Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятия «учитель Церкви» и «церковный писатель»



В РКЦ, в 1298 г., дикретом папы Бонифация VIII из числа отцов были особо выделены четыре: Амвросий, Иероним, Августин и папа Григорий Великий с наименованием «высочайшие учителя» (egregii doctores ecclesiae), «учителей Церкви по преимуществу» (doctores ecclesie per eminentiam) или «высших отцов Церкви». Это связано с выделением в католической среде пятого признака отца Церкви – erudition eminens (выдающаяся учёность и заслуги для церковной науки, которые проявляются в произведениях и в борьбе за церковное учение) [булла папы Бенедикта XIV «Militantis ecclesiae» ]. В католической патрологической науке этот признак стал главным при определении значимости церковного писателя в истории Церкви.

Затем к ним были прибавлены четверо из восточных отцов: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Позднее титул был упрощён терминологически до «учителей Церкви» (doctores ecclesiae) и расширен за счёт включения в его состав Кирилла Иерусалимского, Кирилла Александрийского, Иоанна Дамаскина – из восточных отцов, а Илария Пиктавийского, Льва Великого, Фому Аквината, Бернарда Клервоского (аббат, +1153), Петра Дамиани (епископ Ости, возле Рима, 1007-1072) – из числа западных.

Православная патрологическая наука не пошла по пути подобной дифференсации. Сам термин «учитель Церкви» не имел устойчивого значения в П. Иногда он связывался с именами самых авторитетных отцов Ц. «великие вселенские учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст» и был, по сути, синонимом термина «отец Церкви». Большей же частью это наименование прилагалось к наиболее выдающимся церковным писателям, которые не удостоены Церковью почётного звания «отцов Церкви», но которые были известны либо своей подвижнической жизнью, либо образованностью и уважением в Церкви (Климент Александрийский, Ориген, Иероним, Августин[22], Феодорит Кирский, Евагрий Понтийский, Дидим Слепец и др.). По своему значению они стоят в тесной связи с отцами Церкви. Некоторые из них несли в древности особенное послушание «дидаскалов» и воспринимались Церковью именно как её учителя.

В древности в список учителей входили как канонизированные церковные писатели, так и осуждённые Церковью, однако, в современной патрологической науке в списке учителей Церкви не значатся канонизированные (т.е. прославленные во святых) церковные писатели и указанный термин используется только в отношении к наиболее значимым из них (например к Тертуллиану, Клименту Александрийскому, Оригену, Лактанцию, Евсевию Кесарийскому, Феодориту Кирскому, Евагрию Понтийскому, Дидиму Слепецу и др.). Другие неканонизированные христианские авторы именуются «церковными писателями» ( ἐκκλεσιαστικὸς συγγραφεύς, scriptores ecclesiastici, ecclesiae scriptores ) [23]. Отсюда и весьма неоднозначная оценка их творений. Некоторые из них принимаются в качестве допустимых и полезных, некоторые принимаются лишь частично, а некоторые вовсе отвергаются.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...