Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

СЛОВАРЬ 5 страница



ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (1759 - 1829) – поэт, драматург, дипломат. Родился в дворянской семье. Получил блестящее образование сначала у себя дома, затем в Московском пансионе и университете. В университете закончил словесный и юридический факультеты, занимался на физико-математическом. Изучил греческий, латынь, персидский, арабский и турецкий языки, с детства владел английским, итальянским и немецким. В 1818 г. был назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии, где проявил незаурядные дипломатические способности. В 1822 году был переведен по службе в Тифлис. В 1828 г. вновь вынужден вернуться в Персию. По пути в Персию задерживается в Тифлисе. Здесь в августе 1828 г. Грибоедов женился на дочери своего друга, известного грузинского поэта Александра Чавчавадзе - Нине. После свадьбы Грибоедов один едет в Персию. Дипломатическая деятельность Грибоедова не устраива­ла внутренних и внешних врагов России. Против него был составлен заговор. Дело закончилось нападением толпы фанатиков-персов на рус­ское посольство и гибелью дипломата 30 января 1829 г. В русскую литературу Грибоедов вошел прежде всего как автор комедии “Горе от ума” (1824), хотя написал еще несколько пьес, поэм и стихотворении (он также обладал дарованием музыканта: играл на фор­тепиано, флейте, органе, сочинял музыку, занимался теорией музыки). Комедия “Горе от ума”, относящаяся к жанру высоких общественных комедий, произвела большое впечатление на современников. Причина необыкновенной жизненности комедии заключалась в обширности ее содержания и в ее художественном совершенстве. Разрешена к печати комедия была лишь в 1831 г., уже после гибели Грибоедова. Условием разрешения было изъятие из текста тех мест, которые признавались в цензуре особо “неблаговидными”.

ГУМБОЛЬДТ Вильгельм (1767-1835) – немецкий филолог, философ, языковед, теоретик искусства; один из виднейших представителей немецкого классического гуманизма, друг Гёте и Шиллера. Цель истории он видит в осуществлении идеала «гуманности», заключающегося в духовном формировании и раскрытии человеческой индивидуальности во всей полноте ее способностей, которые должны слиться в некое гармоничное целое, подобное художественному произведению. Свободное внутреннее саморазвитие индивида и нации, которую Гумбольдт также понимает как духовную творческую индивидуальность, определяет и границы деятельности государства; задачи его Гумбольдт сводит лишь к защите внешних границ и обеспечению внутреннего правопорядка («О границах деятельности государства», 1792). Особое значение имеют работы Г. о языке, paccматривавшиеся им в связи с философией культуры. Язык, считал мыслитель, неотделим от мышления индивида и народа. Он не просто готовый инструмент, но и сама творческая деятельность духа; уже в структуре языка воплощено определенное мировоззрение. Своим пониманием языка как содержательного компонента культуры Г. по существу заложил основы философской лингвистики.

ГУМИЛЁВ Лев Николаевич (1921-1992) – русский историк, философ, представитель русского космизма. Основная идея его концепции – всемирная история неразрывно связана с влиянием на нее различных сил Космоса. Г. много внимания уделяет исследованию этноса – группам, противопоставляющим себя другим и обладающим едиными стереотипами поведения и имеющим свою внутреннюю структуру. Новые этносы возникают в результате космического энергетического толчка, порождающего ряд особей – «пассионариев». Сама пассионарность – это высокая целеустремленность отдельных индивидов, способных на пути к реальной и иллюзорной цели пожертвовать своей жизнью для ее реализации. Г. полагал, что любая культура генетически связана с прежними культурами, их традициями, исходными элементами. Этнос, по мнению ученого, существует в течение 1200-1500 лет, развивая свою культурную традицию, но затем появляются новые пассионарии, знаменующие собой возникновение нового этноса. Концепция пассионарности привлекает внимание своей оригинальностью и смелостью в решении как космических, так и социо-культурных, проблем человечества. Основные работы, в которых отражены культурологич идеи Г.: «Открытия Хазарии» (1966); «Древние тюрки» (1967); «Этногенез и биосфера земли» (1979); «Древняя Русь и Великая степь» (1899); «От Руси к России: очерки этнической истории» (1992); «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации» (1993) и др.

