Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Править] Определения и терминология 5 страница



продолжалась до середины нашего века. По некоторым непроверенным сведениям,

она сохраняется в глубоком подполье до сих пор. Для Запада такое

долгожительство нехарактерно.

Важнейший мировоззренческий элемент нынешнего сектантства --

псевдонаучные идеологии, которые часто легко вплетаются в "первобытные"

идейные конструкции. Вера в НЛО (охватывающая, по данным того же опроса, 70%

российских горожан), в снежного человека, в контакты с внеземными

цивилизациями -- лишь самое заметное из этого ряда. Существуют всякого рода

теории (вернее сказать, "поверья") о неких великих ученых, способных

изменять все мироздание, как в лучшую, так и в худшую стороны.

Псевдопсихологические религиозные конструкции обещают изменение души или

получение средств достижения безграничной власти над окружающими. Вера в

астрологию захватила значительную часть общества. Более 60% горожан России

серьезно относятся к астрологии -- такого высокого показателя нет ни в одной

стране Запада. Достижение "эпохи Водолея" и формирование высшей "расы

Водолея" -- идеи, легко интерпретирующие и конец света, и избранничество

сектантской общины.

Сама православная идейная среда вследствие низкого уровня религиозного

образования и стихийности нынешнего религиозного возрождения становится

питательной почвой для возникновения религиозных учений, далеко уходящих не

только от православия, но и от христианства вообще. Ярким примером такого

рода "параправославного" сектантства может служить "катакомбная община" так

называемого епископа Каширского, архиепископа Московского, митрополита

Сибирского, патриарха всея Руси, Императора Всероссийского, Судебного

исполнителя Откровения Иоанна Богослова, Агнца Завета Лазаря (Васильева).

Сравнительно поздно, в середине 90-х гг., к перечисленным идеологемам

современного российского сектантства прибавляется язычество. Нельзя сказать,

что это совсем новое для России явление -- и до перестройки существовали

микроскопические группки поклонников Перуна. Однако для реконструкции

древнего язычества у русских есть достаточно серьезные объективные

препятствия. Пантеон славянских богов не будит в душе русских никаких

воспоминаний, традиция прервана давно, отдельные элементы фольклора дают

слишком мало. Поэтому русские с легкостью создают языческие общины, в

которых поклоняются древнегерманским богам или перенимают веру американских

индейцев, находят истину в шаманизме Чукотки, Кавказа или даже в шаманизме

заокеанских стран. Наконец, самый яркий показатель неукорененности язычества

в русской религиозной традиции -- возникновение сект, конструирующих свое

язычество фактически на пустом месте, таких как "Союз венедов" и "Тезаурус".

Лишь в 1995-1997 гг. повсеместно появляются ростки славянского

язычества -- общины объявляются сразу во многих городах страны. В их

идеологии в разных пропорциях проявляются две, казалось бы, несвязанные

темы: экологизм и этническое превосходство. В каком направлении будет

развиваться славянское неоязычество, говорить пока рано, но бесспорно одно

-- оно становится существенным элементом российского религиозного бурления.

В аморфной массе религиозных верований идет постоянное "броуновское

движение". Современная эклектичная религиозность легко сочетает логически не

связанные между собой элементы: появляются и исчезают кашпировские в

религии, возникают, бурно растут культики тех или иных приезжих гуру или

святых старцев с "сильным биополем"...

Во всем мире растет религиозный эклектизм, периодически рождаются и

вырастают более или менее экстравагантные секты, но у нас этот процесс имеет

свои особенности. На Западе идет медленное и постепенное разложение

целостных мировоззренческих систем: католицизма, протестантизма,

атеистического марксизма, иудаизма и т. д. Но на Западе эти вероучения и

мировоззрения сравнительно стойки, они развиваются, находят ответы на вызовы

времени. В России же основные идеологии, сложившиеся в ходе истории, рухнули

-- православно-государственная в 1917, а атеистический марксизм в 1991 году.

Носители целостного православного и марксистского мировоззрений составляют

сейчас незначительное меньшинство населения. Сектантство в этой ситуации

получает, казалось бы, небывалые возможности.

В первые годы перестройки наиболее заметными и быстрорастущими

оказались несколько иностранных миссионерских сект, в первую очередь,

Церковь Объединения, Аум Синрике и сайентологи.

