Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

СЛОВАРЬ 9 страница



МАТИСС Анри (1869-1954) – французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбы», 1911), в витражах, гравюрах, литографиях.

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930) - поэт, драма­тург. Родился на Кавказе, в семье лесничего. Учился в Кутаисской гим­назии. С 1906 г. жил в Москве. Одно время был вовлечен в революцион­ную деятельность. Побывав в тюрьме, начинал писать стихи (1909). С 1911 г. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, при­надлежал к группе кубофутуристов, пропагандировавших новые формы в искусстве. Вместе с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и А. Крученых гото­вил манифест "Пощечина общественному вкусу". В это время для твор­чества Маяковского характерны мотивы революционного обновления, бунт и одиночество лирического героя. Первые публикации: сборник сти­хов "Я" (1913) и поэма "Облако в штанах" (1915). После 1917 г. Маяковский стремится дать "... героическое, эпичес­кое и сатирическое изображение нашей эпохи". Агитатор лирик, три­бун он работает в "Окнах РОСТА", создает: поэмы "150 000 000, Люб­лю" "Про это", "Владимир Ильич Ленин", "Хорошо!", "Во весь го­лос"' пьесы "Мистерия-буфф", "Клоп", "Баня". В послереволюцион­ный период Маяковский утверждает поэзию нового типа, сочетающую широчайший социально-исторический, философский, нравственный ра­курс художественного познания мира с лирически страстным и откровенным рассказом "о времени и о себе". Покончил с собой 14 апреля 1930 г. Тоталитарный режим после смерти поэта упростил, обеднил его лирического героя, превратив в пропаган­дистский плакат, образец "советского человека". Обстоятельства смерти поэта до сих пор не выяснены окончательно.

МЕДЖНУН (умер около 700 г.) - арабский поэт любовной лирики. Настоящее имя - Кайс ибн аль-Мулаввах. Ещё в ранней юности М. случайно увидел красавицу Лейлу на сто­янке соседнего бедуинского племени — и полюбил навсегда. Он воспе­вал её в своих прекрасных стихах — но, когда посватался к ней, её отец отказал ему, сказав, что он обесчестил девушку своими песнями. Лейлу выдали за другого. В отчаянии М. ушёл из родного стойбища в пустыню, где про­должал писать о своей любви и оплакивать судьбу. Любовь стала его безумием (отсюда прозвище — Безумный, Одержимый). Люди ему сде­лались ненавистны, он дружил только с газелями: они напоминали ему Лей­лу (газель — обычное название возлюбленной в арабской поэзии). М. выкупал их у охотников и отпускал на волю. Любовь, которую воспевает М., не надеется на обладание воз­любленной. Это любовь, неизбежная, как смерть, любовь-мука, но мука, без которой не имеет смысла жить. Такая всепоглощающая любовь-безумие получила у арабов название «узритской» — от племени узра, про­славившегося своими поэтами. Она, в сущности, направлена не на воз­любленную — та никогда не имеет ка­ких-либо конкретных черт и ничем не поддерживает любовь. Чувство пи­тается самим собою, а возлюбленная служит лишь поводом для него, зна­ком чего-то высшего — быть может, самой любви. Узритская поэзия, впервые изобра­зившая любовь, граничащую с мисти­ческим чувством, оказала влияние и на европейскую поэзию трубадуров и миннезингеров и на мусульманскую поэзию суфиев. Об узритских поэтах складывались легенды, которые на Востоке послужили сюжетами для бес­численных поэм, а на Западе повлия­ли на становление жанра новеллы.

МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874-1940) - советский режис­сер и актер, народный артист Республики (1923). Родился в семье пред­принимателя, выходца из Германии. В 1895 г. поступил на юридический факультет Московского университета. В 1896 г. — на 2-й курс драмати­ческого класса Музыкально-драматического училища Московского фи­лармонического общества; по окончании в 1898 г. вошел в труппу Московского художественного театра, затем актер и режиссер в Херсоне, Николаеве, Петербурге и др. В 1920-1938 гг. возглавлял театр в Москве (с 1923 г. - Театр имени Мейерхольда). Протест против буржуазно-ме­щанского эпигонского натурализма привел Мейерхольда в первые же годы после Октябрьской революции 1917 г. к выдвижению идей "Театрального Октября", направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности по­лемики против академических театров нередко были ощутимы в деятель­ности Мейерхольда в советское время. Однако наиболее значительные спектакли возглавлявшегося им театра были направлены на создание искусства, связанного с революционной современностью как своим со­держанием, так и присущей им динамической формой. Творческие поис­ки Мейерхольда оказали большое влияние на советский и зарубежный театр. Поставил: "Мистерия-Буфф" (1921), "Клоп" (1929) и "Баня" (1930) В.В.Маяковского, "Мандат" Н.Р. Эрдмана (1925), "Лес" А.Н. Остров­ского (1924), "Ревизор" Н.В. Гоголя (1926), "Горе уму" (по 'Горе от ума") А.С Грибоедова (1928), "Дама с камелиями" А. Дюма-сына (1934) и др.

