Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

СЛОВАРЬ 3 страница



ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848 - 1926) – русский живописец. Из семьи сельского священника. Учился в духовном училище и семинарии в Вятке (1858 - 1867), затем в Петербурге – в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1868 - 1875). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1878 - 1897), действительный член петербургской Академии художеств (с 1893 г.; в 1905 г. отказался от звания). В 1870-е годы писал жанровые картины в духе передвижничества, с большой наблюдательностью, запечатлев различные типы современного ему общества (“Военная телеграмма”, 1878, ГТГ). С 1878 г жил в Москве деятельно участвовал в работе Абрамцевского художественного кружка; установил дружественные связи с С.И. Мамонтовым живописцев, В.Д. Поленовым, позже с М.В. Нестеровым. С 1880-х годов стремясь к созданию основ “подлинно национального” русского искусства, Васнецов обратился к фольклорно-эпической тематике, к поискам в области синтеза жанрово-бытовой живописи со стилистикой народного творчества. Принесшие ему широкую популярность картины написанные на темы русской истории (“После побоища Игоря Святославича с половцами”, 1880; “ Царь Иван Васильевич Грозный”, 1897), сказок (“Аленушка”, 1881; “Иван-царевич на сером волке”, 1889), былины (“Богатыри", 1881 – 1898), отмечены яркой декоративностью и фантазией; склонность Васнецова к монументальной орнаментальности, к использованию фольклорной символики предвосхищали некоторые черты стиля “модерн”. Работал также над театральными декорациями (оформление постановки “Снегурочки” А.Н. Островского в домашнем театре Ма­монтова, 1882, и одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова в частной русской опере Мамонтова, 1886)в области монументальной живописи (панно “Каменный век” в историческом музее в Москве, 1883 - 1885; росписи Владимирского собора в Киеве, 1885 - 1896, мозаика храма Воскресения Христова (“Спаса на крови”) в Петербурге на месте смертельного ранения императора Александра II, 1883 - 1901; русской церкви в Дармштадте, 1899 - 1901, и др.), религиозной живописи и иконописи (иконы для собора Александра Невского в Софии, в том числе “Богоматерь на престоле”, “Спас на престоле”, 1903 - 1914), архитектуры (проекты церкви и “Избушки на курьих ножках” в Абрамцеве, 1883; собственный дом в Москве, 1893 - 1894, с 1953 г. Дом-музей Васнецова; фасад (Третьяковской галереи, 1902). После Октябрьской революции продолжал работать над картинами на сказочные и исторические сюжеты.

ВАТТО Антуан (1684-1721) - французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах, так же галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний («Паломничество на остров Киферу», 1719-1718). ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович (1883-1922) - советский режис­сер, актер. С 1911 г. в МХТ. Затем в 1-й Студии МХТ. Основатель (1913) и руководитель Студенческой студии (с 1921 г. -- 3-я Студия МХТ, с 1926 г. - Театр им. Вахтангова). Вахтангов стремился к поискам новых выразительных средств театрального искусства, созвучного революцион­ной эпохе. Поставил: "Свадьба" Чехова (1920), "Чудо св. Антония" Метерлинка (1921, 2-я ред.), "Эрик XIV" Стриндберга (1921), "Принцесса Турандот" Карло Гоцци (1922). Роли: Теклтон ("Сверчок на печи" по Диккенсу), Фрезер («Потоп», Бергера).

