Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Главныечертыинаправления постклассическойфилософии



В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.е характера (модели) постановки философскихпроблем иихрешения. Для классической философии -философии Нового времени - характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установлениена основеоткрытиявсеобщихзаконовразвитияприроды и общества господства человека над природой, создания общества социальнойсправедливостииизменениясамойчеловеческойприроды. Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления - рационалистическая парадигма - подвергаетсяжесточайшейкритике иначинаетсяпереходк неклассической философии. Философияконца Х1Х-ХХвека отказываетсяот:

1. рационализма какединственногоспособа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей;

2. жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм илиидеализм;

3. от догматизма вфилософии – непременнойссылкииопорына авторитеты, от «партийности» в философии.

Основные черты философииХХвека:

- Плюрализм в философском мышлении. В этом период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические, сциентистские (от лат. scienta – наука – т.е ориентированные на естествознание) и антисциентистские ( на иррационализм и интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни другого. Она вообщеполагает, чтомногогранный мирможнопознать при помощи различных форм познания (не только разумом!).

· предметом изучения становятся все новые и новые объекты действительности, чтоведетк возникновению принципиальноновых направлений: философиякультуры, философияполитики, философия техники, философиянауки ит.д.

· Терпимость (толерантность) современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство междусобойДиалог– главныйспособвзаимодействиянетольковнутри одной философской традиции, но и междуЗападом и Востоком.

· Антропоцентризм современной философии – в центре ее идей и размышленийнаходитсячеловек, егосущность, смыслегожизниидеятельности, свобода. Человекрассматриваетсянеодносторонне, а вовсейцелостностии противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле существованиячеловечествавцелом, окризисечеловека и истории.


3.Философияжизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон.

Согласно представителям (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер и др.) этой школы в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность – «жизнь» как «творческая эволюция», целостный органический «поток» («порыв», «длительность»), в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма предшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализма как «мыслю, следовательносуществую», «вседействительноеразумно» в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум не тождественныепонятия! Жизнь– этопроцесс, свободное стихийноеи инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в котором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь (объектпознания). Жизньнельзяпознать, находясьвненее, ееможно «схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить». Главноевжизни – нематерия, а дух, поэтомуна первый планвыходят «наукиодухе», ане «наукиоприроде»: музыка, поэзия, миф, метафора, символит.д.

ИррационализмА.Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру, неоснованна принципахразума. Вмиревообщенетразума, в немвсе подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в обществе. Вмиреживотных – этостремление ксохранению жизни, в физическоммиреесть «притяжение», тяготение, магнетизм, вобществе существуетволягосударств, народовиотдельныхлюдей, воля «разлита» вприродеиобществе. Воляпорождает всеявленияипроцессы вмире, носама онабезосновнаибеспричинна. Воляслепаинеимеетразумной цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любвиит.д. Если основамира– «воля» -неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет никакогоразумногооснования. Наука постояннозаходитвтупик, когда пытаетсяобосновать мириз законовразума. Мирне сталлучше из-за развитиянаукии техники. Последниестановятся большим злом.

Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религиичеловекпытаетсяпобедитьвремячерезидеюбессмертиядуши. Но это – иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно разделяетлюдей.

Вцелом, жизньлюдей– этобезнадежное длительное угасание и горе. Смыслжизни состоит в пониманиитого, чтомир – этоскорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устраниваффекты, вызванные «волей». Человекможетпридатьсвоей жизни смысл путем избавления от «воли к жизни» Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване. Философприходит кпессимистическимвыводамобессилиичеловека и безнадежности его жизни и попыток познать законы природы и общества. Ни о каком построении разумного и счастливого государства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речи нет.

Ф.Ницше - выдающийсянемецкийфилософ, потрясшийсвоими заявлениямисовременную емуфилософскуюмысль. Сутьеговзглядов – этогимн сильномучеловеку. Онсчитал себяучеником Шопенгауэра и разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительнымиизменениями. Мир – этожизнь. Основойжизни, по Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя – самоутвердиться.

