Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
59. К p а й с к и й А. Что надо знать начинающему писателю. Вып. 1.
(Выбор и сочетание слов.). Л.: Красная Газета, 1927. С. 133.
Главы: Что такое художественная литература. Предварительная работа писателя. Выбор слов. Приемы, основанные на выборе слов. Приемы, основанные на количестве и на распределении слов. Благозвучие и звукоподражание. Форма и содержание.
60. О н ж е. Вып. II и III. (Построение рассказов и стихов.). Л.: Крас
ная Газета, 1928. С. 183.
Главы: Как создается рассказ. Рассказы простые. Рассказы сложные. Многолинейные рассказы. О сюжетах. Как писатель показывает человека. Метрика. О рифмах. Опыты разбора и исправления стихотворений.
61.Русанов А. Теория литературы Пособие к формально-социологическому анализу. Самиздатторг Самара, 1929 С 234.
62. Томашевский Б В. Краткий курс поэтики. 3-е изд. М.-Л.:
Гос. Изд., 1929. С. 132.
Главы: Начала стилистики Русское стихосложение Композиция. Литературные жанры
63. Навроцький Б Мова та поезія Нарис з теорії поезії Изд.
«Книгоспілка», 1925 С 240
Популярное изложение па украинском языке основных вопросов теории литературы.
СТИЛИСТИКА*
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДЫ
64.Сборники по теории поэтического языка. Вып. I и II. Пг., 1916-1917. С. 71 и 94.
Вып. I. В. Шкловский. — «Заумный» язык и поэзия. Л. Якубинский. — О звуках стихотворного языка. Б. Кушнер. — О звуковой стороне поэтической речи. Е. Поливанов. — По поводу «звуковых жестов» японского языка. Вл. Б. Шкловский. — Граммон. Звук как средство выразительности речи. Вл. Б. Шкловский. — Нироп. Звук и его значение.
Вып. II. В. Шкловский. — Искусство как прием. Л. Якубинский. — Скопление одинаковых плавных в практическом и поэтическом языках. О.М. Брик. — Звуковые повторы. Л. Якубинский. — Осуществление звукового единообразия в творчестве Лермонтова. Б. Кушнер. — Сонирующие аккорды. Вл.Б. Шкловский. — О ритмико-мелодических опытах профессора Сиверса.
* Прежде чем приступить к изучению вопросов стилистики, необходимо ознакомиться с элементами языкознания по книгам: Ушаков Д. Н Краткое введение в науку о языке 9-е изд M • Работник Просвещения, 1929; Ш о p P Язык и общество 2-е изд M: Работник Просвещения, 1926
65. П о э т и к а. (Сборники по теории поэтического языка). Пг., 1919.
С. 168.
I. А Шкловский. — Потебня. Л. Якубинский. — О поэтическом глоссе-мосочетании. В. Шкловский. — О поэзии и заумном языке. Е. Поливанов. — О звуковых жестах японского языка. Л. Якубинский. — О звуках стихотворного языка. Л. Якубинский. — Скопление одинаковых плавных.
0. Брик. — Звуковые повторы.
П. В. Шкловский. — Искусство как прием. В. Шкловский. — Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля. Б. Эйхенбаум. — Как сделана «Шинель» Б. Эйхенбаум. — Приложение. Библиография.
Рец. В. Жирмунского в статье «Задачи поэтики» (см. «Жизнь искусства. 1919. № 313—317). [Раскрытие понятия поэтической фонетики, семасиологии и синтаксиса]
66. Русская речь: Сб. статей под ред. Л.В. Щербы. Пг., 1923.
С. 293.
Л.В. Щерба. — Опыт лингвистического толкования стихотворений.
1. «Воспоминание» А. Пушкина. Б.А. Ларин. — О разновидностях художе
ственной речи. Семантические этюды. Л.П. Якубинский. — О диалогичес
кой речи. В.В. Виноградов. — О задачах стилистики. Наблюдения над сти
лем «жития» протопопа Аввакума.
Задача Сборника: исследование русского литературного языка с главным интересом к семантике, синонимике, словоупотреблению, синтаксису, эстетике языка.
