Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
М. Ю. Лермонтов
Впервые: Вестник Русского студенческого христианского движения. Париж; Нью-Йорк, 1960. № 57. С. 32—41. Печатается по: Фаталист: Зарубежная Россия и Лермонтов / Сост., вступ. ст. и ком-мент. М. Д. Филина. М., 1999. С. 178—191.
Василий Васильевич Зеньковский (1881—1962) — философ и богослов. В 1915—1919 гг. — профессор Киевского университета. Эмигрировал в 1919 г.; преподавал в Белграде, Праге, Париже (профессор и ректор Русского богословского института). В 1942 г. принял сан священника. В. В. Зеньковский был одним из крупнейших исследователей русской религиозной мысли (см. его книги: История русской философии. Т. 1—2. Париж, 1948—1950; Русские мыслители и Европа: Критика европейской культуры у русских мыслителей. Париж, 1955).
К вопросам литературы Зеньковский обращался также в книге «Н. В. Гоголь» (Париж, 1961), в статьях «Проблема красоты в миросозерцании Достоевского» (1933), «Эстетические воззрения Вл. Соловьева» (1956), «Л. Толстой как мыслитель» (1960) и др. Очерк о Лермонтове является продолжением цикла «Философские мотивы в русской поэзии: (Пушкин—Ф. И. Тютчев—А. К. Толстой)» (1959). Мысль о Лермонтове как о первом выразителе «русского романтического персонализма» основывается на историко-философских взглядах Зеньковского (см. по предметному указателю в изд.: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1—2). Некоторые мотивы статьи Зеньковского восходят к рассуждениям Гоголя о «высшей трезвости духовной» как отличительной черте русской поэзии (см. «Выбранные места из переписки с друзьями», письма X и XXXI). Ср. характеристику Пушкина, данную Зеньковским в цикле «Философские мотивы в русской поэзии» (см.: «В краю чужом...»: Зарубежная Россия и Пушкин. М.; Рыбинск, 1998. С. 336—343).
1 Наст, изд., с. 828.
2 Наст, изд., с. 826.
3 См. примеч. 1 к статье Гоголя.
4 Цитата из повести Достоевского «Записки из подполья» (1864) (Дос
тоевский. Т. 5. С. 113).
5 Вильгельм фон Гумбольдт (1767—1835) — немецкий филолог, фи
лософ и языковед; один из виднейших представителей немецкого класси
ческого гуманизма эпохи Гете и Шиллера. Говоря о Шиллере, Зеньков
ский имеет в виду прежде всего его «Письма об эстетическом воспитании
человека» (1795).
6 Отсылка к стихотворению Пушкина «Монастырь на Казбеке»
(1829).
7 Начало стихотворения «Как в ночь звезды падучей пламень...»
(1832).
8 Из поэмы «Джюлио» (1830).
9 То есть «Чаша жизни» (1831).
10 «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный...», 1829).
Комментарии
Комментарии
11 «Романс» («Хоть бегут по струнам моим звуки веселья...», 1830).
12 «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832).
13 «Земля и небо» (1830—1831).
14 «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна. Скорей, певец, ско
рей!..», 1836).
15 Парафраз слов Пушкина из стихотворения «Красавица» (1832?).
Г. А. Мейер
Фаталист (К 150-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова)
Впервые: Грани. Франкфурт-на-Майне, 1965. № 57. С. 125—141. Печатается по: Фаталист: Зарубежная Россия и Лермонтов / Сост., вступ. ст. и коммент. М. Д. Филина. М., 1999. С. 224—245.
Георгий Андреевич Мейер (1894—1966) — философ, публицист, литературный критик. В 1920 г. покинул Россию с Белой армией; жил в Константинополе, затем в Париже. Сотрудничал в монархическом издании «Русская земля», а с 1925 г. — в известной парижской газете «Возрождение». Статьи и очерки Г. А. Мейера, публиковавшиеся в периодической печати, были переизданы после его смерти (Мейер Г. А. Собрание литературных статей. Франкфурт-на-Майне, 1968; Он же. У истоков революции. Франкфурт-на-Майне, 1971). Посмертно был опубликован и главный литературоведческий труд Мейера — книга «"Свет в ночи" (о «Преступлении и наказании»): Опыт медленного чтения» (Франкфурт-на-Майне, 1967).
Осуждая Лермонтова за его отпадение от «соборно-христианского лона», Мейер варьирует те суждения, которые были высказаны им, например, в статье «"Бунтующие" герои Пушкина» (см.: «В краю чужом...»: Зарубежная Россия и Пушкин. М.; Рыбинск, 1998. С. 384—388). Кроме того, в очерке «Фаталист» повторены некоторые положения более ранней статьи Мейера — «Недруги Лермонтова» (Возрождение. Париж, 1955. № 40).
1 Цитата из письма Баратынского к Пушкину, написанного в конце
февраля 1828 г. (Баратынский Е.А. Стихотворения. Письма. Воспомина
ния современников. М., 1987. С. 175). Ср. сходные суждения Пушкина в
незавершенной статье «Баратынский» (1830).
2 Мейер смешивает два разных эпизода из воспоминаний современни
ков поэта. Гнев Лермонтова был вызван напечатанием «Хаджи Абрека»
(см. примеч. 1 к статье Плаксина). «Демон» не был опубликован при жиз
ни Лермонтова, хотя в марте 1839 г. полный текст поэмы был представ
лен в цензуру и разрешен к печати (с некоторыми поправками). Однако
из-за последовавшего вскоре ужесточения цензурной ситуации Лермон
тов не только не смог напечатать поэму полностью, но вынужден был
даже забрать рукопись из редакции «Отечественных записок», о чем сооб
щал П. К. Мартьянов со слов А. А. Столыпина (Мартьянов П. К. Дела и
люди века. СПб., 1893. Т. 2. С. 124). Подробнее см.: Вацуро В.Э. К цен-
зурной истории «Демона» // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. Л., 1979. С. 410—414.
