Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Движениеиегоосновныеформы. Пространствоивремя



В самом широком смысле движение в применении к материи – это «изменениевообще», оновключаетвсебявсепроисходящиевмире изменения. Представления одвижениикакизменении зародилисьуже в древней философии и развивались по двум основным линиям – материалистическойи идеалистической.

Идеалистыпод движением понимаютнеизмененияобъективной реальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей. Тем самым делается попытка мыслить движение без материи. В материализме подчеркивается атрибутивный характер движения по отношению к материи (его неотрывность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа. Так, Ф.Бэкон отстаивалмысль отом, чтоматерия полнаактивностии тесносвязана с движением как прирожденным своим свойством.

Движение– атрибут, неотъемлемоесвойствоматерии, онитесно связаны и не существуют друг без друга. Однако, в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи. Так, сторонники «энергетизма» - направления в философии и естествознании, возникшеговконцеХ1Хв. – началеХХв. пыталисьвсе явления природы свести к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы, т.е. оторвать движение (а энергия – общая количественнаямера различныхформ движенияматерии) отматерии. Энергия при этом трактовалась как чисто духовный феномен, и эта «духовная субстанция» провозглашалась основой всего существующего.

Данная концепция несовместима с законом сохранения превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одной формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывноот материи.

Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретныхсвоих форм. Основными из них являются: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Впервые эту классификацию предложил Ф.Энгельс, но в настоящее время она претерпела определенную конкретизацию и уточнения. Так, сегодня естьмненияотом, чтосамостоятельнымиформамидвиженияявляются геологическое, экологическое, планетарное, компьютерноеидр.

В современной науке развиваются представления о том, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействиенескольких таких уровней. Сталонеобходимым различатьтакжеквантово-механическое движение, характеризующее взаимодействиеэлементарных частици атомов, макромеханическое движение макротел.

Существеннообогатилисьпредставления обиологическойформе движения материи. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых молекул, в качестве молекулярногоносителяжизни быливыделеныкислотДНК иРНК.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь, необходимоиметьв видуследующее:

1. Каждаяформа качественноспецифична, новсеонинеразрывно связаны и при соответствующих условиях могут переходить вдруг в руга.

2. Простые (низшие) формы являются основой более высоких и сложныхформ.

3. Высшиеформыдвижения включаютвсебявпреобразованном виде низшие формы. Последние являются побочными поотношению к высшей форме, которая обладает своими собственными закономерностями.

4. Недопустимо высшие формы сводить к низшим. Так, сторонники механицизма (ХУ11-Х1Х вв.) пытались объяснить все явленияприроды иобщества толькос помощьюзаконовклассической механики. Механицизм – форма редукционизма, согласно которому высшиеформы организации (например, биологическиеисоциальные) могутбытьсведеныкнизшим (например, физическимилихимическим) и полностью объяснены только закономерностями последних (например, социал-дарвинизм).

Движение как «изменение вообще» подразделяется нетолькопо своим основным формам, но и по типам. Количество – это внешняя определенность предмета (его величина, объем, размер, темп и т.д); это изменение, происходящее с предметом, без коренного его преобразования (например, идущийчеловек). Качество – этокоренное преобразование внутренней структуры предмета, его сущности (например, куколка-бабочка, тесто-хлеб). Особый тип движения – развитие. Подразвитием понимается необратимое, поступательное, количественно-качественное изменение предмета или явления (например, жизньчеловека, движениеистории, развитиенауки). Может иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предметаилиявления, чтообычнохарактеризуетсякак прогресс. Если же движение происходит в обратном направлении – от более совершенных форм к менее совершенным, то это регресс. Наукой о развитиив егополном виде является диалектика.

Пространствоивремя. Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществованияирядоположенность материальныхобъектов.

Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящихс объектами.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершаетсяв пространстве, происходитодновременнои вовремени, а то, чтопроисходитвовремени, находитсявпространстве.

Висториифилософииинаукисложилисьдвеосновныхконцепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время – к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающихвмире материальныхпроцессов.

2. Реляционная концепция рассматривает пространствоивремя не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существованиявещей ибезэтихвещейсамипосебе несуществующие (Аристотель, Лейбниц, Гегель).

Субстанциальная и реляционная концепции не связаны однозначносматериалистическим илиидеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в рамках реляционного подхода.

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общиедлянихсвойства, такихарактерныедлякаждойизэтихформ. К их всеобщимсвойствам относятся: объективностьинезависимостьот сознаниячеловека, ихнеразрывнаясвязьдругсдругомисдвижущейся материей, количественная и качественная бесконечность, вечность. Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействиеэлементов вматериальных системах. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трехмерно, однородно и изотропно. Однородность пространство связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропностьпространства означаетравноправностьвнем любогоиз возможныхнаправлений.

Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности. Время одномерно (от настоящего к будущему), ассиметрично и необратимо.

