Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Б. А. Садовской



Трагедия Лермонтова

Впервые: РМ. 1912. Кн. 7. Отд. 2. С. 1—22. Статья была написана к 70-летней годовщине смерти Лермонтова. В журнальной публика­ции снабжена пометой: «15 июля 1911 г.». С сокращениями и иска­жениями перепечатана в изд.: Лермонтов М. Ю. Иллюстрированное полн. собр. соч. / Под ред. В. В. Каллаша. М., 1914. Т. 3. С. XXXIII— XLVIII.

Борис Александрович Садовской (настоящая фамилия: Садовский; 1881—1952) — поэт, беллетрист, литературный критик, историк литера­туры, драматург. Статья 1911 г. была не единственным обращением писа­теля к личности и творчеству Лермонтова. Садовскому принадлежат сти­хотворения «Памятник Лермонтову в Пятигорске» (1908), «Лермонтов» (1925), «Мартынов. (Отрывок из поэмы «Лермонтов»)» (1930; по-видимо­му, поэма осталась ненаписанной), а также роман «Пшеница и плевелы» (1940; опубл. 1993). История дуэли Лермонтова с Мартыновым осмыслена в этих произведениях по-разному. Если в статье 1911 г. Мартынов пред­ставлен как карикатура Печорина, как сознающий свое ничтожество че­ловек, убийца великого поэта, то в позднейшем романе оценки решитель­но сдвигаются. Лермонтов изображен здесь как носитель «дьявольского» начала, он сеет зло и гибель. Мартынов же представлен как наивный, че­стный, простодушный человек, становящийся орудием небесной кары. По мнению В. Э. Вацуро, роман Садовского явился запоздалой данью религи­озно-философскому спору о Лермонтове, не нашедшему отражения в ста­тье 1911 г. В «Пшенице и плевелах» обнаруживается преемственная связь с суждениями о Лермонтове Вл. Соловьева, которого Садовской считал в поздние годы своим религиозным учителем (см.: Садовской Б. Пшеница и плевелы / Публ. и вступ. статья С. Шумихина. Послесл. В. Э. Вацуро // Новый мир. 1993. № 11. С. 92—150).

1 Из стихотворения «Гляжу на будущность с боязнью...».

2 Песня рыбки из поэмы «Мцыри».

3 Из стихотворения Пушкина «Монастырь на Казбеке» (1829).

4 Демосфен (ок. 384—322 до н. э.) — один из великих ораторов древ­
них Афин; неудачно начав свою политическую карьеру из-за природного



косноязычия, избавился от этого недостатка путем долгих и мучительных тренировок голоса и речи.

5 Цитаты из стихотворений «Я не люблю тебя; страстей...» (1831),
«Ночь. I», «Одиночество», «Кладбище» и «Дереву» (все— 1830).

6 Михаил Александрович Врубель (1856—1910) — русский худож­
ник; неоднократно обращался к «Демону» Лермонтова. В данном случае
подразумевается картина «Демон поверженный» (1902).

7 См. примеч. 9 к статье Михайловского.

8 Из повести «Штосе» (гл. 3).

9 Из стихотворения «Кавказ» (1830).

10 Садовской называет приводимое стихотворение «последним», по­
скольку в издании под редакцией П. А. Висковатого оно было помещено в
разделе «Последние стихотворения» (Т. 1. С. 342—343). В этот раздел
Висковатый включил произведения, найденные в Пятигорске в записной
книжке Лермонтова после его смерти.

11 Из стихотворения «Кладбище» (1830).

12 Цитируется стихотворение, включенное Лермонтовым в письмо к
М. А. Лопухиной от 28 августа 1832 г.

13 Эти слова Павла Андреевича Федотова (1815—1852), сказанные по
поводу стихотворений «Выхожу один я на дорогу...» и «Сон», приводятся
А. В. Дружининым в его «Воспоминаниях о русском художнике П. А. Фе­
дотове» (Совр. 1853. № 2. Отд. 2. С. 86).

14 Александре Осиповне Смирновой (урожд. Россет; 1809—1882) по­
священо альбомное стихотворение Лермонтова 1840 г.

16 Марией Алексеевной Щербатовой (урожд. Штерич; ок. 1820—1879) Лермонтов был увлечен в 1839—1840 гг.

16 Из стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...».

17 Из стихотворения «Я видел тень блаженства; но вполне...» (1831).

18 Из стихотворения «Первая любовь» (1830—1831).

