Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эстетическое сознание как форма духовного освоения действительности. Искусство и действительность



Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Синтетическая роль эстетического сознания и эстетической деятельности проявилась уже в "синкретичности" (нерасчлененности) античной культуры, в которой и произведения искусства, и научные, и религиозные, и философские труды подчас создавались как художественные тексты. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Творчество "по законам красоты" возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. В процессе трудовой и эстетической деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность. С разделением труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности человека происходит окончательное формирование эстетического сознания.

Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения. Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей. Эстетическое сознание имеет сложную структуру, включающую потребности, идеалы, взгляды, оценки, чувства, теории, которые очень тесно связаны друг с другом и взаимозависимы.

В эстетическом отношении в одинаковой степени оцениваются и переживаются и положительные стороны окружающего мира и отрицательные. Эстетическое сознание - один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. Оно возникает на основе материально-производственной деятельности человека, и с развитием этой деятельности формируются чувства человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические человеческие потребности, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на все стороны жизни человека. В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, они являются началом эстетического отношения к миру. Эстетическую потребность можно рассматривать как объективно существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и распространении эстетических эмоций, индивидуальных и социальных чувств, взглядов, знаний, ценностей и идеалов и их объективизации в человеческой деятельности. В структуре эстетической потребности можно выделить три взаимосвязанных элемента: эмоциональный, рациональный и деятельный. Это следует учитывать при определении путей и средств ее формирования. Конечно, нужно комплексное воздействие и на эмоциональную, и на рациональную сферу сознания для выработки необходимых убеждений и установок и для дальнейшего закрепления их в деятельности. Понятие "эстетическая потребность" охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве. Эстетическая потребность выступает как движущая сила развития сознания и практической деятельности личности, как один из основных элементов эстетического сознания и проявляется в стремлении преобразовать мир. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в научном познании. По своему содержанию эстетическая потребность является универсальной, ибо ее объект находится во всех сферах жизни. Эстетическая потребность проявляется как потребность в высокой степени упорядоченности, гармонизации всех видов человеческой деятельности и потребность в организованности всех продуктов ее, устремление к получению духовных радостей. Эстетическая потребность тесно взаимосвязана с нравственной, ибо стремление к прекрасному и доброму выступает в единстве. Она связана и с другими духовными потребностями, в том числе и с потребностью в труде и в приобщении к знаниям. В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Психологи относят их к категории высших чувств и указывают на их связь с интеллектом. Эстетические чувства основаны на опыте разума и сами вызывают размышления. Вот почему эстетические чувства называют мировоззренческими. Эстетические чувства - это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусства. Эти чувства стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее воздействие на его поведение и на формирование эстетического и нравственного идеалов. Они помогают воспринимать мир и искусство как близкие нам и стимулируют творческую активность. Их особенностью является сложное взаимодействие в них эстетических и этических моментов психической жизни. Элементами эстетического сознания являются эстетический вкус и идеал, выступающие регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной деятельности. Эстетический вкус - это умение понимать и оценивать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в искусстве. Гегель писал о том, что объективной основой вкуса является прекрасное и что вкус воспитывается. Эстетический вкус социально обусловлен и имеет свое индивидуальное проявление. Он определяется мировоззрением личности, поэтому так важно формирование эстетического вкуса, основанного на научном мировоззрении и на этических принципах. Эстетический вкус выступает как способность личности оценить достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объективизировать эти представления в конкретной деятельности, например, при организации предметно-пространственной среды, при проведении досуга, в стиле общения, в эстетической выразительности внешнего облика. Эстетический вкус проявляется в любой творческой деятельности, в поведении людей, в быту. Особенность эстетического вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует. По мысли И. Канта, вкус - это "способность судить о красоте". В единстве с эстетическим вкусом как важный элемент эстетического сознания выступает эстетический идеал, выполняющий также регулятивные функции, но на более высоком уровне. Он содержит в себе понимание сущности прекрасного, отражает лучшие черты личности, является образцом, на которой ориентируются люди, он не только отражает прошлое и настоящее, но и обращен в будущее.

