Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лектор: Котельников Михаил Евгеньевич. 5 страница



Представители: Марите, Жильсон, Бохемьсктй, Веттер.

В известном смысле неотомизм выполняет позитивную функцию. Неотомизм противостоит наступлению иррационализма на разум. Мир, как его понимают неотомисты, не лишен смысла, не абсурден, во всей системе мироздания есть некий божественный смысл. Человек должен стремиться постичь его как можно полнее, причем воспринимать эту задачу с оптимизмом и надеждой. Неотомизм вносит некоторые изменения в традиционные догматы. Это определенное смещение внимания с бога на человека. Т.е. философия неотомизма не рассчитана на рядового читателя, а представляет собой как бы стабилизационный фон католической духовности, который не всегда используется, но свою функцию исправно исполняет.


Лекция№11(21.04.05).

Субстанциально-атрибутивная модель мира.

Категории онтологии.

Бытие, небытие, ничто, субстанция, субстрат, атрибут, акциденция.

Мы остановимся на такой фундаментальной категории как бытие и другой категории, характеристики материи.

Общей категорией выступает категория бытие, история которой измерима тысячелетиями. Одним из первых эту категорию исследовал Парменид. Он употребляет первым категорию бытия в его общем абстрактном значении. С чем связана сложность в анализе использования этой категории? Дело в том, что бытие в широком смысле как предельно общая категория означает существование. Проблема состоит в том, что для человека существование было связано с какими-то определенными объектами, а под бытием в философии понимается существование как таковое, без относительного какого- то объекта. Поэтому категория бытия и в рамках философского знания понимается как бы в двух смысловых значениях. Во-первых, бытие – это все, что существовало, существует в данный момент и содержит в себе потенциальную возможность существования. Это то, что именуется наличным бытием. Т.е. по отношению к конкретным объектам – это уже философский, а в рамках философского знания это как бы не менее абстрактный уровень, потому что под бытием понимается всеобщее основание мира, его сущность. Этот уровень именуется абсолютным бытием.

Если обратиться к Пармениду, то, вот какое определение бытия он дает: “И все бытие отовсюду замкнуто, массе равно вполне совершенного шара с правильным центром внутри”. Если использовать определение Эммануила Канта, то бытие, как он пишет “есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе”. Категория бытия в силу своей предельной общности охватывает все вещи, процессы, как материального мира, так и включая деятельность сознания. Следует учитывать, что с одной стороны бытие включает в себя продукты деятельности сознания, с другой стороны, когда мы рассматриваем основной вопрос философии, мы говорим о том, что в зависимости от того, как решается проблема соотношения бытия и сознания, выделяются основные направления в историко-философском процессе. Противоположность бытия и сознания имеет абсолютное значение только в пределах основного вопроса философии. Когда важно выяснить, что, в конечном счете, первично. Тогда мы говорим, что, либо первично бытие, либо мышление и сознание. Исходя из того, что бытие есть предельно общая категория, различаются следующие основные формы бытия:

1) Бытие вещей и процессов материального порядка. Это то, что на философском языке именуется “первой” и “второй” природой. Это условное деление необходимое для того, чтобы показать, чем отличается природа первозданная (“первая”), и природа, которая была создана человеком в плане преобразования человеком (“вторая”). В современном мире уже сложно найти природу, незатронутую человеком, но, тем не менее, исторически это соотношение меняется и важно обозначить это различие.

2) Бытие человека. Здесь мы так же, как и применительно к первой форме бытия имеем дело с определенным противоречием, а именно с противоречием между телом и духом.

3) Бытие духовное. Оно дифференцируется на бытие духовное индивидуализированное, и на бытие духовное объективированное. Бытие духовное индивидуализированное – это продукты деятельности сознания того или иного индивида, т.е. конкретного человека. Духовное объективированное бытие – это, что связано с деятельностью в сфере сознания, которое характеризуется социальными параметрами, т.е. это уже не сознание отдельного человека, а общественное сознание в целом. Это то, что опредмечивается в общественном сознании.

Есть понятие опредмечивание и распредмечивание. Опредметить – это придать форму, воплотить знание любого рода. Распредмечивание – это обратная операция, связанная с анализом того или иного объекта.