67. Русская речь. Новая серия. I; Под ред. Л.В. Щербы. (Сбор
ники, издаваемые Отделом Словесных Искусств Гос. Инст. Истории
Искусств.) Л.. Academia, 1927. С. 118.
Статьи по поэтике: С.И. Бернштейн. — Стих и декламация. Б.А. Ларин. — О лирике как разновидности художественной речи. В.В. Виноградов. — К истории лексики русского литературного языка.
68. Русская речь. Новая серия. II. Под ред. Л.В. Щербы.
Л.: Academia, 1928. С. 84.
Статьи по поэтике. С/4. Аскольдов. Концепт и слово. — А. Пешков-ский. Ритмика «Стихотворений в прозе» Тургенева.
69. Проблемы поэтики: Сб. статей под ред. В.Я. Брюсова. М.—
Л.: Земля и Фабрика, 1925. С. 204.
Статьи: В.Я. Брюсов. — Синтетика поэзии. A.B. Луначарский. — О поэзии как искусстве тональном. М. Локс. — Проблемы стиля в художественной прозе. Я. Зунделович. — Поэтика гротеска. Адалис. — Второй план. Г. Шенгели. — О лирической композиции. Л. Гроссман. — Поэтика сонета. М. Малишевский. — Проблемы метротонической стихологии. М. Григорьев. — К вопросу об объективном истолковании художественного произведения.. М. Петровский. — Морфология пушкинского «Выстрела».
См. также №№ 16, 34, 52.
ОТДЕЛЬНЫЕ ТРУДЫ
70. П о э т и к а. — Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст.
Истории Искусств I Л.: Academia, 1926. С. 162.
Статьи по поэтике: Б. Казанский. — Идея исторической поэтики. В. Виноградов. — Проблема сказа в стилистике. С. Бернштейн. — Звучащая художественная речь и ее изучение. А. Астахова. — Из истории и ритмики хорея. Г. Гуковский. — О сумароковской трагедии. Л. Винт. — Басня сума-роковской школы. С. Балухатый. — Этюды по истории текста и композиции чеховских пьес.
71.Поэтик а. — Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. II. Л.: Academia, 1927. С. 118.
Статьи: В. Жирмунский. Новейшие течения историко-литературной мысли в Германии. Б. Ларин. — Учение о символе в индийской поэтике. К. Шимкевич. — Роль уподобления в строении лирической темы. Б. Тома-шевский. — Французская мелодрама начала XIX века. Лидия Гинзбург. — Из литературной истории Бенедиктова. Андрей Федоров. — Проблема стихотворного перевода.
72.Поэтик а. — Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. III. Л.: Academia, 1927. С. 188.
Статьи: В. Виноградов. — К построению теории поэтического языка. С. Бернштейн. — Эстетические предпосылки теории декламации. С. Вышеславцева. — О моторных импульсах стиха С Балухатый. — К поэтике мелодрамы. Л. Виндт. — Басня как литсраіурньїи жанр Ю. Тынянов. — Ода как ораторский жанр. Г Гуковский — Из истории русской оды XVIII в. Н. Сурина. — Тютчев и Ламартин. //. Колпакова — Из истории фетовско-го текста.
73. Поэтика. — Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст.
Истории Искусств. IV. Л.: Academia, 1928. С. 148.
Статьи: Б. Томашевский. — Стих и ритм. Н. Коварский. — Мелодика стиха. А. Федоров. — Звуковая форма перевода. В. Пропп. — Трансформации волшебной сказки. В. Жирмунский. — Проблемы формы в ге'рман-ском эпосе. В. Виноградов. — О литературной циклизации (Гоголь и Достоевский). Г. Гуковский. — К вопросу о русском классицизме.
73а. Поэтика. — Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. V. Л.: Academia, 1929. С. 192.
Статьи: М. Троцкая. — Литература современной Германии. Г. Гуковский. — О русском классицизме. /. Коровин. — Заметки о Пушкине. I. Б. Томашевский. — Заметки о Пушкине. II. Л. Гинзбург. — Опыт философской лирики. К. Шимкевич. — Бенедиктов, Некрасов, Фет. С. Балухатый. — Из истории текста пьес Горького. С. Бернштейн. — Опыт анализа словесной инструментовки.