Эстетический идеал основан на объективных тенденциях социального развития и играет связующую роль между прошлым, настоящим и будущим. В условиях современного развития общества на этот момент следует обратить особое внимание, ибо нельзя нарушать связи преемственности между прошлым и современным, перечеркивать прошлое своей страны или тенденциозно его идеализировать, слепо копировать опыт других стран, не учитывая закономерность развития общества. Эстетический идеал является опережающим отражением мира, он стимулирует практическую деятельность и мышление людей, направленное на совершенствование окружающей действительности, выполняет прогностическую функцию, являясь важным мировоззренческим компонентом, определяющим мышление личности. В эстетическом идеале отражены не только эстетические проблемы, но и нравственные, правовые, политические, философские, ибо он основан на понимании направленности исторического развития общества. Эстетический идеал в конкретной и целостной форме представляет гармоничную личность в ее связях с обществом и природой. В эстетическом идеале отражена сложность общественных отношений, причем она может быть показана не в открытой форме, а потому подчас возникает иллюзия того, что этот идеал специфичен и изолирован, допустим, от политики и права. Следует отметить, что процесс формирования прогрессивного эстетического идеала очень длительный и сложный процесс, в котором органично слиты личный и общественный опыт, когда значительное воздействие оказывает вся окружающая жизнь, искусство, меры воспитательного воздействия. И сформированный эстетический идеал представляет собой наиболее сложный уровень эстетического сознания, высокую степень обобщения и сохраняющий в то же время наглядный и конкретно-чувственный характер. Сложившийся эстетический идеал является критерием эстетической оценки для дальнейшего восприятия жизни, и всякое явление, поступок или произведение искусства сопоставляются с имеющимся эстетическим идеалом. Он становится регулятором эстетического сознания человека или общества. Но следует отметить, что и сам идеал изменяется под влиянием изменяющейся жизни. Процесс формирования эстетического идеала, как и эстетического сознания в целом, очень противоречив, так как сложна и противоречива сама жизнь. В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность. Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира. Каждая форма общественного сознания фиксирует окружающий мир в присущих ей специфических средствах (в науке - с помощью понятий, категорий, в праве - в виде законов, в религии - догм, в морали - норм и т.д.). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность. На искусство влияет политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Любая форма общественного сознания связана с действительностью через свои функции. Сила искусства в непосредственном воздействии на личность и общество. Искусство всегда играло большую роль в жизни общества, выполняя познавательную и воспитательную функцию, поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воспитывать людей, как будут воздействовать на психологию человека, на его взгляды и вкусы, на его потребности. Произведения искусства оказывают влияние на все формы общественного сознания, особенно на политическое и нравственное сознание, на формирование атеистического или религиозного мировоззрения. Через общественное сознание искусство влияет на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей. В то же время искусство само испытывает на себе влияние общественных условий и потребностей. В искусстве как в специфической форме общественного сознания отражается система общественных отношений, складывающихся в процессе материального и духовного производства, преломляясь в идеалах, потребностях, вкусах. Существенна роль искусства и как регулятора социальной деятельности людей и их личностного поведения. Эффективность потребления искусства, т.е. степень его воздействия на чувства и взгляды личности, на ее творческое развитие, зависит непосредственно от художественного развития личности. Важнейшей функцией искусства является воспитательная. Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, пробуждает лучшие стороны души чело- века, вызывает ощущение эстетической радости. Обогащение духовного мира человека во многом зависит от того, насколько полно воздействуют на личность различные виды искусства. Важнейшей функцией искусства является гедонистическая. Произведения искусства доставляют человеку эстетическую радость, активизируют его духовные и физические силы, удовлетворяют потребность в эмоциональном и интеллектуальном наслаждении. Эстетически воздействуя на человека, духовно обогащая его и доставляя эстетическое удовольствие, искусство удовлетворяет, таким образом, различные духовные потребности. Большое влияние на формирование социальных качеств личности, удовлетворение его эстетических потребностей оказывает коммуникативная функция искусства, духовное общение с другими людьми как средство общения между людьми, поколениями, народами. Искусство служит средством приобщения человека к общественным, эстетическим и нравственным идеалам. Общение с искусством, активное сопереживание зрителей, читателей, слушателей обогащает личный опыт художественного восприятия мира. Большую роль в жизни людей играет компенсаторно-развлекательная функция искусства, удовлетворение тех эмоциональных потребностей, которые не могут быть реализованы в других сферах жизнедеятельности. При современном уровне развития технических средств массовой информации заполнение свободного времени человека общением с искусством является весьма ценным способом проведения досуга. Искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воздействовать на человека. Искусство, влияя на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей, в то же время само испытывает на себе влияние общественных условий. Итак, эстетическое сознание и его высший продукт - искусство являются необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность и направленность в будущее.

