Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В. В. Розанов



«Вечно печальная дуэль»

Впервые: НВр. 1898. 24 марта, № 7928. Печатается по: Розанов В. В. Мысли о литературе / Сост., вступ. статья, коммент. А. Н. Ни-колюкина. М., 1989. С. 217—231.



Комментарии


Комментарии




Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — писатель, публицист, философ, литературный критик. Характерные для Розанова парадоксаль­ность и антиномичность мышления выразились и в его оценках творче­ства Лермонтова. Если в публикуемой здесь статье творчество Лермонтова представлено как самое значительное явление в новой русской литерату­ре, превосходящее по значению даже творчество Пушкина, то в статьях «О Пушкинской Академии», «Заметка о Пушкине» (обе—1899) и не­которых других Розанов подчеркивал «монотонность» Лермонтова, кото­рая роднит его с Гоголем (ср. также статью 1901 г. «М. Ю. Лермонтов. (К 60-летию кончины)») и имеет своим закономерным следствием, что «жить Лермонтовым» нельзя, в то время как одним Пушкиным «можно пропитаться всю жизнь» (Розанов В. В. Мысли о литературе. С. 233). В некоторых статьях Розанов противопоставляет Пушкина и Лермонтова не с точки зрения их значимости для русской культуры, а с точки зрения их артистически-душевного склада. Пушкин предстает тогда как поэт гармонии, согласия и счастья. «Гармонии Пушкина противостоит им­пульсивность Лермонтова. <...> Лермонтов никуда не приходит, а только уходит. Вы его вечно увидите "со спины". Какую бы вы ему "гармонию" ни дали, какой бы вы ему "рай" ни насадили, — вы видите, что он берет­ся "за скобку двери" <...> Пушкину и в тюрьме было бы хорошо. Лермон­тову и в раю было бы скверно» (Розанов В. В. Пушкин и Лермон­тов // НВр. 1914. 9 (22) окт., № 13857. С. 5—6). В статье «Возле "русской идеи"...» (1911) Розанов, разрабатывавший «религию пола», разделил всех писателей на женственных (Карамзин, Лермонтов) и мужественных (Ломоносов, Пушкин). То же деление распространялось на государства: Россия относилась к «женскому», а Германия — к «мужскому началу». Таким образом, Лермонтов, по Розанову, оказывался ближе России, чем Пушкин. Прямо противоположное утверждается в книге «Мимолетное. 1915 год»: «Пушкин был <...> слишком уж "русский", без иностранно­го». Лермонтов же был не русский и не иностранный, — а неземной: *Ма-терия Лермонтова была высшая, не наша, не земная». Если бы Лермон­тов остался жив, «он бы уже поднялся, как Пушкин, до высоты его — и сделал бы невозможным "Гоголя в русской литературе", предугадав его, погасив его <...> если "выключить Гоголя" (Лермонтов бы его выклю­чил) — вся история России совершилась бы иначе, конституция бы уда­лась, на Герцена бы никто не обратил внимания, Катков был бы не ну­жен. И в пророческом сне я скажу, что мы потеряли "спасение России"» (Розанов В. В. Мимолетное. М., 1994. С. 301). Мысль о Лермонтове, как о рано погибшем пророке, который дал бы России «канон любви и мудро' сти», звучит в статье Розанова 1916 г.: «И он так рано умер! Бедные мы, растерянные... Час смерти Лермонтова — сиротство России» (Розанов В. В. О Лермонтове // НВр. 1916. 18 (31) июля, № 14499. С. 4—5).

1 Речь идет о статье С. Н. Мартынова «История дуэли М. Ю. Лермон­
това с Н. С. Мартыновым» (Русское обозрение. 1898. № 1. С. 313—326).

2 Михаил Павлович Глебов (1819—1847) — друг Лермонтова, секун­
дант на последней дуэли.

8 Лермонтов был вызван на дуэль 13 июля.

