Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
98 См. его критические оценки в работе: Pieter Geyl, Debates with Historians
(London 1955).
99 P. Gardiner, Theories of History, p. 319.
юо См. Bruce Mazlish, The Riddle of History, New York: Harper & Row, 1966. 101 См. В. Mazlish, op. cit., p. 447.
ИСТОРИЯ И ИСТОРИКИ
направлениях»102. Общие гипотезы хотя и полезны, но легко превращаются в «большие машины антипонимания»103.
В-пятых, дает ли историк объяснения? Если исходить из различия в немецком языке erklaren [объяснять] и verstehen [понимать], то естествоиспытатели объясняют, а историки только понимают. Однако такое различение несколько искусственно. Те и другие понимают; те и другие сообщают о схваченной ими интеллигибельности. Различие заключается в характере схваченной интеллигибельности и в способе, каким она развертывается. Естественнонаучная интеллиги-бельность претендует быть внутренне связной системой или структурой, приложимой к любому специфическому набору или ряду случаев. Она выражается техническим языком, постоянно тестируется через сопоставление каждого ее следствия с данными и либо приводится в соответствие с ними, либо преодолевается, когда перестает успешно проходить тестирование. Напротив, историческая интел-лигибельность подобна интеллигибельности здравого смысла. Она представляет собой содержание обыденного накопления инсайтов, которые сами по себе неполны. Они никогда не могут быть приложены к какой бы то ни было ситуации без паузы, в которой совершается прикидка, насколько они релевантны; и, если в этом есть нужда, к ним добавляются несколько новых инсайтов, извлеченных из наличной ситуации. Такое понимание в соответствии со здравым смыслом подобно инструменту многоцелевого назначения, у которого количество целей огромно, а способ употребления зависит от данной задачи. Но здравый смысл рассуждает и говорит, намечает Цели и действует, имея в виду не общее, а частное и конкретное. Его общие формулировки — это не принципы, релевантные для любого возможного случая, а пословицы, подсказывающие, чтб будет полезным держать в уме, и, как правило, идущие в паре с противоположным советом: «Семь раз отмерь, а один отрежь!» — «Кто не рискует, тот не пьет шампанское!»104.
Историческое объяснение — это изощренная и расширенная версия понимания с точки зрения здравого смысла. Его цель — интеллектуальная реконструкция прошлого, но не в его рутине, а в каждом
Marrou, Meaning of History, p. 200.
103 104 |
Ibid., p. 201.
Cm. Insight, pp. 173-181. ■,.;:■.„•
МЕТОД В ТЕОЛОГИИ
из его отступлений от прежней рутины, в переплетении последствий каждого такого отступления, в развертывании процесса, который теоретически хотя и мог бы повториться, но, по всей вероятности, никогда не будет повторен.
В-шестых, должен ли историк исследовать причины и определять законы? Историк не определяет законов; определение законов—дело ученого-естественника или гуманитария. Историк также не исследует причин, если «причину» понимать в техническом смысле, какой она приобрела по мере развития наук. Но если понимать «причину» в обиходном смысле, как «потому что», тогда историк в самом деле исследует причины: ведь обиходный язык и есть язык здравого смысла, а историческое объяснение — это выражение именно того типа понимания, который присущ здравому смыслу. Наконец, обсуждаемые обычно проблемы исторического понимания возникают, видимо, в силу того, что игнорируются различия между научным способом человеческого постижения и тем способом, который присущ здравому смыслу105.
В-седьмых, стремится ли историк к неким социальным и культурным целям, подвержен ли он кренам или беспристрастен?
Историк вполне может быть приверженцем социальных и культурных целей, но в той мере, в какой он практикует функциональную специализацию «история», его приверженность имеет не ближайший, а отдаленный характер. Непосредственная цель историка — выяснить, что происходило в прошлом. Если он выполняет свою работу как должно, он разыщет материалы, которые могут быть использованы для достижения социальных и культурных целей. Но он не будет выполнять свою работу как должно, если, решая свои задачи, будет находиться под воздействием не только имманентных требований самих задач, но и внеположных им мотивов и целей.
Соответственно, мы проводим различение, некоторым образом параллельное различению Макса Вебера между социальной наукой и социальной политикой106. Социальная наука — это эмпирическая дисциплина, организующая данные о групповом поведении. Ей за-
105 Возрастание инсайтов в математике и естествознании рассматривается
в книге Insight, chap. 1—5; возрастание инсайтов в области здравого смысла —
chap. 6-7.