Длятого, чтобы выжить человекдолжен бытьсильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства -идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианство проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие. Однакоэтиморальныепринципынепринимаютсяужедавновкачестве руководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то хочет достичь в жизни – и достигает. Христианская мораль - «сумма условийсохранениябедных, полуудачныхиполностьюнеудачныхвидов человека», - пишет Ф.Ницше. Христианствоумерло (Бог умер!), оно не способно - и никогда не было способно - быть ориентиром для людей. Европейская культура – это культура изнеженных людей, и виноватовэтом христианство.

Ф.Ницшепризываетк «переоценке ценностей», кзаменеморали рабовна моральгоспод – «сверхлюдей». Философпротивопоставляет «простогочеловека» и «аристократовдуха». Простые людиникчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, неспособнысозидать ивластвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться.

«Сверхчеловек» - этосуществовысшегобиотипа. Онабсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, внедобраизла. Егоморальпредполагаетискусствоповелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не геройиневеликийчеловек. Этоабсолютноноваяпородалюдей, которой еще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-то отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых. «Слабые» должныпогибнутьиосвободитьместодляновогопоколения «сверхлюдей».

Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда не более чем субъективное истолкование фактов. Человек «истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мир иллюзий.

АнриБергсон - основательинтуитивизма. Жизнькакстановление начинается в результате первоначального взрыва («жизненного порыва») и выступает как поток качественных изменений. Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как формы жизни и познания. ”Эволюция в дальнейшем привела к их взаимному отчуждению, приобретению противоположных качеств. Жизньтоже распадается- надухиматерию. Жизньможетбытьпознана только интуитивно, симпатически. При этом снимаются все противоположности, втом числеимеждупознаваемым ипознающим. Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция схватывает живое через «длительности» - субъективно переживаемые состояния жизни. Интеллектпознаетмертвыевещи, утратившие «длительность», вобмен на пространственную фиксацию.


3.ОсновныефилософскиенаправленияХХв.: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика.

Экзистенциализм. Экзистенциализм или философия существования – этоодно из самых популярных течений философии ХХ века. Сформировался экзистенциализм в середине века, в период Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая окраска большинстваположений. Представители: МартинХайдеггер, КарлЯсперс, Жан ПольСартр, Альбер Камю идр. Основнойобъект исследования экзистенциализма– человек исмыслегосуществования. Основание всех построений экзистенциализма – это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничегоиз себя не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности, определяющей бытие человека, до его существования нет вообще. Отсюда основной тезис экзистенциализма – существование предшествует сущности. Человек сначала появляется, и занимает местов мире, и толькопотом сам себя определяет, т.е. обретает свою сущность, ужесуществуя. Онестьничтоиноекакпроектсамогосебя и представляет собой лишь то, что сам из себя делает. Человек не толькосоздаетсебя исвоюжизнь, но иответственностьза неенесетон тоже только сам. Человек тотальносвободен, он обречен на свободу - свободувыбора себя и мира. Быть свободным – значит быть самим собой. Свобода является основанием его бытия. «Человек – это

свобода»- этовторойважнейший тезисэкзистенциализма.

Третий – человек не только отвечает за себя, но и за весь мир. Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая – формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам его создает. Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своей ответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюда основные определения человеческой экзистенции (существования) – забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть ит.д.

Человек, существуявсовременном обезличенном, усредненном, абсурдном (втерминологииА.Камю) миреman, гдекаждыйизолирован отдругогоистановитсяобъектом воздействия, должен преодолевать его своей свободой и протестом.

Герменевтика. Изначально герменевтика являлась наукой истолкования текстов. Само слово образовано от имени Гермеса – персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование посланий богов. Начиная с Х1Х в. из филологической дисциплины она становится самостоятельным философским учением. Немецкий философ Ф.Э.Шлейермахер попытался сделать герменевтику общей наукой, занимающейся проблемой понимания. Для него понимание текста заключалось в наиболее точном и полном понимании психологии автора и его характера. Основным методом в данном случае может быть только «вживание» в текст, именно оно позволяет понять, что движет рукой

автора; изучение содержания, структуры текста не может привести к темже результатам.

