буквальном смысле знание о науке до всякого научного знания.

Что же такое философия?

Философское мышление – это некая вспышка сознания, направленная на познание Универсума – «Всего имеющегося».

В поисках определения философии

Древнегреческий философ Аристотель считал, что философия – это наука, которая себя ищет.

Особенности философии

Философия с самого начала допускает возможность того, что МИР САМ ПО СЕБЕ – НЕРАЗРЕШИМАЯ ПРОБЛЕМА.

Откуда берется это влечение к Универсуму, к целостности мира, лежащее в основе философии? Это влечение, стремление, которое отличает философию, по мнению многих философов, есть просто-напросто врожденная потребность нашего разума. Понимаем ли мы это или нет, стремясь к окружающему миру, полноту которого чувствуем или предчувствуем.

Человек, с философской точки зрения, состоит из того, что у него есть, и того, чего ему не хватает.

Философа интересует не каждая вещь сама по себе, в своем обособленном и отдельном существовании, напротив, его интересует совокупность всего существующего, и, следовательно, в каждой вещи – то, что её отличает от других вещей или объединяет с ними: её место, роль и разряд среди множества вещей.

Философ допускает возможность непознаваемости своего предмета. А это означает, что философия – единственная теория, рассматривающая проблему такой, какая она есть, без предварительного насильственного приручения.

Философская проблема безгранична не только по объему – ибо она охватывает все без исключения, но и по своей проблемной интенсивности. Это не только проблема АБСОЛЮТНОГО, но и абсолютная проблема.

Необходимость в философии

Если цель философии недостижима, то какая в ней есть необходимость?

Если понимать под необходимостью полезность для чего-то другого, то философия не является необходимой.

Однако необходимость полезного относительна. Она присутствует только по отношению к цели. Истинная необходимость – это необходимость для каждого существа быть самим собой.

Эта необходимость состоит в осуществлении функции нашего существования, является самой высокой, самой существенной необходимостью, то есть философия возникает не по причине полезности, однако, и не из беспричинного каприза. Она является основной потребностью нашего разума.

Существенным признаком разума является поиск целого, как такового, захват Универсума. Откуда берется такое стремление, почему не довольствоваться тем, что уже есть и находится перед нами? Да просто потому, что все существующее, данное нам, явное - это, в сущности, только кусок, осколок, фрагмент, к которому необходимо домыслить другую, дополняющую его реальность.

Первое приближение к определению философии

Философия – это познание Вселенной или всего имеющегося, которое предполагает постановку абсолютной проблемы, то есть не придавать никакого значения тому, что уже известно. Известное перестает быть проблемой. Известное находится вне философии, в стороне от нее или предшествует ей, так как исходит из частной точки зрения, является знанием низшего уровня, которому нет места на высотах, где осуществляется философское познания.

Однако философия вовсе не отделена пропастью от конкретных наук, а, кроме того, в силу её свойств, просто необходима для частных наука, поскольку позволяет им, с одной стороны, не быть замкнутыми, а, с другой, устанавливает между ними взаимные связи, не отрекаясь от собственных завоеваний. Многие кризисы в различных науках преодолевались именно благодаря философскому переосмыслению их предмета и метода.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

Из чего возникла философия?

А) Философия вообще ни из чего не возникла; будучи абсолютно новым явлением, она зародилась на пустом месте.

Б) Философия вообще не возникала, а существовала издавна, невозможно найти начало.

•Каковы предпосылки возникновения философии?

•Где возникла философия?

•Когда возникает философия?

•Почему возникает философия?

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Начало философии в УДИВЛЕНИИ (изумлении).

Но удивление само по себе не творит философию, а лишь ведет её

(М. Хайдеггер). Для этого нужно познать истинные причины удивительного.

Философия у Аристотеля возникает из науки, как результат её развития.

Философия возникает там и тогда, где и когда были изобретены искусства, служащие, как удовлетворению насущных потребностей, так и потребностей в удовольствии, и там, где некоторые люди стали иметь досуг, и появилась проблема СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ.

