Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество Жана Фуке



Самые ранние из некоторых больших портретов Фуке на панелях, это, возможно Карл VII, написанный около 1445 года, перед поездкой Фуке в Рим, так как в нем нет ни капли итальянского влияния. Монарх описывается здесь, как имеющий победоносный вид, скорее всего, в упоминании победы при Аррасе, которая, кстати, была вообще одной из немногих во время правления довольно мрачного Карла. Портрет абстрактно поставлен, объективен и правдив. Фуке продемонстрировал свое спокойное чистое видение в автопортрете (около 1450; Париж), в неожиданной маленькой эмалированной круглой картине, и известный как его первый самостоятельный автопортрет, сделанный на севере Альп.

Около 1450 года Фуке создал свою самую известную пару изображений «Мелунский диптих» (сегодня разделен между Берлином и Антверпеном). На левой панели изображен Этьенн Шевалье – казначей Франции в 1452 году, представленный своим святым-покровителем Стефаном с Девой Марией и младенцем на правой панели. Покровитель расположен в мраморных стенах дворца в стиле Ренессанса, а мадонна в три четверти длины находится на троне в абстрактном пространстве и окружена обнаженными сияющими, красноватыми и синеватыми ангелами. Гигантские жемчужины украшают трон и корону Марии. В свои дни это изображения было прямо-таки скандальным, так как Дева Мария представляла собой узнаваемый портрет Агнессы Сорель – любовницы короля, показанной с геометрически круглой, явно выдвинутой грудью. Шевалье работал с Агнессой Сорель по части управления шатким королевством Карла VII.

Подобного плана абстрактным и интеллектуальным является портрет кисти Фук Гийома Ювенала дес Урсин (около 1455 года). Этот французский канцлер коленопреклонен в молитве перед ярко украшенной стеной, так как картина практически плоская, создается эффект мгновения. Другое его известное произведение на заказ далеко ушло от дворцовой тематики: «Снятие с креста» (около 1470-1475; Нюа). Монументальные фигуры толпятся на большой панели, создавая эффект скульптурного фриза на темном фоне.

Фуке был особенно предан миниатюрным изображениям к рукописным книгам. Между 1452 и 1460 годами мастер и его мастерская сделали для Шевалье сегодня забытую «Книгу часов», где миниатюры изображали парижские архитектурные памятники, там же можно встретить уникальное изображение игры мистерии того времени. Имя и инициалы благодетеля декоративно и гордо используются во всей композиции. Фуке и его мастерская проиллюстрировали множество других книг, главной среди которых может считаться «Большие хроники Франции» (Grandes chroniques de France, 1458).

Жан Фуке, «Мадонна с младенцем»

Французский живописец Жан Фуке является одним из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции. Фуке на протяжении почти всей своей жизни работал в Париже. В 40-х гг. он не раз посещал Рим, где брал уроки по технике эмали у известного художника Антонио Филарете и изучал труды Л. Б. Альберта, и в это же время писал портрет Папы. После своего возвращения из Рима художник создал портрет донатора. Сильнейшее влияние на творчество Фуке оказали работы Мазаччо и Фра Анд-желико. Его манера рисования приводила зрителей в восторг, несомненный талант художника вызывал подлинное восхищение, поэтому в 1475 г. он был назначен королевским живописцем.

Жан Фуке, один из известнейших французских художников XV в., соперничал с Мармионом в искусстве миниатюры. Фуке иллюстрировал многие рукописные книги, в частности сочинения Боккаччо. Самыми известными работами художника можно назвать книжные миниатюры на религиозные темы («Часослов Этьена Шевалье») и исторические сюжеты в «Больших исторических хрониках», «Жизни знаменитых мужчин и женщин», «Иудейских древностях». Характерной особенностью этих работ является реалистическое отражение реальных или мифологических событий, сюжет которых художник переносил в современную ему среду Франции. Для этих работ характерны такие черты, как свободная передача пространства и широкое разнообразие ярких красок. Миниатюры Жана Фуке отличает мягкий колорит, а также применение элементов прямой и воздушной перспективы.

В портретах Карла VII и канцлера Г. Жювенеля дез Юрсена, которые в настоящее время экспонируются в Лувре, художник с большой правдивостью отразил характер позировавших.

Кисти Фуке также принадлежат несколько изящных и выразительных религиозных композиций, например роспись правой створки диптиха с Мадонной и младенцем, созданная в 1451 г. Эта работа ныне находится в Королевском музее изящных искусств в городе Антверпене.

Несмотря на то что образ Мадонны с младенцем глубоко религиозен, Фуке изобразил Святую Деву в виде земной женщины. В течение некоторого времени считали, что Мадонна – это портрет Агнессы Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Среди оснований для подобного утверждения, в частности, то, что именно Агнесса Сорель установила моду на платья с открытой грудью: в таком платье изображена Мадонна на полотне Фуке. Ее поклонником был также и некто Шевалье – первый покровитель Фуке. Картина была написана художником в год смерти Агнессы, поэтому вполне возможно, что она была заказана в память о ней.

В этой картине, как ни в одной другой, ясно видно влияние итальянских художников на художественный метод Фуке. Пристальное внимание, которое живописец уделяет деталям, заимствовано им у северных мастеров, таких как Ян ван Эйк. Это заметно в трактовке короны, украшенной драгоценными камнями, и различных по фактуре одежд, меха и прозрачной вуали.

Одной из знаменитых работ художника на религиозную тему является картина «Этьен Шевалье со святым Стефаном». На полотне Фуке изобразил молящегося донатора, Этьена Шевалье, которого обнимает за плечи покровительствующий ему святой. Святой Стефан (в старофранцузском языке его имя соответствует имени Этьен) изображен в облачении дьякона, Фуке представил его в образе первого дьякона христианской церкви. В руках святой Стефан держит книгу, на которой лежит булыжник – знак его мученической смерти (согласно преданию, святой был забит камнями за свою веру).

Фуке расположил эти две фигуры на картине так хорошо, что они не кажутся плоскими, как в предыдущих работах французских мастеров. Художник постарался с большой силой проявить световой поток в картине, и именно этот факт эффективно повлиял на точность расположения образов в пространстве и на объемность фигур персонажей. Этот художественный прием свидетельствует о значительном воздействии на творческий метод художника совершенной им поездки в Италию. Но в этой картине заметно также влияние северных мастеров, в проработке текстуры материалов – меха, тканей, мрамора, камня – можно увидеть сходство с живописью ван Эйка.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 1105 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...