Другой немецкий философ В.Дильтей рассматривал герменевтику как основу любого гуманитарного знания. Он противопоставилметодыгуманитарныхиестественныхнаук: понимание для первых и объяснение для вторых. Для Дильтея как и для Шлейермахерапониманиеможетбытьдостигнутьтольковрезультате вживания, вчувствования в чужой субъективный мир. История (основнойпредметегоисследования) рассматриваласьим какпрошлое, которое посредством понимания – вживания, вчувствования – становитсянастоящимв своейцелостности. Текстс этойточкизрения выполняет роль посредника между прошлыми событиями и настоящим, т.е. временем интерпретатора.

Для понимания человека, текста, исторического события необходимо, согласно Х.Г. Гадамеру, не только понять психологию данногочеловека, писавшегоилижившего, культурнуюсреду, врамках которой он сформировался, нои языковую традицию, внутри которой он находился. Гадамер вводит понятие «герменевтического круга»: длятого, чтобы понятьцелое, необходимопонимать части, из которых этоцелое состоит, а пониманиечасти, всвоюочередь невозможнобез понимания целого и предполагает его. Таким образом, любое понимание рассматривается как процесс, постоянно движущийся по кругу: внимание интерпретатора переходит от части к целому и обратно, отцелогокчасти, иврезультатетакогодвиженияформируется понимание. Х.Г.Гадамер объясняет предвзятость в истолковании текстов, поступков и времен. Мир, в котором живет человек, с самого начала «предыстолкован». Человек направляет на реальность свой интерес, а эта реальность уже освоена, т.е. понята, проинтерпретирована. Это приводит к тому, что интерпретатор, выросший в другой социо-культурной среде, подходит к предмету понимания уже с предубеждением (предпониманием), из границ которого выйти невозможно.

Позитивизм. Родоначальниковм позитивизма является французскиймыслитель О.Конт. Основуегофилософскойпрограммы раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютнонедоступное и бессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, в котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником подлинногознания могутбытьтолькочастные науки, т.к. всеявления подчинены естественным законам. Наука не нуждается в какой-либо

стоящейнаднейфилософии, адолжна опиратьсяна самусебя. «Наука сама себе философия». Поэтому предназначение новой, положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработка методологии наук и поиск связи междуними. Позитивная философия – это синтез, «совокупность общих научных положений» всего положительного естественно-научного и социального материала.

Контформулирует законтрех стадийразвития ума ипоказывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической – он объясняет природу вещей воздействиемразличныхсверхъестественныхсил; на метафизической – сверхъестественные силы заменяет абстракциями (общими понятиями), с помощью которых и объясняет явления окружающего мира; на научной (положительной)– человек, наблюдаязаявлениями, пытается установить между ними регулятивные связи (познание внутреннихпричин явленийневозможно).


Русскаяфилософия. Русскаяфилософскаямысль– органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, чтои западноевропейская, хотяподходк ним, способыих осмысления носили глубоко национальный характер. Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором выделяютсяследующие этапы:

-Х1-ХУ11 вв.– постановкафилософскихпроблемипоискответов на них в рамках религиозного сознания (Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.);

-ХУ111 в. – перваячетвертьХ1Хв. – распространениефилософии в России в форме философскогоосмысления науки и культуры своего времени –философия русского Просвещения (М.Ломоносов, В.Татищев, А.Радищев, М.Щербатов, П.Чаадаев), философия декабристов (П.Пестель,М.Фонвизин, Н.Муравьева, И.Якушкинаидр.)

- Вторая четверть Х1Х – началоХХ в. – становление и развитие самостоятельной философии в Росси включает множество направлений :западническое (А.Герцен, В.Белинский, Т.Грановский, Н.Станкевич ) и славянофильское ( А.Хомяков, И.Киреевский. К.Аксаков, Ю.Самарин ), революционно-демократическое ( Н.Чернышевский, В.Белинский; анархисты - М.Бакунин, П.Кропоткин; народники – Н.Михайловский, П.Лавров, А.Ткачев; марксисты - Г.Плеханов, В.Ленин ),почвенничество ( А.Григорьев, Н.Данилевский, Ф.Достоевский ;консервативное ( М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев );русский космизм ( Н.Федоров, К.Циолковский. В.Вернадский, А.Чижевский );религиозно-идеалистическое ( Вл.Соловьев, Н.Трубецкой, Г.Флоровский, П.Флоренский, Л.Шестов, В.Розанов),