58. Религия как форма общественного сознания, её мечто и роль в духовной жизни человека и общества.

Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более, чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религии значительно уступает свои позиции. Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды. Но научное опровержение религиозных взглядов не может полностью решить проблемы религии. Религиозное сознание соответствовало объективным потребностям человеческого духа. Эти духовные потребности должны быть удовлетворены. Стремление отвергнуть религию должно было сопровождаться созданием такой системы общечеловеческих ценностей, которая могла бы заменить человеку соответствующие духовные, религиозные потребности. Религия выражала не только страх человека перед грозными и непонятными силами, господствующими в повседневной жизни. В ней отразились попытки воздействовать на эти силы. В религиозных обрядах, заклинаниях, жертвоприношениях люди пытались служить сверхъестественным силам и в некоторой степени управлять ими. Кроме того, с помощью религии закреплялись нормы поведения человека. Религия служила средством достижения социальной стабильности. Религия не случайное явление в культуре человечества, а закономерно возникшая, исторически и социально обусловленная форма осознания человечеством окружающего мира и самого себя. Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни. Ф. Энгельс назвал религию "фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, и которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных". В языческих религиях реальные земные проблемы были связаны с миром природы, подавляющей человека, с проблемами его болезни и смерти. В то же время и в язычестве, и позднее в христианстве постепенно на первое место выдвигаются духовные проблемы, та же, как вопрос о сущности самого человека, о его смертности или бессмертии, о соотношении добра и зла, о совести и справедливости. Таким образом, религиозное сознание формировалось как сознание о справедливой жизни. И религиозные проблемы очень тесно переплетались с нравственными проблемами. Нет ни одного народа, который не знал бы религию, и, значит, появление и развитие религиозного сознания, независимо от конкретного смыслового содержания, связано с духовными потребностями человека. Формы религии многообразны. Но различные мировые религии: христианство, ислам, буддизм при всем их внешнем различии имеют много общих черт. Это сходство объясняется прежде всего единством человечества, сходством процессов социального развития, общими для людей законами психологии. Религиозное сознание, наряду с религиозной деятельностью, религиозными отношениями и организациями, является элементом в структуре религии. Элементы и структура религии возникли и изменялись в процессе истории человечества. Религия (от лат.- relegio - набожность, святыня) - это мироощущение и мировоззрение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, это чувство зависимости по отношению к нему, которое дает надежду и опору в жизни. Как самостоятельное социальное явление религия не выделялась в первобытном обществе, но в ходе дальнейшего развития истории общества она выделялась в относительно самостоятельную сферу духовной жизни и в ее структуре обозначились названные выше элементы.

