Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Править] Определения и терминология 9 страница



области отношение власти к Церкви приобретает для последней особенно важное

значение. Избранный в 1994 г. губернатор области Юрий Горячев пользуется

славой одного из наиболее прокоммунистически настроенных администраторов: до

середины 1996 г. в области сохранялись талоны на основные продукты питания;

экономисты единодушно отмечают живучесть административно-бюрократических

методов хозяйствования.

Из интервью епископа

Прокла: 4

"Эта епархия необыкновенно сложная. Дух Ленина, который, пожалуй,

витает здесь, оказывает свое влияние. Здесь еще все дышит его именем. Это не

Антихрист. Хотя в какой-то мере можно считать его таковым... этот человек

разрушил тысячи храмов, погубил тысячи священнослужителей...

... естественный процесс духовного возрождения идет немного пассивно.

У нас ведь ничего, собственно, не изменилось: был первый секретарь обкома

партии, теперь же он -- глава администрации.

В о п р о с -- Он в церковь ходит?

Нет. Хотя в деловых вопросах он мне помогает. В последние годы

благодаря ему мы многое сделали.

В о п р о с - А финансовая поддержка от властей есть?

В прошлом (1995 -- А. Щ.) году выделили нам 50 млн. рублей. В этом году

ничего. Но помогли стройматериалы за 50% приобрести, техникой помогают.

Все-таки такого отношения властей, как в богоспасаемом граде Самаре, у нас

нет... Я за то, чтобы городу вернули его прежнее имя".

Политику в области религии, в первую очередь, определяет председатель

Комитета областной администрации по национальным вопросам Егоров. Он

является принципиальным противником западных протестантских миссионеров,

которых считает "крайними наглецами" и "разрушителями русской культуры".

Различными административными мерами ульяновские власти сумели выжить из

области большинство западных миссионерских организаций, функционировавших в

1989-1995 годах. Особую неприязнь властей вызывали миссионеры из движения

"Грейт Грейс" (Великая Благодать), возникшего в США в 80-ые годы, а

конкретно -- представители Будапештского Библейского института,

принадлежащего этому движению. В 1995 г. было принято закрытое постановление

областной администрации о запрещении предоставления в аренду религиозным

организациям залов в общественных, образовательных и культурных учреждениях.

В то же время Егоров симпатизирует и даже поддерживает дальневосточные по

происхождению религиозные движения и общины: буддистов, йогов, кришнаитов и

пр. Неслучайно в риторике ульяновских властей обычно фигурируют три

"традиционные" религии: православие, ислам и буддизм. Гонения на западных

миссионеров были не столько следствием поддержки православия, сколько

выражением традиционных коммунистических изоляционистских настроений,

проявлением желания противостоять влиянию Запада, в том числе в сфере

религии. Епархия не является серьезным авторитетом для администрации. Власти

с большими проволочками передают епархии немногие сохранившиеся здания

церквей. Так до конца 1996 г. продолжается многолетняя борьба за возвращение

РПЦ крупнейшего из сохранившихся в Ульяновске церковных зданий --

Воскресенско-Германовского храма. Финансовая поддержка РПЦ со стороны

администрации чисто символическая: в 1995 г. -- 50 млн. руб. В тоже время

представители власти на словах постоянно выражают свое уважение к

православию и заявляют о его поддержке областной администрацией.

Петрозаводск

Формально считается, что народы, населявшие территорию нынешней

Карелии, приняли христианство одновременно с Киевом. В 1990 г.

Петрозаводская епархия торжественно отмечала 1000-летие крещения карелов. Со

второй половины XVI в. документально прослеживается существование карельских

православных приходов, которые находились в то время в тесной связи с

Новгородом. С XVIII в. начинается проникновение на территорию Карелии

лютеранства. Позже влияние лютеранства еще более усиливается благодаря тому,

что территория Приладожской Карелии в 1811 г. отошла к Великому Княжеству

Финляндскому.

В 1828 г. создается Олонецкая епархия в 231 приход. К 1904 г. в епархии

насчитывается 545 церквей, 2127 часовен, 14 монастырей, одна духовная

семинария, 1317 человек клира. До 1872 г. преподавание в духовной семинарии

велось на русском и карельском языках. В 1872 г. карельский язык был выведен

из употребления в семинарии. В 1873 г. открывается первая в Петрозаводске

лютеранская кирха.

