Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Натюрморт



Термин «натюрморт» возник во Франции в 18 веке. До этого времени картины с изображением неодушевленных предметов называли немецким словом «стилебен» (stilleben), что означает неподвижная натура.

Натюрморт-мертвая натура. С 17 в. Как самостоятельный жанр натюрморта в Голландии.

В 18 в.-появился термин.

Ванитас- 17 век-сует-сует, напоминает человеку о бренности жизни, содержит черепа, свечи, розы, часы, которые читаются как зашифрованные сообщения.

Ван Бейерен «Закуска»

Юриан Ван Стрек «Суета сует»

Обманка- гл. цель точная имитация действительности. Обман неисушенного зрителя, художник старается внушить зрителю, что перед ним не воспроизведение вещи, а сама вещь.

Григорий Теплов «Натюрморт С ветками и попугаем»

Бытовой жанр- изображение сцен и событий повседневной жизни.

Франц Хальс заложил основу для жанровой живописи тем, что разработал голландский вид жанрового портрета. Он дал начало 2 направлениям бытового жанра в Голландии Бюргерскому и крестьянскому.

Урок

Синкретизм- иерархичность на ранних стадиях человеческой культуры и искусства, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления.

Исторический жанр- жанр ИЗО, посвященный событиям и деятелям.

Ритуал- исторически сложившаяся форма сложного символичного поведения, проявляющегося в упорядоченной системе действий. Здесь находят выражение социальные взаимоотношения и культурные ценности.

Инициация- комплекс обрядов, связанных с переходом из детства во взрослый статус.

В первобытных ритуалах был элемент подражания повадкам зверей и движением охотников. Любой ритуал имеет знаковую сторону. Общепринятые и установленные знаки выступают средством общения и регулируют прохождение обряда т.е. обеспечивают его ритуальный склад. Ритуалы имели магический характер. Магия, обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы, духов вещи. Поэтому изображение идолов, музыка и танец являлись средствами достижения состояния экстаза, которое являлись важным условием магического воздействия во время проведения ритуала, в котором создавались все значимые моменты в жизни человека, и преследовалось достижение каких-то определенных целей, средством этому являлась магия, колдовские формулы. В первобытном обществе магия была тесно связана с художественно эстетической сферой т.к. именно в искусство магия была переживание эмоций выходят на первый план, оставляя позади рационально-логическое мышление. Однако, рожденное магией искусство утратило связь с ней. Один из комплексов верований и обрядов родового общества, был связан с представлением о родстве между группами людей и тотемами-видами животных и растений иногда явлениями природы и неодушевленными предметами.

Тотем-духовный покровитель рода.

Фетиш- культ вещей, наделенных по представлению верующих сверхъестественными свойствами.

Звериный стиль- это условное общее название широко распространенный в искусстве древности стилизованных изображений животных.

Тотем бытовал у всех народов мира и у каждого рода был свой тотем имя которого он носил. К самому священному животному относились трепетно. Его запрещалось убивать и употреблять в пищу. Стены и потолки пещер эпохи верхнего палеолита покрыты росписями с изображениями животных, которые кроме ритуально-магического смысла имели еще и мобилизующее значение т.е. вселяли уверенность в успешную охоту. Первыми изображениями были отпечатки рук на стене. Такое изображение являлось знаком присутствия в этом месте. След ноги оставлять было нельзя, а след руки имел противоположное значение. Он означал владение данным местом. В эпоху неолита происходит сложение искусства, связанного с земледельческой мифологией. У племен Египта, Азии, Индии, Китая, юга и юго-восточной Европы. Появившиеся изделия из керамики украшаются символическими орнаментами, возникает скульптура. На северных территориях появляются наскальные изображения. Скотоводческие степные племена восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль

Виллендорфская Венера найдена в 1908 году. 11 см

Музей естествознаний. Вена.

Вырезана из известняка, покрашена красной охрой.

22-24 тыс. лет до н.э.

Статуэтка имеет вид оплывшей жиром женщины с четко выраженными линиями подчеркивающими ее груди, пупок, половые органы, бедра. Не имеет лица, отчетливо видны волосы и головной убор.

Символ плодородия

Статуэтка не должна была стоять по задумке автора.

Можно олицетворять с матерью землей.

Дольмен- древние мегалитические из больших камней или каменных плит сооружения определенной формы, объект исследования археологов, а также поклонения и паломничества современных любителей эзотерики.

Роль мифа и первообраза в искусстве древняя символика изображений, единство формы и содержание

Сознание первобытного человека так же, как и сознание современного ребенка, мифологично, для него характерны целостность восприятия, образность, ассоциативность мышления, в отличие от современного взрослого человека у которого доминирует рациональное мышление, осознание имеет рациональный характер.

Урок

Символ- многозначный чувственный образ, возникающий из единения формы выражения знаком и содержанием, реализующегося в образе.

Функции мифа

  1. Сохранение традиций в измененных условиях.
  2. Подтверждение существующих ценностей сообщения человеку стойкости, силы и уверенности своих возможных преодолений конечностей бытия.
  3. Наиболее распространенные значимые образы первобытного искусства получили название первообраза.

Дорога- мировое древо- хозяйка мира –мать сыра земля

Такие знаки как кресты, овалы, круги, ромбы, стрелы, прямоугольники, змеи, ели, спирали изображались не только самостоятельно, но и образовывали орнаменты.

Крест- пересечение вертикали и горизонтали символизирует единство земли и неба, верха и низа, правого и левого, женщины и мужчины.