ВЕБЕР Макс (1864-1920) – выдающийся немецкий экономист, социолог, философ, историк и культуролог. Самыми известными и ценными с культурологической точки зрения стали две его работы – «Протестантская этика и дух капитализма (1904) и «Хозяйственная этика мировых религий» (1905). Их главная идея – прямая обусловленность экономической жизни отдельных стран и народов сложившимися в них религиозно-этическими нормами. В. рассматривает религию как социокультурный институт, который совмещает в себе черты культурной системы (т.е. определяет сферу значений символов и ценностей индивида и общества) и вместе с тем функционирует в качестве самостоятельного социального института. По В., религия является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определяет его значение и цели. Для понимания судеб культуры отдельных человеческих общностей важна классификация характера господства и власти: «легальный» или рациональный тип (демократия и парламентаризм); традиционный тип (династическая монархия); харизматический тип (диктатура и «вождизм». В. считает, что только уравновешенное и соответствующее месту и времени единство рациональности, традиционализма и харизмы, как типов господства, может обеспечить здоровую и устойчивую жизнь общества.

ВЕЛАСКЕС (Родригес де Сильва Веласкес) Диего (1599 – 1660) - испанский живописец, крупнейший представитель испанского барокко. Придворный живописец Филиппа IV (с 1623). Картины на религиозные, мифологические («Вакх», ок. 1628 – 1629), исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, сцены из народной жизни («Завтрак», ок. 1617 – 1618), острохарактерные портреты («Иннокентий X», 1650; групповой портрет «Менины», 1656), правдивые и поэтические сцены труда («Пряхи», 1657).

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780 - 1847) - русский живописец. Один из основоположников реалистического бытового жанра в русской живописи. Учился у В.Л. Боровиковского. В ранний период писал интимные лирические портреты, порой близкие романтизму (“А.И. Бибиков”,1805 –1808; “М.А. Фонвизин”, 1812). В конце 1807 г. Венецианов подготовил четыре офорта (“Вельможа” и др.) для предпринятого им издания “Журнала карикатур на 1808 год в лицах” - первого в России иллюстративного юмористического листка, который был запрещен цензурой за сатиру на чиновничью знать; в период Отечественной войны 1812 г. выступил с карикатурами на французов и дворян-галломанов. С 1819 г. поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, где писал портреты крестьян и сцены из их жизни (“Очищение свеклы”, пастель, до 1822 г., “Гумно”, около 1821 - 1823, “Утро помещицы”, 1823, “Спящий пастушок”, 1823 – 1824; “На пашне. Весна”, 1820-е годы, “На жатве. Лето”, 1820-е годы, “Голова старика-крестьянина”, 1825). Эти произведения, созданные в результате углубленной работы с натуры, определили становление нового художественного направления, в основе которого лежало стремление к правдивому отражению жизни. Венецианов в своих картинах создавал отчасти идеализированный поэтический образ крестьянской жизни, неразрывно связанный с красотой русской природы. Работа на открытом воздухе позволила Венецианову передавать эффекты дневного освещения, высветлить всю палитру. Большую роль в демократизации русского искусства сыграла педагогическая деятельность Венецианова.

ВЕРГИЛИЙ Марон Публий (70—19 до н. э.) - древнеримский поэт. Основные произведения: сборник «Буколики» («Пастуше­ские песни») — идеализированное изображение жизни пастухов на фоне сельской природы; «Георгики» («Поэма о земледелии») — кон­кретные советы земледельцам че­редуются здесь с различными лири­ческими отступлениями; поэма «Энеида» — мифологически-герои­ческий эпос.

ВЕРДИ Джузеппе (1813-1901) - итальянский композитор. Один из крупнейших мастеров оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы. Оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (1853), «Отелло» (1886), «Реквием» (1874) и др.