В 1890 г. создается Выборгская епархия (на территории Княжества

Финляндского), которую возглавил сначала архиепископ Антоний (Вадковский), а

затем -- епископ Сергий (Страгородский). На базе именно этой епархии,

территориально оказавшейся после революции в Финляндии, и образовалась

Финская Православная Церковь.

После объявления в 1905 г. свободы совести среди карелов усиливается

лютеранская миссионерская деятельность. В ответ на это епископ Сергий

(Страгородский) собирает совещание карельских приходов трех епархий:

Финляндской (Выборг), Архангельской, Олонецкой. Обсуждается вопрос о

противостоянии "финско-лютеранской экспансии".

В 1923 г. Финская Православная Церковь в результате переговоров с

Константинополем переходит под его юрисдикцию и получает автономию. В 1956

г. Московская Патриархия признает автономию ФПЦ. Первым национальным

архиереем становится Герман Аав.

С 1911 по 1918 г. ректором духовной семинарии в Петрозаводске был

протоиерей Николай Чуков, впоследствии один из выдающихся иерархов Русской

Православной Церкви.

До 1990 г. карельские приходы на территории СССР (общим числом 5)

объединялись в Олонецкую епархию, которая, по малочисленности, возглавлялась

благочинным и подчинялась Ленинградской епархии, фактически и являясь ее

благочинием.

В 1990 г. образована Петрозаводская епархия.

Титул правящего архиерея (Петрозаводский и Олонецкий) требует

пояснения. В отличие от других национальных округов местный епископ долгое

время не значился "карельским". Это было связано с тем, что предстоятель

Финской Православной Церкви архиепископ Иоанн (Ринне) носит титул

"Карельский и всея Финляндии". В июле 1996 г. после конфликта с

Константинополем, связанным с эстонскими приходами, отделение которых от РПЦ

поддержала ФПЦ, правящий архиерей переименован в Петрозаводского и

Карельского.

Религиозные процессы в Карелии, по сравнению с Центральной Россией,

идут с отставанием на год-полтора. Это объясняется тем, что после 1917 г.

Карелия была объявлена "атеистической республикой" и служила полигоном по

внедрению атеизма. Последний храм в Петрозаводске и в целом в Карелии был

закрыт 15 июля 1941 г. особым распоряжением Верховного Совета Карело-Финской

ССР. С 1940 по 1951 г. видные партийные посты в республике занимал Ю.

Андропов.

Положение епархии в республике относительно стабильное. Епископ Мануил

умеет ладить с властями, сохраняя независимость в поступках и решениях.

Собственного Закона о свободе совести в Карелии нет, функционирует

российский. Епархия поддерживает прямые связи с правительством, избегая

вмешательства посредников. Правительство выделяет деньги на ремонт и

восстановление православных храмов, в том числе оно полностью

профинансировало в 1993-1996 годах восстановление кафедрального собора в

Петрозаводске. При Совмине Карелии существует должность консультанта по

делам религий, который не вмешивается в жизнь епархии.

Владыка Мануил был избран депутатом местного ВС, но в начале 1993 года,

задолго до указа Патриарха, добровольно сложил депутатские полномочия и

отказался совмещать пастырские обязанности с политической деятельностью.

Этот шаг увеличил его общественный авторитет.

Как и в других национальных автономиях, в Карелии положение епархии

осложнено оживлением национальных движений. Ситуация будет во многом

зависеть от того, какую религиозную ориентацию примет та или иная

национальная группировка.

Помимо русских, которые составляют подавляющее большинство населения

Карелии, существуют три крупные национальные группы: карелы, вепсы и

финны-ингерманландцы. Национальные движения этих народов формально

объединены Республиканским центром национальных культур. В политическом и

религиозном отношениях каждая группа придерживается собственных ориентаций.

* * *

Ингерманландский союз. Просветительская организация, ориентированная на

поддержку национального лютеранства.

Общество вепской культуры. Очень активная группа, одно время

возглавляемая членом Верховного Совета, членом Комитета по национальным

вопросам Строгальщиковой Зинаидой Ивановной. Лидеры общества добились

создания в Карелии вепской волости. Опираются на православие.

Союз карельского народа. Просветительское общество. Опирается на

православие.

Карельский конгресс. Радикальная группа, активно участвующая в

политике. Главный тезис -- присоединение к Финляндии. Ярко выраженной

религиозной ориентации пока не имеет.