4) Бытие социальное. Здесь мы рассматриваем сквозь призму противоречия с одной стороны человека, а с другой стороны общество. Человек является не только материальным объектом, включающим в себя материально-духовную субстанцию, но и носителем самой сложной формы движения, которая определяется его соотнесенностью с обществом. Бытие индивида и общества – это диалектическое противоречие. Диалектические противоречия в отличие от формально-логических нельзя решить путем устранения одной из сторон.

Наряду с категориями бытия номинально представлены категории небытие и ничто. Эти категории не самые распространенные. Небытие и ничто выступают как отрицание бытия. Т.е. под небытием понимается отсутствие каких бы то ни было качеств. Под небытием иногда упрощенно понимается хаос. Например, когда мы рассматриваем безвоздушное пространство, в котором не материальных объектов, можно сказать, что это небытие (или ничто)? Очевидно нельзя, т.к. это фрагмент реальности, существующий вне человеческого сознания, и поэтому это материальный объект. Если исходить из материалистической позиции, то эта категория не имеет реального содержания. В качестве принципиального значения категории небытие можно отметить то, что с точки зрения диалектики должна быть некая противоположность по отношению к бытию.

Субстанция – это первооснова, которая может иметь как материальную, так и духовную природу. Если имеется природа материальная, то еще используется понятие субстрат.

Атрибут – это признак материи, причем этот признак долговременный, не исчезающий, в отличие от акциденции.

Акциденция – тоже признак, но непостоянный. Надо сказать, что в настоящее время это понятие встречается редко.

И наконец важнейшая категория – это материя.

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Под материей имеется в виду не конкретные материальные объекты, а нечто общее, то, что им присуще, а именно, свойство существовать независимо от человеческого сознания, которое способно их воспринимать. Термин “материя” происходит от латинского слова, которое в переводе означает “вещество”. Отсюда исторически сложилось, что материю отождествляли, и отождествляют и до сегодняшнего дня, с веществом. На самом деле это не так: вещество – это один из видов материи. Т.е. наряду с веществом существуют различные поля: радиолокационные, электромагнитные, и другие – это тоже вид материи. Сюда же можно отнести плазму. Т.е. можно сказать, в принципе, что количество видов материи не ограничено.

Отличие философского понятия материи от естественнонаучного представления о материи и ее свойствах.

Отличие заключается в том, что это разные уровни измерения сущности. Например, рассмотрим приведенное выше определение. Можно ли сказать, что оно не подвергниться принципиальным изменениям? - ДА. Еще раз: под материей понимается некая реальность, независимая от сознания. Что же может измениться в нашем представлении о внешнем мире? Ничего. А вот естественнонаучное представление материи исторически меняется.

Материя как субстанция характеризуется тем, что она есть “каузе сует” – “причина самой себя”. это значит, что бессмысленно, по крайней мере с точки зрения науки, искать какие-то факторы детерминирующие развитие самой материи. Во-вторых, материя выступает как носитель своих атрибутов. Мы остановимся на таких четырех важнейших, как движение, пространство, время и отражение.

Движение. Движение выступает не просто как один из атрибутов, а рассматривается как способ существования. Движение философии не сводится к механическому перемещению тел в пространстве. Движение – это любое изменение, где бы оно ни происходило, в какой бы сфере реальности (природа, общество, мышление). Материя, будучи органически связана с движением, представлена различными уровнями своей организации и, соответственно, выделяются формы движения материи. Первую классификацию форм движения материи в XIX веке дал Фридрих Энгельс. Энгельс выделил пять основных форм:

1) Механическое движение

2) Физическое

3) Химическое

4) Биологическое

5) Социальное

На сегодня эта классификация устарела, но в учебно-педагогических целях она вполне приемлема. Потому что здесь основные моменты, принципы корреляции движения и материи представлены. Прежде всего, надо обратить внимание на то, что в этой классификации очень хорошо просматриваются изменения связанные с повышением уровня организации материи. Каждая сложная форма по отношению к предшествующей возникает из нее благодаря наличию генетической связи. Нужно учитывать, что высшая форма материи включает в свое содержание низшую, этим не исчерпывается. Т.е. происходит так называемое диалектическое снятие.

Можно также отметить классификации, которые были предложены наряду с приведенной выше. Например, классификация, которую предложил Михаил Николаевич Рудкевич:

1) Движение элементарных частиц.