106 Max Weber, Methodology of the Social Sciences, pp. 52 ff.
ИСТОРИЯ И ИСТОРИКИ
нимаются прежде всего ради нее самой. Только когда она достигает собственной конечной цели, она может с пользой применяться в построении эффективной политики, направленной на достижение социальных целей. Сходным образом наши две фазы теологии удерживают в разделённом состоянии, с одной стороны, наши встречи с религиозным прошлым, а с другой стороны, наши действия в настоящем ради будущего.
Далее, все люди подвержены кренам. В самом деле, крен — это блокировка или искажение интеллектуального развития, а такие блокировки или искажения возникают четырьмя основными способами. Есть крен бессознательной мотивации, выявленный глубинной психологией. Есть крен индивидуального эгоизма, а также более мощные и ослепляющие крены группового эгоизма. Наконец, есть общий крен здравого смысла, при котором интеллект сосредоточивается на частном и конкретном, но при этом обычно считает себя всезнающим. Обо всем этом я подробно говорил в другом месте и могу здесь не повторяться107.
Так вот, историк должен отстраниться от всех кренов. В действительности он нуждается в таком отстранении больше, нежели ученый: ведь работа ученого поддается адекватной объективации и общественному контролю, тогда как открытия историка аккумулируются в способе развертывания здравого смысла, и единственной адекватной и позитивной формой контроля здесь будет лишь наличие другого историка, прослеживающего те же свидетельства.
Как именно мыслится достижение такой отстраненности, зависит от теории познания и морального склада историка. Наш рецепт — постоянное и все более точное приложение трансцендентальных предписаний: будь внимательным, будь умным, будь разумным, будь ответственным. Эмпиристы же мыслят объективность как вопрос видения всего того, что есть и доступно видению, и не-видения того, чего нет. Соответственно, они требуют от историка чистой рецептивности, которая принимала бы впечатления феноменов, но исключала бы любую субъективную активность. Именно против такого взгляда на вещи выступает К. Беккер в очерке «Отстраненность и написание истории», а затем в работе «Что такое исторические
107 Insight, pp. 191-206, pp. 218-244.
МЕТОД В ТЕОЛОГИИ
факты?»108. Позднее, когда Беккер имел возможность наблюдать no-ij зитивизм в действии, причем в его худших формах, он решительно выступил против него и настаивал на том, что главной ценностью является достижение истины109. Но, как я уже заметил, К. Беккер так и не разработал полной теории.
В-восьмых, свободна ли история от ценностей? Как функциональная специализация, история свободна от ценностей в уже обрисованном смысле: она не заботится непосредственно о достижении социальных и культурных целей. История принадлежит к первой фазе теологии, устремленной к встрече с прошлым: чем более адекватной будет эта встреча, тем более плодотворной она может оказаться; но невозможно добиться успеха в своей специальности, если пытаться заниматься ею и одновременно чем-то совсем другим. К тому же социальные и культурные цели — это воплощенные ценности: они подвержены искажениям и кренам, а потому забота о них может не только исказить, но и извратить историческое исследование.
Кроме того, история свободна от ценностей и в другом смысле: она представляет собой функциональную специализацию, которая стремится установить фактическое положение дел, апеллируя к эмпирической данности. Но ценностные суждения не устанавливают положения дел и не образуют эмпирической данности. Стало быть, и в этом смысле история опять-таки свободна от ценностей.
Наконец, история не свободна от ценностей в том смысле, что историк якобы воздерживается от ценностных суждений. В самом деле, хотя функциональные специализации сосредоточиваются на целях, характеризующих один из четырех уровней сознательной ин-тенциональной деятельности, они, тем не менее, осуществляют операции на всех четырех уровнях. Историк устанавливает фактическое положение дел, не игнорируя данные, не пребывая в непонимании, не опуская ценностные суждения, но выполняя все это ради установления фактического положения дел110.
На самом деле ценностные суждения для историка суть не что иное, как средства, благодаря которым его работа становится от-
108 Becker, Detachment, pp. 3-28; pp. 41-64.
109 Smith, Carl Becker, p. 117.
"° См. эссе Майнеке о Стерне, Varieties, pp. 267-288.
