Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Калужский филиал 19 страница



[533] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 488.

[534] Аблеев С. Неведомое учение Христа. Некоторые мысли о церковном христианстве. // Мир огненный. 1995, N 2 (7) с. 62.

[535] Йонас Г. Гностицизм. Спб., 1998, с. 164.

[536] «Я просмотрела без большого внимания, ибо незнакома была с учением гностиков» (Рерих Е. И. Письма в Америку. 1948-1955. Т.3. М., 1996, с. 342), -признается в своем незнании гностицизма Е. Рёрих в 1953 г., на самом закате своей жизни… Рёрих хвалит гностиков, не зная их – также, как она ругает православие, не зная его.

[537] Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. кн. 1. - М., 1992. с. 280. Да, а из отчаяния Софии родились – демоны…

[538] Например, однажды Блаватская высказывает вполне гностический тезис о том, что мир возник в результате насилия, совершенного кем-то над Божеством: “Именно вечный и периодический закон заставляет в начале каждого нового цикла жизни логос эманировать из вечно-скрытого и непостижимого единого принципа" (Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, С. 77). В минуту искренней мизантропии Блаватская пишет вполне гностические строки: “Если бы все, что мы видим, начиная со сверкающих солнц и планет и кончая листиками травы и пылинками, было сотворено Абсолютным Совершенством, то каждое произведение было бы таким же совершенным, как и его создатель. Миллионы и миллионы несовершенных трудов, находимые в Природе, громко свидетельствуют, что они являются произведениями конечных существ – хотя последние и есть Дхиан Коганы, Архангелы. Эти несовершенные труды являются незавершенной продукцией эволюции под водительством несовершенных Богов. Об этом нас заверяет “Зохар”” (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 190).

[539] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 190.

[540] Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992, с. 252

[541] Блаватская Е. П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. М., 1998, сс. 43-44.

[542] Блаватская Е. П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. М., 1998, сс. 43-44.

[543] Erhard W. If God Had Meant for Man to Fly He Would Have Given Him Wings, or: Up to Your Ass in Aporism. [б.м, б.г. Est Foundation].

[544] Swami Muktananda. Getting Rid of You Haven’t Got. Oakland, 1974. p.30.

[545] Шридхары. Ньяя-кандали. Цит. по: Шохин В. К. Средневековая философия Индии // История восточной философии. М., 1998, с. 47

[546] Swami Muktananda. Siddha Meditations. Oakland, 1975, p. 19.

[547] Ram Dass. Be Here Now. Albuquerque. 1979, p. 81.

[548] Swami Vivekananda. Bhakti Yoga. Calcutta, 1964, pp. 114-115.

[549] “Егда же во гробе нове за всех положился еси, Избавителю всех, ад всесмехливый, видев Тя, ужасеся”.

[550] преп. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990, с. 97.

[551] По справедливому выводу Н. Бердяева, “пантеизм есть не столько ересь о Боге, сколько ересь о человеке, умаление роли человеческой свободы и человеческого творчества” (Цит. по: свящ. Сергий Желудков. Почему и я - христианин. Спб., 1996, с. 202).

[552] Джагад-гуру Сиддхасварупананда Парамахамса (Крис Батлер). Дорогой друг, ты не Бог. Люблин-Краков-Москва, 1998, с. 7.

[553] См., например: Декарт Р. Размышления о первой философии, 2. Подробнее – в моей книге “Христианская философия и пантеизм”.

[554] Выражение индолога П. Хакера. Цит. по: Шохин В. К. Пауль Хакер и святоотеческая трактовка нехристианской мысли // Альфа и Омега. № 19, 1999, с. 246.

[555] “Абсолют не может быть проявлен” – Блаватская Е. П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. М., 1998, с. 43.

[556] Там же, с. 111.

[557] Там же, с. 45.

[558] “Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым - нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя, но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?” (Притч. 6, 7-9).

[559] “Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих” (Рим. 8, 19-21). Подробее эта тема раскрывается в иконографии Пятидесятницы.

[560] “Мы оставляем сочинителям гимнов называть видимое небо Престолом Господним и наш грязный мир – скамеечкой для Его ног” (Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, с. 79).

[561] Волошин М. Лики творчества. — Лд., 1988, сс. 279-280.

[562] Декроа Н. (Кордашевский Н. В.). С экспедицией Н. К. Рериха по Центральной Азии. Спб., 1999, с. 282.