74. А г s p o e t i с а. I: Сб. статей под ред. М.А. Петровского. М.: Изд.
Гос. Академии Худож. Наук, 1927. С. 143.
Статьи: Б.И. Ярхо. — Простейшие основания формального анализа. A.M. Пешковский. — Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы. М.А. Петровский. — Морфология новеллы. М.П. Столяров. — К проблеме поэтического образа. P.O. Шор. — Формальный метод на Западе.
75. Художественная форма: Сб. статей под ред. А.Г. Цире-
са. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук, 1927. С. 159. (В серии: Труды
Г.А.Х.Н. — Философское отделение. Вып. первый.)
Статьи: Н. И. Жинкин. — Проблема эстетических форм. М.А. Петровский. — Выражение и изображение в поэзии. И.Н. Волков. — Что такое метафора. Андрей Губер. — Структура поэтического символа.
76. Русская проза: Сб. статей под ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Ты
нянова. Л.: Academm, 1926. С. 261. (В серии «Вопросы поэтики».)
Статьи: Предисловия Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. К. Скипина. — Чувствительная повесть. Т. Роболи. — Литература путешествий. Н. Степанов. — Дружеская переписка 20-х годов. Л. Гинзбург. — Вяземский-литератор. Н. Коварский. — Ранний Марлинский. В. Зильбер. — Сенковский (Барон Брамбеус). Б. Бухштаб. — Первые романы Вельтмана. В. Гофман. — Фольклорный сказ Даля.
77. Русская поэзия XIX в. Л.: Academia, 1929. С. VIII+335.
Статьи В. Гофман. — Рылеев-поэт. А. Андриевская. — Поэмы Баратынского. Вс. Успенский. — О Дельвиге. Я Коварский. — Полежаев и французская поэзия. В. Голицына. — Шутливая поэзия Мятлева и стиховой фельетон. Т. Хмельницкая. — В. Соколовский. А. Федоров. — Русский Гейне. Я. Сурика. — Русский Ламартин.
78. Проблемы литературной формы: Сб. статей/Пер,
под ред. и с предисл. В. Жирмунского. Л.: Academia, 1928. С. 223.
Статьи: О. Вальцель. — Сущность поэтического произведения. Его же. — Архитектоника драм Шекспира. Его же. — Художественная форма в произведениях Гете и немецких романтиков. В. Дибелиус. — Морфология романа. Его же. — Лейтмотивы у Диккенса Л. Шпитцер. — Словесное искусство и наука о языке.
79. Б у p г а р д т О. Новые горизонты в области исследования поэти
ческого стиля («Принципы» Э. Эльстера). Киев, 1915. С. VI+64.
Изложение в сжатом виде теоретических воззрений Эльстера по отделам: Общие свойства стиля (эстетические и психологические). Частные особенности стиля.
80. С а к у л и н П. Н. Еще «о образех». (Миниатюрный экскурс.)//
Атеней. Кн. I-II, 1924. С. 72-78.
Анализ книг Теодора Мейера «Das Stilgesetz der Poesie. 1901 г., по вопросу об изучении поэтических образов.
81.Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Л.: Academia, 1924. С. 138. (В серии «Вопросы поэтики».)
Тема книги: конкретное понятие стиха в отличие от понятия прозы и особенности стихотворного языка. Задача книги: анализ специфических изменений значения и смысла слова в зависимости от самой стиховой конструкции. Главы книги: I. Ритм как конструктивный фактор стиха. П. Смысл стихового слова.
82. Э й х е н б а у м Б. M. Сквозь литературу: Сборник статей. Л.: Academia, 1924. С. 279. (В серии «Вопросы поэтики».)
Статьи, трактующие отдельные вопросы поэтики: Державин. Карамзин. Письма Тютчева. О Льве Толстом. О кризисах Толстого. О трагедии и трагическом. О трагедии Шиллера в свете его теории трагического. Иллюзия сказа. Проблемы поэтики Пушкина. Как сделана «Шинель» Гоголя. О прозе М. Кузмина. О звуках в стихе. Мелодика стиха. Судьба Блока. Некрасов.