4 Цитируется статья А. И. Васильчикова «Несколько слов о кончине М.Ю.Лермонтова и о дуэли его с Н.С.Мартыновым» (ср.: Л. в восп. С. 470).



5 Ср.: Там же. С. 472—473.

6 Версия ссоры из-за письма, вскрытого Лермонтовым, изложена в
статье Мартынова-сына (Русское обозрение. 1898. № 1. С. 316—317; ранее
об этой истории упомянул в печати Я. И. Костенецкий, соученик Лермон­
това по Московскому университету, — см.: Костенецкий Я. И. Воспоми­
нания из моей студенческой жизни // РА. 1887. №1. С. 99—117). Уже
П. А. Висковатый считал эту версию крайне сомнительной (Висковатый.
С. 441—442); убедительное ее опровержение дано Э. Г. Герштейн (Гер-
штейнЭ.Г.
Лермонтов и семейство Мартыновых//ЛН. Т. 45—46.
С. 691—706).

7 Общепринятой является другая точка зрения: стихотворение «Мо­
литва» (1837) обращено к В. А. Лопухиной. В цитируемой Розановым ста­
тье С. Н. Мартынова оно было отнесено к Наталье Соломоновне Мартыно-
вой (см.: Русское обозрение. 1898. № 1. С. 317).

8 Цитируется «Воспоминание о Лермонтове» Эмилии Александровны
Шан-Гирей (1815—1891), урожденной Клингенберг, падчерицы П. С. Вер-
зилина (РА. 1889. № 6. С. 318; Л. в восп. С. 434).

9 Граф Иван Иванович Шувалов (1727—1797) — первый куратор
Московского университета, президент Академии художеств. Письма
М. В. Ломоносова к Шувалову, который ему покровительствовал, были
опубликованы уже в конце XVIII в.

10 Крайне резкие суждения о Михаиле Петровиче Погодине (1800—
1875), известном историке и публицисте, содержатся в «Выбранных мес­
тах из переписки с друзьями» (глава «О том, что такое слово»). Ср. также
дарственную надпись, которую Гоголь сделал на экземпляре «Выбранных
мест...», подаренном Погодину: «Неопрятному и растрепанному душой
Погодину <„.> наносящему на всяком шагу оскорбления другим и того не
видящему, Фоме Неверному, близоруким и грубым аршином мерящему
людей <...>» (Гоголь. Т. 8. С. 789). С. Т. Аксаков в письме к Гоголю от
27 января 1847 г. упрекал его за «злобные выходки против Погодина»,
после чего добавлял: «Погодин сначала был глубоко оскорблен; мне ска­
зывали даже, что он плакал; но скоро успокоился. Он хотел написать к
вам следующее: "Друг мой! Иисус Христос учит нас, получив оплеуху в
одну ланиту, подставлять со смирением другую; но где же он учит давать
оплеухи?"» (Переписка Н. В. Гоголя. М., 1988. Т. 2. С. 81).

11 Подразумевается «Исповедь» (1766—1769, изд. 1782—1789) фран­
цузского философа и писателя Жан-Жака Руссо (1712—1778).

12 Описывая ссору Лермонтова с Мартыновым на вечере в доме Верзи-
линых, Розанов опирается на статью Мартынова-сына (см.: Русское обо­
зрение. 1898. № 1. С. 319).

13 Ср.: Гоголь. Т. 12. С. 151, 405—406.

14 Розанов ссылается на суждения Белинского, высказанные в крити­
ческом цикле «Сочинения Александра Пушкина» (1843—1846) и в статье
«Сочинения Державина» (1843). *Летопись села Горохина» — под таким
заглавием была впервые напечатана после смерти Пушкина «История
села Горюхина» (Совр. 1837. Т. 7).

15 Имеются в виду «Заметки о Пушкине» (1874) философа, публицис­
та и литературного критика Николая Николаевича Страхова (1828—



Комментарии


Комментарии




1896), опубликованные сначала в журнале, а затем вошедшие в его книгу «Заметки о Пушкине и других поэтах» (СПб., 1888).