[563] Напомню, кстати, что в толковании Блаватской молнийное ниспадение сатаны есть символ духовного посвящения. Слова Христа “Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию” - толкуются ею так: “Это замечание относится к Божественной мудрости, падающей подобно молнии... Замечание, сделанное великим Посвященным в Евангелии от Луки, — указывающее аллегорически на луч озарения и разума, подобно молнии, падающей с небес в сердца и умы обращенных к древней Религии Мудрости…” (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2. — Рига, 1937, с. 288-290,

[564] Урикова Н. В. Астрофизические знаки эпохи Огня и планомерное появление нового энергетического вида человечества // Сотрудничество. Приложение к научно-художественному журналу “Май”, Калининград, 1999, № 1.

[565] Ориген именовался “адамантовым”, алмазно-твердым, потому, что умел противостоять язычникам и даже под пытками не соглашался покланяться языческим богам (см. труд Оригена “Увещание к мученичеству”)… Блаватская же и Рёрихи спокойно участвовали в языческих религиозных ритуалах и кланялись идолам.

[566] Короткина Л. В. “Камень мудрости” – космический образ в творчестве Н. К. Рериха. // Мир огненный. 1998, № 4 (19), с. 31.

[567] Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, с. 271.

[568] Шапошникова Л. В. Героическое творчество Елены Иавновны Рерих // Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. (Мир огненный). № 4 (23). М.,1999, с. 30.

[569] Св. Игнатий Брянчанинов. О прелести // Аскетические опыты. Т.1 М., 1993. Он же. Слово о чувственном и духовном видении духов // Там же. Т.3.

[570] Цит. по: Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 2, с. 48. См. также: - Рерих Е. И. Письма. Т.1. 1919-1933. М., 1999, с. 163.

[571] “Поймите: нет вещей, нет решения, нет гордости, нет покаяния, есть она - Красота. В ней путь ваш”.

[572] Агни Йога. Индекс. Словарь-путеводитель. Кн. 1. М., 1997, с. 317.

[573] В книгах Живой Этики, естественно, не встретишь осуждения ритуальной торговли в самой Индии. “По храмовым правилам, верующие могут внести свою долю в ежедневные регулярные жертвы, которые жрецы совершают на средства, собранные храмом, либо заказать выполнение специального обряда за свой счет. Такие обряды, называемые арччаны, служат немаловаж­ным источником доходов святыни. Верующие в первую очередь должны предоставить храму необходимое “сырье” (плоды, масло, молоко, мед и т. п.), затем сде­лать особое подношение жрецу; кроме того, посуда, в которой были принесены жертвенные дары, переходит к храму. За различные обряды установлены различные цены. Приведем для примера прейскурант, изданный хо­зяйственным управлением большого храма в Мадураи (рупии):