ВЕРЕСАЕВ (наст. фам. Смидович) Викентий Викентьевич (1867-1945) - писатель. Родился в семье врача. Окончил в 1888 г. историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. По окон­чании работал врачом в Туле и Санкт-Петербурге. Со студенческих лет занимался литературной деятельностью. В 1903 г. пишет повесть "Без дороги". Большую популярность принесли ему "Записки врача" (1901). В 1903 г. поселился в Москве, входил в литературную группу "Среда". В повести "К жизни" (1909) формулирует свой поворот к философии Ниц­ше и Бергсона. После поездки в Грецию (1910) занимается древнегречес­кой литературой и переводами Сапфо и Гесиода. Пишет книгу о Толстом и Достоевском "Живая жизнь". Послереволюционное время провел в
Крыму. В романе "В тупике" (1922) выразил свое неприятие террора того времени. Занимался литературно-исследовательской работой "Пушкин в жизни" (1926—1927) и "Гоголь в жизни" (1933). В романе "Сестры" (1933) реалистически изобразил теневые стороны жизни комсомола. Перевел поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Центральная тема художественной прозы Вересаева — позиция современной ему ин­теллигенции. Стилистически Вересаев всегда оставался верен традиции критического реализма, ориентирующегося на описание среды, не прибегая ни к каким экспериментам в области формы.

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842 - 1904) - художник, очеркист. Из дворян. Учился в петербургском Морском кадетском корпусе (1853 - 1860). С 1858 г. посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 1860 г. поступил в Академию художеств, в 1863 г., выступив против косности академического преподавания, оставил ее (в 1874 г. публично отказался от звания профессора). Художественное образование продолжил в Парижской Академии художеств (1864 - 1866). В поисках впечатлений и сюжетов для своих картин много путешествовал по России, странам Западной Европы, Ближнего Востока, по Индии, Японии, США. Участвовал в военных действиях русской армии в Туркестане (1867 - 1868, 1869 -1870; в 1868 г. награжден Георгиевским крестом), в русско-турецкой войне 1877 -1878 гг. и русско-японской войне 1904 -1905 гг. Погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца “Петропавловск”. По направленности своего творчества близок к передвижникам. Верещагин создал тематические серии картин (“Туркестанская”, 1871-1874; “Балканская”, 1877 - 1878 и 1880-е годы), цикл, посвященный Отечественной войне 1812 г. (1887 - 1904), и другие картины.

ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945) - русский естествоиспытатель и мыслитель, крупный обще­ственный деятель и организатор науки, создатель учения о биосфере и ноосфере (сфере разума). В. — представи­тель русского космизма — направления в культуре, объеди­нившего в себе не только отечественных ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. Свое мировоззрение он охарактеризовал как «философский скепсис», что озна­чало признание ученым не только права на свободный поиск различных философ, идей и направлений, но и на отстаивание своих науч. выводов. В. исходил из того, что ноосфера является последним из многих состояний био­сферы и что человек «становится могучей космической силой». Он обратил внимание на то, что человек и все человечество неразрывно связаны с биосферой Земли, с ее энергетической структурой; биосфера - планетарное явление, а само человечество, составляя ничтожную мас­су вещества, отличается не своей массой, а своим разу­мом. В одной из своих научных работ В. писал: «Цивилиза­ция «культурного человечества», поскольку она является формой организации новой геологической силы, создав­шейся в биосфере, не может прерваться и уничтожить­ся». Культурологические идеи В. оказали влияние не только на современные биосферные концепции культуры, но и на раз­витие современной культурологии. Основные культурологические идеи высказаны В. в работах: «Задачи высшего образо­вания нашего времени» (статья, 1913); «1911г. в истории русской умственной культуры» (статья, 1911); «Начало и вечность жизни» (1922); «Научная мысль как планетар­ное явление» (1938, опубликовано в 1977) и др.

ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (1887-1973) - историк, философ, высказавший ряд культуро­логических идей; выступал как активный участник евразий­ства. Сын В. И. Вернадского. В своих исторических работах В. выделил историю Евразии как ряд попыток создания единого го­сударства и собственно русскую историю как процесс посте­пенного освоения рус. народом евразийской террито­рии. Для В., как и др. представителей евразийского движения, было характерно представление о строго упо­рядоченном и ритмическом развитии культурно-исторического про­цесса. По мнению В., европеизация для России оберну­лась серьезным потрясением в ее духовной жизни: в нее проникли европейские формы культуры. В работах В. подчеркивался еще один важный фактор, сыгравший важную роль в формировании русско-евразийской само­бытной культуры, - восточное влияние. Татаро-монголь­ское иго явилось важным фактором для консолидации русского народа. Более того, оно явилось своеобразной пре­градой для латинизации Руси. Особенность культуроло­гических идей В. заключается в том, что он не придавал са­модовлеющего значения природно-географическому фактору в развитии культуры. По его мнению, основным источником прогресса материальной и духовной культуры явля­ется внутреннее саморазвитие общества, однако отнюдь не внесоциальные факторы, которые накладывают печать своеобразия на культуру. Основные культурологические идеи В. нашли отражение в его работах: «Начертание русской истории» (1927); «История России» (1929); «Опыт исто­рии Евразии с половины VI века до настоящего време­ни» (1934); «Звенья русской культуры» (1938); «Древняя Русь» (1943); «Киевская Русь» (1948); «Монголы и Русь» (1953); «Очерки о начале Руси». В 2-х т. (1959) и др.

ВИКТОРЬЕН Домье Оноре (1808 - 1879) – французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814г. жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладел ремеслом литографа, выполнял мелкие литографические работы. Творчество Домье сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательное изучение классического искусства. Домье участвовал в Революции 1830г., а с установлением Июльской монархии стал политический карикатуризм и завоевал общественное признание беспощадной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Домье сознательно и целеустремленно связал свое искусство с демократическим движением. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях. Смело и точно вылепленные скульптуры, эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей послужило основой для серии литографических портретов-шаржей. В 1832г. Домье за карикатуру на Короля (литография «Гаргантюа», 1831г.) был заключен на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835г.) вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы», «Супружеские нравы» (1839-1842г.), «Лучшие дни жизни» (1843-1846г.), «Люди юстиции» (1845-1849г.) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной сферы, формирующей личность обывателя. В конце 60-х г. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам: художник с тревогой следовал за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происки церкви. Франко-прусской войне 1870-1871г. посвящен последний шедевр Домье – альбом «Осада», «Потрясенные наследством», 1871г. Огромное наследие Домье, одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.

ВИТРУВИЙ (2-ая пол. I в. до н. э.) - римский архитектор и инженер, автор «Десяти книг об архитектуре», единственного дошедшего до нас полностью античного трактата на эту тему, обобщающего опыт развития архитектуры в Др. Греции и Риме. В сочинении В. содержатся эстетические воззрения на архитектуру, сведения о видах сооружений, об основных архитектурных ордерах и их значении, о строительных материалах, о градостроительстве и значении инженера в градостроитель­стве. Труд В. стал предметом пристального изучения в эпоху Возрождения, в Италии была создана даже Витрувианская ака­демия.

ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна (р. 1926) - певица (сопрано). В 1952-1974 гг. солистка Большого театра. Среди партий: Татьяна («Евгений Онегин»), Виолетта («Травиата»), Чио-Чио-сан, Тоска, Наташа Ростова («Война и мир» С.С. Прокофьева), Софья Ткаченко ("Семен Котко" Прокофьева), Катарина ("Укрощение строптивой" В.Я. Шебалина, первая исполнительница). Впервые на московской сцене исполнила монооперу «Человеческий голос» Ф. Пуленка. Снялась в главной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова». Выступает в концертах. С 1974 г. – за рубежом.

ВЛАДИМИР I (962 – 1015) - великий князь киевский с 980. Покорил вятичей, радимичей, воевал с печенегами. В 988-989 ввел христианство на Руси. Способствовал расцвету древнерусского государства и усилению его международного авторитета. В былинах прозван «Красным Солнышком».

ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1053-1125) - князь смоленский, черниговский, киевский. Сын Всеволода 1 и дочери византийского императора Константина Мономаха- Марии. Боролся против княжеских усобиц. Разгромил половцев вместе с другими князьями в походах 1103,1107, 1111, 1116, 1120 гг. Разработал «устав», ограничивающий произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей и всех, кто прочтет, укреплять единство Руси, добиваться справедливого суда, следовать христианским заповедям.