2) Внутриядерное движение

3) Внутриатомное

4) Химическое

5) Молекулярное

6) Биологическое

7) Социальное

Конечно, нужно учитывать, что наука открыла новые формы движения, проникла в микромир, во времена Энгельс этого не было. Изменилось понимание механического движения, также как физического и химического процессов.

Движение и покой всегда рассматриваются как соотносительные понятия. Как различить какое движение абсолютное, а какое относительное? Здесь все зависит от того в какой системе координат это рассматривать. Если в одной системе координат тело находиться в покое, то в другой оно может двигаться. Т.е. покой никогда не может быть, в принципе, абсолютным состоянием. Почему движение рассматривается как некий параметр абсолютного порядка? Во-первых, потому что практично своей формой движение представлено везде и всюду, во-вторых, покой прерывает движение, т.е. он имеет место как некое промежуточное состояние.

Пространство и время, законы существования материи. Понятно, что, будучи философскими категориями, пространство и время имеют определенную эмпирическую основу. Уже в древнегреческой философии мы находим представления о пространстве и времени, в которых скрывается их внутренняя противоречивость. Если обратиться к Демокриту, то он понимает пространство как пустоту, благодаря которой появляется возможность движения атомов. Демокрит сформулировал тезис: “Существуют лишь атомы и пустота”. Причем атомы у него ассоциируются с бытием, а пустота с небытием. Аристотель сводит пространство к совокупности мест, которые занимают тела. А утверждение о движении тел в пустоте считает абсурдом, т.к., по его мнению, источником движения всегда выступает другое тело. Для Аристотеля пространство немыслимо без тел, а время без движения. Отделяя категории пространство и время от категорий материя и движение, Аристотель признает их вторичность, производность.

В истории философской мысли формируются две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Пространство, если это философская категория, - форма бытия материи, которая характеризует протяженность и порядок сосуществования вещей и объектов. Закон сосуществования вещей – это закон метрики пространства. Время – это форма бытия материи, которая характеризует длительность и последовательность смены состояний явлений и процессов. Пространство обладает рядом свойств. Оно характеризуется протяженностью и структурностью, непрерывностью, трех мерностью. Время, также как и пространство, объективно, т.е. это общая характеристика, характеризуется длительностью, одномерностью, однонаправленностью, однородностью, симметричностью, необратимостью.

Субстанциальная концепция. Родоначальники – Демокрит, если иметь в виду пространственный аспект, и Платон, если иметь в виду временной аспект. С этой точки зрения пространство является неким вместилищем, или черным ящиком, который существует независимого от того, есть или нет материальный объект.

Противоположная концепция, реляционная, была сформулирована Аристотелем. Согласно Аристотелю пространство неоднородно и конечно. Т.е. Аристотель сводит пространство к совокупности мест, которые занимают тела.


Лекция№12(28.04.05).

Проблема единства мира.

В чем заключается единство мира и существует ли оно? Исходя из того, что материя, которую мы рассматриваем выступает в роли объективной реальности и различается по уровню своей организации, необходимо сделать вывод, что мир обладает внутренним, присущим ему единством. Но при этом надо правильно формулировать эту идею, т.е. в чем состоит единство мира. Для сравнения можно взять высказывание Евгения Дюринга на этот счет. Он полагал, что единство мира состоит в его бытии. Недостаток этого подхода заключается в том, что категория бытия очень емкое понятие, которое включает в себя не только материальные явления и процессы, но и то, что принадлежит к сфере сознания. Поэтому, когда мы придерживаемся этой формулы, сюда можно включить эти продукты деятельности сознания и объяснить не совсем определенно. Такая формулировка страдает тем, что можно интерпретировать единство мира, как с материалистических позиций, так и с идеалистических. Т.е. мы же говорим, что: ”У меня появилась мысль”. Мысль существует, значит, она тоже обладает бытием. Именно так Дюринг и объясняет: “Мир един, потому что я мыслю его единым”. Т.е. он акцент делает на моменте отражения единства мира в сознании. Дюринг предлагал это рассматривать так: представьте, что вы наложили рамку от картины на какой-то фрагмент. Все, что внутри рамки будет обладать единством, потому что мы ограничили этот фрагмент от всего остального. Дюринг предлагал наложить такую рамку на весь мир. Энгельс в этой связи говорит, что: “Я воспринимаю мир единым, потому что это единство представлено уже в самом мире, и мое сознание лишь отражает это существующее единство. А по Дюрингу получается, что я приношу с помощью сознания единство в реальный мир”.