3 Из стихотворения «Не смейся над моей пророческой тоскою...»
(1837?).
4 Из стихотворения Баратынского «Скульптор» (1841).
5 Из стихотворения «Подражание Байрону» (1830—1831).
6 Семен Григорьевич Фруг (1860—1916), Алексей Николаевич Апух
тин (1840—1893), Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов (1849—
1913) — поэты, популярные в последней трети XIX в.
7 Василий Степанович Курочкин (1831—1875) — поэт, переводчик,
редактор и издатель сатирического еженедельника «Искра»; Петр Исае-
вич Вейнберг (1831—1908) — поэт, переводчик, автор широко известных
сатирических и юмористических стихотворений.
8 О «немецкой бесстильности» Фета И. Анненский писал в очерке
«Бальмонт-лирик» (Анненский И. Ф. Книги отражений. М., 1979. С. 115).
9 Цитата из поэмы Фета «Студент» (1884).
10 Наст, изд., с. 355.
11 Из стихотворения Я. П. Полонского «Могила в лесу» (1875—1876).
12 См. примеч. 3 к статье Соловьева. Мейер имеет в виду также заме
чание Анненского в статье «Символы красоты у русских писателей»
(1909): «Нет, в Лермонтове жил не наследник серебряных легионов Тра-
яна, а разбойник, и притом не столько шотландский, сколько степной
русский разбойник <...>. Когда я читаю в песне о Стеньке Разине, как че
ствовал он когда-то Волгу персидской царевной, я невольно думаю о Лер
монтове» (Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979. С. 133; в не
сколько ином контексте упоминается в той же статье удалой опричник
Кирибеевич). Ср. слова А. А. Григорьева и Н. Ф. Шелгунова о родстве Пе
чорина со Стенькой Разиным (наст, изд., с. 204, 214, 241).
13 Неточно цитируется стихотворение «Предсказание» (1830).
14 Из стихотворения «Валерик» (1840).
15 В 1909 г. Л. Н. Толстой говорил С. Н. Дурылину о «Тамани»: «В по
вести нет ни одного лишнего слова. Ничего, ни одной запятой нельзя ни
убавить, ни прибавить. Так еще писал только Пушкин» (Дурылин С. Н.
У Толстого и о Толстом//Прометей. М., 1980. Т. 12. С. 216). Об отзыве
Чехова см. примеч. 4 к статье Анненского.
16 Мейер имеет в виду не показания А. И. Васильчикова на допросе у
пятигорского коменданта, а его воспоминания о Лермонтове (см.: Виско-
ватый. С. 425). Ср. также замечание Мережковского (наст, изд., с. 362).
17 Источник этого эпизода установить не удалось.
18 Достоевский. Т. 18. С. 59.
19 Там же. Т. 10. С. 165.
20 Цитата из 3-го очерка «Литературных и житейских воспоминаний»
И. С. Тургенева (1869) (см.: Л. в восп. С. 296).
21 Цитата из письма Баратынского к жене, А. Л. Баратынской, от
4 февраля 1840 г. (Баратынский Е.А. Стихотворения. Письма. Воспоми
нания современников. С. 268—269).
Комментарии
Комментарии
Е. Г. Эткинд
Поэтическая личность Лермонтова («Диалектика души» в лирике)
Впервые: Михаил Лермонтов, 1814—1989: Норвичский симпозиум. Нортфилд, 1992. С. 11—38 (Норвичские симпозиумы по русской литературе и культуре. Т. 3).
Ефим Григорьевич Эткинд (1918—1999) — филолог, литературовед, теоретик и практик художественного перевода; автор книг и статей о русской литературе XIX—XX вв., о немецкой и французской литературе, о межкультурных взаимосвязях. Эмигрировал в 1974 г.; преподавал в Сорбонне. Анализу произведений Лермонтова посвящена 3-я глава книги Е. Г. Эткинда «Материя стиха» (Paris, 1978; также: СПб., 1998. С. 79— 113), многие страницы книги «"Внутренний человек" и внешняя речь: Очерки психопоэтики русской литературы XVIII—XIX вв.» (М., 1998) и ряд других работ (см.: Ефим Григорьевич Эткинд: Материалы к библиографии / Сост. П. Л. Бахтина, М. Д. Яснов. СПб., 1999).
1 *Tristia» («Скорбные элегии») — книга элегий Публия Овидия На
зона (43 до н. э.—18 н. э.), созданная им в изгнании.
2 Камилл Демулен (1730—1794), Луи-Антуан Сен-Жюст (1767—
1794), Максимилиан Робеспьер (1758—1794), Жан-Поль Марат (1743—
1793) — политические деятели Великой французской революции.
3 Имеется в виду та форма медитативной элегии, к которой обратился
А. де Ламартин в своих первых сборниках, принесших ему громкую сла
ву: «Поэтические раздумья» («Meditations», 1820) и «Новые поэтические
раздумья» (1823).
4 Жоашен Дю Белле (1522—1560) — французский поэт, член «Плея
ды»; особой известностью пользовались два сборника его сонетов —
«Древности Рима» и «Сожаления», изданные в 1558 г.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 427 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!