Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

П. М. Бицилли



Место Лермонтова в истории русской поэзии

Впервые: Бицилли П.М. Этюды о русской поэзии. Прага, 1926. С. 225—275 (печатается в сокращении). Наряду с работой о Лер­монтове в книгу вошли статьи «Эволюция русского стиха» (в том



Комментарии


Комментарии




числе наблюдения над ритмикой Лермонтова — С. 46—47, 62—64) и «Поэзия Пушкина».

Петр Михайлович Бицилли (1879—1953) — филолог, историк культу­ры. Свой научный путь Бицилли начал в России как историк-медиевист (с 1911 г. приват-доцент, затем экстраординарный профессор Новороссий­ского университета); в 1920 г. эмигрировал в Югославию, впоследствии жил в Болгарии. С 1924 по 1948 г. заведовал кафедрой всеобщей истории Софийского университета. От истории Средних веков и Возрождения Би­цилли обращается в этот период к исследованиям самой широкой культу­рологической и филологической тематики. Опираясь на теоретические построения Б. Кроче и К. Фосслера, он рассматривает язык прежде всего как отражение культуры, а потому полагает, что исследовать языковые и литературные явления можно только в контексте культуры как целого. В этом Бицилли рещительно расходится со сторонниками формального метода, недвусмысленные свидетельства чему содержатся и в работе о Лермонтове, вошедшей в «Этюды о русской поэзии» (ср. рецензию Бицил­ли на книгу В. Б. Шкловского «Материя и стиль в романе Льва Толстого "Война и мир"»: Современные записки. 1930. № 42. С. 537). В противовес теоретикам формальной школы Бицилли настаивал на необходимости со­единить анализ содержания с анализом формы художественного произве­дения, причем «источник языковых новшеств, как и эстетических нова­ций, видел в индивидуальной творческой деятельности художника, понимая ее прежде всего как культурную деятельность» (Вомперский В. М. Петр Михайлович Бицилли: Жизненный и творческий путь // Бицил­ли П. М. Избранные труды по филологии. М., 1996. С. 11).

«Этюды о русской поэзии» были встречены рецензией Г. В. Адамовича (Звено. 1926. 3 янв., № 153. С. 1—2). В целом одобрительно отозвавшись о книге, критик заметил, что в статье о Лермонтове автору иногда изме­няет врожденный эстетический вкус: «Для меня почти очевидно: строя для ангелоподобного поэта историко-литературную схему, профессор Би­цилли потерял чувство реального» (Адамович Г. В. Литературные беседы. СПб., 1998. Кн. 1. С. 385).

Кроме статьи, помещаемой в настоящей антологии, Бицилли принад­лежит статья «Лермонтов», написанная на болгарском языке к 90-й го­довщине смерти поэта (см.: Българска мисъл. 1932. Т. VII. № 1. С. 8—15).

1 Роберт Саути (Соути; 1774—1849) — английский поэт-романтик,
представитель так называемой «озерной школы». Объект сатиры Байрона
в поэме «Видение суда» (1821), в посвящении «Дон-Жуана» (1819) и др.

2 Разрыв Байрона с женой, леди Анабеллой Байрон (урожд. Милл-
бэнк), и последовавший затем скандал в обществе, стал причиной бегства
поэта из Англии и нашел отражение в некоторых его произведениях.

3 См. статью В. О. Ключевского «Грусть» (наст. изд.).

4 Василий Львович Пушкин (1767—1830) — дядя А. С. Пушкина, по­
эт круга «старших карамзинистов». В данном случае подразумевается
прежде всего его поэма «Опасный сосед» (1811).

5 Жан де Лафонтен (1621—1695) — французский поэт, автор басен и
фривольных стихотворных сказок.


6 См.: Страхов Н.Н. Заметки о Пушкине и других поэтах. СПб.,
1888. С. 49, 57—59.

7 Предположение, что приведенные строки из стихотворения Тютчева
«Песок зыбучий по колена...» (1837) оказали влияние на Лермонтова,
было впервые высказано Некрасовым в статье «Русские второстепенные
поэты» (Совр. 1850. № 1. Отд. 6. С. 59). Более вероятно, что Лермонтов и
Тютчев ориентировались на один и тот же источник — стихотворение
Гете «Свидание и разлука» (1770).

8 Имеется в виду стихотворение Блока «Художник» (1913).

9 Ошибочная ссылка. Имеется в виду «Сказка для детей» (строфа 6).

10 Стихотворение «Безумец я! вы правы, правы...» (1832) часто печа­
талось под заглавием «Толпе», первоначально присутствовавшим в руко­
писи.

11 Из стихотворения «Отрывок» («Приметив юной девы грудь...»,
1830).

12 Из стихотворейия «Смерть» («Закат горит огнистой полосою...»,
1830).

13 Слегка измененный стих из драмы Гете «Торквато Тассо» (1789;
д. V, явл. 5).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 414 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...