МЕНЬ Александр Владимирович (1935-1990) - православный проповедник и священник, протоиерей. В своих выступлениях, проповедях, статьях, книгах подни­мал вопросы взаимоотношения религии, культуры и обще­ства; его интересовали духовные учения древнего мира, Библейское откровение, догматы христианства, библей­ские мотивы мировой литературы, русский религиозный ренессанс начала XX в. М. обратил внимание на то, что у европей­цев сложилось «ренессансное» понимание греческой культуры, т. е. последняя представляется пасторальной, легкомысленно-веселой, но почему-то забывают о том, что в Греции создана трагедия - величайшее достижение этой культуры. Высказал мнение об основах культуры: «Когда мы говорим об основах любой культуры, мы должны прежде всего задать себе вопрос, не какие материальные формы куют ее, а какой дух лежит в ее основе. И, пробегая мысленным взором историю цивилизации, мы все­гда можем точно определить, какой дух лежит в ее основе». М. интересовали не только деятели русской культуры, но и в первую очередь жизнь и творчество отечествен­ных философов: Вл. Соловьева, С. и Е. Трубецких Н. Бердяева, Ф. Достоевского, С. Булгакова, П. Флоренского, С. Франка, Г. Федотова и др. Основные работы М: «Христианство» (лекция, 1990); «Православное богослу­жение. Таинство, слово и образ» (1991); «Радостная весть» (1992); «Культура, христианство. Церковь. Лекции и беседы» (1997) и др.

МЁРДОК Джордж Питер (1897—1985) - известный американ­ский антрополог, исследователь проблем культуры и общества. Получил образование в Йельском университете. Работал самостоятельно, избегая влияния школы Боаса. Сосредоточил­ся на создании методологии, применимой в социологии и ант­ропологии, с помощью которой можно было бы исследовать культурно-детерминированное поведение человека. Для того чтобы сделать возможным обоснованные кросс-культурные сравнения, он инициировал создание группы межкультурных обзоров в Йеле. Классифицировал огромное количество све­дений по различным культурам, заложив основы для целого направления в мировой антропологии. Все исследуемые элемен­ты культуры были зафиксированы при помощи формализо­ванной записи, которая была разработана М. и положена им б основу HPAF (Ареальная картотека человеческих отношений — Human Relations Area File). Впервые она была опубликова­на в виде «Этнографического атласа» (1967) и представляющей: набор табулограмм по 600 культурам. М. сформулировал кон­цепцию универсальной культурной модели и эволюции сис­тем родства, изложенную в книге «Социальная структура». М. считал, что все формы родства детерминированы эко­логическими условиями, определяющими, в свою очередь, хо­зяйственный тип и половое разделение труда. Разные типы родственных организаций эволюционируют в разных направ­лениях в зависимости от изменения окружающих условий. Терминология родства, по М., полностью детерминирована родственными отношениями. М. проводил полевые исследо­вания в Африке, внес существенный вклад в развитие африкан­ской этнографии.

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866-1941) - поэт. Родился в Петербурге в семье дворцового служащего. Окончил историко-филоло­гическое отделение Петербургского университета. В начале 1880-х годов выступил в печати со стихами, близкими к поэзии С.Я. Надсона. Интерес к современной французской поэзии, религиозно-мистические искания определили место поэта в зарождавшейся в России декадентской культу­ре. Его книга "О причинах упадка и новых течениях современной рус­ской литературы" (1893) явилась одним из первых программных доку­ментов русского декадентства. Самое значительное сочинение в прозе - трилогия "Христос и Анти­христ" (1895-1905), проникнутая религиозно-мистическими идеями. В числе сочинений: исследование "Л.Толстой и Достоевский" (кн. 1-2, 1901 — 1902), антиреволюционные памфлеты "Грядущий хам" (1906), истори­ческие пьесы ("Павел 1", 1908; "Царевич Алексей", 1920) и др. В 1920 г. Мережковский эмигрировал, жил в основном в Париже, продолжал литературную деятельность, выступая с антисоветских позиций.