Их бурный успех в то время вполне объясним. Аморфный бульон российских

верований и религиозных исканий еще не дошел до точки кипения. Чтобы

выкристаллизовались отечественные секты, необходимо время на свободное

распространение информации, первичную организацию общин и идей, выделение

харизматических лидеров. Иностранные сектанты-миссионеры приехали с

деньгами, крепкой организацией и отшлифованными методами работы.

Общественная атмосфера конца 80-х -- начала 90-х гг. была для них

благоприятной как никогда после. Невежество в области религии, только что

реабилитированной, было всеобщим. Советские люди, будь они президентом СССР

или рядовым гражданином, плохо представляли разницу между Секо Асахарой и

Муном, с одной стороны, и, скажем, папой Римским, патриархом Алексием и

Билли Грэмом, с другой.

В США и других странах Запада закон не запрещает деятельности

"тоталитарных сект", но они повсюду подвергаются общественному остракизму. И

только в перестроечной России были возможны такие события, как встреча М.

Горбачева с

Муном.1

в апреле 1990 г., открытие лаборатории сайентологии в ведущем вузе страны --

МГУ в 1992 г.. Только здесь можно было получить согласие на участие

секретаря Совета безопасности О. Лобова в руководстве АУМовской Ассоциацией

Российско-Японского университета в 1992 г.

Церковь Объединения (муниты)

Среди миссионерских сект раньше всего и крепче всего в России

утвердились, пожалуй, представители так называемой Церкви Объединения,

муниты. Секта эта (официальное название -- Ассоциация Святого Духа за

объединение мирового христианства) создана в 1954 г. в Корее Сан-Мен Муном.

Корея в последние десятилетия стала одним из мировых центров новых

религиозных движений. И это не случайно. В Корее идет бурный процесс

перехода из традиционных дальневосточных верований в христианство. Распад

традиционного миросозерцания сопровождается не только распространением

католичества и протестантизма (пресвитерианства, методизма, баптизма и др.),

но и появлением местных псевдохристианских и синкретических сект. Среди них

мунизм оказался наиболее успешным.

Мун заявляет, что много лет назад ему, 16-летнему подростку, явился

Христос и призвал его к служению. В 1946-1950-х гг. Мун находился в Северной

Корее и дважды подвергался тюремному заключению. Сам он утверждает, что его

преследовали за борьбу с коммунизмом, его критики говорят, что сидел он за

сексуальные извращения и двоеженство.

В 1950 г. Мун был освобожден из заключения и с энтузиазмом кинулся

проповедовать свое еще не устоявшееся учение. Община, созданная в 1951 году,

быстро выросла. В конце 50-х гг. Мун посылает первых миссионеров в Японию и

США. Заметим, что сейчас муниты действуют в 160 странах мира.

В 1972 г. Мун переселился в США, где развернул бурную миссионерскую и

предпринимательскую деятельность. Репутации секты Муна сильно навредила

книга Кристофера Эдвардса "Сумасшедшие ради Бога", быстро ставшая

бестселлером и настольной книгой борцов с "тоталитарными сектами". Эдвардс,

состоявший одно время в Церкви Объединения, определил организацию жизни в

общинах мунитов, с их бесконечными монотонными семинарами и песнопениями,

изнурительным трудом, перемежаемым спортивными играми и танцами, постоянным

недосыпанием, жестким контролем друг за другом, как "изощренную

психотехнику, направленную на подавление сознания".

Несмотря на негативную в целом реакцию американского общества на

деятельность Муна, ему удалось найти неожиданных союзников в лице

американских правых, обычно настроенных враждебно к новым религиозным

движениям. Причина этого достаточно прозаическая -- Мун усиленно

эксплуатирует антикоммунистическую тему, финансируя десятки международных

антикоммунистических организаций, фондов и

изданий.2

Секта Муна -- не только "тоталитарная секта", но еще и гигантское

коммерческое предприятие, включающее сотни фирм во всем мире. Финансовая

эффективность империи Муна достигается благодаря широким международным

связям и практически бесплатному труду верующих. В 1984 г. за неуплату

налогов Мун был заключен в федеральную тюрьму, где пробыл 13 месяцев. В

определенных кругах этот приговор снискал ему славу "жертвы религиозных

гонений".

Мун давно испытывал интерес к такому лакомому куску, как Россия. Первые

миссионеры Муна нелегально, т. е. по туристской визе, прибыли в СССР еще на

заре 80-х. К началу перестройки муниты находились в "предстартовой"

готовности к миссионерскому броску. Легализация секты началась в 1989 г.,

когда 12 советских журналистов были направлены АПН и Союзом журналистов для

участия в конференции, организованной мунитами (в статье о поездке,

появившейся в журнале "Новое время", Мун был назван "союзником"), а интервью

Муна было напечатано в ноябрьском номере газеты "За рубежом". В 1990 г. М.