В современной философии различают три ступени в истории религии: 1) религия, опирающаяся на свое божество в природных силах (бог Солнца, бог Земли и т.п.); 2) религия, признающая всемогущего "Бога-господина", требующая повиновения ему. Это может быть учение о персонифицированном Боге (монотеизм). Это ислам и иудейская религия, а в широком смысле и христианство (троица). Сюда же относится и религия как простая мораль без Бога; 3) религия искупления, возникающая из чувства греховности. Эта религия связана с верой в милосердие Бога, освобождающего от греха (см. Краткая философская энциклопедия.М.,1994, с.392-392). Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимосвязано с другими ее элементами: религиозной деятельностью, отношениями и организациями. Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во взаимодействии с другими его формам, и прежде всего такими, как нравственное сознание, эстетическое, правовое и др. Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия. Религиозное сознание отличается тем, что наряду с признанием реальной жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение духовной жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир. Доказать логично существование этого мира невозможно, поэтому религиозное сознание основано на вере. Вера - это интегративная часть религиозного сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. Религиозная вера означает необходимость соответствующего поведения и деятельности и надежду на сверхъестественную добродетель благодаря милости Бога. В сущности своей это слепая вера. Не всякая вера является религиозной. Может быть и научная вера, но опирающаяся на факты. В этическом смысле вера - это способность доверять, предполагающая душевную стойкость (вера в человека, в дружбу, в будущее, в справедливость, в идеал и т.п.). Вера связана с риском, ибо это чувство может ошибаться. В религиозной вере основной объект - это идея бога, на ней основано содержание религии. Для верующих идея бога является решением проблемы смысла жизни человека и нравственной опорой, стремлением выделить в жизни светлые и добрые начала. Искренне верующие люди стремятся жить, соблюдая общечеловеческие моральные нормы. Религиозная вера является опорой в жизни для верующих. В религиозном сознании утвержден определенный идеал, подкрепляемый верой в него. Этот идеал - Бог. Верующий человек устремлен к этому идеалу, в котором сочетаются лучшие реальные земные черты. Бог как лучший сын человека по близости к Богу, в таком случае отношения верующего к миру устроятся сами собой. Религиозный долг человека заключается в смирении перед Богом, в устремленности к нему как к идеалу, а для этого нужно отказаться от своей человеческой воли и не перечить воле Божественной, смиренно делать дело, к которому приставлен, и как можно меньше рассуждать. В этом смысле религия способствует пассивно-созерцательному отношению к жизни и дает лишь иллюзорное представление о ней.

