Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Л, ИІ Тимофееп 7 страница



товарищи, тише.. Кто

ваш покои огберет> Встанем,

штыки ощетинивши, с первым

приказом

«Вперед1»

Понятно, что сами по себе тонические и силлабо-тонические строки не имеют непосредственного выразительного значения. Но здесь, как и в других случаях, которые мы выше разбирали, выразительное значение имеет самое отношение ритмических порядков- смена их (как в данном случае), нарастание, конт­расты и т. п.

Говоря о ритмических определителях тонического стиха, мы, как и в силлабо-тоническом стихосложении, должны опять-таки учитывать, что единство ритмической организации строк не означает их тождества Соизмеримость строк определяется совпадением не максимума, а минимума определяющих соизме-.римость элементов. На этом-то в значительной мере и основано индивидуальное своеобразие строк, дающих самые различные вариации — от минимальной до максимальной симметричности. Мы видели, что в пределах четырехстопного ямба умещаются как соизмеримые и двухударные, и четырехударные строки; точно так же и в тоническом стихе при наличии общего (двухударного, трехударного, четырехударного и т. д.) ритми­ческого движения возможны те или иные отступления в ту или другую сторону от господствующего в стихотворении числа сло­гов в строке. Так, «Послание пролетарским поэтам» Маяков­ского строится на четырехударном ритме, но строка

Сделай одолжение,

Л ну, давай!

содержит только три ударения (поскольку «ну, давай» риф­муется со словом «нудовой»). Однако на фоне общего ритми­ческого движения эта строка не выпадает из ритма, а пред­ставляет собой лишь его индивидуальную своеобразную форму. Эти оттенки в количестве ударений в тоническом стихе полу­чают значение ритмического определителя, помогающего под­черкивать эмоционально-смысловые оттенки стихотворения. Так, в «Разговоре с фининспектором о поэзии», написанном в четы-


рехударном ритме, последняя, завершающая строка выделена, в частности, и ритмически — в ней три ударения:

| ' И можете

31 писать

сами'

В стихотворении «Стихи о советском паспорте», которое
j строится на чередовании четырех- и трехударных строк, послед-

f ' няя, завершающая строка двухударная. Перед нами опять-таки

своеобразный индивидуальный ритмический определитель, под­держивающий общую эмоционально-смысловую окраску по­следней строки:

Советского Союза'

'^ Выше мы приводили частые для Маяковского примеры об-

tj" ращения к одноударным строчкам, завершающим строфу или

I* стихотворение в цеЛом. Основой всех этих самых различных

ритмических вариаций стихотворной строки является то обстоя­
тельство, что ударения в стихотворной строке, как мы уже
говорили, различны по своей ритмической значимости. Послед-
*jf нее, конечное ударение, поддержанное паузой и клаузулой»

| ' создает ощущение завершенности ритмического ряда, свиде-

^ тельствует о наличии определенной ритмической единицы —

,t строки. Внутренние ударения уже не имеют этой функции, они

определяют лишь степень соизмеримости строк между собой.
"^ 'Поэтому-то наличие строки даже с одним ударением не ломает

1 ритма, поскольку сохраняет наличие ритмической единицы

(тем более что в таких случаях это ударение чаще всего опи-
', рается еще и на рифму):

d[ Петербургские окна

*•" Сине и темно.

?tC Город





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...