Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Акселерация 3 страница



Большинство подростков буквально раз-дирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает все, что подчеркивает, будто они все еще остаются детьми. Когда, на-пример, подростка видят вечером в пятницу с мамочкой и папочкой, то чувство унижения, которое он переживает, порой становится не-выносимым. Самое любопытное, что ребенок в данной ситуации нс стыдится своих родителей, его смущает соотношение ролей: родители - малое дитя.

Подросток, как мы выяснили, разрывается между двумя мирами - миром детей и миром взрослых. По своему характеру, привычкам, неокрепшей нравственности и несформировавшемуся мировоззрению он еще, конечно же, ребенок, но по своим претензиям, часто очень взрослым суждениям, житейскому опыту, умению зарабатывать деньги он нередко выглядит как вполне взрослый человек. А самое главное - взрослым он стремится казаться по своей жизненной интенции. Подросток это, пожалуй, единственная возрастная группа, которая больше других стремится попасть в другую категорию. Взрослые не стремятся стать стариками, молодежь - взрослыми. Дети вполне довольны собой и наслаждаются безоблачным периодом. Но подросток тянется к самостоятельности и независимости.

Организованная преступность подростков

Среди российских несовершеннолетних уровень преступности в 15 раз превышает уровень преступности взрослых. В организованной преступности участвует больше молодежи: несовершеннолетние составляют треть уголовных банд. Преступность несовершеннолетних является источником преступности взрослых людей. Около половины взрослых преступников-рецидивистов совершают первое преступление в период несовершеннолетия.

В 1980-е и 1990-е годы главной проблемой в США в сфере преступности вновь стало появление многочисленных банд несовершеннолетних. В средствах мас-совой информации часто встречаются сообщения о жестоких преступлениях, совершенных членами таких группировок, причем во многих случаях жерт-вами становились совершенно случайные люди.

Членами банд, как правило, являются юноши в возрасте 16-17 лет. Они присоединяются к уличным бандам по целому ряду при-чин: из чувства солидарности с приятелями, в поисках защиты, острых ощу-щений или гетеросексуальных контактов. Вступлению молодого человека в банду могут способствовать неблагополучные взаимоотношения в семье. Здесь они пытаются самоутвердиться и найти при-знание. Члены банд совершают правонарушения, особенно свя-занные с насилием, каких никогда не совершили бы в одиночку. Уличные бан-ды обладают почти абсолютным влиянием на поведение подростков, в том числе и не входящих в состав банды[229]. Насильственный характер совершаемых такими бандами преступлений подтверждает тот факт, что 44 % их членов были вынуждены участвовать в драках, 22 % должны были нанести кому-либо телесные повреждения холод-ным оружием, а 25 % должны были кого-либо застрелить. Таким образом, бан-да держала в своих руках власть над жизнью и смертью других людей, бросая прямой вызов авторитету семьи, общества, полиции, школы и отдельных лич-ностей[230].

По данным С.И.Плаксия, молодые люди, занятые неквалифицированным, физически тяжёлым трудом, в 3 раза чаще допускают нарушения трудовой дисциплины, среди них в 4,2 раза больше доля потребляющих спиртные напитки еженедельно, чем среди их сверстников высокой квалификации. Связь между содержанием труда и антиобщественным поведением, конечно, не прямая. Она опосредована психологическим и моральным состоянием, отражающим противоречие между потребностями работника и обстоятельствами его производственной ситуации.

Организованная преступность подростков существует и в России. Правда, официально она была признана только в 90-е годы. По данным МВД, в 1995-99 гг. в подразделения по делам несовершеннолетних за совершение правонарушений доставлено ок. 3,7 млн. подростков, сотрудниками подразделений раскрыто св. 160 тыс. преступлений, совершённых несовершеннолетними.

Вначале считалось, что она касается только взрослых. Но вскоре выяснилось, что до 40% правонарушений подростков носило организованный, груп-повой характер. Исследование Б.Я.Петелина[231] позволило установить, что если прежде молодежные группировки насчитывали 3-5 человек, то в 90-е годы - 50, 100 и более. Еще в конце 80-х годов в Казани было совершено 180 групповых преступлений, в том числе 50 случаев массовых драк <стенка на стенку> с применением ножей, самодельного оружия и <арматуры>. В других регионах выявлены сотни преступных группи-ровок.