Проявление времени и пространство различно в различных формах движения, поэтому в последнее время выделяют биологическое, психологическое, социальноеидругие пространства и время.

Так, например, психологическоевремясвязаносегопсихическими состояниями, установкамии т.п. Времявтойилиинойситуацииможет «замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно «летит» или «тянется». Это субъективное чувство времени.

Биологическое времясвязанос биоритмамиживых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности. Считаетсятакже, чтосуществуетмножествобиологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмовилиихпопуляций).

Социальное время, связанное с развитием человечества, с историей, тоже может ускорять и замедлять свой бег. Особенно это ускорение характерно для ХХ века в связи с научно-технической прогрессом. НТР буквально спрессовалосоциальноепространствои неимоверноускорилобегвремени, придаввзрывнойхарактерразвитию общественно-экономических процессов. Планета стала маленькой и тесной длячеловечества какединогоцелого, а времяперемещения из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было просто немыслимоеще в прошлом столетии.

В ХХ веке на основе открытии в естественных и точных науках был разрешен спор между этими двумя концепциями. Победила реляционная. Так, Н.Лобачевский пришел к выводу в своей неевклидовойгеометрии, чтосвойствапространстванеявляютсявсегда ивездеодинаковымиинеизменными, аониизменяютсявзависимости от наиболее общих свойств материи. По теории относительности А.Эйнштейна пространственно-временные свойства тел зависят от скоростиихдвижения (т.е. отпоказателейматерии). Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тела к скорости света в вакууме (300000 км/с), а временные процессы в быстро движущихся системах замедляются. Он доказал также, что вблизи массивных тел время замедляется, как и в центре планет. Этотэффект тем заметнее, чем больше массанебесныхтел.

Таким образом, теория относительностиА.Эйнштейна показала неразрывную связь между материей, пространством и временем.


4.Диалектикакакучениеоразвитии. Основныезаконы диалектики.

Диалектика (греч dialextice – вести беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Различают о бъективную диалектику, изучающую развитие реальногомира (природыиобщества) и субъективную диалектику – закономерностидиалектическогомышления (диалектикупонятий).

В истории философии сложились три основных формы диалектики:

а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, ЗенонЭлейский);

б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, на идеалистической основе;

в) материалистическая, основы которой были заложены К.МарксомиФ.Энгельсом.

Основныепринципы диалектики:

- всеобщаявзаимосвязь всехявления; - всеобщностьдвижения иразвития;

- источникразвития – становление иразрешение противоречий; - развитие какотрицание;

- противоречивое единство общего и единичного. Сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможностиидействительности идр.

Основные категории диалектики– материя, сознание, развитие, качество, количество, отрицание, противоречие, необходимость и случайность, причина иследствие.

Основные законы, описывающие развитие мира и процесс познания – законпереходаколичественныхизмененийвкачественные, закон единства и борьбы противоположности, закон отрицания отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает всеобщий механизм развития: то каким образом оно происходит. Основныекатегориизаконы– качество, количество, мера, скачок.

Сущностьзаконасостоитв следующем. Постепенноенакопление количественных изменений (степени и темпов развития предметов, числа егоэлементов, пространственных размеров, температура идр.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, дляводы–0-100), происходит качественныйскачок (переход отодногокачественногосостояниякдругому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается влед), в результатевозникает новое качество.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития (противоречие). Все существующее состоит из противоположностей (добро и зло, свет и тьма, наследственность и изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.) Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно

а) неразрывносвязаны (нетдобра беззла, света без тьмы); б) взаимоисключают другдруга;

в) их борьба – противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядокрождается иххаоса, доброкрепнет впреодолении злаит.д.).

Суть рассматриваемогозаконаможетбытьвыраженаформулой: разделение единого на противоположности, их борьба, превращение борьбы в неразрешимый (антагонистический) конфликт – противоречие, победа одной их противоположностей (которая в свою очередьтожепредставляетсобойновоеединствопротивоположностей). Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущейсилыихразвития.

Законотрицания отрицания выражаетнаправленностьразвития и его форму. Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается всеболееновым ит.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителямии ихуже «отрицают» ихсобственныедети, которые всвою очередьстановятся родителями и т.д.). Поэтомудвойное отрицание – отрицанияотрицания.

Важнейшей категорией закона является «отрицание» - отказ развивающейсясистемойотстарогокачества. Однако, отрицаниеэто не просто его уничтожение, система должна сохранить собственное единство и преемственность. Поэтому в диалектике отрицание понимается как отказ предшествующей стадии развития (старого качества) с сохранением самых существенных илучших моментов на новомэтапе. Толькотакможнообеспечить преемственностьсистемы. Как бы основательно не менялись со временем исторические типы экономики, политики и морали, их главные достижения не уходят в прошлое, но сохраняются в дальнейшем развитии системы, пусть и в существенно измененном виде.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный характерразвитияиимеетформуспирали, повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому», но уже на более высокой ступени развития





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 291 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...