Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Курс «Введение в литературоведение» имеет ярко выраженный пропедевтический характер. Его цель – подготовить начинающего филолога к профессиональной деятельности, а именно к чтению, устным выступлениям и письменным работам в области литературоведения; помочь усвоить сложный категориальный аппарат теории литературы, истории литературы и литературной критики; ознакомить хотя бы в общих чертах с основными и вспомогательными литературоведческими дисциплинами; привести соответствующие понятия в стройное системное единство.
С давних пор существует предубеждение против теоретического разъятия тончайшей субстанции художественного текста, против поверки алгеброй гармонии, как будто «лишнее знание» может повредить непосредственной свежести наивного, неподготовленного восприятия. Опасения такого рода, конечно, неосновательны. Во-первых, эмоциональный и интеллектуальный способы восприятия текста не заменяют, а дополняют друг друга. Во-вторых, изучение литературного творчества, литературно-художественного произведения и литературного процесса протекает тем успешнее, чем более оно погружается в разнообразные виды первичного научного анализа, когда каждое литературное явление обнаруживает свою специфику, классифицируется, сопоставляется с другими явлениями и находит свое место в системе. Процесс познания, таким образом, выходит за рамки простого репродуцирования, в него привносится нечто новое, пусть и на самом еще элементарном уровне. Это новое, самостоятельно добытое знание ценно и привлекательно само по себе, но, бесспорно, еще важнее его роль как мощного стимулятора осознанного и целеустремленного изучения программного и сверхпрограммного материала.
В предлагаемой программе, если сравнивать ее с предыдущими программами по введению в литературоведение, значительно меньше места отводится категориям и закономерностям литературного процесса, занимающим в основном литературоведов-профессионалов.
Неравномерность в освещении трех основных литературоведческих учений мотивируется следующими соображениями. Категории и закономерности литературного процесса могут быть усвоены в полной мере лишь на завершающей стадии обучения, когда уже будут усвоены историко-литературные дисциплины; следовательно, детальное знакомство с ними более целесообразно в курсе теории литературы. Наоборот, учениям о специфике литературного творчества и особенно о структуре литературного произведения как системного единства составляющих его элементов — «бесконечного лабиринта сцеплений, в котором и состоит сущность искусства» (Л.Н.Толстой), уделяется повышенное внимание. Первокурсников ожидает увлекательное путешествие в мир литературных образов, типов, характеров, родов, видов и жанров, им предстоит убедиться в том, что поэтический язык, внешне похожий на язык литературный и даже разговорный, имеет свои собственные законы, без знания которых невозможно адекватно понять ни что такое литературное творчество, ни что такое литературно-художественное произведение.
Значительный по объему раздел программы посвящен стиховедческой проблематике. Стиховедение по праву считается одной из самых развитых, престижных и преуспевающих отраслей современной литературоведческой науки. В то же время стиховедческая подготовка, даже самая элементарная, требует значительных временных затрат и специализированной методики обучения, приблизительно так же, как музыкальная грамота. Ни высшая школа, ни гимназии, ни школы с гуманитарным уклоном, ми тем более общеобразовательная школа с этой трудоемкой задачей пока не справляются. Между тем добрая половина произведений, изучаемых на уроках литературы, представляет собой стихи – речевую структуру, по сути своей отличную от прозы и нехудожественной речевой практики. Стихотворное произведение, по образному выражению Т. Сильман, это «концерт для смысла с оркестром». Те же самые слова, посредством которых мы общаемся между собой, в условиях «единства и тесноты стихового ряда» (Ю.Н. Тынянов) значат больше, чем они значат за его пределами, в обычных условиях, причем приращения и деформации смысла обеспечиваются «оркестром» стихотворной формы в системном единстве всех ее элементов: метрики, ритмики, строфики, рифмы и звуковой организации. Свободно ориентироваться в этих понятиях для культурного человека любой профессии ничуть не менее важно, чем, скажем, знать назубок таблицу умножения или категории грамматики.
Данная программа имеет в виду избавиться от этой несообразности. Автор — не сторонник навязывания своего видения как предмета введения в литературоведение в целом, так и составляющих его элементов, в трактовке которых возможны и правомочны порой самые разнообразные точки зрения. Преподавателям и студентам, которым адресована программа, после каждой темы предлагается достаточно репрезентативная библиография, представляющая спектр отнюдь не однозначных, нередко противоборствующих мнений и дающая возможность сделать обоснованный выбор.
Программа может модифицироваться в зависимости от уровня подготовки студентов, наличия теоретической литературы, а также учебных задач, которые ставит перед собой каждый конкретный преподаватель.
Изучаемый курс должен расширить и уточнить представления студентов не только об основных законах литературного творчества, но и об эстетических и духовно-нравственных ценностях русской литературы, об остроте и оригинальности постижения мира и человека писателями, об общих закономерностях развития духовной культуры человечества.
При изучении курса в целом, его отдельных тем, разделов, а также и конкретных художественных текстов рекомендуется единство различных методологических подходов, актуальных для современного литературоведения: системно-структурного, историко-функционального, сопоставительного, мифопоэтического анализа текста; оправданы подходы к произведению с точки зрения социально-исторических, социально-психологических, культурологических и др. контекстов, расширяющих возможности адекватного его прочтения.