Основное устремление начальных статей Э. в сторону эстетики, и последующих ставятся конкретные проблемы формальной поэтики.
83. Э й х е н б а у м Б. M. Литература (Теория, критика, полемика)
Л.: Прибой, 1927. С. 301.
Статьи: Путь Пушкина к прозе. Лев Толстой. Некрасов. Теория «формального метода». Как сделана «Шинель» Гоголя. О. Генри и теория новеллы. Лесков и современная проза. О камерной декламации. Ораторский стиль Ленина. Судьба Блока. В ожидании литературы. В поисках жанра. Литература и кино.
84. Г p о с с м а н Л. П. Борьба за стиль. Опыты по критике и поэти
ке. М.: Никитинские субботники, 1927. С. 336.
Статьи по поэтике: Жанры художественной критики. Мадригалы Пушкина. Онегинская строфа. Поэтика русского сонета. — Стилистические характеристики даны также в статьях: Достоевский и театрализация романа. Салтыков-сказочник. Россия Салтыкова. Лесков. Анна Ахматова.
85. С а к у л и н П. Н. Теория литературных стилей. М.: Мир, 1927.
С. 74. (Наука о литературе. Ее итоги и перспективы. Вып. X.)
Главы книги: Постановка проблемы. — Терминология стилей. — Определение стиля. — Морфология стиля. — Типология стилей. — Динамика и социология стилей.
86. Жирмунский В M Стилистика//Энциклопедич. словарь
Русск. Библиограф. Института Гранат. Т. 41. Стлб. 587—599.
О стилистике как учении о приемах художественной речи. Основные группы стилистических приемов: 1. Звуки языка (фонетика). — 2. Значение (семантика). — 3. Построение языковых элементов (синтаксис). — Обзор построений стилистики как системы на основе современных лингвистических теорий.
87. Шпет Густав. Внутренняя форма слова. (Этюды и вариации
на темы Гумбольта.). М.: Гос. Академия Худож. Наук, 1927. С. 217.
Главы книги: Темы Гумбольта. — Общие темы в анализе языка. — Постановка вопроса о внутренней форме. — Внешние формы слова. — Формы предметные и логические. — Некоторые выводы из определений внутренней формы. — Внутренняя поэтическая форма. — Место и определение субъекта. — Субъективность и формы экспрессии.
Ред. М.С. Григорьева («Внутренняя форма слова») см. «Литература и марксизм», 1928. VI. С. 3-42.
88. Ж и p м у н с к и й В. M. Вопросы теории литературы. Л.: Academia,
1928. С. 356.
Перепечатаны статьи по поэтике: Задачи поэтики. — Мелодика стиха. — К вопросу о «формальном методе».
89. Ар в ато в Б. Социологическая поэтика. М.: Федерация, 1928.
С. 170.
Содержание: Предисловие О.М. Брика. О марксистском искусствознании. К марксистской поэтике. О формально-социологическом методе. Язык поэтический и язык практический. Контрреволюция формы. Эстетический фетишизм. Синтаксис Маяковского. Речетворчество. Приложение: Маркс о художественной реставрации.
90. Тынянов Ю. H. Архаисты и новаторы. Л.: Прибой, 1929.
С. 595.
Главы: Литературный факт. О литературной эволюции. Ода как ораторский жанр. Архаисты и Пушкин. Стиховая форма Некрасова. Достоевский и Гоголь (к теории пародии).
91. С p е т е н с к и й H. H. Из опыта по стилистике и поэтике//
Известия Донского Гос. Унив., 1925. Т. VI. С. 153-175.
Приведена схема стилистического разбора новеллы и сделан разбор по этой схеме ряда новелл.
92. В и н о к у p Г. О. Культура языка. Очерки лингвистической тех
нологии. М.: Работник Просвещения, 1925. С. 215.
В основу книги положены переработанные статьи, напечатанные в повременных изданиях. Отделы: Язык быта. Язык прессы. Искусство слова и культура языка. Приложение: Культура чтения.