По логике развития национальных движений лидеры Карельского конгресса

могут склониться к реставрации местного язычества, сохранившегося

фрагментарно в виде традиций и суеверий, но достаточно сильно

реконструированного местными специалистами из Карельского института языка и

литературы. Издана обширная научная литература по карельскому язычеству.

Некоторые ученые (Сурхаско Ю. Ю.) видят в язычестве единственный путь по

спасению карелов от вымирания и обрусения, вырабатывают соответствующие

концепции построения семьи на основе культа предков. Однако до тех пор, пока

Карельский конгресс опирается на поддержку Финляндии и является

проповедником панфинской идеи, реставрация язычества проблематична, так как

финны заинтересованы в распространении лютеранства. Какую религиозную

ориентацию выберут в ближайшие годы карелы? Это зависит, в первую очередь,

от методов проповеди лютеран и православных. Выиграет тот, кто не испугается

"карелизации" христианства. Лютеране приступили к переводу Евангелия на

карельский и вепский языки. Перевод осуществляется в Карельском институте

языка и литературы. Оплачивает работу хельсинский филиал Шведского института

перевода Библии. По окончании работы все права на "карельское" и "вепское"

Слово Божие будут принадлежать финским лютеранам, что может привести к

конфликту с РПЦ.

Сегодня епископ Мануил прикладывает усилия к поиску и подготовке

духовенства из вепсов и карелов. Задача осложняется тем, что помимо

протестантской миссионерской волны, появления псевдорелигиозных и восточных

сект с Петрозаводской епархией начинает конкурировать Финская Православная

Церковь. ФПЦ образовалась на базе карельских приходов. Их члены -

финизированные карелы. Поэтому ФПЦ считает правомерным вести проповедь среди

карелов Петрозаводской епархии, тем более что финский язык, на котором

служат в ФПЦ, карелам более понятен, чем славянский. В этом аспекте ФПЦ

заинтересована в финизации советских карелов. Для того чтобы смягчить

ситуацию, избежать канонических нарушений, владыка Мануил посетил

архиепископа Иоанна и по благословению Патриарха Алексия вручил ему Антиминс

со своей подписью, с тем чтобы приезжавшие из ФПЦ священники служили именно

на этом Антиминсе и выдавали свидетельства о крещении на русском языке. Это

позволило еп. Мануилу в какой-то степени контролировать действия ФПЦ.

Ситуация осложняется тем, что Валаамский монастырь и его подворье в

Сортавале отказываются иметь евхаристическое общение с ФПЦ как с

новостильниками, несмотря на то, что Московская Патриархия сохраняет с ФПЦ

каноническое общение.

Сноски:

1 Благовест, 24,1996. Самарская православная газета.

2 Речь идет о митрополите Иоанне (Снычеве).

3 "Благовест". 24. 1996.

4 "Благовест". 24. 1996.

Лекция двенадцатая. Староверы

© С.В.Филитов, Л.М.Воронцова,

Рост религиозности русского народа после падения коммунистического

режима обычно рассматривается под одним углом зрения -- оценивается

возрождение православия, а также противостоящей ему так называемой

нетрадиционной религиозности. Представление власти и общества в целом о

духовной жизни России стало однобоким. Как правило, когда говорят о

возвращении к религии и Церкви, имеют в виду только православие. Здесь есть

своя логика -- логика личной, культурной, идейной, национальной жизни.

Сегодня в религиозной сфере доминируют реставрационные процессы. При этом

реставрация оказывается грубой, неспособной воспроизвести все духовное и

культурное многообразие предреволюционной России. Возвращение к "вере

дедушек и бабушек" иногда оказывается возвращением к вере чужих дедушек и

бабушек, с утратой собственной семейной традиции.

Забывают о том простом и общеизвестном факте, что перед революцией

Россия была поликонфессиональной страной. Разве что ислам вспоминают. Перед

революцией в каждом крупном российском городе был костел, а то и не один.

Забывают, что и протестантизм в лице немецкого и финского лютеранства

столетиями присутствовал в России. Если описать всех лютеран, сыгравших роль

в русской истории -- политиков, ученых, военных, деятелей культуры, -- то

можно издать целую энциклопедию. Миллионы наших сограждан имеют хотя бы

одного дедушку или бабушку "западной веры". Эти люди чаще всего полностью

или почти полностью утратили связь с национальной культурой своих предков.

Они -- русские люди, но такие русские, для которых возвращение к вере

предков -- это приход в костел или в кирху.

Но все-таки, если говорить о российской поликонфессиональности,

альтернативой для большинства русских до революции было старообрядчество, о

котором сейчас почти и не вспоминают.