разбить кокосовый орех перед богом..... 0,25

произнести имя бога сто восемь раз..... 0,50

произнести имя бога триста раз....... 0,75

произнести имя бога тысячу раз...... 1,00

принести в жертву бетелевые листья и арековые

семена.... 1,00

положить перед статуей бога свадебное ожерелье 2,00

повесить священные шнуры........ 5,00

жертва за долгую жизнь,........ 6,00

полный свадебный обряд......... 10,00

омовение статуи бога водой из Ганга..... 0,50

увенчание бога большим венком... 1,25

дар за купание бога Сундарешвары..... 7,50

купание Сундарешвары и Минакши..... 10,00

Стоимость подобного рода ритуальных действий оп­ределяется в зависимости от работы жреца (тысячекрат­ное произнесение имен бога оплачивается, естественно, лучше стовосьмикратного), а иногда в соответствии с ре­зультатами, которых ожидает верующий (жертва за дол­гую жизнь гораздо дороже, чем произнесение имен богов и т. д.). Немалые деньги храмы получают от ритуального купания. При всех крупных святынях существуют бас­сейны — в одном только Рамешвараме их насчитывает­ся не менее сорока двух — и верующим горячо рекомен­дуют пользоваться ими. Вокруг горной святыни Пранма-лей, недалеко от Мадураи, есть.пятьдесят восемь мест, где можно, за плату конечно, выкупаться. Так, омовение в водопадах Кутралама – в горах на самом юге Индии – освобождает человека от всех грехов. А что же тогда сказать о Бассейне золотого лотоса в Мадураи: всякий даже случайно совершивший купание в нем сразу же избавляется от грехов. По убеждению простого индуиста, жрец абсолютно необходим как связующее звено между человеком и бо­гом. Верующие не смеют, не могут, не в состоянии сами выполнять соответствующие обряды. И венки, которые они даруют божеству, должен повесить на статую жрец. Верующий может принять участие в обряде, т. е. с рве­нием молиться и поклоняться богу в момент выполнения обряда, но его физическое присутствие не необходимо. В качестве доказательства приведем место из объявле­ния, вывешенного в храме в Палани: “Наш господин Субрахманья охраняет и защищает своих приверженцев. Сохранит и вас, а также исполнит ваши желания. Если вы пошлете десять рупий, от вашего имени будет проведено специальное омовение божества в пяти амброзиях. За вас будет совершена арччана, а вам послан прасад. Сообщите имя, гороскоп и адрес. Прасад вам отправим заказным письмом”” (Звелебил К. Чары и колдовство // Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969, сс. 312-315).

[574] Преп. Исаак Сирин. Слово 39 // Творения. Сергиев Посад, 1911, с. 243.

[575] Преп. Исаак Сирин. Слово 41 // Там же, с. 256.

[576] Аналогично: “Почему человечество так бьется в постоянном искуплении следствия своих порождений” (Беспредельность, 903) “Качество энергии предопределяется следствием кармическим. Пространство насыщается этими кармическими следствиями, и каждая атмосферная струя заряжена этими энергиями. Потому искупление человечеством деяний требует очищения” (Беспредельность, 904). “Народы творят свои исторические искупления” (Мир Огненный 3, 353)

[577] Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. Размышление в свете ТАЙНОЙ Доктрины о молении Иисуса Христа в ночи Святого Четверга накануне казни. // Дельфис. 1994, №2, с. 38.

[578] Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. с. 37.

[579] Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 416.

[580] Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 38.

[581] Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 426.

[582] Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 121.

[583] Даже когда Богочеловек именуется искупителем, даже тогда в теософского “Богочеловека” невозможно отождествить с евангельским Христом: “Богочеловек - носитель огненного знака Новой Расы. Богочеловек горит всеми огнями. Так включите рекорды о Богочеловеке: Архат, Агни Йог, Тара. Богочеловек ступает явным устремленным Искупителем человечества. Утверждаю - Тара, несущая пламенную чашу устремлений искупления человечества, может утвердить наше явление среди людей. Мы, Братья человечества, указываем, что смена произойдет на огненном принципе” (Иерархия, 14-15). Кто такая “Тара”? - “Среди Тар (женские Божества) самой высокой считается многоокая и многорукая Дуккар, ее отождествляют с Матерью Мира (Лакшми и Кали Индии), а иногда с Белой Тарой. Также почитаются и Тара Желтая, и Тара Зеленая, названные так по цвету их Лучей” (Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 1, с. 438).

[584] Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2. Минск, 1992, с. 273

[585] Каждый раз Христос поминается как один из шамбалических “махатм”, но не как Бог-Творец и Искупитель: “В час жестокой резни люди поминают Христа, тем кощунственнее будет такое поношение” (196). “Христос не мог творить чудес по причине неверия” (177). “Сегодня будет сиять радуга над Христом совершенно также, как тогда в пустыне” (35). “Скажут, что мы отрицаем Христа. Можно ли поверить такому кощунству?” (11).

[586] На. с. 38 украинского пономаря, написавшего очень развязную и глупую статью против меня, она назвала “диаконом”. Ответ на ту статью, называющийся “Пономарские сплетни”, см. с моем сборнике “О нашем поражении” (М., 1999).

[587] Lotus. 1887, декабрь. Цит. по: Прокофьев С. О. Восток в свете Запада. Ч. 1. Учение Агни Йоги в свете христианского эзотеризма. Спб., 1995. С. 28.

[588] Толедот Иешу, 9 (венская рукопись) // Иисус Христос в документах истории. Составление Б. Г. Деревенского. Спб., 1998, с. 366-367. Блаватская прямо ссылается на одну из версий этой книги, упоминая “раввинистические традиционные представления, которые содержатся в книге Сефер Теледот Иешу, согласно которой Иисус, будучи сыном некоего Пандира…” (Блаватская Е. П. Скрижали кармы. М., 1995, с. 35). “Талмудистская литература полна мельчайшими подробностями, и самым великим их обвинением является то, что “Иисус мог с такой же легкостью летать по воздуху, как и другие ходит по земле”” (Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т.2, М., 1994, с. 180).