В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это прежде всего эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту (Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру в целом. Религиозные чувства взаимосвязаны с религиозными представлениями, мифами, взглядами, идеалом, верой, поэтому они имеют определенную направленность, смысл и значение. У верующего человека религиозные чувства являются объектом духовной потребности и стремления к их переживанию, они эмоционально насыщены и могут быть легко ранимы. В религиозном сознании сочетаются и иллюзорное, и адекватное отражение мира. В некоторых исторически конкретных ситуациях люди нуждаются в иллюзиях, в мифах, в сверхъестественном. Но было бы ошибочным утверждение, что религиозное абсолютно ложно. В нем немало верного, адекватного миру содержания. Например, в религиозном мифе или притче, подобно тому, как это происходит в искусстве, в художественном образе, воспроизводятся реальные явления и события. В некоторых случаях могут быть исторические, психологические, логические и другие знания. Религиозное сознание как одна из сторон духовной жизни может взаимодействовать с другими, поэтому здесь могут иметь место философские, нравственные, эстетические, экономические, политические воззрения. Религиозное сознание существует и функционирует в связи с религиозной лексикой, с языковым выражением, благодаря которому выражается религиозный смысл. Именно благодаря языку это сознание становится общественным, практическим и действительным. Следует отметить, что произнесенное слово в религиозной вере может обрести магический смысл так же, как может быть и словесное табу. Философский подход к религии требует выделения в религиозном сознании двух уровней: обыденного и теоретического (концептуального). Обыденное религиозное сознание является непосредственным отражением бытия людей. Оно выступает в виде представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек, традиций. Его нельзя назвать цельным и систематизированным. На этом уровне религия связана с индивидом и выступает в личной форме. Здесь преимущественно выступают традиционные способы передачи чувств, иллюзий, представлений. Концептуальный уровень религиозного сознания - это систематизируемая совокупность понятий, принципов, суждений, аргументов, в которую включено учение о Боге, природе, обществе, человеке. Это вероучение, теология, богословие, подготовленное и обоснованное специалистами. В этот уровень сознания входят религиозно-этические, религиозно-эстетические, религиозно-правовые, религиозно-экономические, религиозно-политические концепции, основанные на принципах религиозного мировоззрения. И, наконец, к концептуальному уровню религиозного сознания присоединяется религиозная философия, находящаяся на стыке философии и теологии (неотомизм, персонализм и др.). Философский подход к религии означает установление ее связи с идеализмом. Идеализм является теоретической основой современной религии, в то же время следует отметить, что если идеализм имеет определенную систему категорий и логичность суждений, то в отличии от идеализма религия в целом выступает как мировоззрение, основанное на вере и чувствах, и поэтому относительно легко усваивается и принимается сознанием определенной части людей. Объединяющим началом в религиозном теоретическом сознании является вероучение, теология, включающая в свой состав ряд дисциплин, представляющих различные стороны богословия. Религия обладает достаточно большой относительной самостоятельностью, и это придает ей значительную устойчивость. Современное развитие науки и техники вступает в серьезное противоречие с догмами религии. Обществу и государству нужны образованные граждане, представляющие себе научную картину мира. И в то же время сохраняется религия, выполняющая роль держателя сознания людей в необходимых нравственных рамках. Религия в значительной степени определяет поведение верующих. Современная наука опровергает основные догмы религии. Но религия гибко и быстро приспосабливается к изменяющейся действительности. Причиной сохранения религиозности сознания является и устойчивость традиций, которые складывались веками и прочно вошли в быт людей. Большую роль играют церковные обряды, связанные с большими событиями в жизни человека (рождение, свадьба, похороны). Сохранение религиозного сознания связано с эстетической привлекательностью обрядовой культуры, с эмоциональной насыщенностью религиозных чувств, с чувством веры в добро и справедливость. Своеобразным аккумулятором религиозных взглядов всегда выступало и выступает сейчас искусство. Религиозные организации всегда старались поставить себе на службу различные виды искусства: архитектуру, живопись, скульптуру, музыку, поэзию, театр. Все это призвано усилить влияние религии, укрепить веру. В большинстве случаев господствующая религия выступает в союзе с государством, с политической властью. Сохранению и расширяющемуся влиянию религии способствует активная деятельность церковных организаций и сект, стремящихся найти пути к сердцам и разуму людей. В этих случаях используются все более гибкие и утонченные методы. Религия - явление конкретно-историческое. Она может исчезнуть лишь тогда, когда не будет потребности в ней, когда будут уничтожены общественные отношения, порождающие веру в сверхъестественные силы и необходимость сохранения этой веры;

59. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ПРОБЛЕМА ЕГО НАПРАВЛЕННОСТИ И СМЫСЛА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.

Существует 2 типа концептуально-теоретических моделей объяснения истории:

1. концепции историцизма, субстанциальности истории или концепции линеарного видения истории, концепции общественного прогресса (история рассматривается как единый и целостный процесс развития человечества по восходящей линии)

2.единство, целостность и однонаправленность общественно-исторического процесса - отрицаются.

Августин Блаженный.

Существование человечества - драма, у которой есть начало - грехопадение, поворотный пункт - явление Христа(искупление), будет и конец истории, установленный Богом, - Страшный суд. История здесь линейна и подчинена реализации заданной извне цели, которая делает человеческое бытие не подлинным и вторичным.

Философы Нового времени считали:

1.единство всемирной истории задано прогрессивно развертывающимся духовным субстанциальным началом, ведущим к торжеству гуманизма.

2. развивающийся человеческий разум способен познать “естественный закон”, направляющий исторические деяния людей, и использовать это знание для счастья человека и свободы. (Ж.А.Кондорсе, Гегель и К.Маркс и др.)

