Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
[43] Рерих Е. И. Письма в Америку. 1948-1955. Т.3. М., 1996, с. 386.
[44] Там же, сс. 198-199.
[45] Рерих Е. И. Письма в Америку. 1923-1952. Т.4. М., 1999, с. 112.
[46] Рерих Е. И. Письма в Америку. 1948-1955. Т.3. М., 1996, с. 226.
[47] Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, Минск, 1992, сс. 362-363.
[48] Письмо Н. К. Рерих Г. Д. Гребенщикову от 24.6.33. // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов. № 2-3, 1994-1999. М., 1997, с. 318.
[49] Дневник Е. Рерих. Запись от 5.7.1926. - "Я вижу как неслыханно пылает Восток". Алтайские записи Е. Рерих. // Рериховский вестник. Публикации-сообщения-исследования. вып. 4. 1991, Спб., - М., - Извара - Барнаул - Горно-Алтайск. с. 40.
[50] Рериховский вестник. 1989. № 1, с. 37. А и в самом деле - чего бы Ленину и не ценить буддизм, если, по признанию самой Блаватской, буддизм равен атеизму: “ Теософ: Буддисты не верят ни в Бога, ни в будущее воздаяние вне этой земли. Они не молятся. “Молиться?! – воскликнут они в глубоком удивлении, - Кому или чему?” – Интересующийся: Тогда они настоящие атеисты. – Теософ: Вне всякого сомнения” (Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, сс. 89-90).
[51] Рерих Н. К. Алтай-Гималаи. // Сочинения в 6 тт. Т. 4. Рига, 1992, сс. 238-239.
[52] Радость даяния – служение людям. Интервью с Его Святейшеством Богдо-Гэгэном Ринпоче IX. // Дельфис. 1999, № 3, с.105.
[53] Публикация в: Рябинин К. Н. Развенчанный Тибет. Подлинные дневники экспедиции Н. К. Рериха. Магнитогорск, 1996, сс. 389-390.
[54] Беликов П. Ф. Н. К. Рерих. Биографический очерк // Рерих Н. К. Из литературного наследия. М., 1974, с. 33.
[55] «Никогда не санкционирует история реакцию как возвращение к недавнему прошлому. Стремление императора Юлиана восстановить гибнувшее язычество тогда, когда христианство расширялось в свой расцвет… или возвращение к христианской общине теперь, когда в мир брошены лозунги коммунизма. Одно – тупейшая реакция; другое – бросок далеко вперед. Прошлое – не более как догорающие костры» (Декроа Н. (Кордашевский Н. В.). С экспедицией Н. К. Рериха по Центральной Азии. Спб., 1999, с. 18).
[56] Рерих Е. И. Письма в Америку. 1936-1946. Т. 2. М., 1996, с. 391.
[57] Преподобных отцов Варсонуфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Спб., 1905, с. 241.
[58] Египетский патерик // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикациии. М., 1985, с. 28.
[59] св. Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве. Forestville, 1987, с. 17.
[60] Лысенко В. Г. Терентьев А. А. Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994, с. 203.
[61] “Консенсуса между учением о Триипостасном Боге, Творце мира и создателе человеческой личности, которая стала вначале духовно, а затем телесно смертной вследствие грехопадения, но может быть восстановлена через Искупление и обожена через стяжание нетварной благодати, и учением, прямо отрицающим Бога, считающим мир безначальным, а само представление о субстанциальной индивидуальности - корневой иллюзией, предполагающим, что люди страдают в безначальной сансаре при отсутствии хотя бы отдаленной аналогии вины с их стороны, и связуюшим “выздоровление” человека с демонтированием его индивидуально-личностного сознания, никак не может быть. Следовательно, попытка нахождения “общих знаменателей” может осуществиться только через отказ одного из участников “диалога” от своих позиций (при этом оказывается несостоятельным и тот очень распространенный аргумент, что религии, самые различные по “догматике”, совпадают в своих мистических измерениях, ибо эти измерения задаются мировоззренческими установками)” – Шохин В. К. (Этос глобального мира. М., 1999, с. 122).
[62] Рерих Е. И. Основы буддизма // Рерих Е. И. Путями духа. М., 1999, с. 57.