[589] С Евлогием Зарубежный Синод разорвал отношения с января, а с Платоном - с мая 1927 года (см. Поспеловский Д. В. Русская равославная Церковь в ХХ веке. М., 1995, С. 237). Евлогий вошел в состав очень дружелюбного по отношению к масонам Константинопольского патриархата. Митр. Платон в 1933 году сам был запрещен в служении митрополитом Сергием (Страгородским) и передан церковному суду, но этого распоряжения он не исполнил.

[590] “Гребенщиков и Завадский не знают: 1. О получении камня. (Знают лишь легенду без отношения к нам). 2. О сообщениях через столик. (Слышали о видениях, писаниях и голосе)” (Рерих Н. К. Письма в Америку. 1923-1947. М., 1998, с. 24).

[591] Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, сс. 561, 588-589, 658.

[592] Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. М., 1997, т.2, с. 280.

[593] Прот. Григорий Дьяченко писал на рубеже XIX-XX веков. Писал для русской интеллигенции, которая стремительно уходила в самый вульгарный материализм и атеизм: “Чудес не бывает!”. Поскольку в ту пору именно атеизм казался самым серьезным врагом христианства, о. Григорий и пробовал для вразумления материалистов, решительно ни в чем не доверяющих Церкви, ссылаться на чудеса и видения людей совершенно нецерковных - даже спиритов… Что ж, миссионерски это, может быть, и было оправданно. Но спустя сто лет Россия стала совершенно иной. Теперь слишком легковерно люди уходят в мистику. На смену неверию пришло всеверие. И потому так странно, что Ксения Мяло, упрекающая меня и вообще христиан в неумении по-миссионерски учитывать особенности открывающихся перед нами культур, как раз не желает видеть, насколько же иной стала общественная ситуация. Сегодня пользоваться книгой Дьяченко – все равно, что в Индии проповедовать на иврите… Все произошло по слову Леонтьева: “Чума почти исчезнет, чтобы дать место холере” (Леонтьев К. Избранные письма. Спб., 1993, с. 205). Так зачем же Мяло требует слепого повторения миссионерского шаблона столетней давности?

[594] Сборник XVII в. из собрания М. И. Чуванова. № 71, л. 339. Цит. по: Гаврюшин Н. К. По следам рыцарей Софии. М., 1998, сс. 12-13.

[595] “Лежа на спине, я лучше слышу” (Рерих Е. И. Огненный опыт. // Рерих Е. И. У порога нового мира. — М., 1993, с. 99). Иногда, впрочем, возникают недоразумения — и контактерка не может ясно определить, какой же именно дух вошел в общение с нею. “Мне обидно, что я не могу еще различать по звуку, кто со мною говорит”, — жалуется Елена Ивановна своему Духу, а тот ей дает перечень ее собеседников: “Дух принимает и лучи и провода не только Мои и К. Х., но и Тер., и Тары Китайской, и Мох., и Лао-Цзы, и Вог., и Конфуция, конечно, Будды и Хр.” (Там же, сс. 104-105). “Лучшие духи из Астрала мечтают прибегнуть к Нашим рабочим кельям” (Там же, с. 93).

[596] Те две традиции, что мерещатся Мяло в русском православии, различаются ею в этом ее рассуждении о снах так: “За первой - опыт крестьянско-"хрестьянской" Руси, любившей читать звездную книгу небес, за второй - новая, урбанизированная православная интеллигенция, предпочитающая Честертона и прямо-таки страдающая аллергией от любого прямого, не опосредованного текстом, правилом и установившейся организацией, соприкосновения с открытым мирозданием” (с. 132).

[597] См., например: преп. Максим Грек. О прелести сонных мечтаний // Творения ч. 1. Троице-Сергиева Лавра, 1996, сс. 97-99: “Блажен тот, кто возненавидел все вообще умышления твои [диаволе], не только явно злые, но и мнимые добрые. Все твое дело состоит в том, чтобы человеческие души прельстить – то посредством звезд, то разной беззаконной ворожбой… Этими своими прелестями надругайся над другими, над незнающими достоверно твоей злобы безбожными Халдеями… Не обманывай меня ссылкою на Давида и Иосифа, которые по причине своей совершенной добродетели получили свыше премудрость к истолкованию снов, виденных властителями по божественному промышлению. И тени этих святых мужей я недостоин”.