19 Арсений Иванович Введенский (1844—1909) — критик и библио­
граф, редактор Полного собрания сочинений Лермонтова, изданного в
1891 г. журналом «Нива».

20 Елизавета Алексеевна Арсеньева (урожд. Столыпина; 1773—
1845) — бабушка Лермонтова.

21 Арина Родионовна Яковлева (1758—1828) — няня Пушкина. Ната­
лья Савишна
— персонаж автобиографической повести Л. Толстого «Дет­
ство» (1852); ее прототипом послужила Прасковья Исаевна, крепостная
экономка семейства Волконских—Толстых.

22 Имеется в виду эпизод, рассказанный в 6-й главе повести Толстого
«Отрочество» (1854).

23 *Соловей и роза* —стихотворение Фета (1847; перерабатывалось
для изданий 1850 и 1888 гг.). Перифрастическое обозначение Фета как
«певца соловья и розы» было распространено в современной ему критике.

24 Из прозаического отрывка «Я хочу рассказать вам...».

26 ^Прекрасная партия» — стихотворение Некрасова (1852). 26 См. примеч. 25 к статье Григорьева.



Комментарии


Комментарии




27 Слова Мити из романа Достоевского «Братья Карамазовы» (ч. I,
кн. III, главка «Исповедь горячего сердца. В стихах». — Достоевский.
Т. 14. С. 100).

28 Из юнкерской поэмы «Гошпиталь» (1834).

29 Приводится первая строфа стихотворения «Ты помнишь ли, как мы
с тобою...» (1830).

31 32 33 34

30 Из стихотворения «Склонись ко мне, красавец молодой...» (1832).
Слова Арбенина из драмы «Маскарад» (д. III, сцена 2, выход 2).
Полностью приводится текст стихотворения «Одиночество» (1830).
Из стихотворения «1831-го июня 11 дня».

Имеются в виду три стихотворения Лермонтова 1830 г.: «Ночь. I», «Ночь. II» и «Ночь. III», написанные под влиянием стихотворений Байро­на «The Dream» («Сон», 1816) и «Darkness» («Тьма», 1816).

35 Из стихотворения «Наполеон» (1829).

36 Из поэмы «Сказка для детей» (строфа 6).

37 Из стихотворения «Монолог» (1829).

38 Оттуда же. 39 Л. в восп. С. 366-

-368; см. также примеч. 36 к статье Михайловско-

го.

40 См.: Васильчиков А. И. Несколько слов о кончине М. Ю. Лермонто­
ва и о дуэли его с Н. С. Мартыновым // Л. в восп. С. 469 (впервые опубл. в
1872 г.).

41 См. примеч. 22 к статье Мережковского.

42 Висковатый. С. 310. Эти слова принадлежат Александру Иванови­
чу Арнольди (1817—1898), сослуживцу Лермонтова по лейб-гвардии Грод­
ненскому гусарскому полку; позднее — генералу от кавалерии (с 1884 г.).

43 Из романа Пушкина «Евгений Онегин» (гл. 1, строфа VIII).

44 Надежда Петровна Верзилина (1826—1863) — дочь генерал-майо­
ра П. С. Верзилина. Версия о том, что Надежда Петровна была причиной
ссоры Лермонтова с Мартыновым (см., например, рассказ Л. А. Сидери:
Л. в восп. С. 610), большинством исследователей признана необоснован­
ной.

45 Цитируется экспромт, традиционно приписываемый Лермонтову,
начиная с издания под редакцией Висковатого (Т. 1. С. 348).

46 См.: Шан-Гирей Э.А. Воспоминание о Лермонтове // РА. 1889. № 6.
С. 316; Л. в восп. С. 432).

47 См. примеч. 6 к статье Розанова. В романе «Пшеница и плевелы»
Садовской также следует этой версии.

48 Брюсов в статье «Священная жертва» (1905) писал о том, что Пуш­
кин, Лермонтов и другие поэты XIX в. воспринимали поэтическое творче­
ство как «что-то отличное от жизни»: «Казалось вполне естественным,
что поэт в стихах держится одних взглядов на мир, а в жизни иных.
Можно с уверенностью сказать, что Лермонтов, написавший поэму о де­
моне, не верил в реальное существование демонов: демон для него был
сказкой, символом, образом» (Брюсов В. Я. Собр. соч.: В 7 т. М., 1975.
Т. 6. С. 95).

49 Садовской опирается на те сведения, которые были собраны им в
процессе работы над биографией Фета (см.: Садовской Б. Ледоход: Статьи
и заметки. СПб., 1916).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 350 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...