Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология и ее роль в жизни общества



Духовная жизнь общества – это сфера общественного бытия. Общественным бытием является общественное сознание. Общественное бытие и общественное сознание – категории бытия применительно к обществу.

Структура духовной жизни: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные деятельностью духовные блага, удовлетворение духовных потребностей.

Противопоставление общественного сознания общественному бытию имеет смысл только в рамках основного вопроса философии. Так, первичность сознания по отношению к бытию существует в теории общественного договора (Гоббс). В марксизме – «люди, развивающие свое материальное производство и свои материальные отношения, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления», т. е. не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание.

О.С. - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. О.с. порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него. О.с. формируется с учетом вида материального производства.

Структура о.с. О.с. состоит из двух уровней: обыденное сознание и научно-теоретическое сознание.

Обыденное или эмпирическое сознание основано на житейских наблюдениях. Специфику обыденного с. раскрывает термин массовое сознание. Хотя массовое сознание включает элементы научного, теоретического знания, такое явление, как массовая культура, обращено, прежде всего, к обыденному сознанию. В обыденном сознании часто встречаются такие явления, как предрассудок, т.е. необъективное понимание или предубеждение по поводу группы лиц или какого-то отдельного человека.

Научно-теоретическое сознание обращено прежде всего к разуму (виды – научное, правовое, эстетическое, этическое).

Понятие духовного производства принадлежит Марксу. Духовное производство – производство предметов искусства, литературы, идей, которые в конечном итоге облекаются в материальные формы в виде книг, печати, телевидения. С понятием духовного производства связаны понятия опредмечивания и распредмечивания, находящиеся в диалектическом единстве. Человек усваивает идеи, описанные в книгах, переводит их в образный или абстрактный язык для себя, т.е. распредмечивает.

Формы о.с. – отражение в сознании людей объективного мира и общественного бытия. Формы о.с. – различные виды духовного освоения действительности, это – политика, правовое сознание, религия, наука, нравственное, эстетика, философия. Они различаются по предмету и форме отражения, по социальной функции, по закономерности развития, по степени зависимости от общественного бытия.

При всей зависимости от общественного бытия общественное сознание обладает самостоятельностью, потому что изменения в материальной жизни общества никогда заново не создают продукты общественного сознания (предметы искусства, литературы, нормы морали), накопленные научные, художественные, этические и философские идеи не изменяются мгновенно, зависят от накопленного ранее мыслительного материала, подчиняются своей внутренней логике развития. Также духовным проявлениям свойственна значительная сила инерции, борьба нового и старого, но побеждает тот накопленный материал, который отвечает изменившимся проявлениям обновленного общественного бытия (новые общественные отношения вызывают новые моральные нормы, формируют новое религиозное, нравственное, эстетическое сознание).

Каждая форма о.с. имеет свой предмет рассмотрения: политика – идеи, наука – конкретные знания о природе, человеке, обществе. Соответственно и свою форму отражения: в искусстве – художественный образ, в науке – научное понятие, в этике – нравственные нормы, мораль, в правовом сознании – законы.

Богатство и сложность объективного мира создают лишь возможность различных форм о.с.

Влияние общественного бытия на общественное сознание происходит опосредованно, прежде всего через политику и идеологию.

Идеология – один из аспектов мировоззрения (Платон, Аристотель). Частный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиции определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности.

Отстаивая свои интересы, партии генерировали соответствующие им социальные идеи. В идеологии аккумулируется социальный опыт общественных групп, классов, формулируются их социально-политические задачи, цели, выстраивается система авторитетных идеалов. И.- отражает действительность не так целостно-непосредственно, как нравственная психология, а опосредованно вырабатывая свой абстрактный инструментарий.

Идеология: 1. Руководящая идея. 2. В политике – система политических верований и убеждений.

56. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Профессиональная этика.