Происхождение и сущность познания.

Надо иметь в виду, что сточки зрения диалектики, любая из категорий, которые мы рассматривали, определяется через ее противоположность. Мы переходим к понятию сознание, и определим его как свойство высокой материи. Сознание выступает объектом изучения целого комплекса наук, таких как психология, физиология, кибернетика и т.д. Поэтому наша задача в том, чтобы выявить философские аспекты этой проблемы, а это означает, что мы должны говорить о сущности наиболее глубокого порядка. Поэтому прежде чем переходить собственно к сознанию, надо выявить соотносительные с ним категории, и в качестве исходной мы отметим категорию отражения.

Отражение выступает одним из атрибутов наряду с движением, пространством, временем. Т.е. это фундаментальное постоянное свойство. Отражение, как философская категория, означает свойства материальных тел воспроизводить в своей структуре структуру взаимодействующего тела. Берем элементарный пример из области неживой природы. Допустим, берег моря. Вода омывает камни. Со временем камни становятся гладкими, т.е. они приобретают свойство, связанное с этим взаимодействием. Можно сказать, что отражение это тот остаток, который формируется в результате взаимодействия. Разумеется, что отражение по мере усложнения организации форм материи, эволюционирует и поэтому необходимо выделять более сложные формы. Необходимо уточнить и ряд категорий, близких по значению.

Информация. Информация – это совокупность знаков, поступающих в систему. Чем отличается информация и отражение? Отражение – объективное значение этих знаков. Необходимо также учитывать понятия изоморфизма и гомоморфизма. Если изоморфизм означает буквально тождество структуры объекта, то гомоморфизм фиксирует известную условность такого тождества.

Формы отражения. Отражение на уровне не живой неорганической материи представлено в виде взаимодействия, где в результате обмена веществ, происходит разрушение. Здесь надо отметить критерий: Если на уровне не живой природы, обмен веществ ведет к разрушению тел, то в органической материи он выступает условием их существования. Кардинальная проблема, которая сегодня продолжает стоять перед естествознанием – это объяснить, каким образом осуществляется переход от неживой к живой природе. Эта проблема не решена, хотя несколько десятилетий назад академик Опарин сформулировал гипотезу. Опарин теоретически попытался реконструировать процесс образования,простейших живых организмов и исходил из того, что на Земле десятки миллионов лет назад в изобилии находился солнечный свет и вода, и представил свою гипотезу, состоящую из трех этапов:

1) Образуются органические вещества из соединений углерода с водородом, а при присоединении карбида с металлами и водяными парами, образуются сложные углеводороды.

2) Под воздействием электрических зарядов ультрафиолетовых лучей возникают аминокислоты, строительный материал для белков.

3) Возникновение живых организмов, в результате взаимодействия белков и высокомолекулярных соединений с минеральными солями.

Когда происходит переход от неорганической материи к органической появляется раздражимость, т.е. способность организмов целесообразно отвечать на кратковременные воздействия внешней среды. Вообще, определяя сущность органической материи или, если точнее, жизни, Энгельс предложил следующее определение: ”Жизнь есть способ существования белковых тел”.

Рассмотрим растительные организмы, какие формы отражения характерны для них. Таксисы – буквально, разложение по порядку. Это двигательная реакция свободно передвигающихся низших растений, а также отдельных клеток, например зооспоры или сперматозоиды, под влиянием различных раздражителей. Например, бывают фототаксисы, хемотаксисы. Кроме этого встречаются так называемые настии и тропизмы. Это уже формы отражения, характерные для высших растений. Тропизмы связаны с движением роста, а настии с периодическими движениями обусловленными изменениями внешний воздействий.