Существуют СЦИЕНТИСТСКИЕ концепции возникновения философии. Сциентизм абсолютизирует роль науки в системе культуры, связывает возникновение философии с увеличением объема и организованности знания, с развитием способности к объективному и беспристрастному рассудочному мышлению, а также объективному и точному наблюдению явлений природы, всему тому, что сдерживает фантазирующее мифотворчество. Сциентизм отрицает всякую положительную роль мифологического мировоззрения в развитии философии.

3.ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

3 главных значения понятия «философия»:

СТАРОАНТИЧНОЕ - вся сумма вне религиозных знаний, знание в целом.

ТРАДИЦИОННОЕ – результат исторического разграничения общего (теоретического) от частного (эмпирического) в пределах самой науки.

СОВРЕМЕННАЯ философия связана с окончательным размежеванием философии и частных наук. Современная философия – это мировая философия.

Кант: Истинная философия есть наука о последних целях человеческого разума, которая придает высшую ценность другим знаниям, выявляя их значение для человека, а также место и ценность человека в мире.

Гегель: Философия – есть мышление о мышлении и высший способ постижения духом своей сущности, итог развития действительности, всеобщий метод и наиболее существенное знание о мире, наука наук, и общественное сознание своей эпохи.

ПОЗИТИВИСТЫ считают, что философия все раздала, и в мире предмета для философии не осталось.

В НЕОПОЗИТИВИЗМЕ сложилось понимание философии лишь как теории познания. Например, философия есть формально-логический язык наук.

У представителя критического рационализма К.Р. Поппера: Нет вообще такой вещи, как некая сущность философии, которую можно было бы выделить и отлить в некотором определении. Определение слова «философия» может иметь только характер конвенции или соглашения.

У А.Камю: Одна серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Вопрос о смысле жизни самый неотложный.

Для Ж.П. Сартра - 2 важных философских вопроса: 1) Существует ли универсальная природа человека? 2) Каково отношение свободного человека и обстоятельств?

У Э.Фромма – главный предмет исследования философии – человек, пытающийся достичь гармонии и решающий вопрос: «Иметь или быть?».

У П.В. Алексеева (с философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова): Философия – наука о всеобщем в отношениях целостного человека к миру в целом.

4. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Предмет философии «не имеет вида» в традиционном его понимании, он скрыт в процессе философствования, в философском мышлении. Поэтому нужно определять не предмет, который должна изучать философия – в отличие от математики, физики, а особую установку мысли, манеру рассуждать.

Без личностного отношения, в имперсональной форме, отчужденной в продукте, «в итоге», философия уже не совсем философия.

Философская мысль – всегда проблематизация действительности, и одновременно – попытка её депроблематизации, отрицание проблемы в виде решения.

Философия – это самосознающее мышление.

Сущность философии раскрывается через проблему всеобщности.

Философия – это гуманизм. Она играет огромную роль в деле гуманизации общества, поскольку, именно, философия делает человека вполне человеком, является реализованным сознанием.

Философия – автономна. Она отказывается опираться на что-либо предшествующее ей, и не исходит из мнимых истин.

Вся философия – парадокс, так как она расходится с нашими естественными представлениями о жизни, потому что подвергает теоретическому сомнению даже самые очевидные, бесспорные в обычной жизни верования.

Философия – это теоретическое знание.

Философии необходимо собственное информационное поле, благодаря этому она имеет собственную историю.

Философия вносит свой вклад в социализацию индивида: отчуждение философской мысли – это момент социализации, момент эволюции человечества.

5. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

В философии выделяют 2 раздела: ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии как таковом. Это раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего (ontos – греч. сущее, logoc – учение, слово).

ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании, также имеет греческие корни (gnosis – познание).

К представленным выше разделам добавляют АКСИОЛОГИЮ (учение о нормах и ценностях) и ПРАКСЕОЛОГИЮ (учение о практическом, деятельном отношении к миру).

Выделяют в составе философии кроме онтологии и гносеологии СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ.

Дисциплинарное деление внутри самой философии: ЛОГИКА, ЭТИКА, ЭСТЕТИКА, ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.

Философию делят на 2 направления: МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ, или ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА.

6. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это система взглядов, понятий, представлений об окружающем мире, месте в нем человека и его отношение к самому себе. Мировоззрение является единством познавательного и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Различают 2 уровня: Образно-эмоциональный уровень и понятийный. К первому относится мировоззрение, выраженное в несловесных образах – в музыке, живописи, архитектуре. Мировоззрение в словесной форме – литература. Второй уровень – всегда словесно-знаковый.

Различают типы мировоззрения: примитивно-эмпирическое, мифологическое, религиозное, научное, мировоззрение класса и социальной группы.

Мировоззрение – это не сумма наук, в центре всегда стоят субъектно-объектные отношения.

Мировоззрение – это не просто знание, а особое идеальное образование, регулирующее отношения между знанием и практическим переустройством мира.

Мировоззрение – результат сложного синтеза знаний, но не итог знаний.

Мировоззрение всегда выступает в конкретно-исторических типах.

Каждый человек является носителем определенного мировоззрения, а философия является элитарной.

Мировоззрение – эмоционально-чувственно, а философия – рациональна.

Философия – теоретическая основа мировоззрения, методологическое средство для исследования природы мировоззрения, создания его типологии. Философия способствует обогащению мировоззрения, поскольку философские принципы включаются в структуру мировоззрения индивида в процессе оценки личностью собственного отношения к действительности. С помощью философских категорий обеспечивается целостность научного мировоззрения.

7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

Существуют 4 концепции соотношения философии и науки. Зависят от понимания А (философии) и В (науки) и взаимоотношений между ними. Что понимать под философией? Какую науку взять за парадигмальный образец, который называется наукой? Нельзя забывать, что существуют ступени в развитии самой науки.

• Наука - часть философии.

• Философия – часть науки.

• Философия и наука - разные области.

• Философия и наука взаимо-пересекаются.

Трансценденталистская концепция;

Позитивистская концепция;

Антиинтеракционизм;

Диалектическая концепция.

Трансценденталистская концепция

Трансценденталистская концепция – исторически первая, прошедшая длительную эволюцию от античности до нашего времени. Занимала до середины 19 века монопольное положение. Утверждала и обосновывала гносеологический и социокультурный приоритет философии (метафизики, натурфилософии) по отношению к частным наукам.

Сущность концепции можно выразить следующими формулами: «Философия – наука наук» или «Философия – царица наук». На практике это приводило к навязыванию умозрительных философских схем бытия и познания частным наукам и стало существенным фактором, тормозящим развитие науки к середине 19 века.

Наиболее яркими представителями данной концепции являлись Аристотель, Аквинский, Спиноза, Гегель, Шеллинг, ортодоксальные представители диалектического и исторического материализма.

Позитивистская концепция

Позитивисткая концепция – возникла в 30-е годы 19 века. Ее родоначальники: О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Ст.Милль. Получила широкое распространение среди философов и ученых. Состоит в утверждении приоритета частно-научного познания по сравнению с традиционной философией. Последняя объявляется псевдознанием, спекулятивным, умозрительным теоретизированием, не имеющим для современной науки не только никакого позитивного значения, а скорее – отрицательное, так как философский дискурс способен только заразить науку вирусом псевдознания.

Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека философия должна использовать научный метод, то есть наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов. Пока этого нет – не существует и научной философии. «Наука – сама себе философия» (О.Конт), «Физика, берегись метафизики!» (И.Ньютон) – формулы разрешения вопроса о соотношении философии и науки.

Антиинтеракционизм

Антиинтеракционизм (концепция предметного разграничения) – концепция соотношения философии и науки, согласно которой философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи.

Данную концепцию разделяют представители экзистенциализма, философии жизни, феноменологии и др. Каждый из этих типов знания развивается по своей внутренней логике, и влияние философии на науку, как и обратно, может быть только чисто внешним или даже вредным для них обеих. Философия – не научна, наука – не философична – кредо антиинтеракционистов.

Диалектическая концепция

Диалектическая концепция соотношения философии и науки – учение, согласно которому наука и философия представляют собой качественно различные по многим параметрам виды знания, однако, внутренне они взаимосвязаны между собой и активно используют познавательные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них. Это доказывается всей историей их развития и взаимодействия.

Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является, с одной стороны, наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий, а с другой – слоя частно-научного знания, используемого в философской аргументации и построениях. Граница между философским и конкретно-научным знанием является исторически подвижной и относительной. Однако она всегда имеет место, благодаря структурированности сознания и наличия в нем различных типов и слоев знаний и ценностей.

Критерии научности знания

Универсальные критерии научности:

формальная непротиворечивость, причинно-следственная связанность, опытная проверяемость, рациональность, воспроизводимость, интерсубъективность.

Экстралогические и неэмпирические критерии научности знания, которые представляют собой приемы опосредованного сопоставления научно-теоретических результатов с действительностью и основаны на принципе предпочтительности.

К таким критериям относятся: простота, красота, эвристичность, конструктивность, нетривиальность, информативность, логическое единство, концептуальная целостность, когерентная обоснованность, оптимальность, эстетичность, прагматичность.

Будущее взаимоотношений философии и науки

Русские философы (В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, А.Ф. Лосев и многие другие мыслители) считали, что в будущем, когда научное знание будет не просто знанием о внешнем, отстраненном от человека предмете, а будет, прежде всего, знанием о человеке и его деятельности, направленной на гуманизацию действительности, тогда восстановится онтологическая целостность бытия, и исчезнут предпосылки для обособления естественных и гуманитарных наук, изменится само понятие науки.

8. ФИЛОСОФИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Точки соприкосновения философии и экономической теории: проблема человека и вопросы методологии.

Роль философии в формировании отечественной экономической теории

Во-первых, она позволяет рассматривать экономическую сферу как часть, фрагмент более широкой реальности, тем самым, показывая ее связи с другими неэкономическими областями. Соответственно философия расширяет горизонты экономической теории, раскрывает роль неэкономических факторов при описании поведения субъекта хозяйства.

Во-вторых, философия, подталкивая экономическую теорию к преодолению узкоспециализированного, утилитаристского подхода к пониманию экономического бытия, выявляет его скрытые смыслы, что крайне важно для формулирования ориентиров для дальнейшего развития.

В-третьих, философия формирует реальное мысленное поле, в рамках которого совершаются акты научного познания, нацеленные на комплексное социо - экономическое объяснение явлений и процессов, системный подход, учет специфики российской духовности.

Значение экономической теории для философии

Экономическая теория на примере модели человека обостряет его специфические черты поведения (эгоизм, альтруизм, рационализм) и дает возможность философии получить представление о человеке «практическом», выявить новые свойства и факторы, определяющие его поведение, и тем самым получить целостную картину о человеке.

Экономическая теория является важным инструментом для анализа рациональной деятельности и её эффективной координации. Поскольку разумное и эффективное движение к цели является характерным признаком человека, то философия и другие науки используют данный экономический принцип.

Философские основания экономической науки

• проблема функционирования и тенденции развития экономической науки как сложного общественного института;

• анализ экономического знания и познания; использование законов и категорий диалектики и логики в экономической науке, проблема построения логически стройной системы экономического знания;

• специфика экономических законов, особенности экономических отношений как одного из видов общественных отношений

Тема 2.

Бытие

Эпиграф

Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв.

Сложности в определении бытия

Определить бытие в соответствии с общелогическими критериями очень сложно, поскольку бытие – первое, наиболее общее определение реальности и неопределимо посредством чего-то иного. Все имеет свою причину в бытии, но где причина самого бытия?

Бытие ЕСТЬ для всех, а для себя его НЕТ. Едва ли бытие определимо и через свои продукты, ибо здесь речь идет об основе, на которой покоится и само бытие и его плоды. Поэтому ФИЛОСОФИЯ определяет бытие через его соотношения с небытием и абсолютом. ПОЧЕМУ? Небытие окружает бытие, предшествуя ему как более фундаментальное начало. Исчезновение бытия можно вообразить, а вот исчезновение небытия оказывается вне возможности даже воображения.

Этимология

Бытие (от греч. оntos – сущее) – означает бытие в отвлеченности от наполняющих его многообразий;

единица, с которой начинается отсчет реальности.

Бытие (от лат. еssentia – сущность) – означает конкретную полноту, целостность реальности, тождественной с истиной

Бытие (от позднелат. еxistentia – существование) – означает оформленность бытия в единичную, индивидуальную реальность.