[63] Там же, с. 21.
[64] Там же, с. 62.
[65] Там же, с. 77. Конкретнее: “Возгласы “Намас!” и “Вашат!”, кропление водой и прочее известны у мудрых как “неправильные средства”” (Жизнь Будды. 12,30 // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV веков. М., 1996, с. 49).
[66] Ничего-не-отрицающий Будда так говорит о всех своих современниках, еще не просветленных его учением: “Они вошли в густой лес ложных взглядов относительно “наличия” и “отсутствия” и утвердились в этих взглядах, которых шестьдесят два. Они крепко привязаны к ложным учениям, твердо придерживаются их и не могут отбросить” (Лотосовая сутра. Гл. 2 “Уловки”. // Сутра о Бесчисленных Значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая мудрость. М., 1998, с. 107).
[67] Рерих Н. К. Алтай-Гималаи. Путевой дневник. Рига, 1992, с. 290. Ну, конечно, какое там отрицание - сплошное утверждение, причем именно духовности: “Всякий боженька есть труположество… Всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимая мерзость, самая гнусная мерзость ” (Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому от 13.11.1913 // Полное собрание сочинений. т.48, М., 1975, сс. 226-227).
[68] Рерих Е. И. Основы буддизма // Рерих Е. И. Путями духа. М., 1999, с. 91. Для примера: “Царь Калинга (Милинда), придя некогда к тхере Нагасене, сказал: “Я хотел бы спросить: душа и тело — одно ли и то же, или душа — одно, а тело — другое?” — “Это неопределенно”, — сказал тхера. “Как? Мы же заранее условились, почтенный, отвечать точно на вопрос. Почему же я слышу иное: это-де неопределенно?” Тхера сказал: “Я бы тоже хотел спросить государя. Ответишь ли ты прямо на то, о чем я тебя спрошу?” — “Спрашивай”, — последовал ответ. “Плоды того мангового дерева, что растет у тебя во дворце, кислые или сладкие?”—“Да нет у меня во дворце никакого мангового дерева”, — сказал тот. “Как? Мы же заранее условились, государь, отвечать точно на вопрос. Почему же я слышу иное: нет-де мангового дерева?” — “Как я скажу, сладкие у дерева плоды или кислые, если его нет?” — “Вот точно так же, государь, души ведь нет. Как же я скажу, тождественна она телу или отлична от него?” (Беседа Нагасены с царем о душе, цитируемая в Абхидхармакошабхашье // Вопросы Милинды. М., 1989, с. 473).
[69] Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 39.
[70] Мир огненный. 1996, №3, с. 82.
[71] Торжественное открытие конференции // Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. (Мир огненный). № 4 (23). М.,1999, сс. 21-22. Слова эти были сказаны Е. М. Примаковым в начале октября 1999 голда. И, похоже, они весьма осложнили его политическую «карму»: вскоре его рейтинг неумолимо пополз вниз.
[72] Вергун В. В. Имеет ли Россия право на светскую духовность // Мяло К. Звезда волхвов… М., 1999, с. 6.
[73] Из доклада К. Г. Мяло “Путь Н. К. Рериха и русская православная традиция” на Международной юбилейной научной конференции “Наследие Рерихов – достояние всего человечества”, проходившей в Государственном Музее Востока 5.10.1999.
[74] Блаватская Е.П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. М., 1998, сс. 68-69.
[75] Там же, с. 70.
[76] Письма Махатм. С. 219.
[77] “Поэтому будет гораздо лучше, если он не будет забывать, что в каждом человеке есть Бог, или прямой Луч Абсолюта, Небесный Луч Единого, и что его “Бог” в нем самом, а не вне его” - Блаватская Е. П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. с. 69.
[78] Письма Махатм, c. 67.
[79] Письмо Е. И. Рерих В. К. Рериху от 30.3.35. // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов. № 2-3, 1994-1999. М., 1997, с. 287
[80] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, Рига, 1937, с. 201.
[81] Блаватская Е. П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. М., 1998, сс. 71.
[82] Блаватская Е. П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. М., 1998, с. 127.
[83] Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, с. 77.