Численное превосходство (семеро - пятеро на одного) позволяло им безбоязненно (не встречая сопротивления со стороны жертвы) и безнаказанно (возраст уберегает от уголовной ответственности) совершать разбойные нападе-ния, грабежи, хулиганские действия, квартирные кражи. Характерны дела о <налетах на Москву>, организуемых приезжими молодежными группами. Обычно они прибыва-ют утром и сразу начинают <бомбить>: совершают раз-бойные нападения на московских сверстников, грабят и избивают их.

Криминогенные группы в начале 1990-х годов различались степенью органи-зованности. В Татарии и Мордовии это <конторы>. Они образовывались по месту учебы, жительства или работы. Их действия носили одноразовый, ситуативный характер. Кроме того, существовали преступные шайки, куда несовершеннолетние вхо-дили наряду со взрослыми. В отличие от <контор> шайки (группы <риска>, <бизнеса>) имели еще более серьезную антиобщественную направленность и свою организацию, кассу-<общаг>, из которой финансировали попавших в за-ключение, больницу, а также похороны <своих>. Их воз-главлял лидер, как правило, 19-22 лет. Ниже по иерархии располагались <старики> (<боевики>) 16-18 лет и наконец <шелуха>- 14-летние подростки[232].

Девиантное и делинквентное поведение можно раз-личить следующим образом: первое относительно, а вто-рое абсолютно. То, что для одного человека или груп-пы - отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, осо-бенно низших,- отклонением. Девиантное поведение от-носительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение аб-солютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма - юридический закон, квали-фицирующий ограбление в качестве преступления.

Эфроимсон В.П. Преступность и генетика

Сравнив две группы - студентов и молодых преступников, - американский антрополог Шельдой установил, что подавляющее большинство преступников-подростков США характеризуется однотипной телесной конституцией, так называемым мезоморфно-эндоморфным типом. Предельно упрощенно-это коренастый, большебрюхий и широкогрудый здоровяк с преобладанием физического развития над интеллектуальным. Что же это, наконец отыскался пресловутый преступный тип Ломброзо? Разумеется, нет. Просто в том социальном окружении, в котором агрессивность и бессовестность являются одним из важнейших атрибутов социального подъема, где идеалом является "мужественный" хищник, где организованная преступность, по свидетельству отнюдь не приверженных к коммунизму специалистов, дает ежегодный доход в 20 миллиардов долларов, где повседневно демонстрируется расовое неравенство, где социальная несправедливость само собой разумеется и естественна, там этот вариант нормальной конституции легче идет на преступления, чем все в пять раз более многочисленные остальные, вместе взятые. Психологически понятно стремление этих подростков к самоутверждению чем бог послал, проявляя свою силу, сноровку, смелость, которые в иных социальных условиях нашли бы себе совсем другое применение.

Разумеется, наивно было бы отрывать биологическое от социального. Молодыми преступниками в США становится лишь малая доля подростков помянутой конституции, ее наиболее бессовестная часть. Перейдя в критический возраст гормональной перестройки и сексуальной реализации, выйдя из-под власти школы и семьи, обладая уже достаточной силой для хулиганства и т.п. но еще не созрев настолько, чтобы подпасть под власть и задерживающих центров, и более масштабных общественных групп, эти юнцы легко организуются в шайки со своими примитивными идеалами самоутверждения. Но, например, во времена Святейшей инквизиции и Третьей империи, когда так поощрялось доносительство, по числу своих жертв, вероятно, превалировал иной конституциональный тип: более взрослые самоутверждающиеся подонки эндоморфного (церебрального) типа, поставляющие преступников более хитрых и лучше маскирующихся.

Умственная отсталость, незрелость или просто ограниченность может легко приводить к суждению об окружающем с позиций небольшой группы своего непосредственного окружения - подростков, уличной шайки, парней или девушек своей деревни, членов своей секты, своей группы снобов или дельцов. Именно это позволяет направить этический комплекс на "доблестное" участие в какой-нибудь шайке бандитов, воров, хулиганов; нравственное чувство найдет выход в "молодечестве"; чувство товарищества у новичков будет использовано бессовестными членами шайки.