16 Вольная передача мысли А. Григорьева из его статьи «Взгляд на
русскую литературу со смерти Пушкина» (Григорьев А. А. Сочинения:
В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 62—63).

17 Ср. суждения о Гоголе, высказанные Розановым в книге «Легенда о
Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (Розанов В. В. Мысли о лите­
ратуре. М., 1989. С. 52—53).

18 См.: Григорьев А. А. Русская изящная литература в 1852 году//
Москв. 1853. № 1. Отд. 5. С. 11—12; Он же. Взгляд на современную изящ­
ную словесность и ее исходная историческая точка // Григорьев А. А. Со­
чинения. СПб., 1876. Т. 1. С. 8—20; Аксаков К. С, Аксаков И. С. Литера­
турная критика. М., 1981. С. 184—185; Страхов Н.Н. Литературная
критика. М., 1984. С. 395.

19 Из стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье...» (1850).

20 Из стихотворения Лермонтова «Не смейся над моей пророческой
тоскою...».

21 Здесь и далее цитируется стихотворение «Как часто, пестрою тол­
пою окружен...» (о заглавии «1-е января» см. примеч. 13 к статье Шевы-
рева о «Стихотворениях М. Лермонтова»).

22 Неточно цитируются слова Свидригайлова из романа Достоевского
«Преступление и наказание» (ч. IV, гл. 1).

23 Имеется в виду письмо Белинского Гоголю от 15 июля 1847 г. из
Зальцбрунна. Тургенев упоминал о зальцбруннском письме в «Литератур­
ных и житейских воспоминаниях» (1869).

24 Видный юрист и историк, публицист либерального лагеря Алек­
сандр Дмитриевич Градовский (1841—1889) напечатал в журнале «Граж­
данин» (1880. 25 июня, №174) статью «Мечты и действительность»,
полемически направленную против «пушкинской речи» Достоевского.
С ответом на «придирки» Градовского Достоевский выступил в августов­
ском выпуске «Дневника писателя» за 1880 год (Достоевский. Т. 26.
С. 149—174).

25 Стихотворение Пушкина «Пророк» является переложением главы 6
из Книги пророка Исайи.

26 Из поэмы «Сказка для детей» (строфа 4).

27 Неточная цитата из речи А. Н. Островского «По случаю открытия
памятника Пушкину» (BE. 1880. № 7).

28 Из стихотворения Пушкина «Эхо» (1831).

29 Петр Дмитриевич Боборыкин (1836—1921) — писатель-беллет­
рист, драматург, критик.

30 Хорег — у древних греков — обозначение ведущего хор или танец;
мистагог — жрец, посвящавшийся в таинства мистерий.

31 Стихотворение Пушкина 1836 г.

32 Из стихотворного наброска «Это случилось в последние годы могу­
чего Рима...».

33 Розанов цитирует текст стихотворения «Выхожу один я на доро­
гу...» по изданию П. А. Ефремова, где вместо слова «дремали» было нэпе-



чатано «дрожали жизни силы...» (Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 2 т. СПб., 1873. Т. 1. С. 166).

34 Из стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»
(1829).

35 Отсылка к уже упомянутому Розановым разговору Ставрогина и
Кириллова в «Бесах» и к словам Ивана в романе «Братья Карамазовы»
(ч. И, кн. 5, гл. 3).

36 Неточная цитата из второй части поэмы «Анджело» (1833).

37 Стихотворение «Есть речи — значенье...» написано в 1839 г.; поэма
«Сказка для детей» — в 1839—1840 гг. Стихотворение «Не смейся над
моей пророческой тоскою...» относится, вероятно, к 1837 г. Отрывок «Это
случилось в последние годы могучего Рима...» точной датировке не подда­
ется (ЛЭ. С. 639). Относя все перечисленные произведения к 1841 г., Ро­
занов опирался, по всей видимости, на издание под редакцией П. А. Еф­
ремова (1873).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 561 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...