[84] Лютер М. К советникам всех городов земли немецкой. О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы // Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1992, с. 165.
[85] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1. Рига, 1937, с. 102.
[86] Блаватская Е. П. Главы из “Тайной Доктрины” // Вестник теософии. 1913, № 10, с. 69.
[87] Блаватская Е. П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. М., 1998, с. 136.
[88] Св. Афанасий Великий. К епископам Египта и Ливии окружное послание против ариан // Творения. Т.2. Троице-Сергиева Лавра, 1902, с. 30.
[89] Поскольку традиция умной внутренней монашеской молитвы не умерла, у нас есть возможность узнать от ее представителя, что именно православный молитвенник думает о теософии: Идея безличностного божества “исходит от тех, кто боится личной встречи с Богом, потому что Он непременно взыщет с каждого. А те, кто встречался с Богом внеличностно, лишь тешит свое самолюбие. К тому же приводит и медитация в дзен-буддизме, она “умиряет” душу. Но если душа ваша покойна и не рвется к Богу, то вы обманетесь, думая, что встретили Его. В этом и проявляется духовная незрелость. Но случись вашей душе возгореться, вы в конце концов порвете все путы” (иером. Серафим (Роуз). Цит. по: иеромон. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. М., 1995, с. 43).
[90] “Ибо Ты дал нам предвкусить спасительное милосердие, сказав: Мир милостию устроится - mundus per gratiam aedificabitur” - преп. Ефрем Сирин. Впрочем, старший современник преп. Ефрема Афраат Персиянин приводил те же слова, относя их к некоему “Пророку” (см. Таубе М. А. Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа. Ч.2. Вероятные изречения Иисуса Христа в древней апокрифической письменности. Париж, 1949, с.12). Поскольку Мяло ценит Мережковского, привожу эту аграфу в его переводе (не вполне точном).
[91] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 59. Ср.: “Настал час указать, что Величайший Бог — это Бог непреложного Закона, Бог Справедливого воздаяния, но не произвола в Милосердии” (Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 260.
[92] св. Феофан Затворник. Творения. Собрание писем. вып.3-4. Псково-печерский монастырь, 1994. с.31-32 и 38.
[93] Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 440.
[94] Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 334.
[95] Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 1, с. 464.
[96] Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 2, с. 291.
[97] свящ. Сергий Желудков. Почему и я - христианин. Спб., 1996, сс. 31-32. Напомню, что “по свидетельству современников, “Тайная доктрина” Е. П. Блаватской была настольной книгой Эйнштейна” (Вергун В. В. Имеет ли Россия право на светскую духовность // Мяло К. Звезда волхвов… М., 1999, с. 11). Впрочем, “Николай Константинович и Юрий в свое время возмущались известными формулами Эйнштейна” (Рерих Е. И. Письма в Америку. 1923-1952. Т.4. М., 1999, с. 68)
[98] Рерих Е. И. Основы буддизма // Рерих Е. И. Путями духа. М., 1999, с. 45.
[99] Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I-VIII в.). Спб., 1910, сс. 192, 203, 226.
[100] архиеп. Сильвестр. Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших для человека вопросов // Труды КДА. 1868, т.3. с. 349.
[101] Митроп. Сергий (Страгородский) и др. Указ Московской Патриархии преосв. Митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию от 27.12.1935 // Символ 1998, № 39. сс. 163, 174.
[102] Рерих Е. И. Основы буддизма // Рерих Е. И. Путями духа. М., 1999, с. 89.
[103] Ашвагхоша. Буддхачарита. Цит. по: Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1, М., 1956, с. 389.
[104] Там же, с. 388.
[105] Наставления св. Антония Великого 2,150 // Добротолюбие. Джоржанвилль, т.1. сс. 90-91.
[106] Ашвагхоша. Буддхачарита. Цит. по: Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1, М., 1956, с. 389.
[107] см. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс, 1990, с.306.
[108] “Незнание, действие и алчность известны как причины сансары” (Жизнь Будды. 12,23 // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV веков. М., 1996, с. 49).
[109] Ашвагхоша. Буддхачарита. Цит. по: Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1, М., 1956, с. 389.
[110] Там же.