Следующий этап качественно отличается тем, что возникает чувствительность, Возникает способность к ощущениям. Если таксисы как форма отражения характеризуется тем, что раздражение не локализовано, то чувствительность означает, что появляются нервные клетки, психика, где происходит локализация. Психическое отражение возникает на основе нервных тканей, как на материальной основе. Причем, если материальным носителем безусловных рефлексов является спинной мозг, то материальным носителем условных рефлексов – головной мозг. Здесь мы имеем дело с такими формами отражения как ощущение, восприятие, представление. Ощущение как сходная форма отражения характеризуется тем, что фиксируется отдельные свойства объекта. Восприятие воспроизводит предмет в целом, т.е. в единстве информацию, поступающую из разных источников. Представление как форма отражения характеризуется тем, что объект уже воспроизводится без непосредственного воздействия его на сознание. Мы должны отметить, в чем отличие социально - психического отражения, свойственного человеку и психики животных. Психика понятие более емкое, чем понятие сознание. Под психикой понимается следующие компоненты:

1) Ощущение, восприятие, представление.

2) Разум, абстрактное мышление, формой которого является понятие, суждение, умозаключения.

3) Эмоции. Эмоции – это внутренние чувства, такие как горе, радость, тревога.

4) Воля.

Все эти понятия складывается в понятие стиль.

Животное не выделяет тебя из окружающего мира, не противопоставляет себя этому миру. Оно сливается со своей жизнедеятельностью. Если рассматривать первобытное общество, то там человек тоже не признает свою индивидуальность, он не выделяет себя из коллектива. Поведение животных характеризуется целесообразностью. А для человеческих действий характерна целенаправленность. Чем отличается целесообразность от целенаправленности? Целесообразность – это особый вид причинных связей, направленных на приспособление. Целенаправленность предполагает не только приспособление, но и действия направленные к будущему, опережающие ход событий. Если говорить о специфике человеческой психики, то для нее характерно то, что над уровнем чувственных образов настраиваются логические. Материальным субстратом, присущим человеческому сознанию, является механизм сигнальной системы. Это система магнитных сигналов, вырабатывающихся под воздействием речевых раздражителей. Любой образ у животного имеет знаковое значение, а у человека это субъективный образ. Т.е. ощущение – это субъективный образ объективного мира.

Следующий вопрос: как возникает сознание?

Чарльз Дарвин (1809-1882гг.). Основной труд Дарвина называется: ”Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятственных пород в борьбе за жизнь”. Эта книга вышла в 1859 году. Дарвин, в поисках движущихся фактов эволюции обратил внимание на идею борьбы за существование, которая была представлена в работах Мальтуса. Мальтус попытался сформулировать основные тенденции развития человеческой популяции и пришел к выводу, что человечество обречено на голод и непрестанные войны. Потому что он считал, что производство продуктов питания растет в арифметической прогрессии, а человеческая популяция в геометрической. Но им была допущена принципиальная ошибка. Она заключалась в том, что он исследовал в XVIII веке США, которые в это время интенсивно осваивались, поэтому с научной точки зрения его выводы были не адекватны. Хотя эта идея у Дарвина была использована, и в связи с этим Дарвин выдвинул две формы конкуренции: конкуренцию внутри и межвидовую. Согласно его позициям внутривидовая конкуренция ведет к вымиранию неприспособленных, и выживанию приспособленных. Т.е. был сформулирован принцип естественного отбора. Наряду с естественным отбором, есть еще искусственный. В 1868 году Дарвин опубликовал большой труд по теории искусственного отбора, который назывался: “Изменение животных и растений под влиянием одомашнивания”. В этой работе развивались идеи, изложенные в происхождении видов, но немного в другой области. Происхождение человека от животных Дарвин доказывает в своей книге “Выражение эмоций у человека и животных” (1872г.). Важнейшая его работа называется “Происхождение человека и половой отбор” (1871г.). Безусловно, Дарвин осуществил прорыв, его теория нанесла удар по религиозной версии происхождения человека. На эти работы опирался и Энгельс, когда написал свою брошюрку “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” (1872-1873гг.). Энгельс развивает очень многие идеи Дарвина.

Антропогенез – формирование человека, т.е. homo sapiens (“Человек разумный”). Социогинез – процесс формирования общества. Вот когда эти процессы рассматривают в единстве, говорят об антропо-социогинезе. Это понятие, которое фиксирует единственность, взаимообусловленность процессов формирования человека и общества.

Общим предком человека выступает узконосые обезьяны.