Количество предлагаемых рабочей программой практических занятий, источников для конспектирования, тем коллоквиумов и самостоятельных работ может превышать число часов, отводимых учебным планом. Это предоставляет преподавателю возможность выбора необходимого числа тем из каждого раздела в соответствии с общей подготовкой группы, студенческими интересами, наличием художественных текстов и исследовательской литературы. В целях повышения эффективности проведения практических занятий преподаватель может рекомендовать в разных студенческих группах различные темы. Поскольку в учебном плане нет специальных часов для консультаций (кроме предэкзаменационных), рекомендуется в процессе лекционного курса, лучше на первой лекции установочного характера, познакомить студентов с планом и методикой работы на лекциях и практикумах, с темами для самостоятельной работы, дать сведения об учебно-методическом комплексе и рабочей программе. Для обеспечения четкости в работе студентов рекомендуется в конце каждого занятия называть следующую тему, чтобы контролировать степень готовности студентов и оказывать им необходимую помощь.
Следует учесть, что программа предполагает значительную творческую самостоятельность преподавателя, ведущего курс. Допускается, в частности, разная степень полноты в освещении отдельных вопросов внутри каждой темы, изменение последовательности тем, некоторые изменения структуры курса.
В настоящее время наукой разработаны различные аспекты проблемы межпредметных связей в процессе преподавания в вузах курса литературоведения. При этом имеются в виду связи как внутри самого литературоведческого цикла дисциплин (преемственная связь между разными периодами развития русской литературы с курсом истории зарубежных литератур, теорией литературы, текстологией, историографией, библиографией и т.д.), так и с лингвистическим циклом дисциплин (историей русского языка, стилистикой и т.д.). Литературоведение нельзя изучать вне связи ее с другими общественными дисциплинами: историей, философией, лингвистикой и т.д.
В настоящей программе сделана попытка проведения таких межпредметных связей. Для преподавателя здесь открывается широкое поле творческой инициативы, умения увязать явления разных областей духовной деятельности человека.
Строя курс проблемно, раскрывая лишь определяющие темы и вопросы литературоведческой науки, преподаватель не должен в лекциях освещать детали, с которыми студент может ознакомиться в учебнике и популярных пособиях. Внимание лектора должно быть направлено на разъяснение наиболее сложных разделов курса – изучение основных литературоведческих категорий, основных законов литературного творчества, формирование представления о природе и сущности литературы как вида искусства, развитие и смену художественных методов, движение стиля и стилевых потоков, проблемы типологии и т.д. В лекциях необходимо освещение спорных мнений о сущности рассматриваемых литературных явлений и т.д. В теоретической и критической литературе студент найдет противоречивые суждения по таким вопросам, и ему в таких случаях не безынтересно будет мнение преподавателя.
В процессе чтения курса необходимо показать студентам достижения современного литературоведения. Требуется систематически знакомить студентов с главнейшими библиографическими пособиями, с основной научно-критической литературой, развивать у них навыки самостоятельной работы, интерес к ней. Нужно приучать студентов следить за новинками критической литературы, анализировать и обсуждать их. Весьма важно, чтобы студенты, работая над курсом, знакомились с наиболее интересными статьями журналов «Вопросы литературы», «Русская литература», «Литература в школе» и др.
Глубокое разъяснение сущности и своеобразия словесного искусства не может быть вне образцовых анализов художественных произведений. Подобные анализы ограничены временем, отведенным на данный курс. Анализы отдельных произведений более уместно давать (предлагать) для практических занятий.
Сообщив минимум обязательной литературы в самом начале чтения курса, преподаватель должен затем на протяжении всего курса рекомендовать студентам дополнительную литературу. Из библиографии для студентов отбирается материал, посильный как по изложению, так и по объему, с указанием наиболее важных страниц, глав, разделов. Если нужно, то этот материал сопровождается критическим комментарием. Преподаватель может рекомендовать студентам и литературу, не указанную в программе, если сочтет это необходимым.
Практические занятия позволяют соединить изучение общих закономерностей литературного процесса с идейно-художественным анализом конкретных литературных явлений. На практических занятиях, в процессе самостоятельной работы студенты приобретают необходимые специалисту элементарные и более сложные навыки теоретического и конкретно-исторического изучения общих закономерностей литературного развития, направлений, течений, жанров, а также вырабатывают навыки литературоведческого анализа.
При всем очевидном отличии общего курса и практических занятий по этому курсу, как по их структуре, так и по методике работы цели их во многом едины.
Практические занятия плотно «сращены» с ходом литературоведческого курса, имеют смысл только тогда, когда они последовательны и охватывают его главные материалы, центральные вопросы. Прочная связь практических занятий с лекционным курсом безусловна, но практические занятия имеют и свои особенности. Основные из них следующие: во-первых, закрепить, конкретизировать, расширить и углубить материал лекционных курсов; во-вторых, привить студентам навыки и приемы самостоятельной работы; в-третьих, проверить, насколько усвоены студентами лекционные курсы.
Практика конкретного анализа литературно-художественного произведения чаще всего выдвигается на первый план, а обучение анализу текста рассматривается как главная цель практических занятий. В связи с этим устанавливается связь таких занятий с изучением вспомогательных литературоведческих дисциплин, особенно библиографии и текстологии, без знания которых невозможна ни работа с источниками, ни углубленный анализ текста.
Основы умения анализировать текст должны быть заложены у студента на практических занятиях, а спецкурсы и спецсеминары опираются на полученные здесь первичные навыки по технике литературоведческого труда: умение обращаться с библиографическим материалом, с текстологией, разыскивать литературу, сопоставлять и сравнивать материалы.
Практические занятия по различным дисциплинам литературоведческого цикла призваны углубить и активизировать конкретное изучение основных проблем теории и истории литературы. Будучи одним из важных видом в системе практической подготовки специалиста высшей филологической квалификации, такие занятия играют важную роль и в подготовке филолога к педагогической деятельности, в том числе и, прежде всего, к преподаванию литературы в школе.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 400 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!