ГУМИЛЁВ Николай Степанович (1886-1921) - поэт. Родился в Кронштадте в семье военного корабельного врача. Окончил Царскосельскую гимназию. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Затем слушал лекции в Сорбонне. Печататься начал в 1902 г.В первых сборниках поэта "Путь конквистадоров» (1905) и «Романтические стихи" (1908) заметно влияние символизма. С 1907 г. много путешествовал, был в Италии, Африке, на Балканах. В 1911 г. вместе с Городецким создал "Цех поэтов", вокруг которого объединились А. Ахматова, О. Мандельштам и др., называвшие себя акмеистами и вы­ступавшие против эстетики и поэтики символистов в стремлении утвер­дить ясность и четкость художественного образа и языка. В 1914 г поступил добровольцем в русскую армию. За храбрость и доблесть был награжден двумя Георгиевскими крестами и произведен в прапорщики. Революционные события 1917 г. застали его за границей, где он находился в командировке. В 1918 г. вернулся в Петроград, был членом редколлегии издательства "Всемирная литература", созданного М.Горьким. Вышли его сборники: "Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», "Колчан", "Пьеса в стихах", "Дитя Аллаха», поэма «Мик» переводы Т. Готье, Э. Кольриджа. Для поэзии Н. Гумилева характерна поэтизация истории, тяга к экзотике, прославление людей, наделенных сильным характером и железной волей. Его стихи отличаются пристрастием к ярким краскам и определенной рационалистичностью, стремлением к композиционной четкости. Расстрелян по недоказанному обвинению в контрреволюционном заговоре.

ГУРЕВИЧ Арон Яковлевич (р. 1924) - историк-меди­евист и культуролог; его основные научные интересы лежат в области средневековой культуры. В своих исследованиях он опирается на строгий анализ письменных текстов, что дает возможность восстановить миропонимание народа, не имевшего доступа к письменности. В работах Г. опи­сывается культура не только духовной элиты, но и ши­роких слоев населения средневековой Европы. В теоретическом плане им была рассмотрена проблема соотношения сте­реотипов сознания и уникальных проявлений культуры и их диалектика. Под культур. эпохой понимает не толь­ко и не столько систематизированную мысль и образцы высокого искусства, но и ту «магму обыденного созна­ния», которая их окружает, образуя «подсознание эпо­хи». Главная идея творчества заключается в признании существования основных универсальных категорий куль­туры, без которых она невозможна и которыми прони­зана во всех своих творениях. Именно они образуют картину мира, «модель мира», «образ мира», характер­ные для определенного общества. В своих исследовани­ях Г. рассмотрел т. наз. «культуру безмолвствующего боль­шинства» средневековья. Простые люди, принявшие христианство, в своей повседневной деятельности и мироощущениях до неузнаваемости преобразовывали христианство под влиянием суеверий, колдовства, ворожбы и т.д. Основные культурологические работы: «Время как проблема культуры» (статья, 1969); «Проблемы гене­зиса феодализма в Западной Европе» (1970); «Категории средневековой культуры» (1972); «Проблемы средневеко­вой народной культуры» (1981); «Культура и общество».

ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859 – 1938) – немецкий философ, основатель феноменологии. Современную ему европейскую духовную ситуацию Г. рассматривает как кризисную, связывая это с господством сциентизма и натуралистически – позитивного мировоззрения вообще.

ГЮГО Виктор Мари (1802-1885) - выдающийся французский писатель-романтик. Предисловие к драме «Кромвель» (1827) – манифест французских романтиков. Романы «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Отверженные» (1866), «Человек, который смеется» (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами.

ДАВИД Жан Луи (1748 - 1825) – выдающийся французский живописец. Представитель классицизма. Восприняв античность как пример гражданственности, исполнил строгие по композиции и ритму произведения большого общественного звучания («Клятва Горациев», 1784), портреты («Врач А. Леруа», 1783).

