Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия и мировоззрение. Этапы развития общества и исторические типы мировоззрения



Н.Н. Моисеев //Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – с. 653-658.

1)Каковы закономерности развивающегося универсума?

Основной закономерностью является цикличность развития, которая периодически сменяют стадию спокойного развития, стадией радикального кризиса и появления альтернативы – либо ты меняешься, либо ты погибаешь.

2)Как Н.Н. Моисеев интерпретирует понятие «бифуркация»?

Бифуркация — это одномоментное состояние, когда система, потеряв устойчивость, полностью теряет память, и ее последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, поскольку определяется только теми случайными факторами, которые в момент бифуркации действуют на систему. Такое представление о бифуркации является идеализированным. В реальности бифуркация — это тоже не­который протяженный во времени процесс кардинальной перестройки системы. Процесс бифуркации — это всегда процесс катастрофической перестройки сис­темы. Его последствия практически непредсказуемы, поскольку память системы оказывается ослабленной, а роль случайных факторов резко усилена.

3)Каковы основные бифуркации в истории человечества и как они были преодолены?

Первой в истории человечества бифуркацией стало появление и развитие человека. Изменения климата привели к тому, что австралопитек был вытеснен в саванны, но вместо того, чтобы погибнуть он встал на задние лапы и постепенно превратился из травоядного в хищника. Уже через 2 млн. лет объём мозга неоантропов возрос в два раза, на заре палеолита на Земле существовало уже не просто умное животное, а стал формироваться человек. Но он продолжал жить по генетическим законам. Он оказался перед проблемой утверждения табу «не убей». Наиболее развитые особи постепенно его утвердили и стали доминировать. Бифуркация закончилась не только утверждении общественной формы эволюции, но и сохранением единс­твенного вида человека — кромньёнца. Новая бифуркация началась накануне писанной истории и получила название – неолитической революции. Совершенствуя орудия труда человек быстро стал выше своих биологических конкурентов и почти истребил крупных копытных, на которых охотился. Человека могла постичь судьба лю­бого вида, сделавшегося монополистом в своей экологической нише: он должен был либо погибнуть, либо найти другую нишу. И этим выходом стало земледелие и скотоводство.

4)В чём заключается глобальные основания современного экологического кризиса?

Проблема кризиса может быть сведена к двум обстоятельствам фундаментального значения. Первое - неизбежно растущие аппетиты человека однажды превзойдут ре­сурсы беднеющей планеты. И не только в сфере производства пищи, но и любых других ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения растущего человечества. Ко второму обстоятельству относится то, что антропоген­ная нагрузка на биосферу непрерывно растет, причем с все возрастаю­щей скоростью, что грозит потерей устойчивости того квазиравновесия(или «устойчивого неравновесия» по Э. Бауеру), в атракторе которого происходит развитие рода homosapiens. Индикаторами приближения к бифуркационному состоянию являются и неизбежное потепление климата, и утончение озонового слоя, и уменьшение биоразнообразия, и множество других фактов.

5)Каковы последствия экологического кризиса?

Борьба за исчезающие ресурсы оскудевающей планеты, в которой будут участвовать не кроманьёнцы с их каменным оружием, а государства, владеющие арсеналами ядерных боеприпасов, достаточно, чтобы почувствовать весь дискомфорт надвигающегося времени. Но самое страшное - принципиальная непредсказуемость того, что ожидает биосферу, а значит, и человека в результате новой глобальной бифуркации.

Философия как методология социального и естественнонаучного познания. Понятие парадигмы социального знания. Развитие основных философских понятий в процессе смены парадигм социального знания

В.С. Стёпин//Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – с. 17-32.

1) С чего начинается научное познание?

Любое познание мира, в том числе и научное, в каждую историческую эпоху осуществляется в соответствии с определенной «сеткой» категорий, которые фиксируют определенный способ членения мира и синтеза его объектов. В процессе своего исторического развития наука изучала различныетипы системных объектов: от составных предметов до сложных саморазвивающихся систем, осваиваемых на современном этапе цивилизационного развития. Каждый тип системной организации объектов требовал категориальной сетки, в соответствии с которой затем происходит развитие конкретно-научных понятий, характеризующих детали строения и поведения данных объектов.

2)Какую роль для современных научных концепций саморазвивающихся систем сыграла диалектика Гегеля?

Он не имел в своём распоряжении достаточного естественнонаучного материала для разработки общих схем развития. Он выбрал в качестве исходного объекта анализа историю человеческого мышления, реализовавшуюся в таких формах культуры, как философия, искусство, правовая идеология, нравственность и т. д. Этот предмет анализа был представлен Гегелем как саморазвитие абсолютной идеи.

3) Какую роль в научном познании играет философия?

Философия способна генерировать категориальные матрицы, необ­ходимые для научного исследования, до того, как последнее начинает осваивать соответствующие типы объектов. Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата. Применение развитых в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания. Для фиксации этого нового содержания опять-таки нужна философская рефлексия над наукой, выступающая как особый аспект философского постижения действительности, в ходе которого развивается категориальный аппарат философии. Уже простое сопоставление истории философии и истории естествоз­нания дает весьма убедительные примеры прогностических функций фи­лософии по отношению к специальным наукам. Достаточно вспомнить, что кардинальная для естествознания идея атомистики первоначально возникла в философских системах Древнего мира, а затем развивалась внутри различных философских школ до тех пор, пока естествознание и техника не достигли необходимого уровня, который позволил превратить предсказание философского характера в естественнонаучный факт.

4)В чём Стёпин усматривает недостатки концепции смены парадигм научного познания Т. Куна?

Перестройка оснований науки не является актом внезапной смены парадигмы (как это считает Т. Кун), а представляет собой процесс, который начинается задолго до непосредственного пре­образования норм исследования и научной картины мира. Начальной фазой этого процесса является философское осмысление тенденций научного развития, рефлексия над основаниями культуры и движение в поле собственно философских проблем, позволяющее философии наметить контуры будущих идеалов научного познания и выработать категориальные структуры, закладывающие фундамент для построения новых научных картин мира.

Тема 2:Кризис современного техногенного общества и его осмысления в философии XX- начале XXIвв.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 431 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...