[111] Цит. по: св.Григорий Богослов. Слово 43. // Творения т.1., Троице-Сергиева лавра, 1992, с. 633.
[112] Ашвагхоша. Буддхачарита. Цит. по: Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1, М., 1956, с. 389.
[113] Там же, с. 389.
[114] “Понятие о дхарме – центральный пункт буддийского учения. В свете этого понятия буддизм раскрывается как метафизическая теория, развившаяся из одного основного принципа – идеи, что бытие является взаимодействием множественности тонких, конечных, далее недоступных анализу элементов материи, духа и сил. Буддизм, соответственно, может быть охарактеризован как система радикального плюрализма” (Щербатской Ф. И. Центральная концепция буддизма и значение термина “дхарма”. Лондон, 1923, с. 169 (на англ яз.). Цит. по: П. В. Алексеев. Философы России XIX-XX столетия. Биографии, идеи, труды. М., 1999, с. 912). “Мир” есть всего лишь “лингвистическая конструкция, как и душа” (Лысенко В. Г. Терентьев А. А. Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994, с. 200). “Если самосущего нет нигде: ни в причине и условиях всех существующих вещей, ни в совокупности причин и условий, ни обособленно, то получается, что все вещи пусты… На основании принципа бессамосущности все существующие вещи пусты” (Виграха-вьярвартани. 1. Цит. по: Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М., 1990, с. 189). Хотя бы поэтому радикально плюралистичный буддизм нельзя стилизовать под радикально монистический пантеизм, а потому Нирвана – это все же именно пустота, рас-цепка бытийных частиц, а не вхождение в Единую Сверхимянную Полноту.
Там, где брахманизм видит Единое, где пантеизм проповедует радикальный монизм (есть Божество, Единое, а множественость только мнится), там буддизм видит только дробность и проповедует радикальный плюрализм и даже нигилизм: “здесь ничего нет” (Жизнь Будды. 12,63 // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV веков. М., 1996, с. 50). Глупец “достигает мира Брахмы, обманутый этой удовлетворенностью” (Жизнь Будды. 12,63 // Там же). Тот, кто дерзает стремиться к Непознаваемому и Непроявленному Безличностному Божеству и любить Его, с точки зрения Будды подобен человеку, который утверждает, что любит и желает самую красивую женщину своей страны, но не может ничего ответить, когда его спрашивают о ней, какой она варны, из какого рода, какого цвета кожи, как она вообще выглядит и какое у нее имя (Поттхапада-сутта. Цит. по Шохин В. К. “Диалог религий”: идеология и практика // Альфа и Омега. М., 1997, № 13, с. 224).
На это противоречие между пантеистическим монизмом и буддистским плюрализмом теософы, понятно, не обращают внимание, как они не обращают внимания и на противоречие между буддизмом и христианством.
[115] Поразительно, что Н. К. Рёрих тиражирует эти атеистические аргументы именно в эпоху жесточайших гонений на Церковь в России: “Николай Константинович просматривал газету: до чего большевики преследуют церкви… Затем он работал над “Основами буддизма” и сделал важную поправку там, где сказано, что Будда не признавал Бога” (Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, с. 581).
[116] А полемика была жесткой – ибо “индийская интеллектуальная культура пропитана стихией полемического диалога” (Шохин В. К. Пауль Хакер и святоотеческая трактовка нехристианской мысли // Альфа и Омега. № 19, 1999, с. 245). С точки зрения Шанкары, создателя системы адвайта-веданты, с которой, кстати, часто отождествляют свою доктрину сами теософы, “Будда изложил в поучение три противоречащих друг другу доктрины, проявив тем самым собственную бессвязную болтливость или же враждебность ко всем живым существам” (Комментарий к Брахма-сутрам, 2,2,32; Цит. по: Исаева Н. В. Шанкара и индийская философия. М., 1991, с. 154). Таким образом, в сознании индусов буддизм не был лишен поистине “демонической враждебности ко всем живым существам” (Там же, с. 79).
[117] Вергун В. В. Имеет ли Россия право на светскую духовность? // Мяло К. Звезда волхвов или Христос в Гималаях. М., 1999, с. 27.