Линия -ось мира, мировое древо. Символизирует активное мужское начало.

Горизонтальная линия- земля, пассивное женское начало.

Круг, овал - солнце, добро, вечность

Квадрат, прямоугольник - земное начало, равновесие, постоянство, безопасность.

Комбинация квадрат + круг символ единства неба и земли.

Точка- символизировала изображение раны, укола копья или источник энергии.

Треугольник вверх - огонь, жизнь, восхождение, гармония, мужской знак.

Треугольник вниз- женский знак, более древний знак, символизировал дождь, божью милость.

Тела палеолитических Венер, вырезанных из бивня мамонта, были покрыты ромбиками.

Линейно-струйчатые орнаменты-прямые или кривые линии. Ими украшались сосуды для воды, ритуальные женские фигурки.

Спиральными орнаментами изображались не ядовитые змеи.

Менгиры- огромные, одиноко стоящие каменные столбы, достигавшие высоты 20 метров, либо они служили для поклонения, либо были надгробиями т.е. сакральными.

Менгиры наделены качествами культуры и скульптуры. Связывают землю с небом, их строгая дерзкая вертикаль рождала определенные ассоциации.

Дольмены- сооружения из 2 и 1 вертикально поставленных камней, сверху накрытых широкой плитой. Играли роль погребальных сооружений, между вертикальными камнями под плитой помещались родовые погребения.

Кромлехи- состоят из дольменов, размещенных по кругу. Иногда они составляют несколько концентрических окружностей. В центре помещалась большая каменная плита, напоминающая алтарь, самый грандиозный кромлех находится в южной Англии.

Стоунхендж- каменное мегалитическое сооружение (кромлех) в графстве Уилтшир (Англия). Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона, примерно в 3,2 км к западу от Эймсбери и в 13 км к северу от Солсбери. Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из кольцевых и подковообразных сооружений, построенных из больших менгиров. Он находится в центре самого плотного комплекса памятников неолита и бронзового века в Англии.

Урок

Египет

В 4 тыс. до н.э. племена земледельцев, поселившихся на берегах Нила, Тигра и Евфрата между Каспийским и Средиземным морями, создали могучие цивилизации с выработанной государственной системой и высоким уровнем художественной культуры, которой суждено было стать фундаментом всей последующей. Одно из них государство, появившееся в Египте в 2990-1880 г.г. до н.э., в результате объединения верхнего и нижнего царств. Его основанием считается Мелез- родоначальник египетских фараонов. Второе государство- Месопотамия. Третье государство располагалось на острове Крит, искусство, сформировавшееся там, получило название Эгейское, на его идеях художниками строилось искусство Греции.

период Памятники искусства примечание
Додинастический период конец 5 тыс. до н.э.-3065 г до н.э. Период Тиниса 3065-2686 до н.э. Создание иероглифической письменности. Керамика с росписью. Начало развития скульптуры. Плита фараона Нармера Царские мастабы в Абидосе и Еккаре. Устанавливаются и надолго фиксируются изображения в скульптуре и живописи. Вырабатываются характерные приемы расположения фигур на плоскости- плечи фронтально, ноги и голова в профиль. В период Тиниса образовалась первая династия фараонов. Был основан город Немфис. Появляется культ бога Ра
Древнее царство 2686-2173 до н.э. Пирамида Джосера, пирамида Хеопса, Хефрена, Микерина. Статуи Рахотеп и Нефрет. Сидящий писец Каи. Скульптурная группа Синеба и его семьи. Первые Сфинксы и большой Сфинкс в Гизе. Стиль пирамид выражается в прочности и стабильности, устойчивости и прочности незыблемых форм, простоте и ясности стремлении ввысь. В структуре канонического стиля. Статика фигур и их раскраска мужчины - темно-красноватыми тонами, женщины - светлыми. В рельефах и росписях изображающих шествия и процессии. Утвердился композиционный прием, фигуры движутся одна за другой с одинаковыми интервалами, одними обрезными повторами и жестами. Религиозная централизация вокруг бога Ра Политическая- вокруг фараона.
Среднее царство 2041-1786 до н.э. Белая моленя в Карнаке Кубовидные статуи Архитектурное искусство погребальных сооружений. Усложнение образа человека в скульптуре. Внутренняя напряженность Храм – гробница Аменемхета 3 (лабиринт) Превосходство бога Амона
Новое царство 1552-1069 до н.э. Погребение в долине царей. Храмы в Карнаке и Луксоре. антропоморфные саркофаги. Бюсты Эхнатона и Нифертити. Скульптор Тутмос. Строительство в Абу- Симбел. Скальный храм Рамсеса 2. Рельефы и росписи, украшавшие гробницы и храмы становятся динамичны. На смену спокойным и торжественным сценам несущиеся колесницы, мчащиеся кони, в страже убегавшие люди. В сюжетах рельефов и росписей отражены сцены быта, труда, путешествий стали использовать розовый и сиреневый цвета. Появляется изысканность в женских портретах, натура- мистичность в скульптуре, поэтизация образа за счет удлинения тел. Книга мертвых и другие погребальные тексты. Расцвет Египта при Аменхотепе 3. революция Эхнатона. Культ Амона, как единого бога.
Позднее время 14 в до н.э.- 332 г до н.э. Менфиское новое (архаическое) искусство рельефов. Распространение культа животных, основание Александрии. Поездка Геродота в Египет. Александр Македонский провозгласил себя фараоном. Рим присоединяет Египет к своей территории.

Урок





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...