93.Арватов Б. Речетворчество. (По поводу «заумной» поэзии.)// Леф. 1923. № 2. С. 79-91.
О «зауми» в поэтической и практической речи; социологическое объяснение «зауми» и ее роли в поэзии.
94.0 н ж е. Язык поэтический и язык практический//Печать и революция, 1923. Кн. VII. С. 58-67.
Критический пересмотр общих положений школы формалистов в свете формально-социологического метода.
95. П е ш к о в с к и й А. М. Стихи и проза с лингвистической точки
зрения//Свиток. № 3. М., 1924. С. 197—224. Также в книге П.: Сборник
статей. Л., 1925. С. 153-166.
Обоснование принципиальной разницы между ритмом стихов и прозы с лингвистической точки зрения; строение свободного (тактового) стиха и мерной прозы.
96. П е ш к о в с к и й А. М. Глагольность как выразительное средст-
во//Пешковский А.М. Сборник статей. Л., 1925. С. 141-152.
Характеристика стилистических достоинств частей речи.
97. Т и м о ф е е в Л. Ритм стиха и ритм прозы. (О новой теории
ритма прозы проф. A.M. Пешковского.)//На литерат. посту, 1928. XIX.
С. 20-30.
98. Б о б p о в С. П. Заимствования и влияния. (Попытка методоло-
гизации вопроса.)//Печать и революция, 1922. Кн. VIII. С. 72-92.
Об установлении влияний в поэзии по текстуальным совпадениям.
99. Зеленецкий А. Эпитеты литературной русской речи. Ч. I.
М., 1913. С. IX+200.
Подбор эпитетов русских писателей по алфавиту слов, имеющих эпитеты. Книга дает некоторый материал для словаря эпитетов, малоудовлетворительного, однако, по принципам составления.
Рец. С. Боброва в сб. «Труды и дни. 1914. № 7. С. 164-167.
100. M а л а х о в с к и й В. А. Эпитет Тютчева//Камены. № 1. Чита.
1922. С. 17-30.
101.Шувалов С. К поэтике H.A. Некрасова. Сравнения//Свиток. № 1. 1922. С. 135-148.
Характеристика в плане описательном и статистическом сравнений Некрасова как средства изобразительности и эмоциональности Общая характеристика художественных форм Н. на основе анализа сравнений.
См. также № 147.
102. Э л ь с б е p г Ж. Сравнения и метафоры как классовая образо-вая оценка объекта описания//Октябрь. 1927. Январь. С. 123—141.
Социологическое изучение формальных моментов художественного творчества. Разбор существующих определений сравнения и метафоры и анализа их как классовой оценки объекта, описываемого художественно-образовым языком данной классовой группировки. В виде примера дан разбор сравнений и метафор Гладкова («Цемент»), Рейснер, Леонова, Пильняка.
103.Ермолаев Вад. Синтаксическая характеристика жанров словесных произведений в статистическом освещении. Ч. I. Вып. I. Изд. Филиппова. Казань, 1915. С. 46.
Характеристика литературных жанров со стороны типов, видов и членов простых предложений.
104. Б а л у х а т ы й С. Д. Некоторые ритмико-сш Ітаксические категории
русской речи//Изв. Самарского Гос Унив 1922 №3 С 13-25
О синтаксических повторах в речи разговорной и художественном как признаках ритмического ряда.
105. Розенберг А Из наблюдении над синтаксисом русского
былевого эпоса//Науков! Записки Наук — Дослідчої катедри истора ук
раїнської культури». 1927. № 6. С. 339-351.
Обзор работ, посвященных изучению былинного стиха. Наблюдения над ритмико-синтаксическими особенностями былинного стиха в связи с анализом былинных исторических фигур.
106. Жирмунский В. М. Как разбирать стихотворения?//Жизнь
Искусства. 1921. №№ 691-693.)
107. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Закономерность ме
лодии речи//Маски. 1913-14. № 7-8. С. 37-72.