[118] Харбинское время. 1934, 17 ноября, с.5.; Мяло, с. 236.
[119] Рерих Н. К. Бог // Твердыня пламенная. Рига, 1991, с. 58.
[120] Там же.
[121] Там же.
[122] Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, с. 131.
[123] Письма Елены Рерих. 1932-1955, с. 311.
[124] Аналогично и у Блаватской: “Элохимы сотворили” (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 185).
[125] Письма Елены Рерих. 1932-1955, с. 312.
[126] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 175.
[127] Письма Елены Рерих. 1932-1955, с. 311.
[128] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 186.
[129] Из “Книги Сияния” (“Зогар”) // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV веков. М., 1996, с. 403
[130] “Человечество есть великая Сирота” (Письма Махатм, c. 67).
[131] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 186.
[132] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 185.
[133] Рерих Е. И. Письма в Америку. 1948-1955. Т.3. М., 1996, с. 206.
[134] Там же, с. 356.
[135] Там же, с. 360.
[136] Там же, с. 462.
[137] Там же, с. 380.
[138] Письма Елены Рерих. 1932-1955, с. 311.
[139] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 188.
[140] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 179.
[141] Письма Елены Рерих. 1932-1955, с. 311.
[142] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Рига, 1937, Т. 2, с. 115.
[143] Письма Елены Рерих. 1932-1955, с. 311.
[144] см. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, сс. 43-44. Т. 2, с. 298, 303-304.
[145] Блаватская Е.П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. М., 1998, с. 44.
[146] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, Рига, 1937, с. 303.
[147] Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 311. “Планетарный Дух не имеет ничего общего с духовным человеком, а лишь с материальными объектами и космическими сущностями. Боги и Правители нашей Земли являются Космическими Правителями, иначе говоря, Они придают форму и начертание космической материи, почему и были названы Космократорами. Они никогда не имели отношения к духу, тогда как Дхиани-Будды, принадлежащие к совершенно другой Иерархии, имеют к последнему непосредственное отношение” - Блаватская Е.П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. М., 1998, сс. 63-64.
[148] Письма Елены Рерих. 1932-1955. сс. 312-313.
[149] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 422.
[150] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, Рига, 1937, сс. 567-568. Напомню, что «офис» по гречески - змий.
[151] Письма Елены Рерих. 1932-1955, Новосибирск, 1993, с. 330.
[152] Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, с. 76.
[153] Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 273.
[154] Блаватская Е. П. Скрижали кармы. М., 1995, с. 495.
[155] Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 270, 272.
[156] “Придерживайтесь книг Блаватской, Писем Махатм и даваемого Учения” (Письма Елены Рерих 1932-1955. — Новосибирск 1993, с. 24).
[157] Мяло К. Восточное путешествие // Наш современник. 1999, № 9, с. 177.
[158] Мяло напрасно не поинтересовалась – что такое Ганди для Рёрихов. “Ганди пережил себя. Святые с полумерами отжили свой век. Призывы к пассивной жертвенности не могут никого зажечь. Нужны вожди, не боящиеся встать на защиту добра и справедливости” (Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 1, с. 336). “Ганди давно изжил себя” (Рерих Е. И. Письма в Америку. 1923-1952. Т.4. М., 1999, с. 308).
[159] Письма Елены Рерих Т. 2, с. 162.
[160] Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. М., 1996, т.1, с. 41.
[161] Рерих Е. И. Письма в Америку. 1929-1936. Т.1. М., 1996, с. 113.
[162] Там же.
[163] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 644.
[164] Алёхина А. М. Облик Христа в творчестве Рерихов // Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. (Мир огненный). № 4 (23). М.,1999, с. 55.
[165] Блаватская Е. П. Письма. М., 1995, с. 254-255.
[166] Аблеев С. Неведомое учение Христа или Некоторые мысли о церковном христианстве. // Мир огненный. 1995, №2 (7), с. 63.