Горбачев принял Муна и его ближайших помощников в Кремле. После этого все

преграды исчезли, и в 1992 г. Церковь Объединения была официально

зарегистрирована в Минюсте России. Создается жестко авторитарная система

организации секты с центром в Москве и шестью отделениями по всей стране.

С тех пор основные усилия муниты направляют на работу с молодежью,

студенчеством, преподавателями школ и вузов, а также с властными

структурами. На многочисленных конференциях, семинарах, "учебах" в разных

городах СНГ, а также в США побывали в общей сложности более 75 000 жителей

бывшего СССР, в первую очередь, студенты, преподаватели, журналисты,

чиновники. В первой половине 90-х гг. муниты получают широкий доступ в школы

и вузы, сотрудничают с министерством просвещения, региональными органами

образования. В 1994 г. в сотнях школ России использовались мунитские

"нравственные учебники". Легкий доступ к детям в России -- редкая и большая

удача для мунитов, в большинстве стран мира об этом они не могут даже

мечтать.

В некоторых регионах России муниты сумели установить тесные контакты с

местными властными структурами. В Екатеринбурге, например, Церковь

Объединения имела настолько тесные связи с администрацией губернатора А.

Страхова, что по призыву местных органов власти муниты агитировали за его

кандидатуру на выборах губернатора против Э. Росселя. Еще более тесные

отношения муниты поддерживают с администрацией президента Калмыкии К.

Илюмжинова.

Что же это за вероучение, привлекающее столь многих наших сограждан?

Официальная доктрина секты изложена в двух книгах, написанных на корейском

языке Хье Вон Ю, одной из первых учениц Муна: "Объяснение принципа" (1957

г.) и "Толкование принципа" (1966 г.) (в английском переводе --

"Божественные принципы"). "Принцип" -- это учение, переданное Муну "самим

Богом". "Грядет последняя, третья реформация, которая объединит в Муне все

религии и приведет к построению Царства Божия на Земле". Эклектичному

сознанию постсоветского человека, по-видимому, импонирует "планетарное

учение", объединяющее всю "религиозную мудрость мира". Надо сказать, что при

Церкви Объединения существует так называемое "Движение объединения",

руководимое теми же людьми и исповедующее то же мировоззрение, но

предполагающее более независимые отношения с начальством; по уставу члены

движения могут оставаться членами традиционных Церквей. Так что у нас сейчас

есть муниты-православные, муниты-мусульмане...

При всех своих непомерных претензиях муновское учение представляет

собой внутренне противоречивую, сильно примитивизированную версию

христианства, до неузнаваемости измененную откровениями Муна и дополненную

заимствованиями из религий Дальнего Востока. Бог, согласно Муну, --

первопричина всего, однако существует два еще более высоких принципа,

которым подчиняется сам Бог: Сунг-Санг (позитивное мужское начало "янь") и

Хьюн Санш (негативное женское начало "инь"). Отношения между Богом и

Творением -- это отношения между мужским и женским началами. Они трактуются

в духе "сексуальной мистики". Муниты считают Иисуса Христа не Богом, а лишь

"совершенным человеком". По учению Муна, необходимо достичь жизненной

полноты, и, в первую очередь, в браке. Христос не женился и не "победил

Сатану" (так как был распят, муниты не верят в Воскресение), а потому

"потерпел неудачу". Спасение принесет Мун. Идеальная семья "новых Адама и

Евы" (преп. Муна и его третьей жены Хак-Джа Хан Мун) -- главная надежда на

Спасение, предмет поклонения и подражания. "Смиряя себя перед Муном, служа

Муну, повинуясь Муну и любя Муна, мы достигнем спасения через него".

Поскольку Мун является "третьим Адамом" и "вторым Христом", эта формула

выражает практику достижения спасения. Важнейшее значение в идеологии

мунизма занимает идеал образцовой супружеской семьи, создание которой

необходимо "для полноты жизни" и конечного спасения. Создание супружеских

пар -- важнейший элемент религиозной жизни Церкви Объединения. Семейные пары

подбираются самим Муном на основе присланных ему верующими фотографий и

анкет. После подбора пары принимают участие в "винном ритуале" -- жених и

невеста выпивают коктейль, составленный более чем из 20 ингредиентов,

включая кровь Муна и его жены. Винный ритуал скрепляет пару так же прочно,

как и формальный брак. Винный ритуал кладет начало периоду обручения,

который длится от недели до нескольких лет. В этот период жених и невеста

живут отдельно друг от друга, им дозволяются лишь редкие встречи на публике.