[598] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 461.

[599] Фотокопию завещания см. Огонек. 1995, № 34, с. 70.

[600] Шишкин О. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. М., 1999, с. 199. “Донесения, подписанные Быстровым, хранятся в Российском государственном военном архиве РГВА. Ф.25 895. Оп. 1. Д. 832. Л. 398. Л. 57” (там же). Кстати: “В первый же день чудесный прием у Чичерина. Затем – дома у Луначарского, Каменева, Крупской. Но самая замечательная встреча была в ГПУ, где были произнесены имена Майтрейи и Шамбалы” (Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, с. 265).

[601] Беликов П. Князева В. Рерих. М., 1972, с. 178.

[602] «Дардыкина Наталья Александровна, «Московский комсомолец», награждена медалями «Николай Рерих», «Святослав Рерих»» - Список награжденных памятными медалями в дни Юбилейных торжеств // Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. (Мир огненный). № 4 (23). М.,1999, с. 102.

[603] Дардыкина Н. Мертвые сраму не имут. // Московский комсомолец. 14. 1. 95.

[604] Рерих Е. И. Письма в Америку. 1936-1946. Т. 2. М., 1996, с. 301.

[605] Там же, сс. 262-264.

[606] Шапошникова Л. В. Выступление на Круглом столе //: Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. (Мир огненный). № 4 (23). М.,1999, с. 81.

[607] Диакон Андрей Кураев. Если Бог есть любовь. М., 1998, с. 32.

[608] “Велие таинство явления Твоего” - 3 стихира на Хвалитех на утрене Богоявления.

[609] Жития святых, изложеннные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 6. Февраль. М., 1905, с. 356.

[610] преп. Максим Грек. Совет собору православному против еврея Исаака волхва и обманщика // Творения ч. 2. Троице-Сергиева Лавра, 1996, с. 22. У преп. Максима вообще немало слов посвящено обличению астрологии – “о том, что Промыслом Божиим, а не звездами и кругом счастия устраивается человеческая судьба”; “Против тех, которые усиливаются посредством рассматривания звезд предсказывать будущее, и о свободной воле человека”; “Поучительное послание к некоторому князю о лживости звездочетства”; “Послание к некоторому иноку, саном игумену, о немецкой прелести, именуемой Фортуной, и о колесе ее”; “Против Николая немчина, обманщика и звездочетца” (см. т.2. сс. 225-276).

[611] Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 1, с. 367.

[612] “О тех, которые делают все с советом, Писание говорит: “спасение есть во мнозе совете”. Не говорит: “в совете многих”, то есть, чтобы с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всем, конечно, с тем, к кому имеем доверие, и не так, чтобы одно говорить, а другое умалчивать, но все открывать” (авва Дорофей. Поучение пятое // Душеполезные поучения и послания. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 70-71

[613] авва Дорофей. Поучение пятое // Душеполезные поучения и послания. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 75.

[614] Там же, с. 78.

[615] Поучение 19. Там же, с. 188

[616] Мэрфи Г. Елена Блаватская. Челябинск, 1999, с. 35.

[617] “И теперь доказано, что Сатана или Красный Огненный Дракон и Люцифер находится в нас; это наш ум, наш Искуситель и Искупитель, наш разумный Освободитель и Спаситель от чистого анимализма. Без этого животворящего духа не было бы разницы между человеком и зверем” (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, сс. 644-645).

[618] Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, с.578.

[619] Макаров М. На мой век атеистов хватит // Русская мысль. 19.6.1997.

[620] Шушарин Д. Межконфессиональный диалог // Независимая газета. 13.6.91. Не считаю лишним напомнить слова, сказанные историком Владимиром Махначом: “Я всю жизнь был сторонником глубочайшего уважения религиозного диалога и мог всегда вести диалог с католиком, мусульманином, иудеем, буддистом. Все это опробовано в моей жизни. Но я твердо говорю студентам: господа, все это так, но если вы слышите от человека, что он христианин и буддист одновременно, перед вами злодей или, в лучшем случае, дурак, наслушавшийся злодея” (Этос глобального мира. М., 1999, с. 40)

[621] Ключников С. Ю. По следам одной переписки. // Дельфис. N. 1(6) 1996, с. 98.