Сокращено по источнику: Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Новый мир, 1961, № 10.

Отклоняющемуся поведению может способствовать также членство в неформальных молодежных группах, которые впервые возникли после второй мировой войны в европейских странах. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования. Позднее такие формы отклоняющегося от нормы поведения стали присущи и нашему обществу. Это движения хиппи, выдвигавших человеколюбивую систему ценностей (<Творите любовь, а не войну>), но вызывавших неприятие и непонимание со стороны людей одеждой и ее атрибутами; рокеров, учащихся с мотоциклами, носившихся на большой скорости по ночным улицам, оглушая жителей; панков, стремившихся вызвать к себе отвращение окружающих (ярко расписывают лица, бреют головы, ходят в рваной одежде с собачьими ошейниками или цепями от унитаза на шее, используют грубый жаргон); металлистов (агрессивный внешний вид, черная одежда, шипы, металлические украшения, исповедуют культ сатаны); брейкеров и др. Существующие различные неформальные группы нередко контактируют друг с другом; в них тянутся <лохи>, подростки, быстро впитывающие агрессивность (Н.В. Кофырин, И.А. Невский, В.С. Овчинский, В.Ф. Пирожков, А.П. Файн, Д.И. Фельдштейн и др.)

Утописты и критики

Молодежь обладает двумя качествами, которые считаются не только противоречивыми, но и исключающими друг друга, а именно утопизм и критицизм. Обе черты, зная об их существовании, умело использовали политики и государственные деятели. Большевики до 1917 г. набирали в свои ряды прежде всего молодежь, зная, насколько негативно она настроена по отношению к царизму и с какой решимостью она готова его свергнуть. Ни одна другая возрастная категория не подходила на роль революционного динамита. Октябрьская социалистическая революция, совершенная молодыми экстремистами, закончилась, большевики принялись решать новую и не менее грандиозную задачу - строительство невиданного в истории общества, построенного на принципах свободы, равенства и братства. Под этими лозунгами, напомним, в 1960-е годы шли на баррикады американские хиппи, немецкие и французские <новые левые>, также относимые к молодым экстремистам.

Поверить и приступить к строительству <светлого коммунистического будущего> в разоренной полуголодной и безграмотной стране могли только отчаянные утописты. Никакой другой возраст с такой масштабной задачей справиться не мог, а еще правильнее - и не хотел. Молодежь могла преодолеть все, вытерпеть, вынести на своих плечах любые трудности. Материальные препятствия ее не страшили, если сердце воодушевлено благородной идеей. Так всегда ведут себя утописты. Сломить ее могли только духовные изъяны - ложь и несправедливость по отношению к ней. Они проявятся позже - примерно во второй половине ХХ века, а точнее начиная с 1970-х годов. В годы брежневского застоя советское правительство впервые потеряло самого верного своего помощника - молодежь. К тому времени стало ясно, что страной управляет геронтократия, которая не собирается не то чтобы делиться властью с молодежью, но даже близко подпускать ее к себе. Утопия сменилась разочарованием и критицизмом.

Если сравнить два правительства - самом начале и в самом конце советского периода, то разница окажется впечатляющей. Правительство Ленина - самое молодое, образованное и радикально настроенное в истории нашей страны за тысячу лет. Правительство Брежнева - самое старое, плохо образованное и консервативное. Именно максимализм российской молодежи помог ленинскому правительству выиграть гражданскую войну, восстановить народное хозяйство, а затем невиданными темпами развивать промышленность. Вовсе неслучайно почти все прогрессивные писатели и общественные деятели на Западе смотрели тогда на молодую Россию с неподдельным восхищением. И, по все вероятности, отсутствие молодежи на ключевых точках управления страной, умаление ее роли послужили причиной полного краха брежневского и горбачевского правительства. Практически за одно поколение России в 1920-30-е годы удалось догнать и даже перегнать передовые страны Запада, а позже, в 1970-80-е годы страна умудрилась растерять весь приобретенный капитал и отстать от них на несколько поколений.