Определение мелодии речи и ее слагаемых, отличие музыкальной мелодии от речевой, об ударении в слове и в фразе, о композиции мелодии, о мелодических изменениях, о значении для мелодии знаков препинания, роль эмоций при сложении мелодий
108.0 н ж е. Теория русской речевой интонации. Пг.: Гос. Изд., 1922. С. 128.
Системное и расширенное изложение теории, приведенной в первой работе. Обе работы в части, касающейся мелодии и ритма речи, могут быть использованы при анализе мелодических рисунков литературных произведений.
109. Сабанеев Л. Л. Музыка речи. Эстетическое исследование. М.: Работник Просвещения, 1923. С. 190.
Главы: О музыке речи. Анализ звуков речи. Дыхание в речи. Эмоцио-графия речи. О содержании ритма. Речевая эвфония. Мелодия прозаической речи. Поэтическая речь. Возникающие проблемы.
Книга С. в части терминологической и отдельными приемами анализа мелодического и фонетического строя стиха и прозы полезна и теоретику литературы.
110. Э й х е н б а у м Б. M. Мелодика русского лирического стиха.
Пг.: Опояз, 1922. С. 199.
Постановка проблемы мелодики стиха и рассмотрение процесса развития мелодических приемов в русской лирике XIX в. Материал: Жуковский, Пушкин, Тютчев, Лермонтов, Фет.
111. Жирмунский В. М. Мелодика стиха. (По поводу книги
Б.М. Эйхенбаума «Мелодика стиха».)//Мысль. 1922. № 3. С. 109-139.
Задача статьи — обосновать точку зрения на вопросы «мелодического стиля» в русской лирике, отличную от методов и подходов Эйхенбаума.
112. Асеев Н. Н. Дневник поэта. М.: Никитинские субботники,
1929. С. 73.
Главы: Наша рифма. Мелодика или интонация. Ключ сюжета.
11 З.Бергсон А. Смех//Собр. соч. Т. V/Изд. М.И. Семенова. СПб., 1914. С. 96-206.
Об отдельных словесных приемах комического, преимущественно в жанре комедии.
114. Б е л ы й А. Жезл Аарона. (О слове в поэзии.)//Сборн. «Ски
фы». I. СПб., 1917. С. 155-212.
Частично: изобразительность стиха, «словесная инструментовка», ассонансы, аллитерация, ритм.
115. Артюшков А. Звук и стих. Современные исследования фо
нетики русского стиха. Пг.: Сеятель, 1923. С. 72.
Критический разбор фонетических анализов стиха Белого, Лукьянова, Дурылина, Шульговского, Боброва с приложением примерных таблиц гласных и согласных звуков русского языка с пояснениями.
116. А р т ю ш к о в А. Стиховедение. Качественная фоника русского
стиха. М.: Изд. «Всеросс. союз поэтов», 1917. С. 106. (На обл.: А. Артюш
ков и Г. Шенгели. Энциклопедия стиховедения.)
Анализ звуковой стороны русского лирического стиха со стороны качества звуков на материале лирики Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Бальмонта. Метод — статистическое исследование.
117. Брюсов В. Я. Звукопись Пушкина//Печать и революция,
1923. Кн. II. С. 48-62.
118. Арватов А. Синтаксис Маяковского//Печать и революция,
1923. Кн. I. С. 84-102.
Формально-социологический анализ поэмы «Война и мир».
119. Г у д з и й Н. Аллитерация и ассонанс у Тютчева. (Slavia, 1927,
r. V s. 3. С. 456-469.)
120. Богатырев П. Г. Народный театр. Берлин — Пг.: Опояз,
1923. (В серии «Сборники по теории поэтического языка». Вып. VI.)
Глава III. Общность стилистических приемов в чешском кукольном и русском народном театре,
121. Виноградов Г. Детская сатирическая лирика//Сибирская
Живая Старина. Иркутск, 1925. Вып. III-IV. С. 65-106.
О видах словесных произведений детского фольклора. О словотворчестве в детской сатирической лирике, о рифмовке, об эпитетах и др. стилистических приемах; о размерах; о приемах «звукописи»; о диалоге.
122. Г а б е л ь M О. Форма диалога в бьшине//Наукові Записки
Наук. — Дослідчої катедри історії української культури. 1927. № 6. С. 315—
328.