[167] Ключников Ю. Мистический Пушкин // Поиск истины. Газета духовного единения. Союз общественных организаций Сочи. 1998. Зато Ключников точно знает, как перевоплощалась душа Пушкина: “На Востоке издревле бытует представление о перевоплощениях душ. Попробуем взглянуть на жизнь Пушкина с такой точки зрения. Вот мы видим отменного хлебопашца где-нибудь в древнем Египте… Затем дух хлебопашца становится воином Александра Македонского. Далее мы встречаем раджу в Индии… Остановимся на таком отрезке его жизни, как, скажем, монаха среди учеников Сергия Радонежского…” (Там же).
[168] Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, с. 349.
[169] Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. М., 1996, т.2, с. 290.
[170] “Христос, говоря о своем воскрешении, имел в виду свое появление в тонком теле среди физических условий” (Письма Елены Рерих т.2. с. 334).
[171] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, Рига, 1937, с. 510.
[172] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, Рига, 1937, с. 487. В другом месте, впрочем, Блаватская говорит, что “Люцифер выше и старше Иеговы” (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1. Новосибирск, 1993, с. 117).
[173] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 488.
[174] Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I-VIII в.). Спб., 1910, с. 98.
[175] Подозреваю – что Мяло величает эти тексты, не слишком хорошо их зная. Во всяком случае Аменхотеппу IV она слишком поспешно выдала свои лестные рекомендации. Верно, в популярной и оккультно-масонской литературе Эхнатон (Аменхотепп) – это персонаж положительный, который якобы реформировал древнеегипетскую религию, пытаясь преобразить ее в монотеизм… Но ведь кроме популярной существует еще и научная религиоведческая литература (например: Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV. Ч. 1 М., 1967; он же – Кэйе и Семнех-ке-рэ. К исходу солнцепоклроннического переворота в Египте. М., 1979). И в ней реформы Эхнатона оцениваются иначе: “В правлении Эхнатона впервые и один-единственный раз в истории древнего Египта проявилась религиозная нетерпимость… Культ Атона был культ натуралистический – культ самого солнца, лишенный теологических и мифологических ухищрений, прикрас и символики” (Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 1976, с. 256). В самом деле, если в культе Ра солнечный диск есть символ Ра, то в культе Атона отождествление более жесткое и материалистическое: “ты диск дневного солнца” (Гимн Атону, 11 // Хрестоматия по истории Древнего Востока. Сост. Вигасин А. А. М., 1997, с.54). Если прежде солнце было символом божественности, то теперь оно само стало богом. Когда египтянин хотел сказать о солнце как звезде, но не Боге он говорил Атон (диск), а не Ра. Аменхотеп провозглашает себя единственным сыном Атона (и изменяет имя на Эхнатон). По его приказу стираются имена богов в древних надписях – и многие памятники погибли…
[176] Не читая, можно что угодно уподобить чему угодно – например, законы Хаммурапи ветхозаветному законодательству. Но все же в Ветхом Завете не предписывается убивать человека за кражу овцы или осла (ср. Исх. 22,1 и Законы Хаммурапи, 7).
[177] “Церковь называется соборною (kafoliki, букв. “по-всемная” – А. К.) потому, что она в целой вселенной, и потому, что во все общности и без всякого опущения преподает все, долженствующее входить в состав человеческого ведения. Наконец, потому, что как по все местно врачует она всякого рода грехи, так в ней же приобретается все, именуемое добродетелью” (св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные слова. М., 1855, сс. 340-341). Сравним это исповедание целостности и самодостаточности Церкви (главой которой является Христос) для спасения с инвективой Е. Рёрих: “Всякая обособленная, ограниченная и упадочная религия есть, именно, опиум, злейший яд разъединения и разложения” (Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2. Минск, 1992, с. 166). Напомню, что более “обособленной” религии, чем православное христианство, найти трудно: христиане готовы на мученическую смерть, только бы не оказаться в религиозном единстве с иноверными.
[178] Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 247.
[179] Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 277.
[180] свящ. Сергий Желудков. Почему и я - христианин. Спб., 1996, сс. 299.
[181] Блаватская Е. П. Скрижали кармы. М., 1995, с. 22.
