Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика онтологизма



Ломоносов исходит из твердых натурфилософских убеждений в том, что «одно и то же не может одновременно быть и не быть… Ничто не происходит без достаточного основания… Одно и то же равно самому себе… Целое равно всем своим частям, вместе взятым». Мир для Ломоносова детерминирован, субстанциален и космичен (смятенными могут быть лишь наши вопрошания о нем, либо само престояние личности ему). Мир имеет свои основы и начала, восходящие к Богу-творцу. Мир динамичен не только в механическом, но и в историческом (общечеловеческом) смысле. Наконец, мир материален. По мнению Ломоносова, бытие бесконечно в пространстве, времени, оно многообразно структурно и морфологически. И, хотя мир сотворен Богом, само творение понимается как первотолчок, оставляющий миру возможность бесконечно твориться и развиваться изнутри и на всех своих уровнях – от геологического до исторического.Творчество лежит не только у начала мира, но и в самой его сущности. Наконец, мир, как полагал русский мыслитель, познаваем. Он открыт человеку, так же как и человек ему в своих мыслях, чувствах и воле. В принципе между человеком и природой существуют гармоничные и невраждебные отношения, хотя, следует повторить, что в эти отношения вкраплены элементы метафизических страстей. Подобно едва ли не всем другим философам, Ломоносов ощущал как малость, ничтожество человека перед бытием мира, так и величие личности, чей разум и дух позволяют вместить в себя всю бесконечность мира.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 220 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...