МЕРИМЕ Проспер (1803 – 1870) – французский писатель, член Французской академии с 1844 г. Родился в семье художника; окончил юридический факультет Сорбонны (1823 г.). Романтический интерес к экзотическим странам нашел отражение в первых сочинениях Мериме – сборник пьес «Театр Клары Гасуль» (1825 г.). Мериме приписал свои пьесы выдуманной испанской комедиантке. В них немало откликов на французскую действительность, а также тонкая пародия на реакционный романтический театр с его мелодрамностью. Сборник «Гузла» (1827 г.) снова был мистификаторской имитацией, на этот раз – селлирийских народных песен. Мериме создал произведение, близкое народному творчеству, и ввел в заблуждение А.С. Пушкина и А. Мицкевича. Незаурядным мастерством отмечены научные работы Мериме – книги очерков («Заметки о путешествии по югу Франции», 1835г.), исследования по архитектуре средневековья, по древнеримской истории, истории Испании, Украины, России, критические статьи. После 1848 г. литературная активность Мериме пошла на убыль. В эти годы усилился интерес Мериме к русской культуре. На сюжеты Мериме написаны пьесы, музыкальные комедии, оперы, в том числе «Кармен» Ж. Бизе (1875г.), созданы песенные фильмы.

МЕТЕРЛИНК Морис (1862 - 1949) – бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896г. жил во Франции. Идеалистические символические взгляды раннего Метерлинка – реакция протеста против буржуазного позитивизма и бескрылости натурального искусства. В 1889 г. вышел сборник стихов Метерлинка «Теплицы», в 1896 г. – сборник «12 песен». Человек в ранних пьесах Метерлинка – жертва рока (сказка «Принцесса Мален», 1889 г.); это драматургия молчания, натисков и недомолвок. В годы 1-ой мировой войны 1914-1918 гг. Метерлинк – публицист, клеймист германского милитаризма. В 1904 г. Метерлинк уехал в США, вернулся во Францию в 1947 г., написал мемуары «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» (1948г.). Гуманистические пьесы Метерлинка периода 1896-1918 гг. вошли в репертуар мирового театра. Метерлинку была присуждена Нобелевская премия в 1911 г.

МЕЦЕНАТ Гай Цильний (I в. до н. э.) - влиятельный римский политичес­кий деятель, который оказывал покровительство и материальную помощь группе поэтов, в т. ч. Вергилию и Го­рацию. Его имя стало нарицательным — так называют богатых и влиятельных людей, помогающих художникам, писателям, артистам, ученым.

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарротти (1475-1564) - великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, один из ведущих мастеров Высокого Возрождения. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях. Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-1512), статуя «Моисей» (1515-1516) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат во фреске «Страшный суд» (1536-1541) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. 1550-1555) и др. В архитектуре М. господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции,1523-1534). С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия М. отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.

МИМАР Синан (1489 или 1490— 1578 или 1588) - один из са­мых известных зодчих мусульманского мира. Именно его таланту, изобретатель­ности и плодотворной деятельности на протяжении удивительно долгой жизни архитектура Турции XVI в. обязана своим небывалым расцве­том и достижениями. Его архитектурное наследие огромно — триста восемнадцать сооружений. Начало жизни Синана ничем не предвещало его блистательной карьеры. Грек-христианин, он родился в деревне Аирнас в Малой Азии, его насто­ящее имя было Христодулу. В 1512 г. он попал под рекрутский набор, которому подлежало христианское население Ос­манской империи, был привезён в Стам­бул и стал янычаром (так называли обращённых в ислам юношей, составлявших отборную пехоту турецких султанов). Жизненной школой Синана были завое­вательные экспедиции на Восток и в Европу. Во время военных действий Синан возвёл мост через реку Прут за тринадцать дней, чем заслужил высокую оценку монарха, и был назначен главой имперских архитекторов. Он про­был в этой должности пятьдесят лет. Как военный инженер, Синан строил мосты, акведуки, подзем­ные кладовые; как архитектор — возводил большие и малые мечети, медресе, мавзолеи султанов, цариц и представителей знати, госпитали, караван-сараи, обители дервишей и приюты, дворцы, общественные бани. Помимо Турции он строил в Сирии, Македонии, Боснии и Герце­говине, в Крыму. Самые замечатель­ные проекты были выполнены Синаном во второй половине жизни. Это комплексы трех прославленных соборных мечетей (джами) — Шахзаде и Сулеймание в Стамбуле и Селимие в Эдирне (Турция). Возведён­ные из серого камня, подчинённые логике геометрических форм, по­стройки Синана, строгие, почти су­ровые снаружи, внутри поражают разнообразием и обилием много­цветного убранства, чем вполне отвечают мусульманской идее «скрытой архитектуры». У Синана было много продол­жателей и подражателей, но глав­ное в его творчестве — создание художественного стиля, который на столетия определил пути разви­тия турецкой архитектуры.