[622] Поскольку Дмитрий Сергеевич скончался, и теперь исследователям его наследия предстоит изучение его архивов, рукописей и корреспонденции, я считаю возможным опубликовать его ответное письмо к Патриарху: “Ваше Святейшество! От всего сердца благодарю Вас за Ваше письмо от 16 января 1996 года, в котором Вы проявляете столько заботы и о моей духовной жизни. Мне казалось,что окружение покойного петербургского митрополита Иоанна делает все, чтобы как-то отдалить меня от него. Я поддерживал Пакт Рерихов, но не их учение. Если “рериховцы” делают вид, что я поддерживаю их учение, то это ложь, и я обращаюсь к ним с просьбой не считать меня их единомышленником или даже единоверцем. Копию направляемого им письма я прилагаю. Всякого рода сектанты, в том числе и те, которых считают “старообрядцами”, мне глубоко противны, но старообрядцы, к которым принадлежали и предки моей матери, - это традиционные русские и я очень счастлив, что сейчас между двумя русскими вероисповеданиями вражда закончилась. Мне бы очень хотелось, чтобы закончилась и враждебность так называемых иосифлян, к которым в пору гонений на русскую Церковь причислял себя и я. Тогда в их среде я встретил в высшей степени достойных людей, твердых в вере. С искренним почитанием Д. Лихачев. 28.1.96.”.

[623] Основы Православного образования в России. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на встрече с членами Российской Академии Образования 29 декабря 1994 г. М., 1995, сс. 7-8.

[624] Автор этой миниатюры - Адриан Барнет. Я привожу ее с небольшими смягчениями.

[625] Рерих Е. И. Письма. // Рерих Е. И. У порога нового мира. с. 147.

[626] Рерих Е. И. Письма. Т. 1. с. 279.

[627] Кстати, на тему о “свечках” у меня уже вышла отдельная брошюрочка – “Откуда у Церкви деньги” (Ростов-на-Дону, 1999). Краткий ее вариант опубликован в газете “Труд” (2.10.1998).

[628] Шапошникова Л. В. Живая Этика и наука // Мир огненный. № 4 (15), 1997, с. 30.

[629] Собрание представителей рериховских организаций // Мир огненный. № 4 (15), 1997, с. 63.

[630] О том, как проходил этот мой переход, я рассказывал в интервью “Бесы из КГБ” (Собеседник №8,1992. Републикация: Русская мысль. Париж. 28.2.1992. Уточнение: Русская мысль. 21.8.1992) и “Как научный атеист стал дьяконом” (Татьянин день. № 13, май 1997; Републикация: Православная Москва, № 28, октябрь 1998).

[631] Рерих Н. К. Пути благословения. М., 1999, сс. 232-233.

[632] Публикация: Назаров Г. Какое-то безумие тлело в нем // Русский вестник. 2000, № 3-4.

[633] Письма Елены Рерих 1929-1938. Минск, 1992, т. 2, с. 9 и т. 1, с. 281.

[634] Письма Махатм. Самара, 1993, с. 257.

[635] Письма Елены Рерих 1932-1955. Новосибирск, 1993, с. 96.

[636] Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 54.

[637] Рерихи настолько увлеклись контактерством с духами, что в итоге начали путаться в самых общеизвестных вещах. ““Не мешай”, “не заслоняй мне солнце”, - просит Сократ” (Рёрих Н. К. Майтрейя // Твердыня пламенная. Рига, 1991, с. 194). На самом же деле это слова, с которыми к Александру Македонскому обратился Диоген Киник (Диоген Лаэртский. О жизни, учении и изречениях знаменитых философов. 6,2,38).

[638] Ейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция // Герметизм и формирование науки. Реферативный сборник под ред. Л. М. Косаревой. М.,1983, с. 77и 89.

[639] Честертон Г. К. Шар и крест. // Приключения'90. М., 1990, с. 317.

