Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Немецкаяклассическаяфилософия



К немецкой классической философии конца ХУ111-Х1Х вв. относятся И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.ГегельиЛ. Фейербах. Все ониоченьразные философы, ноихтворчествопринятооцениватькак единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

И.Кант («Критика чистого разума») – родоначальник немецкой классической философии. Вего творчестве выделяется два периода: 1) «докритический» - сфера интересов ограничивается проблемами онтологии, космологии, естественнонаучными исследованиями;2) «критический»- напервыйпланвыходятпроблемы гносеологии: познавательные возможности человека, границы научного знания, структура мышления. Решает он эти вопросы с позиции агностицизма.

В докантовской гносеологии трудность познания определялась самим объектом познания – окружающим миром, который содержит всебебесконечноемножествонеразгаданныхтайн. Кантполагает, что причинойэтой трудностиявляетсясамчеловекиегоразум (т.е. субъект познания), а не окружающий мир. Познавательные способности человеческого разума ограничены (разум не может все!). Разум постояннонаталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания (антиномии). С помощью разума можно одновременно доказать оба противоположных положения антиномии (например, «существуюттолькопростыеэлементыито, чтосостоитиз простых» и «в мире нет ничего простого»). Разум заходит в тупик. Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Однако, разумнаталкивается нетолькона внутренние границы – неразрешимые противоречия, но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема. Весь мир делится, по Канту, на познаваемый мир «явлений» и мир «вещей в себе», заключающих в себе сущность явлений – он недоступен человеческому разуму.

Философ ставит вопрос возможно ли вообще всеобщее и необходимое знание?

Все знаниеКант делитна апостериорное – то, котороеполучает человек врезультатеопыта, онопредположительно, необладаетполной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения; и априорное - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения (например, «все что случается имеет причину», «человеческая жизнь протекает во времени»), оно абсолютнодостоверно, надежно, обладаеткачествами всеобщностии необходимости. Априорными являются категории рассудка, законы (сохранения, причинности, взаимодействия), пространствоивремякак формы. Будучи всеобщимии необходимыми законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения.

В результате познавательный процесс происходит следующим образом: внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека. Органы чувств принимают эти образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, врезультате чеговчеловеческом разуме возникаетцелостная картина окружающегомира. Однако, поКанту, эта целостная картина мира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром! Потомучто нашесознание самовыстраиваетокружающий мир при помощи априорных законов, категорий и форм чувственного созерцания– пространства ивремени. Отсюда вывод Канта, чтовещи самипосебенепознаваемы, такжекакивесьокружающиймир. Более того – философия в той форме какой она существовала до Канта невозможна: она изучает сущность бытия, а она то как раз и непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике рациональных способностей и определении границ познавательного процесса.

Г.Гегель («Энциклопедия философских наук») - вершина немецкого идеализма первой половины Х1Х века. Основное понятие Гегеля– этоМировойдухили Абсолютнаяидея, которое онопределяет как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания мирового разума или Абсолютной идеи. Все, что существует (живая и неживая природа, человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. «Все действительноразумно, все разумное – действительно».

Процессразвертываниямировогоразума проходиттриступени: 1) ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное

мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;

2) ступень природы - внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; наэтойступенипоявляетсяи человек - завершение природы, преодолевающий ее материальность своей духовнойдеятельностью;

3) ступень духа – история собственно человеческой духовной жизни, в которойпродолжаетсяразвитиеабсолютной идеи, доходящее витогедо философии, открывающейтаинственныйисточникмирового развития, т.е. абсолютнуюидею. Мировойразум какбы возвращается вфилософии к себе самой, познаетсамое себя. Вэтом изаключается

смысл саморазвития Мирового разума – в самопознании. Гегельосновывает диалектическийметод, ключевоеегопонятие

противоречие – «корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется». Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение (тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез, снятиепротивоположностей). «Снятие» означает, чтопервыедвестадии развития преодолены, но одновременны сохранены, воспроизведены вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире, проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез: сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец, человеческий духи егопроявления

Мировойразум вчеловеческойисторииимеет ярковыраженную цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». Всоответствиис этим критерием Гегельразличает четыре основныхпериода всемирнойистории:восточныймир (Китай, Индия, Египет), греческиймир, римскиймир, германскиймир. СтраныВостока незнаютсвободы, онизнают, чтосвободенодинчеловек, даитотдеспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга историческихэпохсвидетельствуетотом, чтодухнеуклоннодвижется к своей цели, воплощаясь попеременнов конкретном «духе» тогоили иного народа, который своим характером, государственным строем, искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразитьтребования мировогодуха.


2.ДиалектическийиисторическийматериализмК.Марксаи Ф.Энгельса.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкимиучеными К.Марксоми Ф.Энгельсом всередине Х1Хвека.

Характерныечерты:

1. Диалектическийметод рассматриваетсяв неразрывнойсвязи с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;

3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.

Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма.

Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материянаходитсявпостоянномдвиженииисаморазвитии, онавечнаибесконечна; ееразвитиепроисходитпозаконамдиалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных измененийвкачественные, отрицанияотрицания.

В историческомматериализме ключевымипонятиямиявляются экономический базис и политическая надстройка. Базис – это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальныхблаг). Надстройка – этоидеологические отношения, связанныеснимивзглядыитеории, а такжеорганизации (государство, партииит.д.). Надстройказакрепляети поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказываетбольшоевлияниенанего. Обществоразвиваетсяестественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе оэф лежит определенный уровень производительных сил (средства производства+люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций:

первобытнообщинная - крайненизкийуровеньпроизводительных сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве,

феодальная - экономика основана на крупной земельной собственностиитрудезависимыхкрестьян,

капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производстванаемныхрабочих

коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственностина средства производства.

К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил ввозможность переустройства несправедливого, простроенного на господствечастнойсобственностииэксплуатациичеловекомчеловека, капиталистическогообщества. Спомощьюпролетариата (могильщика капитализма) ипролетарскойреволюции (пролетариат– рабочийкласс, наиболее активен, емунечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...