ИСТОРИЯ И ИСТОРИКИ
бором вещей, достойных познания. Именно поэтому, по выражению Майнеке, история — это «содержание, мудрость и вехи нашей жизни»111. И это влияние ценностных суждений отнюдь не означает вторжения субъективности. Ценностные суждения бывают истинными и ложными. Первые объективны в том смысле, что они суть результаты морального самотрансцендирования. Вторые субъективны в том смысле, что они представляют неудачу в осуществлении морального самотрансцендирования. Ложные ценностные суждения — это вторжение субъективности, но истинные ценностные суждения — достижение моральной объективности: той объективности, которая не только не противостоит объективности истинных суждений о фактах, но предполагает и дополняет их, добавляя к чисто познавательному самотрансцендированию самотрансцендиро-вание моральное.
Но если историк и формулирует ценностные суждения, все же не в этом заключается его специальность. Задача формулирования суждений о ценностях и контрценностях, которые предлагает нам прошлое, возложена на идущие следом специализации — диалектику и фундирование.
Наконец, в-девятых: имеют ли историки верования? Они не имеют верований в том смысле, что критическая история — это не компиляция свидетельств, рассматриваемых как достойные веры. Но историки имеют верования в том смысле, что они не могут экспериментировать с прошлым, как естествоиспытатели экспериментируют с природными объектами. Они имеют верования в том смысле, что не могут держать перед глазами реальности, о которых говорят. Они имеют верования в том смысле, что зависят от критически оцениваемой работы друг друга и участвуют в динамичном сотрудничестве ради прогресса знания.
8. НАУКА И УЧЕНОСТЬ
Я хочу предложить конвенцию. Закрепим термин «наука» [science] за тем знанием, которое содержится в принципах и законах и подлежит либо универсальной верификации, либо пересмотру. Термин «Ученость» [scholarship] пусть обозначает то знание, которое на осно-
Ibid., p. 272.
ве здравого смысла постигает присущие здравому смыслу мышление, речь, действие, имевшие место в отдаленных местах и / или в отдаленные времена. Филологи, лингвисты, экзегеты, историки пусть в общем и целом именуются не учеными, а эрудитами, знатоками [scholars]. Нужно понимать, однако, что человек может быть одновременно ученым и знатоком. Он может прилагать современную науку к пониманию древней истории, а может обращаться к историческому знанию ради обогащения современной научной теории.
ДИАЛЕКТИКА
Диалектика, четвертая из наших специализаций, имеет дело с конфликтами. Конфликты могут быть открытыми или скрытыми. Они могут корениться в религиозных источниках, религиозных традициях, высказываниях авторитетов, сочинениях теологов. Их предметом могут быть противоположно ориентированные разыскания, противоположные интерпретации, противоположные истории, стили оценки, горизонты, доктрины, системы и политики.
Не всякая противоположность диалектична. Одни различия устраняются с обнаружением новых данных; другие, которые мы называем различиями перспективы, просто свидетельствуют о сложности исторической реальности. Но за ними стоят фундаментальные конфликты, вырастающие из явной и подразумеваемой теории познания, этической позиции, религиозных воззрений. Эти конфликты глубоко затрагивают ментальность индивида и преодолеваются только через интеллектуальное, моральное, религиозное обращение. Функции диалектики — высветить такие конфликты и предоставить технические средства, которые позволят объективировать субъективные различия и способствуют обращению.
1. ГОРИЗОНТЫ
Слово «горизонт» буквально означает окружность, линию, на которой зрительно соприкасаются земля и небо. Эта линия ограничивает поле нашего зрения. Когда мы движемся относительно нее, горизонт отступает спереди и замыкается сзади. Так что для разных точек зрения имеются разные горизонты. Более того, для каждой но-
МЕТОД В ТЕОЛОГИИ
вой точки зрения и нового горизонта совокупность видимых объектов распределяется по-разному. Объекты, которые нельзя увидеть —. во всяком случае, в данный момент, — лежат за пределами горизонта. Внутри горизонта лежат объекты, которые в данный момент видимы.
Наше поле зрения, а также видимая цель нашего познания и сфера наших интересов взаимосвязаны. Подобно тому, как поле зрения варьируется в зависимости от точки зрения, так видимая цель познания и сфера наших интересов варьируются в зависимости от эпохи, в которую мы живем, от нашего социального происхождения и окружения, образования и личностного развития. Отсюда происходит метафорический или, пожалуй, аналогический смысл слова «горизонт». В этом смысле лежащее за пределами нашего горизонта есть просто то, что лежит вне сферы нашего познания и наших интересов: то, чего мы не знаем и о чем не заботимся. Но то, что лежит внутри нашего горизонта, в той или иной мере — большей или меньшей — является предметом интереса и познания.