Бракосочетание проводится раз в 0,5-2 года одновременно для всех кандидатов.

Мун и его жена торжественно благословляют вступающих в брак в разных странах

мира, а несколько десятков тысяч избранных приглашаются для участия в

обряде, которым руководит чета Мунов, чаще всего -- на стадион в Сеул.

Согласно Муну, спасение есть "восстановление человечества в прежнем

безгреховном состоянии и достижение человеком полного подчинения себе

сатаны, господства над ним и материальным миром". От своих последователей

муниты требуют отказа от собственности в пользу секты, работы по привлечению

новых членов, бесплатного труда, сбора пожертвований и беспрекословного

послушания. Многие из нас встречали доброжелательных молодых людей,

собирающих деньги на какой-нибудь Молодежный студенческий фонд. Скорее

всего, это были муниты, а фонд (конгресс, организация и т. д.) -- одна из

многочисленных дочерних организаций секты.

Каков же был эффект столь грандиозной кампании? В самый пик развития

секты в 1993-1994 годах число ее полных членов, даже по оценкам официальных

православных источников, склонных к преувеличению, не превышало 5000

человек. В конце 1994 г. в России началась антисектантская кампания, одной

из главных мишеней которой стали муниты. Властные органы постепенно

разорвали с ними контакты, а к 1997 г. практически не осталось

государственных учебных заведений, куда бы их допускали. Новые общины больше

не регистрируют, а уже существующие лишают регистрации в некоторых регионах

или находят такие методы давления, которые вынуждают их свернуть

деятельность. В то же время в 1995 году Мун прекратил финансирование

российского отделения и перевел его на самофинансирование.

Численность мунитов в последние годы резко падает. По оценкам

независимых экспертов (например, М. Штерина), в 1997 г. их количество не

превышает 2500 человек. Можно было бы объяснить уязвимость секты тем, что на

первых порах все ее руководство состояло из иностранцев, плохо знающих не

только российские реалии, но даже русский язык (председателем Совета был

австриец, вице-президентом по СНГ -- американец, координатором миссионерской

деятельности -- японец и т. д.). В 1994 году началась русификация

руководства. Сначала появился зам. председателя Совета, кандидат

исторических наук Лев Семенов, выступающий в СМИ и на различных форумах с

апологетическими заявлениями, содержащими опровержения обвинений и критики

мунизма.3

В 1995 г. новым председателем российского отделения становится Николай

Дикин. Иностранцы постепенно отдают бразды правления русским. Однако и

русские руководители оказываются неспособными вывести мунитов из кризиса.

Церковь "Центр Шри Чинмоя"

Не все секты до сих пор становились объектами антисектантской кампании.

Показательно безоблачное, спокойное существование секты "Центр Шри Чинмоя",

давно уже имеющей скандальную репутацию на Западе из-за царящих в ней

авторитарных порядков, обожествления создателя этой организации и обвинений

в мошенничестве. В России же, несмотря на постоянный рост числа

последователей, Шри Чинмой до сих пор не привлек внимания научных кругов и

общественности. В отличие от "Церкви Объединения", многочисленные филиалы

Шри Чинмоя успешно функционируют в России под руководством русских

последователей, отлично ориентирующихся в постсоветских реалиях российской

действительности и допускающих меньше тактических ошибок, чем муниты.

Единственный иностранец в руководстве российского отделения секты -- ее

глава швейцарец Вальтер Данцер (инициированное имя -- Абарита). Для

российской молодежи эта секта привлекательна тем, что в ее идеологии и

деятельности важное место занимает спорт, доведенный до уровня религиозной

практики. Импонируют претензии на политическую роль миротворческой

организации планетарного масштаба и упрощенная, легко усваиваемая версия

буддизма.

Шри Чинмой (Чинмой Кумар Джоуз) родился 27 августа 1931 г. в

Бенгалии.4

С 1942 по 1964 г. жил в общине своего учителя Шри Ауробиндо. В 1964 г. с

миссией Фонда Шри Ауробиндо эмигрировал в США. Работал секретарем в

индийском консульстве в Нью-Йорке. В 1971 г. создал ассоциацию "Церковь Шри

Чинмоя". В том же году при поддержке Генерального секретаря ООН (1962-1971)

У Тана, буддиста по религиозным взглядам, организовал в ООН "Группу

медитации", которая стала коллективным членом "Комитета по проведению

праздников для сотрудников Организации Объединенных Наций".