Бытие, есть, сущее, истина – в русском языке пересекаются в одном смысловом поле и связаны с мудростью.

Теоретическое признание

Ввел в философский оборот термин «Бытие» в работе «Философский лексикон» нидерландский мыслитель Р.Гоклениус в 1613 году.

Философские истоки

В понимании бытия философия прошла длительный путь. Философское понимание бытия началось с поиска ПЕРВОНАЧАЛ (вода, воздух, огонь, апейрон и др.), из которых все возникает и в которые все возвращается по законам космических циклов.

Однако для философского понимания бытия этого недостаточно. Нужно найти такие характеристики бытия, которые бы сохраняли свою актуальность на любом этапе человеческой мысли.

Бытие самопричинно и самодостаточно. Наиболее полно эти характеристики оформляются через категорию «субстанция».

Самопричинность и самодостаточность бытия

Субстанция (от лат. substantia – сущность, существо, суть) – означает нечто устойчивое, самодостаточное, существенное; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

Акциденция (от лат. аccidentia – случай, случайность) – обозначает вторичные свойства предмета.

Бытие проявляет свою субстанциальность в процессе самодифференциации на многообразные формы мира. В субстанции бытие определено таким образом, что оно способно определять все другое, не растворяясь в нем и не отчуждаясь от него. Посредством субстанции бытие обретает независимость от времени и пространства, являясь их неподвижным центром. Бытие всегда есть, оно никогда не становится, не изменяется, а, наоборот, делает возможным любые изменения. Время и пространство затрагивают не бытие, а его порождения. Поэтому можно сказать, что бытие есть субъект изменений, оставаясь внутри изменяемого.

Важное свойство субстанции состоит в том, что через нее бытие замыкает в целостность причины всех вещей. Для подчеркивания данных характеристик приходит на помощь понятие «сущность».

Сущность – совокупность таких свойств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства.

Структура бытия

Посредством субстанции бытие само структурирует себя изнутри. Качественная природа бытия в субстанции утверждается через атрибуты, количественная – через модусы.

Атрибуты (от лат. attributio – свойство) – необходимые, существенные свойства субстанции.

Модусы (от лат. мodus – мера, способ, образ, вид) – случайные свойства.

Наиболее общими атрибутами субстанции является мышление (сознание) и протяженность (материя). Но субстанция не исчерпывается этими атрибутами, сохраняя в себе бесконечный потенциал бытия. Поэтому рассуждения о монизме, дуализме, плюрализме субстанции абсурдны, так как субстанция бытия всегда одна, а число атрибутом и модусов её бесконечно.

Наука о бытии

В науке проблематика бытия сужается до признания лишь его одной, материальной формы. Бытием обладают лишь материя и законы её движения, а мир идеального оправдан лишь постольку, поскольку он может быть сведен к интересам и функциям материи. Наука всегда материалистична и этим качеством она породила материалистическую линию в философии. Начиная с эпохи Возрождения, утвердился культ бытия как материального, объективного мира, который нужно познать и заставить служить нашим целям.

Наука о бытии и небытии

Но если науке удалось редуцировать бытие к материи, то с небытием дело оказалось значительно сложнее. Так, попытки физики свести небытие к вакууму, пустоте завершилось признанием их особой материальной природы. И тогда должность небытия в науке была возложена на идеальное, которое ведь по определению не материально, т.е. не существует. Поэтому в науке противоположность бытия и небытия предстала в особой форме – как соотношение материи и сознания.

Соотношение материи и сознания - это основной вопрос не философии, а науки. Материя существует независимо и вне сознания, а сознание находится внутри материи и в этом смысле лишено бытия. Поэтому наука отчаянно пытается свести сознание к материи, вместо того, чтобы изучать его самостоятельное бытие.

Наука и смерть

Не объяснима с точки зрения науки и смерть, которой ведь не должно быть, так как материя не возникает и не исчезает, а лишь видоизменяет свои формы. Еще Эпикур говорил, что мы не можем встретиться со смертью, ибо когда она есть, нас нет; когда, мы есть – её нет. Смерть присуща лишь существу с духовной сущностью, так как в смерти оно теряет не свою материю, а свой дух. Таким образом, наука разбила исходную целостность бытия и заменила противоположность бытия и небытия враждой двух форм самого же бытия, враждой материи и сознания.