ДАЛИ Сальвадор (1904-1989) – испанский живописец, поэт, теоретик искусства. Жил во Франции и США. Представитель сюрреализма. Картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность: «Пылающий жираф» (1935), «Постоянство памяти» (1931).

ДАЛЬ Владимир Иванович (1801 – 1872) - выдающийся русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН (1838). Автор очерков (30-40-е годы) в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский; сборника “Пословицы русского народа” (1861 - 1862). Создал “Толковый словарь живого великорусского языка” (т. 1-4, 1863 – 1866), за который удостоен звания академика Петербургской АН (1863).

ДАМАСКИН Иоанн (675 – 753) - византийский богослов, философ и поэт. Иоанн Дамаскин – завершитель и систематизатор греческой патристики. Всесторонние познания позволили ему соединить разнородный идейный материал в единую замкнутую систему.

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) – пубицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог панславизма, один из создателей теории «культурно-исторических типов», изложенной в книге «Россия и Европа» (1869). В этой работе он отвергает линейное понимание истории и представление различных культур как этапов, или ступеней, общечеловеческого прогресса; обосновывает идею существования «культурно-исторических типов» (культур или локальных цивилизаций), которые в ходе истории, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей природной средой. Они проходят те же стадии, что и биологические особи, - зарождения, расцвета и гибели, сохраняя свою неповторимую индивидуальность и проявляя себя с разной степенью зрелости в четырех неравномерно, а порой и однобоко развивающихся сферах: религиозной, собственно культурной, политической и общественно-экономической. Д. делил все самобытные цивилизации на три класса. К первому относятся: египетская, китайская, ассирийская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская и бурятская. Эти культурно-исторические типы представляют собой положительных деятелей в истории человечества, они содействовали прогрессу человеческого духа. Второй класс образуют отрицательные культурно-исторические типы (гунны, монголы, турки), которые помогают «испустить дух» борющимся со смертью цивилизациям. К третьему классу относятся те начинающие развиваться цивилизации (финны и др.), коим не суждено сыграть ни созидательной, ни разрушительной роли в истории человечества, ибо они вошли в состав других цивилизаций в качестве этнографического материала. Почти все культурно-исторические типы, считал Д., одноосновны, т.е. в них при сочетании элементов преобладает какой-то один: напр, в европейском – религиозный, в античном – культурный, в Романо-германском – общественно-экономический. И лишь славянскому типу с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной предначертано стать полным, четырехосновным культурно-историческим типом. Авангардная роль в этом процессе принадлежит России.

ДАНТЕ Алигьери (1265-1321) - великий итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе «дольче стиль нуово» (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть «Новая жизнь», 1292-1293, издание 1576); философские и политические трактаты («Пир», не закончен; «О народной речи», 1304-1307, издание 1529), «Послания» (1304-1316). Вершина творчества Данте – поэма «Божественная комедия» (1307-1321, издание 1472) в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях – поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

ДЕБЮССИ Клод (1862-1918) - французский композитор. Основоположник музыкантского импрессионизма. Сочинению присущи поэтичность, изящество, богатство звуковой изобразительности, вместе с тем изысканность, зыбкость музыкальных образов. Основа творчества – программная иностранная музыка: «Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна”» (1894), триптих «Ноктюрны» (1899) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты, поэма для голоса с оркестра «Дева – избранница» (1888), фортепьянные произведения и др.

ДЕКАРТ Рене (1596 - 1650) – французский философ, математик, физик, физиолог. В учении о познании - родоначальник рационализма: «мыслю, следовательно существую». Отвел в процессе познания исключительную роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Учения Д. о непосредственной достоверности самосознания, о врожденных идеях (к числу таких идей он относил идею о бога) оказали влияние на последующий идеализм и стали предметом критики со стороны представителей материализма. Основные работы: «Рассуждение о методе», «Начала философии».

ДЕЛАКРУА Эжен (1798-1863) - французский живописец и график. Глава французского романтизма. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно-напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях («Резня на Хиосе», 1823-24; «Свобода, ведущая народ», 1830). Творческая фантазия, страстный темперамент выразились в произведениях на темы Востока, классической и современной литературы («Алжирские женщины»,1833-34; «Взятие Крестоносцами Константинополя», 1840-41).