В 1975 г. Ассоциация принята в ООН в качестве неправительственной

организации, а "Группа медитации ООН" получила в 1977 г. право использовать

эмблему ООН. С тех пор символика Шри Чинмоя всегда изображается на фоне

флага ООН.

В 1983 г. Шри Чинмой называет свою секту "Медитация Мира ООН" и

устраивает массовые международные мероприятия: Марш Мира (1983 г.), Концерт

Мира (1984 г.), Бег Мира (1987 г.) через 50 стран, Пробег Мира (1989 г.).

5

Проводя пропагандистскую работу, секта использует статус

неправительственной организации ООН и старается внушить, что все ее

мероприятия проводятся под эгидой ООН. Это позволяет Шри Чинмою заводить

связи и контакты, в реальность которых бывает трудно поверить. Он встречался

с самыми высокопоставленными людьми, включая папу Иоанна Павла II и М.

Горбачева. Особенное внимание уделяется контактам с административным

чиновничьим аппаратом -- от президентских структур до главы администрации

небольшого города.

Шри Чинмой называет себя "полностью реализованным, просветленным

Учителем", который посвятил свою жизнь просветлению человечества. Он

является очередной "реинкарнацией" Божественного Сына вслед за Христом,

Кришной, Буддой и проч. О себе он часто говорит в поэтической форме.

Например:

"В своей форме я реализовался,

Бог, я -- одно. И да пребудем мы".

Или:

"Раскрыл давно я все секреты жизни,

И оставалась Тайна лишь во мне самом,

Но вот теперь незыблемо явилось:

Я сам -- есть Путь, и Я -- Душа, Я -- Бог".

Согласно учению Шри Чинмоя, Бог, или "Суприм", как чаще всего называет

его Шри Чинмой, имеет два начала: мужское и женское. Бог-отец и Бог-мать

едины в двух лицах. Для спасения необходима полная преданность Богу через

Учителя. Для достижения этого необходимо реализоваться через "путь сердца".

Духовное сердце -- "престол любви и чувства всемирного единства", в то время

как интеллект -- "престол смятения и сомнения". Сердце должно подчинить себе

интеллект.

В качестве метода рекомендуется концентрироваться на одном объекте,

впадая в медитативное состояние и вызывая из "духовного сердца" некие

духовные силы, которые необходимо направить в область "третьего ока",

находящегося в районе лба. В качестве объекта для концентрации Шри Чинмой

предлагает свой собственный "трансцендентальный портрет". Он говорит: "Во

время медитации с моим портретом вы не должны ни о чем думать". Одновременно

рекомендуется слушать музыку, написанную самим Шри Чинмоем, и вдыхать аромат

благовоний.

К этому надо прибавить строгую вегетарианскую диету и воздержание от

сексуальной жизни, не ведущей к зачатию. Шри Чинмой в принципе не одобряет

брак, так как родители отвлекаются на ребенка, концентрируя на нем, а не на

Учителе свое внимание.

Согласно учению Шри Чинмоя, человек должен "изменить облик этого мира,

опираясь на силу нашей преданности божественному в людях". Адепты верят, что

с помощью Учителя они достигнут совершенства если не сейчас, то в следующей

инкарнации, и преобразуют мир. Для того чтобы адепты поверили в его

божественное происхождение, Шри Чинмой, используя примитивные трюки и прямой

обман, пытается предстать перед ними сверхчеловеком. Он уверяет, что

является автором более 900 книг, что однажды за 24 часа написал 843

стихотворения, создал 140 000 картин, 6000 песен и т. д. Центры Шри Чинмоя

распространяют фотоснимки, на которых "сын Божий" развлекает публику

спортивными достижениями: поднимает невероятные контейнеры с книгами,

слонов, грузовики, группы людей и демонстрирует прочие цирковые номера.

Неудивительно, что секта эта в наибольшей степени привлекает

спортсменов. Одна из ведущих и бурно растущих общин существует в Смоленском

физкультурном институте.