- Русская философия после 1922 г. – философия русского зарубежья (Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин. С.Франк, Б.Вышеславцев, Л.Карсавин)

Основные темыи проблемы:

- тема человека, егосудьбы и смысла жизни; - проблема добра и зла;

- критика рационализма, обоснование особого «интуитивно-мистического» методапознания действительности (целостным

духом);

· «русскаяидея»- выяснениеособенностейрусскогодуха, русской культуры и русского менталитета;

-поиск исторического пути развития России – между Западом и Востоком;

- смысла истории человечества, ее будущее;

- тема Всеединства и Богочеловечества в русской религиозной метафизике –изначальногоединствакосмоса, природы, человека иБога, единства жизни, истории ипознания;

-ХХ веке – осмысление кризиса мировой философской мысли и поискновых путейфилософствования.

Илларион, Х1 в. («СловооЗаконеиблагодати»)– объясняетсуть христианского учения; утверждается идея равенства народов перед «благодатью». Эпоха «закона» (до христианства) символизируется образами тени, луны, а эпоха «благодати» – солнца. Прославляется РусьикнязьВладимир.

Филофей, ХУ1 в. создает религиозное учение о Москве как «третьем Риме». «Старый Рим», бывший центром христианства, был завоеван варварами. «Новый Рим» (Константинополь) погиб под ударами турецких завоевателей. «Третьему Риму» - Москве – предначертано исполнять роль продолжателя христианского вероучения. Падение «старого» и «нового» Рима Филофей объясняет тем, что они подверглись наказанию за измену христианству как подлиннойвере.

Иван Грозный и Андрей Курбский (ХУ1в.) - переписка. Иван Грозный, ссылаясь на историю римских императоров, выступал за абсолютную, ничем не ограниченную монархию. Андрей Курбский, обращаясь к просвещенному европейскому монархизму, отстаивал идею государства, основанного на соблюдении законности, ограничениидействийцаряземскимсобором. Спорбылрешенвпользу Ивана Грозного: в России установилась самодержавная форма правления.


ФилософияПросвещения. М.Ломоносов, ХУ111 в.– материалист и атомист: сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработалкорпускулярнуютеориюстроенияматерииимеханическую теорию теплоты. Выступал против норманнской теории образования русского государства.

А.Н.Радищев, ХУ111 в. («О человеке, о его смертности и бессмертии», «Путешествие изПетербурга вМоскву») – человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, поэтому человеческий род существует. Критикует деспотизм и самоуправствопомещиков. Крепостноеправонетолькопротиворечит естественным правам человека, но и неэффективно в экономическом отношении. Самодержавие – тормоз общественного прогресса в России.

Декабристы (П.Пестель, Н.Муравьев, И.Якушкин, М.Лунин, В.Кюхельбеккер и др.) ставили своей задачей положить конец крепостничеству, разрушить самодержавный деспотизм, сословные привилегии. Частьдекабристовстоялазаконституционное ограничение самодержавия, другая за республику. Свобода личности, слова и печати, свобода вероисповедания, наделение крестьян землей, неприкосновенностьчастнойсобственности– первоочередныезадачи, которыенадорешитьвстране. Средстводляихрешения большинство декабристоввиделоввоенномперевороте (безучастиянародныхмасс); некоторыесчиталицелесообразнымпутьмирныхреформ, проводимых сверху.

П.Чаадаев своими («Философические письма» буквально взорвал общественное мнение и вызвал бурные дискуссии на долгие годы. В его оценки России увидели ниспровержение национальных святынь. Чаадаев говорит, что Россия вместо того, чтобы объединить Запади Востоквсилусвоегогеографическогоположения, вообщекак бы выпала из исторического прогресса – «мы принадлежим к числу технаций, которыеневходятвсоставчеловечеств…мы никогда нешли вместесдругиминародами…мыстоим какбывневремени».. В России нетпозитивной идейнойтрадиции, таккаквсвоевремя она приняла христианство в его византийской форме (православие) и оказалась исключенной из единства европейских народов, основанного на католицизме. Еслиибылокакое-тодвижение, товнарастаниирабства: освободившись от татарского ига, русские попали в новое рабство – крепостничество.