Решительная ставка на молодежь в первые годы советской власти была обусловлена рядом причин. Дворянство и буржуазия - два господствующих класса, отстраивавших Россию на протяжении последних полвека после падения крепостного строя в 1861 г., - были частью ликвидированы большевиками, частью эмигрировали, а те, кто остался в Советской России не могли активно участвовать в строительстве нового общества. К ним относились либо с подозрением, либо открыто враждебно. Численность рабочего класса сильно сократилась за годы гражданской войны, где он сыграл решающую роль в победе. После войны его ряды пополняли выходцы из села, а к крестьянству Ленин относился с большим недоверием, считая, что его сознание заражено <мелкобуржуазной стихией>. В результате советская власть оказалась без твердой классовой опоры. Да и старые классы, какими они сформировались при царизме, для строительства нового общества не годились. Единственным творцом нового коммунистического общества могла служить только молодежь. Ее еще было не поздно исправить, направить и мобилизовать на решение грандиозных задач. Так проблема советской власти из классовой плоскости перешла в плоскость возрастную.

В начале советского периода молодежь пришла к власти вместе с первым поколением революционеров-победителей. Ее никто не приглашал и ей никто не отказывал. Молодежь сама себе завоевала власть. В конце советского периода ситуация кардинально изменилась. За 70 лет успело вырасти минимум два полных демографических поколения, состояние общества стабилизировалась, на власть никто серьезно не покушался, но и отдавать ее никто не собирался. Первый глава партии и правительства В.И.Ленин родился в 1870 г., последний глава партии и государства Л.И.Брежнев - в 1906 г. Таким образом, между ними разница в одно демографическое поколение. По возрасту Брежнев мог быть сыном, а Ленин - отцом. Как только от власти ушло поколение детей, советская власть пала. Управлять страной внукам по существу не удалось.

За 70 лет советской власти изменился не только характер политической власти, где ключевые функции стали выполнять старшие поколения, но и молодежная организация страны, которая включала три возрастные ступени: октябрята, пионеры, комсомольцы. Мемуары комсомольцев первого поколения свидетельствуют, что сначала эта организация была невероятно привлекательной для молодежи. Чем напряженнее была борьба за новую жизнь, тем больше молодежи шло в комсомол: во время гражданской войны ряды комсомольцев выросли с 22 тыс. в 1918 г. до 400 тыс. за 1920 г. На протяжении 1920-х годов комсомольская молодежь активно участвовала в решении всех общественных задач. Особенно активными они были в кампании ликвидации неграмотности, борьбе с религиозными предрассудками и за коллективизацию в деревнях. Когда началась первая пятилетка, в ее первых рядах опять же была молодежь - миллионы молодых людей добровольно уехали на грандиозные стройки коммунизма.

Взрослость -:замена безответственной зависимости от старших на безответственную зависимость от нужды и мнения.

А.Круглов

Через 40 лет - два 20-летних поколенческих цикла - новое явление представляли собой не марксисты и большевики, давно утратившие для юных историческую актуальность, а возникшие в то время на Западе молодежные субкультуры. В 1957 г. подражатели западной моде стали именоваться стилягами. Это было прямой противоположностью молодым революционерам ленинской эпохи. Их притягивала стильная одежда, модная музыка, развлечение и ничегонеделание. Ряды стиляг пополнялись за счет элиты общества (так называемых <мажоров>), а сами они относились к "золотой молодежи". Между прочим, в значительной степени это были дети партийной номенклатуры - генетические, т.е. прямые, потомки первого поколения русских революционеров.

Через 30 лет, а именно в 1987 г. началась перестройка, которую называют еще закатом советской власти. Хотя к управлению успела пробраться относительно молодая партийная элита во главе с М.С.Горбачевым, спасти страну она уже не могла. К тому времени все управленческая надстройка оказалась дряхлой как в политическом, так и возрастном смысле.