МИРОН (5 в. до и. э.) - древнегреческий скульптор. Работал в Афинах, но получал заказы из многих городов; его статуи ус­танавливались и в Малой Азии, и в греческих колониях на юге Италии. Позже некоторые из них были перевезены в Рим. Тематика творчества М. разнообразна: статуи богов, Геракла, ат­летов; восхищение вызывали его изображения животных. Сла­вился М. и как ювелир. Произведения М. до нас не дошли. Судить о них мы можем по описаниям очевидцев и по римс­ким копиям, которые не дают достоверного представления о его работах. М. был мастером работы в бронзе, теплый цвет и металлический блеск которой, по свидетельству современников, придавал его статуям необычайную убедительность и жизнен­ность. А копии выполнялись в мраморе, свойства которого из­меняли характер созданных М. образов. М. приписывалось множество произведений, но в боль­шинстве случаев авторство его не доказано. Одно из немногих исключений составляет знаменитая скульптура «Дискобол», изображающая атлета в момент перед броском. Эта статуя — первый пример того, что в неподвижной скульптуре можно пе­редать как бы вечно длящееся стремительное движение. Другой шедевр М. — группа «Афина и Марсий», стоявшая в свое время на афинском Акрополе. Она изображает мифологическую сце­ну: богиня Афина запрещает лесному божеству Марсию прика­саться к брошенной ею флейте. Фигура Афины — один из со­вершенных женских образов в истории скульптуры. В пропор­циях, чертах лица, в пластике складок ее одежды выражены ве­личие и естественность, разум, мягкость и непреклонная воля. Облик Марсия, напротив, воплощает неуравновешенность, необузданную стихийную силу. М. считают мастером переход­ного периода, в творчестве которого некоторые архаические черты и обобщенность форм ранней классики сочетались с новыми тенденциями: с интересом к разнообразным сторонам действительности, с поиском выразительного жеста, более ин­дивидуальной характеристики персонажей.

МИХАЛКОВ Никита Сергеевич (р. 1945) - видный российский актер и кинорежиссер, народный артист России (1984). Поставил фильмы: «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Раба любви» (1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Пять вечеров» (1979), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1980), «Родня» (1982), «Очи черные» (1987), «Урга» (1992), «Утомленные солнцем» (1994); премия за лучший иностранный фильм Американской академии киноискусства «Оскар».

МОИСЕЕВ Никита Николаевич (1917-2000) – выдающийся мыслитель-гуманист, математик, педагог, представитель блестящей плеяды ученых России, легендарного племени энциклопедически образованных личностей XX. С середины 80-х гг. М. основное внимание стал уделять гуманитарному знанию. Создал более десятка крупных научных трудов по проблемам глобалистики, экологии, образования, культурологии и политологии. Ему принадлежит попытка синтезировать классический рационализм, русскую научно-философскую традицию В. И. Вернадского и А. А. Богданова с возможностями современной математики. Предметом его научных изысканий была совместная эволюция человека и биосферы («коэволюция»). После Международной конференции ООН «Окружающая среда и развитие» (1992), которая выдвинула новую парадигму развития человечества под названием «устойчивое развитие», М. много сделал для распространения этой идеи в России, для создания новой картины мира – «миропонимания», «времяпонимания», т.е. для нового научного мировоззрения грядущего века.

МОЛЬЕР Жан Батист (1622 – 1673) - великий французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческой природы («Смешные жеманницы», поставлена 1659; «Мизантроп», поставлена 1666; «Скупой», поставлена 1668; «Ученые женщины», поставлена 1672; «Мещанин во дворянстве», поставлена 1670; «Мнимый больной», поставлена 1673); с особой непримиримостью разоблачал лицемерие, создав бессмертный образ Тартюфа, - комедия «Тартюф, или Обманщик» (поставлена 1664). Постановка «Дон Жуана» в 1665 подверглась преследованиям за вольнодумство. Жизненность, художественная емкость образов М. оказали огромное влияние на развитие мировой, в т. ч. русской, драматургии и театра.