Однако, бесплодностьисторическогопрошлогоРоссииявляется по Чаадаеву благом. Если в католичестве заложено некое объединяющееначало, котороесформировалозападныймир, создало определенный политический уклад, философию, наукуи литературу, улучшило нравы, то православие в России сохранило сущность христианствавпервоначальнойчистоте. ПризваниеРоссиивсближении православияикатолицизма. Россиястанетцентром интеллектуальной жизниЕвропы, если усвоитценностиЗапада.

ПослеЧаадаеватема самоопределенияРоссииипоиска ееместа в системе «Запад-Восток» стала однойиз главнейшихвобщественно-политическойи философскоймысли России. Возниклодва основных направления: западникииславянофилы.


«Славянофилы» (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н.Островский, братьяК.С. иИ.С.Аксаковы) считали, что уРоссии свой путь развития. Русский народ обладает собственными жизненными ценностями: православие с его духом соборности и святости и «крестьянская община», основанная на коллективизме и взаимовыручке. Для европейской культуры в отличие от русской характерныиндивидуализм, эгоизм, рационализм, «мещанство» икульт посредственности. Славянофилы критиковали Петра 1 за то, что он

направил Россию по ложному пути и поработил всех во имя государства. Они настаивали на необходимости отмены крепостного права и верили в великую миссию русского народа – именно Россия призвана спасти западную цивилизацию от буржуазного разложения ибездуховности.

«Западники » (В.Г.Белинский, В.П.Боткин, А.И.Герцен, Т.Г.Грановский, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин и др.), напротив, были убеждены, что Россиипредстоитпройтитотжепуть, чтоиЗападу. Россия отстала от Западной Европы, законсервироваласьсама в себе, и теперь должна наверстывать упущенное. Никакого особого «уникального» исторического пути унее нет. Они одобрялипризнаки буржуазного общества, которые появлялись тогда в России и положительнооценивалидеятельностьПетраВеликогопоевропеизации страны. Западная культура привлекала их прежде всего своим гуманизмом и либерализмом: идеей свободы, достоинства личности, жаждой справедливости. Они критиковали деспотическую самодержавную власть и невежество народа. Россия должна освоить западныеценности истатьнормальной цивилизованнойстраной.

Общеедляэтихтечений попытканарисоватьтакойпутьразвития России, который отвечал бы национальным интересам России, вывел страну из отсталости и поднял до уровня разрешения не только собственных. Но и общечеловеческих проблем. Славянофилы и западникирешалиобщуюзадачу, нопутиисредствапредлагалиразные. Уних была «одналюбовьк России, ноне одинаковая» (А.И.Герцен).


Русскийкосмизм – учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, окосмическойприродечеловекаиоегобезграничных возможностях поосвоению космоса.

Представители: Н.Федоров, Вл. Вернадский, К.Циолковский, А.Чижевский. Дванаправления: естественно-научныйирелигиозный. Основная идея «философии общегодела» Н.Федорова – победа

над смертью, достижение человеческого бессмертия и воскрешение всехпрежнихпоколений. Нравственный долгпотомков- вернутьжизнь всем предшествующим поколениям. Для воскрешения мертвых необходимопрекращениевсякойвраждымеждулюдьми, нравственное объединение всех людей и активнаярегуляцияприродыпутем наукии техники. Задачанауки:1) максимальнопродлитьжизньчеловека, сделать его организм бессмертным, 2) обеспечить все воскресшие предшествующие поколения местом для существования – путем освоения космоса и переселенияна другиепланеты.