Ж.А.Кондорсе (1743-1794)

История об-ва- непрерывный и поступательный процесс развития человеческого разума по пути прогресса(выделял 10 этапов). На последнем будет равенство между нациями, между различными классами того же народа, действительное развитие человека. Прогресс закономерен, он подчиняется законам развития человеческих способностей, которые, в свою очередь, находят в прогрессе общества свое естественное завершение.

Г.В.Ф.Гегель (1770-1831)

1.идеалистическая концепция субстанциальности истории (в качестве субстанции у него выступает надмировое разумное начало - “Мировой дух”).

2.признает наличие в историческом процессе объективных закономерностей, а историю человечества представляет как целостный и поступательный процесс восхождения Духа в его осознании свободы, что и является конечной целью мировой истории.

Карл Маркс (1818-1883).

1. История есть результат практической деятельности самих людей.

2. В истории существуют особые ступени - общественно-экономические формации (исторически определенные типы общества со свойственными им базисом и надстройкой), которые закономерно сменяют друг друга и делают общественные связи все более универсальными.

3.В ходе общественно-исторического процесса человек расширяет возможности для личностного саморазвития, так как в результате своей социально-практической деятельности он постепенно преодолевает отчуждение - зависимость от господствующих над ним и враждебных ему социальных сил. Три ступени саморазвития человека:

- ступень полной личной зависимости человека (в рабовладельч и феодальной формациях);

- ступень экономической зависимости (капитализма), разрушает личную зависимость;

- ступень “свободной индивидуальности” (коммунистическом обществе)

4.Итак, история – это подчиняющийся объективным законам процесс прогрессивного развития и смены общественно-экономических формаций, процесс гуманистически ориентированный.

У.Ростоу (теория “индустриального общества”)

1.основу исторического процесса составляет прогресс техники и технологии, развивающихся по своим, независимым от человека, законам. Все значительные изменения в истории человечества определяются логикой развития производительных сил.

2.пять стадий экономического роста: 1. “традиционное общество” - аграрное общество с примитивным сельскохозяйственным производством и “доньютоновским” уровнем науки и техники; 2. “переходное общество” или “подготовка к взлету” - время великих географических открытий, медленный технический прогресс; 3. стадия “сдвига” - период промышленной революции; 4. стадия “зрелости” - индустриальное общество; 5. общество “массового потребления

О.Тоффлер (теории “индустриального общества”)

представил развитие человечества к “постиндустриальному” обществу в виде трех цивилизационных волн:

1.10 тыс. лет назад, породила сельскохозяйственную цивилизацию.Технологическая основа соха. Богатство и власть определяются собственностью на землю.

2. 300 лет назад породила индустриальную цивилизацию, существующую сейчас. Технологическая основа здесь - машина. Богатство и реальная власть в обществе связаны с промышленно-индустриальным производством.

3. Информационные процессы формируют новую основу всей системы ж/деятельности общества.

Карл Ясперс (1883-1969)(экзистенциализм)

1.800 -200 гг. до н.э. Китай, Индия и Греция: назвал эту эпоху “осью мировой истории”. До него имели место лишь локальные истории. В этом периоде происходит становление единой истории человечества. Время рождения современного типа человека, который вдруг осознал бытие мира, самого себя и свои границы. Перед ним открылся ужас мира и собственная беспомощность. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

2.Смысл истории раскрывается в поиске человеком цели и смысла своего индивидуального существования. След-но, и истоки единства истории находятся в человеческой сущности как единстве высшего порядка, в свободном проявлении духовных сил человека.

3.История - это процесс духовного единения человечества, которое никогда не будет завершено.

4.Четыре периода мировой истории: прометеевская эпоха (речь, орудия труда, огонь); эпоха великих культур древности (письменность, государственность, магическая религия и т.д.); осевая эпоха (формирование человека в его духовной открытости миру); эпоха науки и техники (мир как единая сфера общения, действительно мировая история).





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 1693 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...