ДЕМОКРИТ (ок. 460 до н. э. — около 370 до н.э.) - великий древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Д. су­ществуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые мате­риальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые. Они различаются формой, поло­жением в пустоте, величиной; движутся в различных направ­лениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. Все живое отличается от неживого наличием души, состоящей из сферических подвижных атомов, подобных атомам огня. По мнению Д. в мире нет случайностей, все определяется естественными причинами. В этике раз­вил учение об атараксии.

ДЕРЖАВИН Гаврила Романович (1743 - 1816) – поэт. Родился в семье мелкопоместного казанского дворянина, рано лишился отца. Служил в армии, участвовал в дворцовом перевороте Екатерины II, усмирял пуга­чевский бунт. Вынужденно оставил военную службу, но не удержался и на гражданской. Во второй половине 70 - начале 80-х годов XVIII в. раскрывается литературное дарование Державина: его стихи, хотя и анонимно, появляются в журналах и обращают на себя внимание читателей. К этому времени относится создание замечательной по силе мысли и энергии художественного выражения оды “На смерть князя Мещер­ского”. Но слава пришла к поэту лишь после появления его "Фелицы" (1782), знаменитой оды, обращенной к Екатерине - просвещенной “ма­тери отечества”. Именно такой он представил царицу в своем произведе­нии. Но наряду с этим он резко обличил надменность, корыстолюбие и леность окружающих ее вельмож. Польщенная императрица вернула Державина на службу, допустила к высшим государственным должнос­тям - сенатора, государственного казначея, министра юстиции. Державин, по своим политическим взглядам, не был противником самодержавно-крепостнического строя, но был против насилия, произвола и беззакония. В своих стихах он смело выступал против злоупотреб­лений и беззакония власти. В сатирической оде “Вельможа” (1774 - 1794) Державин безжалостно громит гордящуюся только гербами предков “по­злащенную грязь”. Еще более резким и обличительным является ею сти­хотворение “Властителям и судиям”, в конце которого поэт призывает небесные громы разразиться над головами “земных богов”. В произведе­ниях Державина также нашла выражение героика его времени, блестя­щие победы русского оружия. В человеке он больше всего ценил величие гражданского и патриотического подвига. В своих победных одах “На взятие Измаила”, “На победы в Италии”, “На переход Альпийских гор” и других Державин прославлял не только замечательных полководцев Румянцева и Суворова, но и простых русских солдат – “в свете первых бойцов”. “Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил” (А.С. Пушкин).

ДЖОТТО ди Бондоне (1266 или 1267-1337) - великий итальянский живописец, мастер флорентийской школы. Представитель Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305-1308) и церкви Санта - Кроче во Флоренции (ок. 1320-1325) поражают внутренней силой и величием образов тектоничностью композиции.

ДИККЕНС Чарльз (1815-1870) - английский писатель. Нравоописательное эссе «Очерки Боза», сентиментально-юмористический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837), авантюрно-приключенческий роман с актуальным общественным содержанием – «Приключения Оливера Твиста» (1838), роман «Большие ожидания» (1861), «Дэвид Копперфилд» (1850) содержит автобиографические черты.

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833—1911) - немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, осно­ватель философской герменевтики, понимающей психологии, духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духов­ной целостности личности и культуры. Истолковывал бытие как иррационалистически понимаемую историю. Труды по истории немецкой философии, литературы, музыки.

ДИОСИНИЙ (ок.1440 - после 1502, по другим исследованиям - после 1503) - русский живописец. Работал главным образом в Москве и русских монастырях. Иконам Дионисия, с их тонким рисунком и изыскан­ным колоритом, с сильно вытянутыми, грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность ("Богоматерь Одигитрия", 1482, "Спас
в силах", "Распятие", обе 1500 г.; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-1502, по другим исследованиям – 1502-1503, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием). Дионисию приписывают также иконы "Митрополит Петр в житии" (Успенский собор Московского Кремля), "Митрополит Алексий в жи­тии" (ГТГ) и др. В созданных Дионисием с сыновьями росписях собора Ферапонтова монастыря (1500-1502, по другим исследованиям – 1502-1503) достигнуто органическое единство идейно-образного и декоратив­ного начал. Композиции с изящными, как бы лишенными тяжести фигу­рами выполнены в холодной колористической гамме с преобладанием светлых оттенков.