Бытие как существование

Экзистенция (существование) непосредственно связана с эмпирическим миром, но её нельзя изучать через понятия науки. Её можно лишь соотносить с чем-то другим.

У М. Хайдеггера (1889-1976) экзистенция соотносится с ничто, у К. Ясперса (1883-1969) - с трансценденцией, понимаемой как абсолютный предел. Человек существует, приобщаясь к ничто (смерти). Неслучайно М. Хайдеггер писал, что существование есть «бытие к смерти».

Существование, как наличное бытие, имеет несколько планов проявления:

В гносеологическом плане существование выражается как факт. Бытие говорит фактами.

Социологический аспект существования выражает бытие в плане события, совместной жизни множества индивидов в виде диалога, дружбы, солидарности, соборности. Бытие говорит языком диалога.

Антропологический аспект существования выражает тайну личностного становления человека.

Бытие как сущее

Сущее:

1. Онтологический абсолют.

2. Совокупность многообразных проявлений бытия.

3. Любая вещь в аспекте её причастности к бытию.

Бытие и небытие

Вопрос «быть или не быть» в ситуации переходности, нестабильности современного мира, приобретает особое экзистенциальное значение. Человек ощущает с удвоенной силой конечность, апокалиптичность существующего бытия. У него нет уверенности, что удастся сохранить этот мир, а тем более найти пути его дальнейшего развития.

В мифологии традиционно бытие отождествляется с Космосом, упорядоченностью, светом, а небытие – с хаосом, загробной жизнью, мраком. Бытие и небытие находятся в постоянной борьбе. Победа бытия, как правило, связана с героическими поступками легендарных личностей или богов.

В религии главное действующее лицо – Бог, который своей волей небытие актуализирует и переводит в бытие. До творения бытие находилось в мире всевозможностей Бога. Главное творение Бога – человек, которой наделен свободой воли и возможностью творить. Человек оправдывает свое существование, лишь отвечая на творческий вызов Бога. Однако человек не в состоянии подняться до уровня творца и преодолеть свою смертную природу, оставаясь вечным пленником небытия.

В мистике, отрицающей рациональный подход к миру, небытие является абсолютом, из которого самозарождается бог, творящий мир.

Небытие (от нем. Ungrund – бездна, пустота, безосновность,

бескачественность)

Якоб Бёме (1575-1624) – немецкий философ – пантеист, мистик.

Основное произведение: «Аврора, или утренняя заря в восхождении».

Беме сравнивает небытие с тишиной без сущности, в которой нет ничего, что, могло бы быть.

Небытию - ничто присуща бесконечная свобода и воля, которые тоскуют по противоположному, по нечто. И тогда в бездне зажигается свет, из энергий которого самовозникает бог, и энергии которого застывают, объективируются в природе. При таком космогоническом подходе, мир понимается как угасший, объективированный огонь ничто.

Философия имеет богатую традицию решения проблемы взаимоотношений бытия и небытия.

Позиция западной рационалистической философии по проблеме бытия и небытия была теоретически оформлена в Древней Греции Парменидом Элейским, который абсолютизировал одну из сторон. Есть только бытие, а небытие невозможно даже в качестве мысли, ибо последняя сразу же превращает его в бытие. Бытие вечно, едино, однородно, шарообразно, всегда самотождественно. Небытие - неопределимо, непознаваемо.

•У Платона небытие, отождествляемое с материей, получает самостоятельный статус, однако, все же является вторичным по отношению к бытию - миру идей.

•У Аристотеля первично небытие - первоматерия, потенциально содержащая в себе бытие, и которая развертывает из себя все многообразие форм бытия, благодаря активности Ума- "перводвигателя".

В основе системы Гегеля лежит тождество бытия (чистого бытия) и небытия (ничто). Взаимодействуя, бытие и небытие отрицают друг друга, и тем самым, приводят мир в движение и дают жизнь всем остальным категориям. В процессе своего существования каждая вещь, каждое существо, каждая мысль должны обрести опыт своего небытия, опыт его отрицания, чтобы иметь полноценное бытие.