Различия в горизонте могут быть взаимодополнительными, генетическими или диалектическими. Рабочие, мастера, контролеры, техники, инженеры, менеджеры, врачи, адвокаты, преподаватели имеют разные интересы. В некотором смысле они живут в разных мирах. Каждый из них прекрасно знает свой собственный мир, но каждый знает и о других мирах, и каждый признает необходимость других миров. Таким образом, их горизонты в своей множественности до какой-то степени включают друг друга, более того, дополняют друг друга. Порознь они не самодостаточны, а вместе представляют мотивации и знания, необходимые для функционирования совместного мира. Такие горизонты взаимодополнительны.
Далее, горизонты могут различаться генетически, соотносясь друг с другом как последовательные стадии некоторого процесса развития. Каждая последующая стадия предполагает предыдущие, отчасти включая их в себя, а отчасти трансформируя их. Именно по-тому, что стадии делятся на предыдущие и последующие, нет двух одновременных стадий. Они представляют собою части не единого совместного мира, а единой биографии или единой истории.
Далее, горизонты могут противостоять друг другу диалектически. То, что интеллигибельно в одном горизонте, в другом оказывается
ДИАЛЕКТИКА
неинтеллигибельным. Что для одного истинно, для другого ложно. Что для одного хорошо, для другого плохо. Каждый может осознавать существование другого и, стало быть, некоторым образом включать его в себя. Но такое включение означает также отрицание и отвержение, ибо наличие другого горизонта объясняется — по крайней мере, отчасти — всеядностью мышления, приверженностью мифам, неведением или заблуждением, слепотой или иллюзией, отсталостью или незрелостью, неверностью, злой волей, отречением от Божьей благодати. Подобное отвержение другого может быть страстным, и тогда призыв к открытости и терпимости способен привести человека в ярость. Но отвержение может быть также твердым и холодным, как лед, без намека на страсть или хоть на какое-нибудь чувство, за исключением, быть может, легкой улыбки. Астрология и геноцид равно переходят границы допустимого, но первая вызывает насмешку, второй же — проклятия.
Наконец, горизонты представляют собой структурированные результирующие прошлых достижений, а также условия и в то же время ограничения дальнейшего развития. Они структурированы, ибо любое знание — не просто добавление к прежнему знанию, а, скорее, органическое вырастание из него. Таким образом, все наши намерения, утверждения, деяния помещены в контекст. К этим контекстам мы обращаемся, когда прикидываем резоны для наших целей, когда проясняем, расширяем, уточняем наши утверждения или когда объясняем наши поступки. В эти контексты должен вписываться каждый новый элемент знания и каждый новый фактор в наших позициях. Что не будет вписано, то не будет замечено, а если и будет замечено, то покажется иррелевантным или неважным. Следовательно, горизонты определяют диапазон наших интересов и знаний, служат плодотворным источником дальнейшего познания и заботы. Но они также представляют собой пределы, которыми ограничивается наша возможность усвоить более того, чего мы уже достигли.
2. ОБРАЩЕНИЯ И ЧЛЕНЕНИЯ
Жозеф де Финанс провел различение между горизонтальным и вертикальным осуществлением свободы. Горизонтальное осуществление — это решение или выбор, которые совершаются в некоем Установленном горизонте. Вертикальное осуществление — это набор
2б1
МЕТОД В ТЕОЛОГИИ
суждений и решений, посредством которых мы переходим из одного горизонта в другой. Так вот, может существовать последовательность таких вертикальных осуществлений свободы, и в каждом случае новый горизонт, даже будучи заметно более глубоким, широким и богатым, тем не менее, согласуется со старым и развивается из его потенциальных возможностей. Но случается и так, что перемещение в новый горизонт влечет за собой разворот в противоположную сторону, что оно берет начало в старом горизонте через отречение от его характерных черт, что оно начинает новую последовательность, которая выявляет еще ббльшую глубину, широту и богатство. Такой разворот и новое начало и есть то, что подразумевается под обращением.
Обращение может быть интеллектуальным, моральным или религиозным. Хотя каждое из трех связано с остальными двумя, все же каждое представляет особый тип события и должно быть рассмотрено само по себе, прежде чем соотноситься с остальными.