По данным предреволюционной переписи населения, 10% (около 16 млн.)

русских людей назвали себя старообрядцами. После многолетних гонений

старообрядцы были склонны скрывать свою веру, поэтому у нас есть основания

предполагать, что в действительности их было больше.

Перед революцией эти люди были влиятельны во многих сферах народной

жизни. Знакомясь с судьбами знаменитых старообрядцев начала века, обращаешь

внимание не столько на то, что они были богаты, влиятельны, добивались

успеха на избранных поприщах, сколько на своеобразие их биографий и

богатство натур. Это несколько иная культура, не та, что сформировалась в

основном потоке русской жизни. Почти все они: Рябушинские, Гучковы,

Морозовы, Шибаевы, Шелопутины, Солдатенковы, Бугровы, Остроуховы -- были

представителями богатейших купеческих родов. Но богатых людей в России и без

старообрядцев было много; старообрядцы же поражают своей социальной

активностью: благотворительностью, меценатством, участием в местном

самоуправлении и народном образовании, претворением в жизнь новаторских

технических, социальных, экономических проектов. Занимались они и

религиозной деятельностью. Неуемная энергия старообрядцев выражалась также в

их личном художественном или научном творчестве.

Чтобы не быть голословными, вспомним несколько славных имен. Братья

Рябушинские: Павел Павлович (1871-1924) -- председатель Остоженской

старообрядческой общины, ведущий ктитор всей издательской деятельности

Рогожки, крупный банкир и промышленник, председатель Московского биржевого

Комитета и член Государственного совета по выборам, хобби -- высшая

математика; Сергей Павлович (1872-1936) -- один из руководителей Рогожки,

предприниматель, специализировавшийся на текстиле (его фабрика находилась в

Вышнем Волочке), написал несколько книг по иконописи; Владимир Павлович

(1873-1955) -- религиозный деятель, банкир и предприниматель, эмигрировал во

Францию, оставил большое литературное наследство, частично собранное в

изданной в Москве в 1994 г. книге "Старообрядчество и русское религиозное

чувство", основал парижское общество изучения древнерусского искусства

"Икона"; Степан Павлович (1874-1943) -- храмоздатель и председатель совета

общины Покровской церкви на Остоженке, предприниматель (именно он был

заказчиком и хозяином известного особняка у Никитских ворот, который Сталин

подарил Горькому); Дмитрий Павлович (1882-1962) -- один из руководителей

Рогожки, предприниматель, основатель Аэродинамического института в

подмосковном имении Рябушинских Кучино (позднее влился в ЦАГИ), в эмиграции

-- профессор Сорбонны, член-корр. Французской Академии Наук; Федор Павлович

(1885-1910) умер слишком молодым, чтобы реализовать себя во многих сферах,

но за свою короткую жизнь успел организовать на собственные деньги

экспедиции по исследованию Камчатки, принесшие ему известность.

Гучковы (принадлежали к федосеевскому согласию): Ефим Федорович

(1805-1859) -- один из трех основных попечителей Преображенского кладбища,

фабрикант и финансист, член совета Московской коммерческой академии, в 1853

г. под давлением властей отступил в единоверие, избирался Московским

городским головой; его брат Иван Федорович (1809-1865) -- религиозный

деятель, крупный фабрикант, хобби -- химические исследования, которыми он

занимался в Московском университете, под давлением властей вместе с братом

отступил в единоверие; еще более известны их внуки, вернувшиеся к вере

предков -- Николай Иванович (1860-1935) -- один из лидеров Преображенки,

коммерсант, в 1905-1912 гг. -- городской голова Москвы; Федор Иванович

(1860-1913) -- издатель, журналист, владелец газеты "Голос Москвы";

Александр Иванович (1862-1936) -- участвовал добровольцем в Англо-бурской

войне на стороне буров, один из основателей партии октябристов, военный

министр Временного правительства.

Несколько купеческих родов, принадлежавших к разным старообрядческим

согласиям, носили фамилию Морозовы. Среди них: знаменитый меценат Савва

Тимофеевич (1861-1905); Арсений Иванович (1850-1932) -- лидер Рогожки, один

из богатейших промышленников России (на него работало более 10 000 человек),

прославился благотворительностью и увлечением церковным пением -- он создал

известный на всю Россию "Морозовский хор" и опубликовал "Полный круг

древнего знаменного пения". Всероссийскую славу не только как текстильные

фабриканты, но и как пионеры бакинской нефтедобычи приобрели Шибаевы,

основатели нефтяной компании "С. Шибаев и Ко" (впоследствии выкупленной

Ротшильдами). Но далеко не все знали, что благоденствие рогожских храмов

волновало их больше нефтедобычи.