МОНЕ Клод (1840-1926) – французский живописец, один из родоначальников импрессионистского направления в живописи. От названия его картины «Впечатление. Восходящее солнце» (1872) и произошло наименование этого направления. Стремясь передать игру света и цвета, воплощающую красочное многообразие мира, М. использовал в своих картинах («Бульвар капуцинок в Париже», «Поле маков в Живерни») особый прием – сочетание мелких мазков «чистого» цвета и дополнительных тонов спектра, совмещающихся в единое цветовое пространство в глазах зрителя. Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи. М. стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня (серии «Стога сена», «Руанский собор»).

МОНТЕНЬ Мишель де (1533 – 1588) - французский философ – гуманист. Книга эссе «Опыты» (1580 – 1588), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689-1755) – французский философ – просветитель, политический мыслитель, социолог и историк. М. развивал идею всеобщей закономерности, которой подчинены явления природы и общественной жизни. Отвергая провинденционализм, он в отличие от сторонников последовательного рационалистических идей считал невозможным построить на этой теории универсальную систему общественных законов, ибо условия существования различны. Отсюда выводил М. разнообразие законов и форм правления. М. был одним из основоположников географического направления в социологии. Подвергая критике, феодальный строй и абсолютистские порядки М. как идеолог политического компромисса отстаивал идею умеренной конституционной монархии и принцип разделения властей. Основные труды: «Персидские письма», «О духе законов», «Размышления о причинах величия и падения римлян».

МОНФЕРРАН Август Августович (Огюст Рикар де Монферран) (1786-1858) – русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Француз по происхождению. Учился в Политехнической школе у архитектора Ш. Персье и П.Ф.Л. Фонтена в Париже. С 1816 г. работал в Петербурге. Творчество Монферрана знаменует переход от позднего классицизма к электизму: Исаакиевский собор, Александровская колонна, дом Лобанова-Ростовского (1817-1820), отделка Фельдмаршальского, Петровского и строительство Круглого залов Зимнего дворца (1827-начало 1830-х годов).

МОР Томас (1478 – 1535) - английский гуманист. Государственный деятель и писатель; основоположник утопического социализма. Наибольшую известность принес Мору его диалог «Утопия». Здесь Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная собственность и введено равенство потребления, обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составлял обязанность всех граждан, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья – ячейка коммунистического быта, она организована в большей степени на производственных началах. Мор был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию.

МОРГАН Льюис Генри (1818—1881) - известный американский историк и этнограф, один из родоначальников антропологии, этнологии и культурологии. Он был состоятельным человеком, ученым, адвокатом, 40 лет жизни посвятил изучению ироке­зов и других индейских племен. Жизнь с индейцами внушила ему глубокое уважение к их самобытной культуре, которое позже он пытался привить американскому обществу, публич­но выступая в защиту «краснокожих». В качестве адвоката М. успешно отстаивал в суде право ирокезов на землю, за что был торжественно посвящен в члены индейского племени сенека. Классический труд «Древнее общество» (1877) посвящен вопросам возникновения семьи, собственности и родоплеменной организации. Исследовав быт и старинные обычаи индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного об­щества. Историю человечества М. разделил на два периода: ранний, когда общественный строй основывался на родах, фратриях и племенах, и поздний, когда общество стало территориальной, экономической и политической общностью. Толь­ко благодаря родовой организации — самому устойчивому и универсальному институту древнего общества — возможна преемственность развития культуры. Первобытный род он понимал как сложнейший социокультурный институт, важное культурное изобретение, которое менее развитые народы заимствовали у более развитых. М. полагал, что отстоящие далеко друг от друга народы не могли каждый раз заново открывать его. Род являлся продуктом высокоразвитого общества. Он был изобретен достаточно интеллектуальными людьми в одном месте, откуда он, как позже методы земледелия, стал распространяться по всему свету. Причиной заимствования родовой организации одними народами у других служит ее очень высокая эффективность. М. был одним из первых исследователей семьи как социального и культурного института, для описания которого изобрел терминологию родства и употреблял кросс-культурный метод исследования. Позже они поступили на вооружение современной антропологии. М. построил типологию развития семьи и брака, в основании которой положил пять последовательно сменяющих друг друга стадий иформ: 1) кровнородственная брачная общность между всеми лицами одного поколения; 2) пуналуальная — брак нескольких братьев с несколькими женщинами-неродственницами, 3) парная — непрочное и лишенное экономической основы соединение двух супругов; 4) промежуточная патриархальная семья с выраженной властью мужа; 5) моногамная — прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственника. Согласно М. две первые формы основаны на групповом браке, остальные — на индивидуальном. М. предпринял попытку периодизации древней истории культуры по критерию «изобретения — открытия». Добывание огня, изобретение лука, гончарное ремесло, земледелие, скотоводство, использо­вание железа — важнейшие исторические вехи эволюции культуры дописьменного и раннего письменного общества. Они обозначали переход от одного типа культуры к другому. С историей культуры у М. тесно связана история хозяйства, характер и закономерности которого определяются типом соб­ственности. В начале человечества преобладало коллективное владение землей. Ему соответствовали групповой брак и матриархат (главенство женщины в роду). По мере развития производительных сил и технического прогресса в обществе утверждалась частная собственность, а это вызвало переход от женского к мужскому счету родства и наследованию по мужской линии. Так возник патриархат, который существует по сю пору и знаменует господство железного века. Женщина оказалась прикованной к семье, ее права были сильно урезаны, она попала в подчинение к мужчине.