Интеллектуальное обращение — это радикальное прояснение, а, следовательно, и устранение несообразно упорного и тупикового мифа о реальности, объективности и человеческом познании. Миф состоит в том, что познание подобно зрению, объективность — видению присутствующего и не-видению отсутствующего, а реальное есть то, что выставлено на обозрение. Но этот миф упускает из вида различие между миром непосредственности, то есть младенческим миром, и миром, опосредованным смыслом. Мир непосредственности — это сумма видимого, слышимого, осязаемого, ощущаемого на вкус и запах, чувствуемого. Он вполне согласуется с мифическим видением реальности, объективности, познания. Но это лишь малый фрагмент мира, опосредованного смыслом. Ибо мир, опосредованный смыслом, есть мир, познаваемый не только в чувственном опыте индивида, но и во внешним и внутреннем опыте культурного сообщества, а также в непрестанно проверяемых и перепроверяемых суждениях сообщества. Соответственно, познание — это не просто зрение: это переживание, понимание, суждение и верование. Критерии объективности — не простые критерии наглядного видения, но составные критерии переживания, понимания, суждения и верования. Познаваемая реальность — не просто предмет видения: она дается в опыте, организуется и эстраполируется в понимании, полагается в суждении и веровании.
гвг
ДИАЛЕКТИКА
Последствия мифа разнообразны. Наивный реалист познает мир, опосредованный смыслом, но думает, что познает его, просто на него глядя. Эмпирист сужает объективное познание до чувственного опыта: для него понимание и постижение, суждение и верование — всего лишь субъективные виды деятельности. Идеалист настаивает на том, что человеческое познание всегда включает в себя как разумение, так и чувство; но он сохраняет эмпиристское понимание реальности и поэтому думает о мире, опосредованном смыслом, не как о реальном, но как об идеальном. Только критический реалист способен признать факты, связанные с человеческим познанием, и сказать, что мир, опосредованный смыслом, есть реальный мир, — причем способен лишь в той мере, в какой сумеет показать, что процесс переживания, понимания и суждения есть процесс самотрансцендирования.
Мы сейчас обсуждаем не чисто технический философский момент. Эмпиризм, идеализм и реализм именуют три совершенно разных горизонта, у которых нет общих идентичных объектов. Идеалист никогда не имеет в виду того, что имеет в виду эмпирист, а реалист никогда не имеет в виду того, что имеют в виду эти двое. Эмпирист может доказывать, что квантовая теория ничего не говорит о физической реальности, потому что имеет дело только с отношениями между феноменами. Идеалист согласился бы с этим, добавив, что, конечно, это верно применительно ко всем наукам, а в действительности — к человеческому познанию в целом. Критический реалист возразил бы обоим: верифицированная гипотеза обладает вероятной истинностью, а то, что вероятно истинно, отсылает к тому, что вероятно истинно в реальности. Возьмем другой пример: что такое исторические факты? Для эмпириста они суть то, что некогда имело место и что можно было увидеть. Для идеалиста они — ментальные конструкции, тщательно выстроенные на основе данных, засвидетельствованных в документах. Для критического реалиста исторические факты — это события в мире, опосредованном истинными актами смысла. Возьмем третий пример: что такое миф? Существуют психологический, антропологический, исторический и философский ответы на этот вопрос. Но существуют также редукционистские ответы: миф есть повествование о сущностях, которых не найти в эм-пиристском, идеалистском, историцистском, экзистенциалистском горизонтах.
МЕТОД В ТЕОЛОГИИ
Довольно примеров. Их можно умножать до бесконечности, так как философские вопросы универсальны по своей направленности, и некоторая форма наивного реализма может выглядеть абсолютно очевидной в глазах очень многих. Как только эти люди начинают говорить о познании, объективности, реальности, так тотчас выходит на свет допущение, согласно которому любое познание должно быть чем-то вроде зрения. Чтобы освободиться от этой ошибки и прийти к самотрансцендированию, которое необходимо в человеческом процессе выхода к познанию, часто приходится ломать глубоко укорененные навыки мышления и речи. Только так можно стать хозяином самого себя — точно осознав, чтб мы делаем, когда познаём. Это и есть обращение, новое начало, новый старт. Он открывает путь к дальнейшим прояснениям и продвижениям.