ВОЙНОВИЧ Владимир Николаевич (р. 1932) — писатель. Отец - жур­налист, мать - учительница. Детство прошло частично в деревне. Учил­ся столярному мастерству, служил в армии. После окончания вечерней школы поступал в Литературный институт им. Горького в 1956 и 1957 гг., но не был принят. Проучившись полтора года в Московском педагоги­ческом институте, отправился в Казахстан, где не только осваивает це­лину, но и создает свои первые прозаические произведения. В 1960 г он получил в Москве место на радио. Первый рассказ Войновича "Мы здесь живем" (1961), напечатанный в журнале "Новый мир", выдвинул его в ряды "талантливых молодых прозаиков" (Ю. Тендряков). Рассказ "Кем я мог бы стать"("Хочу быть честным") (1963) и повесть "Два товарища" (1967) были инсценированы и имели большой успех. С 1963 г. Войнович писал роман "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина". После его опубликования на Западе у писателя начались пробле­мы. В феврале 1974 года он был исключен из членов СП СССР. В 1980 г. Войнович выехал в ФРГ. Благодаря роману о Чонкине и "Иванькиаде" он становится одним из самых значительных русских са­тириков современности. Сатира Войновича направлена против армии, милиции, партии, а образ Чонкина, запутавшегося в комических ситуациях, постепенно приобретает черты некоторого трагизма. В продолжении этого романа "Претендент на престол" (1970) уже нет череды приключений главного героя, свойственного плутовскому роману. Это откровенная сатира на жизнь в Советском Союзе. В сборнике "Путем вза­имной переписки" (1979) Войнович собрал свою прежнюю прозу и публицистику. Начиная с первых своих произведений, Войнович проявляет себя как писатель-реалист, замечательно изображающий человеческие характеры, используя краткие диалоги.

ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) – французский писатель, философ, историк, один из вождей фр. Просвещения. Сотрудничал в энциклопедии Дидро. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, «первого двигателя». Движение природы, по В., происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а скорее свойственный самой природе принцип действия. Фактически В. склоняется к отождествлению бога («великого геометра») и природы. В противовес теологической метафизике 17 в. В. выдвигал требование научного исследования природы. Задача науки – изучение объективной причинности. Социально-политические взгляды В. имеют ярко выраженную антифеодальную направленность. Он боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, требовал введения пропорциональных имуществу налогов, свободы слова и т. д. Но критику частной собственности решительно отвергал, полагая неизбежным деление общества на бедных и богатых. Разумное государственное устройство по В. – конституционная монархия во главе с просвещенным монархом. В конце жизни В. склонялся к убеждению, что лучшим типом государства является республика. Главная мишень сатиры В. – христианство и католическая церковь, которую он считал основным врагом прогресса. Отрицая бога, воплощенного в конкретном образе (Христа, Магомета, Будды), он полагал, что идея карающего бога должна жить в народе. Основные труды В.: «Философские письма», «Опыт о нравах и духе народов».