О технике диалога, его композиционных функциях и художественном назначении в связи с общими стилистическими принципами великорусской эпической песни.
123. К а г а р о в Е. Г. О ритме русской прозаической речи//Доклады
Академии Наук СССР, 1928. Вып. III.
124. Белый А. О художественной прозе//Горн. Изд. Моск. Про-
летк., 1919 Кн. II-III. С. 49-55.
Анализ ритма в прозе Гоголя и Пушкина
Рец. Б. Томашевского в статье: А. Белый и художественная проза// Жизнь Искусства. 1920. №№ 454, 458, 459 (Оценка в учет ударений внесен произвол, схемы искусственны.)
125. Катаров Е. О ритме русской проимчсскои рсчи//Наука на
Украине. 1922. № 4. С. 324-332
Применение метода исследования К М.ірбс и сю школы к русской прозаической ритмике Итоги наблюдении над трынками прозы
126. Шен гели Г А О ритмике тургеневской прозы//Шенгели Г.
Трактат о русском стихе 2-е изд Гос. Изд, 1923. С 88—92.
Задача статьи, показать ритменный лад и закономерность произведений: «Разговоры» и «Как хороши, как свежи были розы».
127. Гуковский Г. А. Русская поэзия XVIII века. Л.: Academia,
1927. С. 211. (В серии «Вопросы поэтики».)
Стилистический анализ жанров и поэтов в главах: Ломоносов, Сумароков, школа Сумарокова. Элегия в XVIII веке. Об анакреонтической оде. Ржевский. Первые годы поэзии Державина.
128. Э й х е н б а у м Б. М. Анна Ахматова. (Опыт анализа.) Пг., 1923.
С. 132.
Анализ лексической и стилистической сторон поэзии А. в свете общих теоретических вопросов.
129. В и н о г p а д о в В. В. О поэзии Анны Ахматовой. (Стилисти
ческие наброски.) Л, 1925. С. 165.
Задача книги: описание наиболее существенных приемов словоупотребления в поэтическом языке А., причем стиль А. взят лишь как материал для освещения некоторых общих и частных вопросов семантики (или символики) поэтической речи.
130. Жирмунский В. М. Поэзия Александра Блока. (В книге
статей «Об Александре Блоке». Пг.: Картонный Домик, 1921. С. 65-165.)
Частично о системе метафор-символов, об особенностях ритма-метра, о деканонизации точной рифмы.
131. Б е л ы й А. Александр Блоку/Белый А. Поэзия слова. Пг.: Эпо
ха, 1922. С. 106-134.
Частично об аллитерациях и ассонансах в поэзии Блока.
132. H и к и т и н а Е. Ф., Шувалов С. В. Поэтическое искусство Блока. М.: Никитинские субботники, 1926. С. 191.
Главы: Социология поэзии Б. Поэтика Б. (Форма и композиция лирики. Метры и ритмы. Рифмы. Строфы. Словесная инструментовка. Лексика и синтаксис. Метафора и символ. Сравнения. Эпитеты.)
См. также №№ 57, 58, 109.
133.Жирмунский В.М. Валерий Брюсов и наследие Пушкина. (Опыт сравнительно-стилистического исследования.) Пг.: Эльзевир, 1922. С. 103.
Описание стиля Брюсова в связи с поэтикой русских символистов и романтиков на фоне враждебной романтизму классической традиции Пушкина. Материал: эротические баллады из Сборника «Риму и Миру» и «Египетские ночи».
134. Мандельштам И. Е. О характере гоголевского стиля. Глава
из истории русского литературного языка. СПб.—Гельсингфорс, 1902.
С. IX+405.
Работа в целом построена на психологической трактовке гоголевского стиля. Ценна как один из ранних опытов широкого системного подхода к явлениям индивидуального прозаического языка; дана богатая классификация приемов стиля.
135. Слонимский А. Л. Техника комического у Гоголя. Пг.:
Academia, 1923. С. 65. (В серии «Вопросы поэтики».)
Задача книги: осветить приемы комического у Гоголя с точки зрения теории комического. Главы: Юмор и гротеск. Комический алогизм.