ДИСНЕЙ Уолт (1901-1966) – американский кинорежиссер-мультипликатор, художник и продюсер. Снял серии короткометражных фильмов с постоянными персонажами (мышонок Микки, утенок Дональд и др.), полнометражные – «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Бэмби» (1942). Создатель «Диснейленда» - увеселительного детского парка в Калифорнии.

ДОНАТЕЛЛО (ок. 1386 – 1466) - выдающийся итальянский скульптор. Представитель флорентийской школы раннего Возрождения. Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Осмысливая опыт античного искусства, создал классические формы и виды ренессанской скульптуры; новый тип круглой статуи скульптурной группы, монументального конного памятника, живописного рельефа и др.

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 - 1881) - великий русский писатель, журналист, публицист. Родился в семье штаб-лекаря. Окончил Главное Инженерное училище. В 1844 г. вышел в отставку и встал на путь литературного творчества. В 1849 г. был арестован за принадлежность к кружку петрашевцев. В 1850 -1854 гг. находился в Омском остроге. После освобождения служил рядовым в Семипалатинске. После смерти Николая I Достоевский возвратился в Петербург (1859) и активно включился в литературный процесс. В своих ранних повестях (“Бедные люди”, 1846; “Белые ночи”, 1846 “Неточка Незванова”, 1849) Достоевский рассказывает о страданиях “маленького человека” как трагедии социальной. В повести “Записки из Мертвого дома” (1861 - 1862) - о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. В романе “Униженные и оскорбленные” (1861) писатель возвращается к теме “маленького человека”. В романе “Игрок” (1866) изображает яркий типаж “заграничного русского” человека. В 1866 г. начинает и завершает роман “Преступление и наказание”, отразивший весь сложный путь его внутренних исканий. Целью писателя было проследить “психологический процесс преступления”. Однако, если в “Преступлении и наказании” главный герой показан на отрицательном полюсе своей “широкости”, то в романе “Идиот” (1867) автор стремится “изобразить вполне прекрасного человека”. В романе “Бесы” (1871 - 1872) за перипетиями нигилистического заговора просматривается религиозно философский роман-трагедия о “великом грешнике”. В романе “Подросток” (1875) изображен распад семьи. Последняя и высочайшая вершина творчества Достоевского - роман “Братья Карамазовы” (1878 - 1880), продолжающий линию на осмысление социальных контрастов, диалогическое столкновение самобытных личностей, свидетельствующий о страстных поисках автором механизмов социальной и индивидуально-психической гармонии, истоков глубокого психологизма и трагизма жизненных ситуаций и т.д. Именно в этих сферах Достоевский сделал величайшие художественные открытия и явился, по его собственному определению, “реалистом в высшем смысле”.

ДУ ФУ (712-770) - великий китайский поэт всех времён. Наследие Ду Фу огромно — до наших дней дошло около 1,5 тыс. его стихов. Он успешно работал в раз­ных жанрах, его творчество питало не одно поколение последователей. Сила его стихов заключа­ется в их соразмерности и гармонии. Ду Фу происходил из довольно знатной, по бедной столичной семьи. Долгие годы он провёл в хлопотах о должности, но не смог сдать кон­курсных экзаменов (говорили, что причиной провала была зависть экза­менаторов к его литературному та­ланту). Ему удалось получить место только через 15 лет после первой по­пытки. Затем он какое-то время служил инспектором просве­щения в дальней области Хуачжоу. Как и положено было поэту, Ду Фу немало времени, про­вел в странствиях, пока наконец сно­ва не очутился в столице. Во многих стихах столичного периода он обли­чал общественную несправедливость. Ду Фу описывает людские страдания, вызванные военными дей­ствиями. Поскольку многие его сти­хи документально отражают реально произошедшие события, свидетелем которых он был сам, его часто на­зывают поэтом-летописцем. Новаторство Ду Фу проявилось также в детальном описании повсе­дневных человеческих забот. В связи с неурядицами военного времени Ду Фу был вынужден скитать­ся. Он не сумел обрести покоя даже на склоне лет — умер прямо в джонке (лодке), материализовав расхожую поэтическую метафору — «одинокий чёлн». Ду Фу достиг высот в самых раз­ных областях поэтического творчест­ва. Изображение природы, воспевание императора, бытовые наблюдения — всё в его стихах несёт па себе печать настоящего таланта.

ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович (1900-1955) - композитор. Окончил Харьковскую консерваторию (1910-1919). Был заведующим музыкальной частью Харьковского драматического театра (1919-1924), Москов­ского театра сатиры (1924-1929), музыкальным руководителем и главным дирижером Ленинградского мюзик-холла (1929-1934), председатель Ленинградского отделения СК (1937-1941), с 1943 г. в Москве. И.О. Дунаевский вошел в историю музыки как крупнейший мастер массовой песни. Мелодический дар и высокий профессионализм компо­зитора обусловили широкую популярность его песен в 30-50-х годах. Сочинения-балеты - "Город", «Мурзилка», «Отдых фавна» (1924); оперетты - (двенадцать), в том числе "Женихи" (1927)."Золотая доли­на" (1938) "Вольный ветер" (1947), "Сын клоуна" (1950), Белая ака­ция" (1955), музыка к тридцати спектаклям, в том числе «Тартюф», «Слуга двух господ", "Принцесса Турандот"; музыка к двадцати восьми кино­фильмам, в том числе "Веселые ребята" "Три товарища», «Цирк», «Дети капитана Гранта", "Волга-Волга", "Кубанские казаки». Свыше ста песен - среди них "Каким ты был", "Ой, цветет калина", "Школьный вальс», "Летите голуби», "Московские огни" и др.

ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858—1917) - выдающийся французский со­циолог и антрополог. Выступил против индивидуально-психо­логического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе «кол­лективному сознанию» Подходил к социальным фактам как к элементам культуры Одним из первых обратился к проблеме функций ритуала. Подход к этой проблеме определялся его общей теорией религии, в которой он видел символическое выражение социальной действительности. Изучение «негатив­ного культа» (табу, запреты) и «позитивного» (жертва, имита­ционные обряды и др.), по его словам, обнаружило, что религи­озные институции, и в первую очередь — ритуалы, имеют ряд жизненно важных функций, среди которых обращают на себя внимание четыре основные: социализирующая, интегрирую­щая, воспроизводящая функции и психотерапевтический эф­фект ритуала. Основные сочинения: «О разделении обществен­ного труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

ЕВКЛИД (III в. до н.э.) - древнегре­ческий математик. Систематизиро­вал все достижения античной мате­матики и дал их стройное изложение в 13 книгах «Начал», которые вплоть до XX в. определяли содержание школьных учебников по математи­ке. Одним из первых изучал логиче­ские основания математики, иссле­довал критерии разрешимости задач, ввёл понятие иррациональных чисел, доказал бесконечность множества простых чисел. В сочинении «Опти­ка» предложил одно из наиболее ранних учений о перспективе.

ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925) - поэт гениальных спо­собностей. Родился в крестьянской семье. Воспитывался в доме родите­лей отца, потом - матери. Писать стихи начал с 9 лет. Учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. С 1912 г. жил в Москве и в Петербурге. Работал в лавке, типографии, книгоизда­тельстве, недолго учился на историко-философском отделении народ­ного университета А.Л. Шанявского. С 1915 г. в литературной среде Пе­тербурга. Уже в первых сборниках ("Радуница", 1916; "Сельский часо­слов", 1918) проявляется как тонкий лирик, мастер глубоко психологи­зированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народного характера. В 1919—1923 гг. входил в группу имажинистов. Поэтическое развитие Есенина было ранним и интенсивным. Постоянные мотивы его первых произведений — чувство любви ко всему живому; тоска по гармонии человека и природы, вызванная предчувстви­ем ее распада; любовь к Родине — России, оказавшейся в беде. Позднее поэтический мир Есенина становится более сложным, значительное место в нем занимают библейские образы и христианские мотивы. Революци­онный взрыв 1917 г. был пережит поэтом с надеждой, утопическими ил­люзиями ("Иония", 1918). Затем появились опасения, предчувствие ка­тастрофы, крушения "древнего" русского мира ("Сорокоуст", 1920; "Пу­гачев", 1921; "Москва кабацкая", 1924 и др.). Однако были и другие про­изведения, свидетельствующие об искреннем принятии Есениным про­исходивших преобразований в жизни деревни и советского общества в целом, сложности его поэтического и гражданского становления: (поэма "Баллада о двадцати шести", 1924, посвященная бакинским комиссарам; сборник "Русь советская", 1925; поэма "Анна Снегина", 1925). Есенин пользовался огромной популярностью, в том числе и среди части большевистского руководства. Найден повесившимся в Ленинграде в 1925 г. В 30-40-е годы был запрещенным писателем.

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ Эмиль (1865-1950) – швейцарский композитор и педагог. Создатель системы музыкально-ритмического воспитания. Его метод, основанный на связи музыки с движением, применяется в балетных школах и специальных институтах других стран, в т.ч. в России. Оперы, симфонии, вокально-симфонические и инструментальные сочинения.

ЖЕРИКО Теодор (1791-1824) - французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Драматически-напряженные произведения («Плот Медузы», 1818-19), отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени, бытовыми сценами, пейзажами («Дерби в Эпсоме», 1821), повлияли на реалистов середины XIX века.

ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783 - 1852) - поэт, переводчик. Сын тульского помещика А.И. Бунина и турчанки Сальхи. Для получения дворянства “поступил” в Астраханский гусарский полк, а уже в ноябре 1789 г. уволен “по прошению своему от службы”. Первоначальное образование получил в кругу семьи Буниных, где рос на правах воспитанника. Постепенное осознание материальной зависимости и неустойчивости своего положения стало для него источником глубоких внутренних переживаний и проявилось впоследствии в его лирике. В 1797 г. был определен в Благородный пансион при Московском университете. За время учебы в пансионе (1797 - 1800) Жуковским было написано немало подражательных сочинений - торжественных од “на случай” или речей, предназначенных для ежегодных пансионных актов и выступлений в “Собрании воспитанников...”, а также стихов и прозаических отрывков на заданные наставниками темы морально-этического и патриотического характера. Балладные опыты Жуковского, которому принадлежит заслуга утверждения этого жанра в русской поэзии, имеют особое значение для становления русского романтизма. Поэт стремился создать балладу собственно русскую и даже простонародную (“Светлана”, 1808 - 1812; “Люд­мила” 1808; “Двенадцать спящих дев”, 1817). В середине 1810-х годов наметилась целая программа преобразования балладного жанра в наци­онально-русском, национально-поэтическом духе. Подобными тенден­циями отмечены и жанровые поиски Жуковского в области русской идил­лии (“Овсяный кисель”, “Деревенский сторож в полночь” и др.). Важное место в творчестве поэта занимает военно-патриотическая лирика, в том числе события Отечественной войны 1812 г. Начиная с 1841 г. до самой своей смерти Жуковский жил в разных городах Германии, но своих свя­зей с родиной не прерывал. Последнее десятилетие его творчества отме­чено активной переводческой деятельностью, тягой к монументальной, эпической форме, широким интересом к народному эпосу не только ев­ропейских, но и восточных народов Последним произведением Жуков­ского стало лирическое стихотворение “Царскосельский лебедь” (1851), в образной форме воссоздающее трагедию поэта, пережившего свое по­коление и ощущающего свое одиночество в новую историческую эпоху. Жуковский - одна из самых светлых личностей в истории русской литературы. Будучи близок ко двору, неоднократно помогал А.С. Пуш­кину, с которым был дружен; был воспитателем наследника престола (будущего Александра II) - и помог выкупить из крепостной неволи Та­раса Шевченко; помог Ф. Тютчеву – и т.д.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...