Из старообрядцев белокриницкого согласия происходит династия

Шелапутиных, один из представителей которой Павел Григорьевич (1847-1914)

был председателем совета общества среднеторговых рядов (ныне -- ГУМ),

совладельцем Балашихинской мануфактуры. На его средства созданы гимназия с

интернатом, три ремесленных училища, зал в Музее изящных искусств,

Гинекологический институт на Девичьем Поле и многое другое.

Представитель старообрядческого рода Солдатенковых Кузьма Терентьевич

(1818-1901), исполнявший обязанности уставщика в своей домовой моленной,

владелец 16 лавок в Москве, знаменит как книгоиздатель, коллекционер икон и

новой русской живописи. Его библиотека и собрание картин были завещаны

Румянцевскому музею. Немалая сумма была отдана им на строительство

Солдатенковской (ныне Боткинской) больницы.

Другой знаменитый собиратель старинных рукописей и икон, видный деятель

федосеевской общины Преображенского кладбища Егор Егорович Егоров

(1863-1917). Он знал несколько иностранных языков, самостоятельно изучил

палеографию и другие вспомогательные исторические дисциплины, которыми

владел профессионально. Его собрание, ставшее легендарным еще при жизни

владельца, насчитывало около 30 тысяч печатных томов, почти 2200 рукописей,

более 800 старопечатных книг, около 1200 ранних икон, а также большие

коллекции мелкой пластики и лицевого шитья (ныне книжная и рукописная часть

его коллекции хранится в ОР РГБ, иконы -- в ГИМе и ГТГ).

Эти упоминания о знаменитых старообрядцах предреволюционного времени

дают лишь некоторое представление о размахе и широте религиозной,

хозяйственной, культурной и социальной деятельности представителей этого

"традиционного вероисповедания". Они были подлинными хозяевами жизни,

сильными верой, чувством ответственности и здравого смысла.

Куда же пропал этот крепкий, цветущий, здоровый элемент русской

народной жизни? Где старообрядческий фактор в духовной сфере, бизнесе,

политике, культуре, общественной жизни современной России? Почему

современные опросы фиксируют менее 1% старообрядцев, вместо

предреволюционных 10%? И есть ли у старообрядцев перспективы? Для того чтобы

подойти к этой проблеме, следует ответить на два вопроса. Первый: что такое

старообрядчество? Необходимо понять его в русле современного

культурологического и социологического подхода, хотя бы в сравнении с

протестантизмом или католичеством. Второй вопрос: что произошло со

старообрядчеством при советской власти?

Вопрос о том, что такое старообрядчество, не новый. С формальной точки

зрения, старообрядчество (староверие) -- это общее название нескольких

самостоятельных религиозных движений русских православных людей,

отказавшихся присоединиться к церковной реформе патриарха Никона (XVII век)

и стремящихся сохранить церковные установления и традиции в тех древних

формах, которые, по их мнению, существовали с момента принятия Русью

христианства. Старообрядцы разделены по вероучительным признакам на согласия

и толки. Разница между ними бывает весьма существенной и принципиальной.

Несмотря на это, благодаря общности исторической судьбы, представители всех

согласий осознают свою идейную и социальную близость.

Первыми свой ответ на вопрос, кто такие старообрядцы, дали

представители "господствующей Церкви". Для них старообрядцы-раскольники --

носители религиозного невежества (хотя действительно имевший место

недостаток профессионального богословского и вообще высшего образования был

результатом репрессивной политики правительства), диких суеверий,

фанатичного упрямства и гордыни. Этот взгляд уже на языке либерального

интеллигента емко выразил историк XIX века А. Щапов: "старообрядчество --

окаменевший осколок Древней Руси". Со временем, однако, А. Щапов изменил

свои взгляды и стал родоначальником принципиально новой оценки

старообрядчества -- народнической. Щапов рассматривал старообрядчество как

мощное движение социального протеста против "скорби и тяготы от тягла

государевой казны, от злоупотребления государевых чиновников, писцов и

дозорщиков, от насилия бояр". А. Щапов следующим образом определил общий

смысл старообрядчества: "это могучая, страшная, общинная оппозиция податного

земства, массы народной против всего государственного строя -- церковного и

гражданского". Эти оценки Щапова были с энтузиазмом подхвачены народниками,

которые увидели в старообрядцах потенциальных союзников в революционной

борьбе и стали искать с ними сближения.