Нравственное сознание - это основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражения общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Нравственное сознание отражает отношения между личностями и те позиции, с которых человек оценивает свое собственное Я. Формирование н. с., в конечном счете, определяется необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей.

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Нравственные нормы, принципы и оценки выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях.

Нравственность – исторически сложившаяся система неписанных законов.

Нормы н.с. и складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в процессе их общения, будучи отражением и закреплением их совместного жизненного и исторического опыта. Они закрепляются признанием их ценности с точки зрения всеобщего блага для того или иного коллектива не имея при этом юридической силы. Не все, однако, в деятельности человека регулируется правовыми или нравственными нормами. Существует сфера общественной регуляции поведения, которая не может быть отнесена собственно к нравственности. К ней относятся обычаи, ритуалы, традиции... Таким образом, нормы нравственного сознания образуют систему таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов.

Истоки нравственного сознания восходят к обычаям, закрепившим те поступки, кот по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Н.с. общества проявляется в различного рода социальных запретах, призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общественных интересов социальные деяния. Однако нравственное не в меньшей степени выражается категорией должного, т.е. не только того, что нравственная личность должна избегать, но и того, что обязана делать, движимая долгом.

Особая действенная сила нравственных норм как раз и состоит в отсутствии их юридической закрепленности. Такие нравственные категории как совесть, чувство собственного достоинства и чести отражают имеющуюся у каждого человека возможность самостоятельно определять и направлять свое поведение без постоянного контроля со стороны общества в виде различного рода санкций.

Как проявление общественной сущности человека, нравственность - та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой. Она, следовательно, есть родовой признак человека, вне которого невозможно бытие общества. И в этом смысле н.с. - необходимый фактор прогресса человеческого общества, его гуманизации.

В современной науке принято различать 2 уровня н.с.: обыденно-практический и теоретический. Если в 1 уровне отражаются реальные нравы общества, те действующие и широко распространенные нормы и оценки, которые подкреплены социально-экономической структурой общества, то на 2 уровне формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного должествования, которая по понятным историческим причинам никогда не совпадала с реальной действительностью. Идеально-теоретический уровень нравственного сознания чаще всего называют моралью.

Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества).

Системы мер императивов как совокупности конкретных, всегда противопоставленных реальным нравам непререкаемых истин исторически изменчивы. Мораль критически относится к существующему, находит в наличном ростки прогнозируемого идеала и способствует его реализации в дальнейшей социальной практике.

Моральный идеал - это перспектива общества, для теоретического обоснования которую необходимо знать, на какой действительной стадии нравственного развития оно находится.

Этика – наука об отношениях, существующих между людьми, и об их обязанностях вытекающих из этих отношений. Соответственно профессиональная этика – этика в контексте профессиональной деятельности человека. До 20 в. считалось, что вся прогрессивная деятельность человека идет только во благо. После ВМВ и Хиросимы стало очевидно прогресс добра идет параллельно с прогрессом зла. Любой профессионал, какой бы сферой деятельности он не занимался, должен нести ответственность за последствия. Прежде всего, задумываясь, не принесет ли результат его деятельности вреда человечеству. Оправданы ли действия врача скрывающего реальный диагноз от неизлечимо больного пациента? Что ожидает человечество, если ученые научатся клонировать человека?

Существует три подхода к проблеме техноэтики:

- Техноэтика добродетели. Моральный облик техночеловека и инженера. Помимо общих качеств, особое значение имеет аккуратность и тщательность, предвидение и предупреждение о нежелательных последствиях.

- Техноэтика долга. Моральные максимы. Даже подписаны декларации о технической и моральной ответственности 1974 г. Недопустимо лгать о последствиях, недопустимо делать человека придатком техники, каждая техническая новация должна пройти проверку на предмет развития человека как свободной творческой личности. Требование безопасности человека, экологическое совершенство.

-Техноэтика ценности. Шесть непосредственных ценностей (благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологические качество, развитие личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность). Некоторые имеют конкурирующий характер.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 1125 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...