[182] еп. Михаил (Семенов). Избранные статьи. Из журнала "Церковь" за 1908-1915 гг. Спб., 1998, с. 186. У Мережковского об обряде сказаны те же слова, что у свящ. Сергия Желудкова сказаны о догмате: “Несли сосуд с драгоценной жидкостью. Все падают перед ним ниц, все целуют сосуд, заключающий эту драгоценную, живящую всех влагу, но восстают люди и начинают кричать: Слепцы, чего вы сосуд целуете, дорога лишь живительная влага, в нем заключающаяся, дорого содержимое, а вы целуете сткекло, простое стекло и стеклу приписываете святость. Идолопоклонники, бросьте сосуд, обожайте живящую влагу, а не стекло... И вот разбили сосуд, живящая влага разлилась по земле и исчезла в земле. Сосуд разбили и влагу потеряли” (Цит. по еп. Михаил (Семенов). Там же, сс. 186-187).
[183] Там же, сс. 22 и 63.
[184] См. об этом главу “Христос и Хрестос” во втором томе “Сатанизма для интеллигенции”. Там приведены примеры прямой и сознательной фальсификации Блаватской древних христианских текстов.
[185] Рерих Е. И. Огненный опыт. // Рерих Е. И. У порога нового мира. — М., 1993, с. 107.
[186] Алёхина А. М. Облик Христа в творчестве Рерихов // Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. (Мир огненный). № 4 (23). М.,1999, с. 56.
[187] Агни Йога. Индекс. Словарь-путеводитель. Кн. 2. М., 1997, с. 9.
[188] Рерих Е. И. Письма 1929-1938. Т. 1, Минск, 1992, с. 162.
[189] Рерих Е. И. Письма 1929-1938. Т. 2, Минск, 1992, c. 334.
[190] Рерих Е. И. Письма 1929-1938. Т. 2, Минск, 1992, c. 344.
[191] Рерих Е. И. Письма 1929-1938. Т. 2, Минск, 1992, c. 259.
[192] Рерих Е. И. Огненный опыт. с. 107.
[193] Там же.
[194] Дмитриева Л. О скрытой причине войн и их некоторых оккультных последствиях в свете учение “Живой Этики”, принесенной человечеству семьей академика Николая Рериха из Трансгималайской экспедиции // Дельфис. 1998, №2, С. 99.
[195] Кстати: “30 октября 1994 г. на мосту за собором Василия Блаженного состоялось развеяние праха Н. К. и Е. И. Рерих” (Тоотс Н.А. Несколько строк из дневника // Дельфис. 1998, №2, С. 89). Что ж, очередной языческий обряд совершен в сердце России…
[196] Письмо Е. И. Рерих В. К. Рериху от 30.3.35. // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов. № 2-3, 1994-1999. М., 1997, с. 287.
[197] Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Сергиев Посад, 1908, с. 77.
[198] “Прекрасно, если Вы самостоятельно дошли до самого трудного для людей, воспитанных в догмах церковных, именно, осознания Бога, как Единого Безличного Начала всего сущего” (Рерих Е. И. Письма 1929-1938. Т. 1, Минск, 1992, c. 296).
[199] Шапошникова Л. В. “Наша беда в консервативности мозгов, и в этом веке их уже не исправить” // Век. 1999, № 26, 9 июля.
[200] Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 1, с. 148. Кстати, и в своих трудах Е. Рёрих “постоянно приходится смягчать или вычеркивать лишнее, признаюсь, я люблю иногда вставить сильное сравнение или взорвать сознание” (с. 151). А это – уже от издателя рёриховских писем: “Изданные письма представляют лишь фрагмент, ибо разные житейские соображения заставили безжалостно срезывать иногда самые яркие места. Сколько прекраснейших и нужнейших мыслей было изъято” (Фосдик З. Г. Воспоминания об Учителях: Е. И. и Н. К. Рерихах // Дельфис. 1999, № 3, с. 52.)
[201] “В Америке в 1922 г. П. А. Чистякову удалось добиться аудиенции у главы Ордена розенкрейцеров; помогло привезенное из Харбина рекомендательное письмо от одного влиятельного члена Ордена. В беседе с главою он настоятельно добивался посвящения и просил, чтобы ему дали текст розенкрейцеровского сокровенного Символа Веры. Однако глава Ордена ему отказал, заявив, что для этого необходима предварительная подготовка” (Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 2, с. 206).
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!