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759 - 1814) - архитектор. Был крепостным графа А.С. Строганова. С 1777 г. учился в Москве («перспективной и миниатюрной живописи», а также архитектуре, возможно) у В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. С 1779 г. жил в Петербурге как “дворцовый” живописец Строганова; получил вольную в 1786 г. С 1781 г. сопро­вождая графа П.Л. Строганова, совершил несколько путешествии по России, 1786 -1890 гг. жил вместе с ним в Швейцарии и Франции, где изучал архитектуру, механику, математику, физику. Академик “перспективной и миниатюрной живописи" (1797), профессор (1802), старший профессор (1811) петербургской Академии художеств. Ранние работы Воронихина, предпринятые в основном для Строгановых (отделка интерьеров Строгановского дворца в Петербурге, 1793; Строгановская дача на Верной речке в Петербурге, 1795 - 1796 it.) и Голицыных, родственников жены П.А. Строганова (усадебный дом в Городне Калужской губернии, 1798), сочетают присущую зрелому классицизму композиционную ясность с изяществом и утонченностью деталей. Дальнейшее творчество Воронихина получавшего с начала XIX века крупные государственные зака­зы, ознаменованы поисками большого монументального стиля, разра­боткой нового тина общественного здания, храма, в простых и строгих формах выражающею идею величия и мощи государства. Эти принципы зарождавшегося русского ампира воплощены в наиболее известном про­изведении Воронихина - Казанском соборе в Петербурге (1801 - 1811), величественном, триумфальном по характеру сооружении, композици­онным центром которого стала мощная полуциркульная колоннада, об­разовавшая торжественную площадь в ряду ансамблей Невского про­спекта. Градостроительная акцентировка существенна и для других ра­бот Воронихина - здания Горного кадетского корпуса (1806 - 1811; поз­же - Горный институт) с монументальной колоннадой, обращенной к Неве, неосуществленных проектов Исаакиевского собора в Петербурге (1808 - 1810) и храма Христа Спасителя в Москве (1813). Участвовал также и в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе и Пав­ловске (деревянный “Павильон роз”, интерьеры дворца. 1803 – 1808), проектировал мебель, осветительные приборы, вазы в органичном стилис­тическом единстве с характером архитектуры и отделки интерьеров.

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910) - живописец, график, скульптор. Из семьи юриста. В 1874-1880 учился на юридичес­ком факультете петербургского университета, в 1880-1884 гг. - в пе­тербургской Академии художеств. В 1884-1889 гг. жил в основном в Кие­ве, где работал над иконами ("Св. Афанасий", "Богоматерь с младен­цем") и росписями ("Сошествие Св. Духа" и др.) Кирилловской церкви, эскизами неосуществленных росписей Владимирского собора. В художе­ственной манере Врубеля резкий ломающийся штрих, деформация и со­вмещение пространственных планов, своеобразная "кристаллизация" фор­мы, эмоциональный светоносный колорит становятся средствами вопло­щения тревожной и драматичной в своей основе картины мира. В 1889 г. переехал в Москву, где сблизился с С.И. Мамонтовым, стал деятельным участником Мамонтовского кружка: руководил керамической мастерской в Абрамцево ("Мизгирь", "Купава", оба майолика, 1889-1890), офор­млял спектакли Московской частной русской оперы Мамонтова (оперы Н.А. Римского-Корсакова "Садко", 1897, "Сказка о царе Салтане", 1900, и др.), выступал в роли архитектора (проект фасада дома Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве, 1891). С 1898 г. - участник выставок "Мира искусства". Обращение Врубеля к "вечным", почерпнутым из культуры античности, средних веков, эпохи Возрождения темам и мотивам, налет многозначительной таинственности ("Пан", 1899) сближают его искусство с символизмом. Одновременноуниверсальность Врубеля как художника, поиски высокого монументального стиля, приверженность к орнаментальным, ритмически усложненным решениям (керамическоепанно "Принцесса Греза" на фасаде гостиницы «Метрополь» в Москве 1899-1903) придают его произведениям характерные черты стиля "модерн". Однако творчество Врубеля выходит за рамки какого-либо определенного стиля; стремление создать сложную, неоднозначную картину мира, в котором все взаимосвязано и одушевлено, где за привычным обликом предметов и явлений таится своя особая и напряженная жизнь, приводит в произведениях Врубеля к органическому слиянию мира человеческих чувств и мира природы («К ночи», «Сирень», оба 1900 г.) Сквозная тема творчества Врубеля - образ Демона, в котором художник видит героическую личность, отвергнутого пророка, трагически ощущающего свое одиночество ("Демон», 1890; к одноименной поэме М.Ю. Лермонтова), обреченного, но сохраняющего полноту духа ("Демон поверженный», 1902). В последние годы жизни Врубеля, омраченные душевной болезнью, его искусство приобретает характер трагической исповеди, мистического визионерст­ва лучшими произведениями этого периода стали замечательные острой
проницательностью характеристик графические портреты («После концерта. Портрет Н.И. Забелы-Врубель»).

