Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие философского метода. Метафизика и диалектика в их историческом развитии. Проблема метода в философии XXвека



Г. В. Ф. Гегель // Практикум по философии. Ч. 1. – Мн., 2004. – С. 508-510.

1. Почему Гегель считает познание посредством диалектического ме­тода более научным, чем познание с помощью здравого смысла?

Гегель – основоположенник научной диалектики. Гегель говорит, что все, что нас окружает, может рассматриваться как образец диалектики <...> как это следует из всеобщего опыта, что всякое состояние или действие в своей наивысшей точке переходят в свою противоположность; эта диалектика находит свое признание во многих пословицах. Осознание наличности диа­лектики в области нравственности мы находим в известных пословицах: «гордыня предшествует падению» и т. д. Точно также известно, что в политической области две крайности — анархия и деспотизм — взаимно приводят друг к другу. Чувство, как физическое, так и душевное, также имеет свою диалектику. Известно, как крайняя печаль и крайняя радость пере­ходят друг в друга. По Гегелю все развивается за счет диалектики. В основу диалектики положен принцип закон единства и борьбы противоположностей. Важную роль играли количественно-качественные изменения.

2. С какой целью Гегель стремится показать — «все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики»? В чем про­является радикальный пересмотр значения и роли понятия бытия в диалектике Гегеля?

По словам Гегеля диалектический принцип является принципом вся­кого движения, всякой жизни и всякой деятельности, действительности. Гегель говорит, что диалектический принцип есть также душа всякого истинно научного познания. Так, например, говорят: «человек смертен» — и рассматривают смерть как нечто, имеющее свою причину лишь во вне­шних обстоятельствах; согласно этому способу рассмотрения, существу­ет два отделенных друг от друга свойства человека: быть живым, а также свойство быть смертным. Но истинное понимание состоит в том, что жизнь, как таковая, носит в себе зародыш смерти <...>.

Важная роль придается количественно-качественным изменениям. Происходит изменения понятия бытия. Теперь суть изменения бытия заключается не только в переходе одной величины в другую, но и в переходе качественного в количе­ственное, и наоборот, [который] есть перерыв постепенного и качествен­но иное по сравнению с предшествующим существованием.

3. В чем видит Гегель чисто внешнее различие между диалектикой и софистикой? Какое различие между диалектикой и софистикой по существу?

По Гегелю не следует смешивать диалектику с софистикой, сущность которой как раз и состоит в том, что она пользуется односторонними и абстрактными оп­ределениями в их изолированности, в зависимости от того, какого из этих определений требуют в данный момент интересы индивидуума и то положение, в котором он находится.

Диалектика отличается от софистики. Диалектика как таковая существенно отлична от такого способа рассуждения, ибо она именно и ставит себе целью рассматривать вещи в себе и для себя, т. е. согласно их собствен­ной природе, обнаруживая при этом конечность односторонних опре­делений рассудка.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 257 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...