Планы революционеров по использованию наследников боярыни Морозовой в

качестве пушечного мяса на баррикадах и источника финансирования подрывной

деятельности, провалились, если не считать нескольких незначительных

курьезных случаев. Революция победила и без "раскольников". Еще какое-то

время после революции среди советских ученых по инерции сохранялась

народническая традиция: крупные историки А. Клибанов и К. Чистов изучали

старообрядчество как движение "социального протеста" (впрочем, протест этот

изучался только в своих дореволюционных проявлениях). При этом доказывалась

"утопичность" социальных взглядов старообрядцев. Однако в общественном

сознании и в научных исследованиях быстро стали доминировать представления,

свойственные чиновникам Синода в начале XIX века. К старообрядцам вновь

стали относиться как к "окаменевшим осколкам Древней Руси". Это видно уже из

направлений научных исследований советского времени -- почти исключительно

фольклорные, этнографические, археографические работы. Изучался

старообрядческий быт, традиции, обряды. Многочисленные экспедиции чаще всего

без всякой оплаты или за бесценок выпрашивали у "этих дикарей" иконы, книги,

старинные вещи. Как сказал один из старообрядческих наставников, "просто

противно -- на нас смотрят не то как на мумию в мавзолее, не то как на

манекен в витрине магазина". Поставить вопрос о самоценности религиозного

мировоззрения и религиозной жизни старообрядцев и об их влиянии на

социальную жизнь и культуру в нашей идеологизированной стране редко кому

приходило в голову.

Уникальность староверия состоит в его основной идеологеме --

необходимости сохранения во всей полноте православного обряда, как он

сложился в русском православии к середине XVII века. Психологическая инерция

явилась одной из причин сакрализации не только церковного обряда, но и

многих норм быта -- в одежде, питании, правилах общежития. В истории

христианства невозможно найти сколько-нибудь значительные религиозные

движения, в идеологии которых столь же важное, центральное место занимает

обряд. Сам этот факт для многих историков и религиозных деятелей из числа

критиков старообрядчества служил доказательством его дикости, магического

отношения к религии; выводил старообрядчество из круга тех религиозных

движений, которые сыграли какую-либо позитивную роль; оказывался поводом к

тому, чтобы в идейном плане относиться к старообрядчеству несерьезно.

Однако все не так просто. Мощные, идейно состоятельные религиозные

движения очень часто возникали по частным, в каком-то смысле несерьезным

поводам. Но эти поводы служили отправной точкой для полного переосмысления

религиозного мировоззрения. Сам же повод впоследствии приобретал значение

священного символа и со временем наполнялся новыми смыслами и функциями, о

которых вначале никто и не подозревал.

Чтобы понять, как обряд стал таким символом, необходимо разобраться в

логике идейной конфронтации между сторонниками протопопа Аввакума и

сторонниками патриарха Никона. Не Аввакум, а Никон первым заявил о высшей

ценности обряда, желая изменить его. Логика спора была задана именно

Никоном. Какого сорта аргументы приводил он в защиту своей позиции?

Аргументы эти носили, с одной стороны, политический и бюрократический

характер, а с другой -- были оскорбительны для религиозного и национального

самосознания русских людей. Психологически для многих аргументация Никона

ставила под вопрос святость и праведность всей русской духовной традиции: и

Сергия Радонежского, и Кирилла Белозерского, и сотен других русских

подвижников -- ведь они тоже крестились двумя перстами; она ставила под

вопрос благочестие родителей, дедов и прадедов современников Никона и

Аввакума. Ничего содержательного по сути вероучения, что могло бы привлечь к

реформаторам и оправдать нововведения, в позиции никониан не было.

Последователи Аввакума, сплотившись вокруг старого обряда, фактически

отстаивали достоинство личности против бюрократического произвола: "мы как

верили, так и будем верить -- декретным произволом нашей веры, нашей совести

не изменить". Власть фактически говорила: "То, как веришь ты, как верили

твои отцы и деды, -- это все ерунда; а вот то, что мы тебе сейчас прикажем,

-- то и будет твоя вера". Старообрядцы гордо возражали: "Этому не бывать!" И





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 237 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.043 с)...