136. Творческий путь Достоевского: Сб. статей под ред.
Н.Л. Бродского. Л.: Сеятель, 1924. С. 215.
Статьи: В. Виноградов. — Сюжет и архитектоника романа Д. «Бедные люди» в связи с вопросом о поэтике натуральной школы. М. Давидович. — Проблема занимательности в романах Д. А.П. Скафтымов. — Тематическая композиция романа «Идиот» и др.
137. Луцкая Ф. К поэтике С. Есенина. («Радуница», «Голубень»,
«Трирядница»,У/Есенин. Жизнь. Личность. Творчество. М.: Работник
Просвещения, 1926. С. 126—146.
Эпитеты Е., образы и их происхождение, «гармония» гласных, рифмы, метрические построения стихов, композиция стихов.
138. Белый А. Вячеслав Иванов//Белый А. Поэзия слова. Пг.:
Эпоха, 1922. С. 20-105.
Частично о стилистических особенностях поэзии И.
139. Язык Ленин а//Леф, 1923. № 1 |5|. С. 148.
Статьи: В. Шкловский. — Ленин как деканонизатор. Б. Эйхенбаум. — Основные стилевые тенденции в речи Ленина. Л. Якубинский. — О снижении высокого стиля у Ленина. Ю. Тынянов. — Словарь Ленина-полемиста. Б. Казанский. — Речь Ленина. Б. Томашевский. — Конструкция тезисов.
140. H е й м а н В. Эволюция стиля и сюжетов Лермонтова//Родной
язык в школе, 1927. Кн. 5. С. 99-109.
141. С л о н и мс ки й А. Л. Некрасов и Маяковский. (К поэтике
Некрасова//Книга и революция. 1921. № 2 (14). С. 5-10.
Сравнительный анализ тем, лексики, поэтического синтаксиса и звуковой формы Н. и М. как примеры «реалистического» разрушения романтического поэтического канона.
142. Чуковский К. И. Некрасов как художник. Пг.: Эпоха, 1922.
С. 77.
Наблюдения над особенностями стиха Н.
Рец. В. Виноградова. См. «Библиограф. Листы», 1922. II.) [Отрицательная характеристика всей работы 4.J
143. Чуковский К. И. Некрасов. (Статьи и материалы.) Л.: Ку-
буч, 1926. С. 395.
Статьи по поэтике Н.: Проза ли? Его мастерство. Формалист о Некрасове [по поводу статьи Б. Эйхенбаума]. Долгословие.
144. Тынянов Ю. Н. Стиховые формы Некрасова//Летопись Дома
Литераторов, 1921. № 4.
145. Выгодский Д. И. Из эвфонических наблюдений («Бахчиса
райский фонтан»)//Пушкинский сборник, памяти С. Венгерова — «Пуш
кинист». IV. Пг., 1923. С. 50-58.
Об эвфонической структуре nojMbi
146. Очерки по поэтике Пушкина Берлин Эпоха, 1923.
С. 220+32 (с 81 диаграммой и чертежами)
Статьи: Б. Томашевский — Пятистопный ямб Пушкина. П Богатырев. — Стихотворение Пушкина «Гусар» (ею источники и его влияние на народную словесность.) Виктор Шкловский. — «Евгений Онегин». (Пушкин и Стерн.)
147. Шувалов С. В. Семь поэтов (Рылеев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Брюсов, Герасимов). Историко-литературные и критические статьи. М.: Никитинские субботники, 1927. С. 209.
Статьи: Думы и поэмы Рылеева. Ритмика поэмы Пушкина «Кавказский пленник». Лермонтов — переводчик Байрона. Сравнения в поэзии Некрасова. Блок и Лермонтов. Последние песни Брюсова. Образы в поэзии Герасимова.
148. Гроссман Л. П. От Пушкина до Блока. М.: Современные
проблемы, 1926. С. 368.
Статьи по поэтике: Метод и стиль. Пушкин-новатор. Лермонтов-баталист. Стендаль и Толстой. Ранний жанр Тургенева. Натурализм Чехова.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 393 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!