Шри Чинмой требует от учеников полного послушания. Ученик обязан

стремиться понравиться Учителю. "Если вы нравитесь мне, тогда вы нравитесь

Реальности, которая во мне. Тогда вы нравитесь Суприму", "если вы не

нравитесь мне,... то ваша жизнь станет бесплодной пустыней" ("Реализуй

меня" -- произведение Шри Чинмоя, не переведенное на русский язык).

Помимо религиозных притязаний у Шри Чинмоя есть определенная

политическая, якобы миротворческая программа, которую он пытается

реализовать, прикрываясь ООН, где до сих пор два раза в месяц проводит

"Медитации Мира".

Шри Чинмой представляет себя борцом за мир во всем мире и в связи с

этим развивает оригинальную деятельность. По всему миру он инсталлирует так

называемые "Места Мира Шри Чинмоя", которые посвящаются ему лично, на

которые он медитирует и которые как бы находятся под его (а значит, и

"Суприма") духовной защитой. В качестве этих "мест мира" выступают

памятники, деревья, парки, города. Четыреста городов названы Местами Мира,

среди них: Оттава, Мельбурн, Сидней. Шри Чинмой желает, чтобы ему были

посвящены все столицы мира. При объявлении какого-то места "Местом Мира Шри

Чинмоя" между местными муниципальными властями и представителями местного

Центра Шри Чинмоя заключается письменный договор и составляется специальная

декларация. В России известны три таких места: город Сосновый Бор под

Петербургом, в котором расположена атомная станция, один из центральных

районов Петербурга и озеро Байкал.

21 сентября 1993 г. бывший глава администрации Дзержинского

района6

Санкт-Петербурга С. Тарасевич совместно с вице-президентом Центра Шри Чинмоя

подписал специальную декларацию, в которой сказано: "Настоящим мы

удостоверяем, что территория Дзержинского района Санкт-Петербурга

приобретает статус Мира. Тем самым исторический центр Санкт-Петербурга

присоединяется к обширному сообществу территорий, провозглашенных в качестве

Цветения Мира".

К СССР у Шри Чинмоя особое отношение. Он осуждает развал СССР и

утверждает, что Союз должен быть воссоздан, так как заключает в себе некую

"важную духовную сущность".

Супруги Горбачевы пользовались у Шри Чинмоя особой симпатией. Они

встречались. Шри Чинмой написал о М. Горбачеве целую книгу, фотографии для

которой по его специальному заданию собирали все русские адепты.

Конференции, молитвенные занятия в домах культуры, концерты, спортивные

пробеги -- все это требует больших средств. На Западе и в США Центр Шри

Чинмоя занимается различными видами коммерции, включая ресторанное

обслуживание с модной вегетарианской пищей. В России этот бизнес только

планируется. Поначалу были устроены звукозаписывающие студии для

распространения музыки самого Шри Чинмоя, открылось предприятие по выпуску

легкой спортивной одежды с символикой Шри Чинмоя. Все члены организации, за

исключением высшего руководства, работают бесплатно.

В результате аккуратного ведения "религиозного хозяйства" и благодаря

местным руководящим кадрам фирма Шри Чинмоя в России сумела избежать

скандалов в прессе и конфликтов с родителями адептов своей Церкви.

Но если в Церкви Шри Чинмоя или Церкви Объединения имеются хоть

какие-то корни традиционной религиозности (в первой "творчески" развит

буддизм, во второй -- христианство), то Церковь сайентологии -- чистый плод

фантазии одного человека.

Церковь "Сайентологии"

Американский писатель-фантаст Лафайет Рональд Хаббард основал в 1952 г.

новую религиозную секту, идеология и богослужение которой были взяты из

сюжетов незадолго до того написанных им беллетристических произведений.

Согласно Хаббарду, все в мире создали "тетаны", однако по прошествии 40

млрд. лет в результате некоего кровавого катаклизма "тетаны" утратили свою

божественную сущность и оказались на поверхности Земли, став пленниками

материи. Люди -- это депрессивные тетаны. Религия Хаббарда берется принести

людям спасение -- вернуть их божественную сущность. Хаббард считал, что его

учение является духовным завершением буддизма: возвращение тетану его

истинной божественной сущности -- это по существу выход из бесконечной

череды перерождений. Возвращение божественной сущности происходит согласно

"технологии духовного очищения", изложенной в книге Хаббарда "Дианетика:

современная наука душевного здоровья". Суть "очищения" состоит в

освобождении человека "при помощи подсознания или реактивного чувства" от

травмирующего опыта прошлого, от врезавшихся в память картин (именуемых





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 231 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.045 с)...