В истории философии существует традиция абсолютизации небытия. Примером является философия А. Шопенгауэра, который негативно относился к жизни, где невозможно счастье, торжествует зло и бессмысленность, обусловленные господством воли. Выход может быть найден лишь путем самоотречения, аскезы, состояния, близкого буддийской нирване. Да и в самой древнеиндийской философии предпочтение отдается небытию, бытие же рассматривается как становление, подготовка к переходу к небытию. Поэтому бытие – призрачно, иллюзорно. Основная задача состоит не в том, чтобы быть, а в том, чтобы избавиться от бытия, посредством достижения единства атмана и брахмана.

В наше время постмодернизм (Ж. Деррида, Р. Рорти и др.) продолжил традиции абсолютизации небытия, сформулировав идею деконструкции присутствия (личность, затерявшаяся в различных потоках коммуникации, не обладает определенной системой ценностей, представлениями о правах, обязанностях и ответственности за поступки, а потому теряет всякий смысл).

Символизм бытия

Эрнст Кассирер (1874-1945) – немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства - провозгласил: Человек есть «животное символическое».

Под символом понимают нечто, обладающее помимо общепринятого еще и особым дополнительным значением, несущим неопределенное содержание. Или СИМВОЛ – особый знак, представляющий собой чувственную или духовную реальность, которая понимается не такой, как она существует, а в более широком и общем смысле. В то же время символ нельзя свести ни к метафорам, ни к схемам, ни к знакам, ни к эмблемам, ни к абстракциям. Его содержание выходит за пределы дискурсивного мышления. Все вещи природы и продукты социо-культурной среды являются символами невыразимого в понятиях и образах, содержания.

Символ как онтологическое основание мира

Символ в скрытой форме содержит в себе алгоритм, матрицу предметов, благодаря которой они сохраняются в различных ситуациях и состояниях. Поэтому подлинные символы имеют объективную природу и выявляются человеком из глубин бытия в процессе деятельности, понимаемой как изобретение.

Мир символов как методология познания

Мир символов представляет собой целостную методологию познания, позволяющую преодолеть субъективизм чувств, объективизм понятий, умозрительность аксиом, мистицизм интуиции, догматизм веры. Это возможно благодаря тому, что символ предоставляет максимум свободы познанию, поскольку он не скован правилами логики, языка, несовершенством чувств, существующими предрассудками. В то же время он является источником порядка из Хаоса.

Культурно-историческая функция символов

Символы выполняют культурно-социальные функции, выступая как орудия созидания и организации общественного бытия. Так, созидание новой жизни всегда начинается с введения новых символов. Наша страна – яркий пример тому: серп и молот, красное знамя, звезда и т.п.

Классификация символов:

•Числовая символика бытия наиболее распространена (например, троица или «священный Тетраксис»). Во многих философских системах число характеризует сущность вещей.

•Свето - цветовая символика бытия: небытие - черный цвет; бытие - белый цвет; синий – бесконечность, сверхбытие. Бытие - свет; небытие - мрак; ослепляющий свет - абсолют.

•Существует также религиозная, нравственная, историческая, политическая, календарная, буквенная и т.п. символика. Для философии есть свой высший символ - “философский камень”, содержащий в себе мировую мудрость и всеведение.

Послесловие

«Я бунтую, следовательно, мы существуем»

А.Камю

Бунт против рабства, против неравенства имеет своим истоком не мстительную злобу отверженного, но стремление к утверждению всеобщей ценности свободы.

Абсолют и субстанция

Абсолют (от лат. absolutus - безусловный).

Безотносительное, безусловное, взятое вне связи, вне сравнения с чем-либо. Совершенное, полное. Противопоставляется относительному, условному, зависящему от тех или иных условий, преходящему, временному. Свободное от материальных условий, невыразимое, не способное быть предметом мысли.

Субстанция (от лат. substantia – сущность, нечто, лежащее в основе).

То, что лежит в основе всего, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому.

Предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Материальный субстрат и первооснова изменений вещей.

Тема 3.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 523 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.039 с)...