МОЦАРТВольфганг Амадей (1756 - 1791) - великий австрийский композитор. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося необычайно рано. В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск». Моцарт претворил художественный опыт различных национальных школ и традиций. Модифицировал традиционные оперные формы («Свадьба Фигаро», 1786; «Дон Жуан», 1787; «Волшебная флейта», 1791), индивидуализировал жанровые типы симфонии. Свыше 20 опер, 50 симфоний, концерты для фортепьяно и для скрипки с оркестром, камерно-иностранные и фортепьянные произведения (сонеты, вариации, фантазии), «Реквием», мессы и другие хоровые сочинения, песни.

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881) - композитор, пианист. В раннем детстве обучался игре на фортепьяно под руководством матери. С 1849 г постоянно жил в Петербурге, где продолжал занятия с пианистом А.А. Герке, в том числе в годы учебы в школе гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой 2 года служил офицером Лейбгвардии Преображенского полка. Знакомство с А.С. Даргомыжским (1856), М.А. Балакиревым (1857) привело к решению посвятить себя музыке. В 1858 г. М.П. Мусоргский вышел в отставку. С этого времени началась его активная творческая деятельность. Он стал участником содружества «могучая кучка». Впоследствии из-за материальных трудностей был вы­нужден служить чиновником. Выступал в концертах как пианист. С 1880 г. был аккомпаниатором в школе пения. М.П. Мусоргский вошел в историю мирового музыкального искусства как гениально одаренный музы­кант-новатор, гуманист и демократ, выразивший в музыке общественные идеи 60-х годов. В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы. Одновременно М.П Мусоргский ставил своей целью воплощение в музыке «тончайших черт природы человека», создание психологических музыкальных портретов. Сочинения: оперы - «Саламбо», «Женитьба» (соч.1868 г., оконч. М.М. Ипполитовым-Ивановым, 1931), «Борис Годунов» (1-я ред. 1869,2-я 1874), "Хованщина" (1872—1880, завершена Н.А. Римским-Корсаковым, 1883), "Сорочинская ярмарка" (оконч. Ц.А. Кюи, 1916); "Иисус Навин" (1877), "Поражение Сеннахериба" (1-я ред. 1867, 2-я - 1874) – для хора с орк.; Скерцо (1858), муз. картина "Иванова ночь на Лысой горе" (1867), Интермеццо (1867) и другие произведения для орке­стра; пьесы для фортепьяно, в том числе сюита "Картинки с выставки" (1874); шестьдесят семь романсов и песен, вокальные циклы "Детская" (1868—1872), "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1875—1877), баллада "Забытый", песни "Блоха", "Семинарист", «Козел», «Гопак»,"По-над Доном" и др.

МУХАММЕД (около 570-632) - ос­нователь одной из мировых рели­гий — ислама, почитаемый му­сульманами как величайший из пророков, возвестивших Слово Гос­подне. К 630—631 гг. в результате во­енных походов и проповеди ислама объединил арабские племена на Ара­вийском полуострове. Сведения о М. находятся в записанном им (якобы со слов Господа) Коране, хадисах и жизнеописаниях пророка, датиру­емых IX в.

МУХАММЕД Султан (конец 70-х гг. XV в.) - иранский художник, родом из Тебриза. Один из самых тонких колористов и искусных рисовальщиков XVI в. Автор аристократически изысканных портре­тов юных принцев.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...