Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тематика лекционных занятий



Лекция 1 (2ч.). Введение. Филология в ряду гуманитарных дисциплин. Литературоведение как наука. Литература как особый род деятельности.

Литературоведение — филологическая наука о сущности, происхождении и развитии художественной словесности как вида искусства. Место литературоведения в системе гуманитарного знания. Его взаимодействие с лингвистикой, риторикой, искусствознанием, эстетикой, культурологией, тележурналистикой, общественной историей, а также с социологией и психологией. Состав литературоведения

Лекция 2 (2ч.). Сущность искусства и основные эстетические категории. Литература как искусство слова. Художественный образ и художественный тип.

Искусство и его виды. Искусство — особая сфера человеческой культуры. Три значения слова «искусство» в русском языке, их истоки. Искусство как художественное творчество («художество») — специфически созидательная деятельность, удовлетворяющая эстетическим потребностям людей. Эстетическое совершенство (красота) произведений прикладных и изящных искусств, специфика красоты в каждом виде искусства. Происхождение искусства из первобытного синкретического творчества. Взаимонезаменимость и самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду.

Лекция 3 (2ч.). Литература как вид искусства. Художественная литература — искусство слова. Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения. Аристотель о поэзии как искусстве «мимезиса», подражающем не тому, что было, но что «возможно». Образная природа искусства. Термин «образ» в философии, психологии, лингвистике, искусствознании, тележурналистике. «Самодостаточность» образов искусства в отличие от других видов образности, имеющих вспомогательное значение иллюстрации (научной, рекламной, публицистической) и фактографии (мемуарной, документальной).

Лекция 4 (2ч.). Сюжет и фабула. Композиция и ее художественные функции. Сюжет — динамическая сторона художественного мира. Две научных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула. Сюжет и жанр. Особенности сюжета в произведениях героических, нравоописательных, романических жанров. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание. Новеллистический сюжет. Композиция сюжета в произведениях эпического рода. Сюжет и персонаж в произведениях драматического рода. Художественный мир и композиция лирического произведения.

Лекция 5 (2ч.) Литературные роды и жанры.Литературные роды и жанры как формально-содержательные категории. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в поэзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным признакам. Концепция А. Н. Веселовского о происхождении литературных родов из обрядовой синкретической песни и о развитии их в связи с историческими изменениями личностного самосознания поэта.

Лекция 6 (2ч.).Текст. Семиотическое изучение художественного текста. Проблема текста, контекста и метатекста в литературоведении. Основные трудности в определении понятия «текст» в литературоведении. Художественный, научный и богословский тексты: сходство и отличия. Границы художественного текста; проблема «рамки», текст и метатекст – отношения и формы взаимодействия, проблема «кода» и «референции»; план выражения художественного текста. Отношение текста и контекста в образовании смысла. Различия между понятиями «художественный текст» и «художественное произведение».

Лекция 7 (2ч.). Литературный процесс и его основные закономерности. Стили, художественные системы, литературные направления и течения. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимодействии. Стиль как показатель эстетического совершенства произведения. Литературный процесс в контексте культурно-исторического развития и проблема его периодизации. Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения.

Всего: 14ч. (из них в интерактивной форме 20-30%, не менее 4ч.)





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 476 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...