Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русской поэзии и в чем ее особенность



<отрывок>

<...> Со смертью Пушкина остановилось движенье поэзии нашей вперед. Это, однако же, не значит, чтобы дух ее угас-нул; напротив, он, как гроза, невидимо накопляется вдали; са­мая сухость и духота в воздухе возвещают его приближение. Уже явились и теперь люди не без талантов. Но еще всё нахо­дится под сильным влиянием гармонических звуков Пушкина; еще никто не может вырваться из этого заколдованного, им очертанного круга и показать собственные силы. Еще даже не слышит никго, что вокруг него настало другое время, образова­лись стихии новой жизни и раздаются вопросы, которые дото­ле не раздавались; а потому ни в ком из них еще нет самоцвет­ности. Их даже не следует называть по именам, кроме одного Лермонтова, который себя выставил вперед больше других и которого уже нет на свете. В нем слышатся признаки таланта первостепенного; поприще великое могло ожидать его, если бы не какая-то несчастная звезда, которой управленье захотелось ему над собой признать. Попавши с самого начала в круг того общества, которое справедливо можно было назвать времен­ным и переходным, которое, как бедное растение, сорвавшееся с родной почвы, осуждено было безрадостно носиться по сте­пям, слыша само, что не прирасти ему ни к какой другой почве и его жребий — завянуть и пропасть, — он уже с ранних пор стал выражать то раздирающее сердце равнодушие ко всему, которое не слышалось еще ни у одного из наших поэтов. Безра­достные встречи, беспечальные расставанья, странные, бес­смысленные любовные узы, неизвестно зачем заключаемые и неизвестно зачем разрываемые, стали предметом стихов его и



я. в. гоголь


В чем же, наконец, существо русской поэзии...




подали случай Жуковскому весьма верно определить существо этой поэзии словом безочарование1. С помощью таланта Лер­монтова оно сделалось было на время модным. Как некогда с легкой руки Шиллера пронеслось было по всему свету очарова­нье и стало модным2, как потом с тяжелой руки Байрона по­шло в ход разочарованье, порожденное, может быть, излиш­ним очарованьем, и стало также на время модным, так наконец пришла очередь и безочарованью, родному детищу байроновского разочарованья. Существование его, разумеется, было кратковременней всех прочих, потому что в безочарова-нье ровно нет никакой приманки ни для кого. Признавши над собою власть какого-то обольстительного демона, поэт поку­шался не раз изобразить его образ, как бы желая стихами от него отделаться3. Образ этот не вызначен определительно, даже не получил того обольстительного могущества над человеком, которое он хотел ему придать. Видно, что вырос он не от соб­ственной силы, но от усталости и лени человека сражаться с ним. В неоконченном его стихотворенье, названном «Сказка для детей», образ этот получает больше определительности и больше смысла. Может быть, с окончанием этой повести, кото­рая есть его лучшее стихотворение, отделался бы он от самого духа, а вместе с ним и от безотрадного своего состояния (при­меты тому уже сияют в стихотвореньях «Ангел», «Молитва» и некоторых других), если бы только сохранилось в нем самом побольше уваженья и любви к своему таланту. Но никто еще не играл так легкомысленно с своим талантом и так не старал­ся показать к нему какое-то даже хвастливое презренье, как Лермонтов. Незаметно в нем никакой любви к детям своего же воображенья. Ни одно стихотворение не выносилось в нем., не возлелеялось чадолюбно и заботливо, не устоялось и не сосре­доточилось в себе самом; самый стих не получил еще своей соб­ственной твердой личности и бледно напоминает то стих Жу­ковского, то Пушкина; повсюду — излишество и многоречие. В его сочинениях прозаических гораздо больше достоинства. Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и бла­гоуханной прозой. Тут видно больше углубленья в действи­тельность жизни; готовился будущий великий живописец рус­ского быта... Но внезапная смерть вдруг его от нас унесла. Слышно страшное в судьбе наших поэтов. Как только кто-ни­будь из них, упустив из виду свое главное поприще и назначе­нье, бросался на другое или же опускался в тот омут светских отношений, где не следует ему быть и где нет места для поэта, внезапная, насильственная смерть вырывала его вдруг из на-


шей среды. Три первостепенных поэта: Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, один за другим, в виду всех, были похищены на­сильственной смертью в течение одного десятилетия, в поре самого цветущего мужества, в полном развитии сил своих, — и никого это не поразило: даже не содрогнулось ветреное пле­мя. <...>


6 Зак. 3 178


Сочинения Лермонтова




В. Т. ПЛАКСИН





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...