Моральное обращение изменяет критерий решения и выбора, заменяя удовлетворение ценностями. Пока мы остаемся детьми или несовершеннолетними, нас убеждают, упрашивают, заставляют, принуждают поступать правильно. По мере того, как наше знание человеческой реальности возрастает, наше соответствие человеческим ценностям упрочивается и оттачивается, наши наставники все в большей мере предоставляют нас самим себе, чтобы наша свобода могла реализовать свое нарастающее стремление к подлинности. Так мы подходим к тому экзистенциальному моменту, когда обнаруживаем, что наши решения затрагивают нас самих не менее, чем они затрагивают выбираемые или отвергаемые объекты, и что решать, чтб сделать из самого себя, каждому из нас придется самому. И тогда наступает время для осуществления вертикальной свободы; тогда моральное обращение заключается в том, чтобы выбрать истинное благо, более того, выбрать ценность вопреки удовлетворению, если ценность и удовлетворение вступают в конфликт. Конечно, такое обращение еще очень далеко от нравственного совершенства: одно дело — решить, другое — выполнить. Человек еще должен обнаружить и искоренить в себе индивидуальные и групповые крены, а также крены общего характера1. Он должен непрестанно прогрессировать в познании человеческой реальности и потенциальности, как они даны в существующей ситуации. Он должен непрестанно
1 См. Insight, pp. 218-242.
ДИАЛЕКТИКА
удерживать в ней различёнными элементы прогресса и упадка. Он должен непрестанно всматриваться в свои интенциональные ответы на ценности и подспудные шкалы предпочтений. Он должен прислушиваться к критике и протестам. Он должен пребывать в готовности учиться у других. Ибо моральное знание — действительное достояние только нравственно добротных людей, и пока человек не заслужит этого звания, он должен продвигаться вперед и учиться.
Религиозное обращение — это захваченность предельной заботой. Это пребывание в любви не от мира сего, полное и постоянное самозабвение, без всяких условий, оговорок или исключений. Такое самозабвение — не акт, а динамичное состояние, начало последующих актов, им предшествующее. В ретроспекции оно открывается как глубинный поток экзистенциального сознания, как безоговорочное принятие призвания к святости, как, возможно, возрастающая простота и пассивность молитвы. В разных религиозных традициях религиозное обращение интерпретируется по-разному. Для христиан это — любовь Божья, льющаяся в наши сердца через дарованного нам Святого Духа; это дар благодати. Со времен Августина проводилось различение между благодатью действующей и содействующей. Действующая благодать — это замена каменного сердца плотяным: замена, которая совершается по ту сторону горизонта каменного сердца. Содействующая благодать — это плотяное сердце, которое становится поистине таковым в добрых делах, совершаемых посредством человеческой свободы. Действующая благодать есть реальное обращение, содействующая благодать — действенность обращения: постепенное продвижение к полному и всецелому преображению всей жизни и чувствования человека, его мыслей, слов, деяний или недеяний2.
Как интеллектуальное и моральное, так и религиозное обращение представляет собой модальность самотрансцендирования. Интеллектуальное обращение есть обращение к истине, достигаемой в познавательном самотрансцендировании. Моральное обращение
г О действующей и содействующей благодати у св. Фомы см. В. Lonergan, Theological Studies 2 (1941), 289-324; 3 (1942), 69-88; 375-402; 533-578. В форме книги см. В. Lonergan, Grace and Freedom, London: Darton, Longman & Todd, and New York: Herder and Herder, 1971.
МЕТОД В ТЕОЛОГИИ
есть обращение к ценностям, которые постигаются, утверждаются и осуществляются в моральном самотрансцендировании. Религиозное обращение есть всецелое пребывание-в-любви, которое служит действенным основанием всякого самотрансцендирования, будь то в разыскании истины, в осуществлении человеческих ценностей или в занятой человеком позиции по отношению к миру, к его основе и цели.
Коль скоро интеллектуальное, моральное и религиозное обращение равно имеют дело с самотрансцендированием, то в случае, когда все три вида обращения совершаются в одном сознании, их взаимные отношения можно помыслить в терминах расслоения. Я употребляю это слово не в гегелевском смысле, а в том смысле, какой придал ему Карл Ранер3, имея в виду, что расслаивающее выходит за пределы расслаиваемого, что оно вносит нечто новое и отличное, ставит все на новую основу, но не мешая расслаиваемому и не разрушая его, а, напротив, нуждаясь в нем, включая его, сохраняя все его собственные черты и свойства и приводя их к полному осуществлению внутри более богатого контекста.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 333 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!