[640] Рериховцы призывают к терпимости и делают вид, что нетерпимы лишь христиане. Но как это уверение совместить с тем, что целая великая, многовековая и многонациональная культура оболгана рериховцами и даже ее имя превращено у них в ругательство? Вот традиционный для рериховской литературы оборот: “Средневековая ненависть Кураева…” (Чечехина, с. 128). Почему именно средневековье вдруг так ненавидится оккультистами? Неужели в других эпохах и культурах было меньше ненависти, меньше крови? Если уж призывать к диалогу – то надо и средневековье уважать. Тем более, что его великая культура и история вполне заслуживают этого.

[641] Сазанов А. А. Материю надо понять широко // Дельфис №2 (10), 1997, с. 73

[642] В буддизме понятие о реинкарнации присутствует лишь на примитивном, популярном уровне понимания. ““Каким образом, почтенный Нагасена, [существо] и не переходит, и вновь воплощается?" - "Например, государь, некто зажег от одного светильника другой светильник. Разве перешел один светильник в другой? Вот так и не переходит, и вновь воплощается". … "Почтенный Нагасена, переходит ли какое-либо существо из этого своего тела в иное тело?” – “Нет, государь”. - "Если нет [существа] переходящего из этого своего тела в иное тело, то [существо] вероятно освобождается от греховных деяний?" "Да, государь, не будь воплощений, оно бы освобождалось от греховных деяний. Но раз воплощается, не освобождается от греховных деяний". "Приведи пример". "Например, государь, один человек стащил у другого манго. Заслуживает ли он наказания?" "Да, почтенный". "Но он ведь утащил не те манго, что посадил владелец. Почему же он заслуживает наказания?" "Эти манго появились благодаря тем, поэтому он заслуживает наказания". "Вот точно также этим образно-знаковым [существо] совершает деяние, а через это деяние воплощается иное образно-знаковое. Поэтому оно отнюдь не освобождается от греховных деяний" (Вопросы Милинды. 2,5 // Вопросы Милинды. М., 1989, с. 111). “Я учу и обращаю живых существ только с помощью уловок, чтобы они вступили на Путь Будды… Татхагата знает и видит знаки трех миров такими, каковы они есть: нет рождений и нет смертей, нет отступления назад и нет продвижения вперед, а также нет существования в этом мире и нет ухода, нет истинного и нет пустого, нет вот такого и нет отличного. Нет трех миров, как три мира видятся. Все это Татхагата видит ясно, без ошибок. Так как “природа” у живых существ разная, у них разные желания, деяния и мысли, и, желая взрастить в них корни добра, Татхагата с помощью различных рассуждений, сравнений и слов по-разному проповедует Дхарму (Лотосовая сутра, 16. // Сутра о Бесчисленных Значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая мудрость. М., 1998, с. 235).

[643] Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Рига, 1937, т. 2 с. 293.

[644] Собрание представителей рериховских организаций // Мир огненный. № 4 (15), 1997, с. 57.

[645] Добровольская Н. Воинствующая серость // Сотрудничество. Приложение к научно-художественному журналу “Май”, Калининград, 1999, № 1. Надо заметить, что поначалу новокузнецкие рериховцы скромнее оценивали свою роль в том диспуте. Не найдя рациональных аргументов для защиты своих верований, они перешли к оккультным созерцаниям. В их письме, полученном мною (от 25.12.97) говорилось: “Когда Вы выступали, то отчетливо можно было проследить по Вашей Ауре следующее: когда Вы в своем выступлении говорили об Истине, то она у Вас вспыхивала яркими огнями, но когда говорили о догмах, аура была, что говорится, на нуле” (Новокузнецкий духовно-этический клуб "Роза Мира". Открытое письмо "отцу" Андрею Кураеву).

[646] Цит. по: Грузенберг С. О. Психология творчества. Минск, 1923, с. 90.

[647] Рерих Е. И. Письма в Америку. 1923-1952. Т.4. М., 1999, с. 91.

[648] Рерих Е. И. Письма в Америку. 1923-1952. Т.4. М., 1999, с. 131.

[649] Рерих Е. И. Письма в Америку. 1923-1952. Т.4. М., 1999, с. 201.

[650] Книжник Т. Письма Елены Ивановны Рерих американским сотрудникам // Мир огненный. № 2 (17), 1998, с. 9.

[651] Там же, с. 8.

[652] Высказывание В. Черняева, руководителя пресс-центра МЦР см. в: Мир огненный. 1996, №3 (11), с. 99.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 319 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...