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) - русский психолог. Научная деятельность начал с изучения психологии искусства. В. понимал культуру как «продукт социальной жизни и общественной деятельности человека». Разрабо­тал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилиза­ции. Согласно этой теории, источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре. В. различает два плана поведе­ния — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат ист. развития общества), слитые в развитии психики. В. полагает, что суть культур, поведения заключается в его опосредованности орудиями и знаками (причем первые направлены «вовне», на преобразование действительности, а вто­рые — «вовнутрь», сначала на преобразование др. людей, затем — на управление собственным поведением). Куль­турно-историческая теория В. по сути дела представляет собой отечественную психол. школу. Из нее вышли такие круп­ные ученые, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Галь­перин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др. Сковные работы: «Этюды по истории поведения» (coBUettHO с А. Р. Лурия, 1930); «Психология искусства» (1925, опубл. в 1965); «Мышление и язык» (1934); Избр. психол. исследования. М., 1956; Собр. соч., т. 1—6. М., 1982-1984.

ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович (1938—1980) - выдающийся русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Трагически ис­поведальные стихи, романтико-лирические, комические и сати­рические песни, баллады (сборники «Нерв», 1981, «Я, конечно, вернусь...» 1988). В песенном творчестве отталкивался от тради­ций русского городского романса. С 1964 в Московском театре драмы и комедии на Таганке (Хлопуша — «Пугачев» по С. А. Есе­нину; Гамлет - «Гамлет» У. Шекспира; Лопахин — «Вишневый сад» А. П. Чехова и др.). Снимался в фильмах: «Вертикаль» (1967), «Короткие встречи» (1968), телефильмах «Место встречи изме­нить нельзя» (1979) и др. Высоцкому присущ мощный «лавин­ный» темперамент; его подлинно трагический герой — сильная личность, бунтарь-одиночка, сознающий свою обреченность, но не допускающий мысли о капитуляции. В комических жанрах В. с легкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной уз­наваемости гротескных «зарисовок с натуры». В «серьезных» песнях и драматических ролях пробивалась наружу бурлящая под спудом глубинная сила, рвущая душу тоска по справед­ливости.

ГАЛЕН Клавдий (около 130 — около 200) - классик античной медицины. Внёс огромный вклад в развитие анатомии и физиологии, в своих физиологических исследованиях активно применял экспериментальный метод. Долгие века до самого конца Средневековья считался непререкаемым медицинским авторитетом.

ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564 - 1642) – итальянский физик и астроном. Первым начал систематически применять научный эксперимент в виде математического, и в особенности – геометрического, моделирования явлений природы. Главным достижением Г. в механике было установление закона инерции, принципа относительности, согласно которому равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. В основе природы лежит строгая механическая причинность абсолютно неизменных атомов, подчиняющихся законам механики. Исходным пунктом познания природы является наблюдение, опыт. Основной труд – «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевской и коперниковой».

ГАУТАМА (Сиддхартха Гаутама, Будда Шакьямуни) - осно­ватель буддизма, согласно традиции живший в 623—544 гг. до н. э. и про­исходивший из царского племени шакьев. В своих проповедях учил, что жизнь есть страдание, и указал пути избавления от страданий, ве­дущие к умиротворению, понима­нию, Просветлению. Как достигшему Просветления, тра­диция приписывает Г. такие ка­чества, как способность исцелять, творить чудеса, менять свой облик, влиять на ход событий в мире и т. д.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 299 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...