Узконосые обезьяны


Понгиды

(это, с точки зрения Дарвинской теории, тупиковая ветвь эволюции, т.е. современные обезьяны)

Гоминиды

(предки человека)

Австралопитеки

Большой мозг, прямохождение, способность к орудийной деятельности, хорошо развитые конечности.

 
 


Архантропы

       
   
 


ПитекантропыСинантропы


Энгельс создает концепцию, объясняющую формирование человека, переходом к орудийной деятельности. На последнем этане схемы появляется умение разводить огонь, т.е. возможность приготовления пищи, и коллективная охота. Следующий этап – неандертальцы. На этом этапе значительно возрастает количество орудий труда и появляется членораздельная речь. Неоантропы. На этом этапе заканчивается формирование homo sapiens и происходит переход от первобытного стада к родовой общине. Эта схема антропогинеза характеризуется как видолинейность.

Итак, в процессе труда выявляется самая существенная человеческая способность изготавливать орудия труда. Это производство орудий труда носит коллективный характер. В этом общении формируются социальные связи и самосознание человека. Самосознание – это осознание своего Я, осознание человека себя как личности. Сущность человека, формирующегося и уже сформировавшегося, связано с социальной формой бытия. Сущность человека биосоциальна. Он существо биологическое, но и социальное. Биологическая эволюция человека закончилась 40-50 тысяч лет назад. Первобытная община основывается на огамине – исключение близкородственных брачных контактов, экзогамене – поиск брачных партнеров в других общинах. Почему было запрещено смешение внутри общин? Не известно.

Любовь – это понятие, которым помимо возвышенных чувств к лицам противоположного пола, означает также чувства благожелательности. Половая любовь выступает важным фактом формирования человеческой культуры. Речь идет о важнейшем виде производства. Есть три вида производства:

1) Материальное.

2) Духовное.

3) Воспроизводство человека.

Роль языка в формировании мышления. Животные и люди общаются. Разница в то, что если поместить животное в благоприятную среду, где есть еда, нет врагов, то оно может обойтись и без обмена информацией. А если ребенок растет в среде, где отсутствует общение, то это непосредственно отражается на психике и уровне развития. Физиологическая основа языка – вторая сигнальная система. “Язык возникает одновременно с сознанием”, - Маркс. Язык формируется из потребности передать информацию. Маркс: “Язык также древен, как и сознание. Язык есть фактическое и существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее для меня самого”. “Язык – это система знаков, которая выступает как средство мышления и общения”. Т.е. важнейшие функция языка: средство общения – коммуникативное, средство мышления – обобщающее.


Лекция№13(05.05.05)

В процессе антропосоциогинеза формируется биосоциальная сущность человека. Т.е. человек выступает одновременно как природное, биологическое существо, и как существо родовое. Родовая сущность человека является наиболее глубокой. Именно благодаря ей формируется человек. Хотя, если рассматривать соотношение биологического и социального, то все же биологического в человеке больше.

Теория познания.

В рамках этого вопроса философии, помимо онтологического вопроса есть гносеологический. Речь идет о том, способно ли сознание адекватно отображать бытие. В истории философской мысли выделяются два основных направления по вопросу о познаваемости мира. Наряду с теми мыслителями, с точки зрения которых мир в принципе познаваем, в историко-философском процессе обнаруживается направление, представители которого считают, что мир полностью или частично не познаваем. Представители данного направления, отрицающие полностью или частично познаваемость мира, называются агностиками.

Первой формой агностицизма является античный скептицизм (скепсис – сомнение). Вторая форма – это агностицизм Давида Юма. Третья форма – агностицизм Канта.

Итак, что собой представляет античный скептицизм? В качестве философской позиции скептицизм возникает в период кризиса античности, как реакция на предшествующие философские системы, которые с помощью умозрительных рассуждений пытались объяснить чувственный мир. При этом большое значение имело то, что эти философские системы вступали в противоречие друг с другом. Своей вершины скептицизм достигает в учении следующих софистов: Перрон, Архесселай, Энесибен, Секстимпирик и другие. Продолжая традицию софистов, скептики указывали на относительность человеческого познания, его формальную не доказуемость и зависимость от различных условий. Проповедовали отказ от суждений для достижения состояния атараксии (внутренней невозмутимости духа). Т.е. скептики были релятивистами.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...