К.Циолковский («Грезы о земле и небе») полагал, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Безграничное космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития: более «совершенные» и менее «совершенные». Более «совершенные» следят за порядком во Вселенной. Со временем в ходе эволюции будет образован союз всех разумныхвысшихсуществкосмоса. Сначала– ввидесоюзанаселяющих ближайшиесолнца, затем союзасоюзовитакдалее, добесконечности, так как бесконечна сама Вселенная. Земля – «поздняя» планета, и ей даноправонасамостоятельноеразвитие. Нравственная, космическая задача Земли – внести свой вклад в совершенствование Космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне смогут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос. Изобретение ракеты для него как ученого не самоцель, а «метод проникновения в глубины Космоса». Суть его космической философии: «впереселении с Земли ив заселении Космоса».

А.Л.Чижевский – основатель гелиобиологии – науки о Солнце и оеговлиянииназемныепроцессы. Ученыйдоказываетсуществование природных и космических ритмов, зависимость жизни на Земле от пульса Космоса. Солнцевлияетнетольконаздоровьечеловека, ноина социальные процессы на нашей планете. Социальные катаклизмы (войны, бунты, революции) вомногом предопределяютсяповедением Солнца. Поподсчетам Чижевскогововремя минимальнойсолнечной активности– минимум массовыхсоциальныхдвижений5%, вовремя пика –60%. Циклсолнечнойактивностисоставляет12 лет. Фатальные годы дляРоссии - 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1989 – пик солнечной активности.


Религиозно-идеалистическое направление. В.С.Соловьев («Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве»). Основныеидеи: всеединства, Богочеловечества, цельногознания. Ниодноявлениене можетсуществовать ибыть познанным вне его отношения к другим явлениям. Любая вещь познается в ее отношении в ее отношении к целому. А целое – это не простомножествовещей, авсеединство. Всеединоесуществуетвовсех своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств. Всеединство включает безусловное (абсолютное бытие – Бог) и обусловленное (материя). «Всеединство» постигается «цельным знанием», представляющим собойсинтезрелигии, философииинауки, или, иначе– веры, мыслии опыта.

Соловьевстроит метафизическуюсистему «цельногознания», в которой онтология должна раскрыть «всеединство», гносеология – обосновать иррациональное знание, социологиянайтивысшийидеал общества.

Мир, созданныйБогом, проходиттриэтапа:

- Космогоническийпроцесс: на этом этапепроисходятпревращение природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых дляпоявления человека.

- Исторический процесс: с появлением человека начинается внутреннее преображение космоса, человек – посредник в воссоединении ее с Богом, «связующее звеномеждубожественным и природным миром». Егозадача – впреодолениивсехпроявленийзлаи несовершенства мира. Нравственный смысл жизни человека – служение Добру. Идеал совершенного человека есть – это Иисус Христос. Черезчеловекаидетпутьвозвышениябытия: мертваяматерия одухотворятся, становитсяживой.

- Богочеловеческий процесс: история человечества движется к Царству Божиему – преображению и воссоединению с Богом. И указывает этот путь Иисус Христос, соединяющий божественное и

человеческое начала в себе. В центре истории стоит божественная личность Христа. Богочеловекпобеждаетсмертьи приобщает мирк вечнойжизни. Соединениечеловека имира сБогом возможнотолько вХристеи черезнего– в Церкви (телеХристовом). Бог естьлюбовьи воссоединение с ним человека и мира возможно только через любовь – свободную, это подчеркивается и Вю.Соловьевым и всеми его последователями. Любовьдолжнаосуществитьтройноевоссоединение: восстановитьиндивидуальногочеловека- союзмужчинысженщиной; восстановить общественного человека, присоединяя его к обществу; восстановитьуниверсальногочеловека, еговнутреннееживоеединение со всей природой мира. И окончательное воссоединение человека и мира с Богом – «в любви, через любовь с любовью».

Л.Шестов критикует рационализм, столь характерный для западнойфилософии. Мириррационалениполонбесчисленныхтайн. Мы даже не подозреваем, что творится во вселенной. Окружающий насмир– этомирхаоса, господства стихииислучайности. Нашразум способен познать лишь необходимое, закономерное, а случайное и хаотичное, то, чтосоставляетсущностьмира, скрытоотнего. Поэтому претензии науки и рациональной философии на познание действительностинесостоятельны. Подлиннаяистинанаходится поту сторону разум





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...