Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Домострой



«Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому христианину, мужу и жене, и чадам, и рабам, и рабыням».

Домострой — по-славянски «дому строитель» (по-гречески «экономик»). Был составлен в Новгороде в последнее десятилетие XV в. как книга наставлений и советов ремесленно-купеческому городскому люду.

Сильвестр — государственный и церковный деятель в середине XVI в., переработал новгородские наставления, составившие Домострой. Книга намного пережила своего автора, бывшего одно время любимцем Ивана Грозного, а потом безвестно сгинувшего в результате царской немилос­ти. В России она стала катехизисом морали и энциклопедией домашне­го строительства.

Откроем книгу:

Наставление отца сыну: «И предаю вам, христианам, писание это на память и на вразумлениевам и детям вашим».

Как любить Бога от всей души, также и брата своего, и страх Божий:иметь, и помнить о смертном часе — «...следует всякому христианину го­товым быть к встрече с Господомжить добрыми делами, в чистоте и покаянии, всегда исповедоваться, постоянно ожидая смертного часа».

Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякой власти подчиняться и правдою служить. И как вести себя в отношении к боль-лим и малым, скорбным и немощным, и ко всякому человеку, и внимать своей совести — «Царя бойся, и служи ему верой и правдой... Также и князьям покоряйтесь и должную им честь воздавайте... Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных и скорбных привечай любовью, а младшихлюби как детей: никакому созда­нию Божию не будь лиходеем».

Как детей своих воспитывать во всяком наставлении и страхе Божием — "И беречь и блюсти чистоту телесную от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Наказывай детей в юностиуспокоят тебя в старости твоей,...любить их (детей) и беречь, но и страхом спасать, нака­зывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь».

Как дочерей воспитывать и с приданым замуж выдать — «...дочки рас-тут, страху Божию и вежеству учатся, и приданое их понемногу прибыва­ет, и как замуж сговорята все уже готово».

Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем — «Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою: слушайте их и повинуйтесь по-Божески во всем...»


Похвала мужьям«Если дарует Бог хорошую жену — это дороже камня драгоценного».

Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить — «...не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не оби­жать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим по положению быть послушным и покорным; к ровнедружелюбным, с младши­ми и беднымиприветливым, милостивым...»

О неправедной жизни«А кто не по-Божьи живет, не по-христиански чинит всякую неправду, насилие и обиду... — точно будут все в аду и прокля­ты будут на земле...»

Если кто живет неразумно«Если же кто, безрассудный, не сочтя жи­тия своего, дохода и достатка, начнет жить не по средствам... и будет ему от Бога грех, а от людей смех».

Учить мужу свою жену, как Богу угодить и мужу быть по нраву, и дом свой лучше вести, и всякую домашнюю работу и рукоделье знать, и слуг этому учить и самой делать — «Следует мужьям поучать жен своих с любо­вью и примерным наставлением...»

Как порядок в избе навести хорошо и чисто«Всегда бы вся посуда и всякие вещи вымыты и чисты были, а по лавкам, по двору и по комнатам посуда не валялась бы... За всем тем и за всяким порядком жена бы следила сама да учила слуг и тетей и добром и лихом: не понимают слов, так и ударить можно...

Но если жена, или сын, или дочь слову или наставлению не внимает, и не слушается, и не боится, и не делает того, чему муж: или отец, или мать учат, тогда плетью постегать, по вине смотря, но побить не пред людьми, наедине проучить, да потом пожалеть и простить и никогда не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену».

Домострой стремился унифицировать и идеализировать жизненный ук­лад. Академик Д. Лихачев по этому поводу писал, что идеал выступает регулятором реальной жизни, а если он «доведен до дома, входит во все мелочи быта, личного поведения в семье и в доме, и во всем требует «знать меру» — то идеал становится почти реальностью».

Так пусть полезная книга останется открытой на вашем столе!





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 552 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...