Но битву за молодежь советская власть проиграла еще раньше, а именно в период хрущевской оттепели. Не привлечь к активному партийному и социальному строительству молодое поколение шестидесятников, беззаветно веривших - кстати сказать, в последний раз в истории нашей страны, - к управлению, не передать ему бразды власти было трагической ошибкой. Такую же ошибку совершили американские и европейские власти. И они не допускали к управлению обществом поколение шестидесятников. Когда российских шестидесятников престарелый партаппарат не пустил в Кремль, они ушли в культурное подполье, породив мощное течение культурного андерграунда. Когда к управлению не пустили западное поколение кипевших энергией шестидесятников, они вышли на баррикады в 1968 г., на массовые митинги и демонстрации, взялись за оружие. После этого изменился весь политический климат в обществе. Западная Европа и Северная Америка после хиппи и <новых левых> шагнули в новую эпоху. Хиппи и <новые левые>, несомненно, являлись критиками. Никаких иллюзий насчет капиталистического общества и прогнившей буржуазной культуры они не испытывали. Они хотели то и другое уничтожить.

Советские шестидесятники являлись с той же несомненностью утопистами. Они готовы были взвалить на свои плечи исторические задачи, стоявшие перед КПСС, покорять сибирские реки и космос, мерзнуть в тайге, отправляться на стройки коммунизма. К сожалению, энергия и силы советской молодежи остались не востребованными. Молодежь воспели в десятках поэм, сотнях повестей и романов, десятках кинофильмов. Но никто ей не доверил политическую власть.

Поступательно-возвратный цикл социализации

Ершистость, сопротивление взрослым, неподчинение, бунт и революций детей против отцов связана с противоречивым характером социализации в первой половине жизни.

Не случайно лидерами социальных преобразований нередко становились молодые люди. М.Робеспьеру было 34 года, когда он стал одним из руководителей якобинцев. А его ближайший соратник Л.Сен-Жюст уже в 25-летнем возрасте стал одной из ведущих политических фигур Великой Французской революции. Наполеон Бонапарт в 24 года получил звание генерала, а в 30 стал первым консулом Франции. Т.Джефферсон в 26 лет был избран депутатом законодательного собрания Виргинии, а в возрасте 33 лет - он автор проекта знаменитой "Декларации независимости", в которой провозглашалось равенство всех людей перед законом и их неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Известно, что в революционном движении России большое участие приняла молодежь, среди его лидеров было немало молодых людей. Так, например, В.Ленин стал заметным революционным деятелем еще совсем молодым. Уже в 24 года он написал одну из значительных своих работ "Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?".

Играть в войну полезно?Как сообщает Таймс, попытка исключить оружие из числа традиционных игрушек для мальчиков возможно является ошибкой. Вняв призывам пацифистов и феминисток, во многих британских детских садах запретили играть в войну, мотивируя тем, что такие игры способствуют развитию агрессивности. В настоящее время разоружению в детских садах положен конец, что дало удивительный результат - снижение числа настоящих ссор и потасовок. Будем надеяться, что вдоволь наигравшиеся в войну детишки не будут агрессивны в зрелом возрасте.

Спросим себя: почему не бунтуют дети? Почему они так светлы, добры и оптимистичны? Объяснение кроется в сказочном репертуаре, которому обучают детей родители. Что читают дети и что им рассказывают взрослы? Сказки! Детей оберегают от бед и невзгод, помещая в выдуманный мир. Их учат быть честными, справедливыми и добрыми. Примерно до 12 лет дети пытаются усвоить нравственные уроки. Запоминание и разучиваение дается с огромным трудом. Наконец они обучились быть рыцарями и героями. Но почему тогда взрослые, у которых они учились всем премудростям, на каждом шагу обманывают, поступают трусливо и нечестно? Понять это ребенку сложно. Несколько лет уходит на осмысление того, почему слова расходятся у взрослых с поступками. В этот период - с 8 до 13 лет - процесс врастания в общество, социализация и освоение в нем идут как поступательно-возвратное движение. Шаг вперед - шаг назад. Вперед их ведут нравственные поучения родителей, назад влекут лживые поступки взрослых. Не надо воровать - говорил вчера отец: это дурно! А сегодня он принес с работы пачку бумаги, картридж и коробку скрепок. Не следует унижаться перед другими людьми, поучает отец, и тут же снимает трубку, нежнейшим голосом прося начальника не сердиться на него за опоздание на работу. Шаг вперед - шаг назад. Так проходит каждодневное обучение детей. Оба движения - вперед и назад - составляют как бы микропаузу социализации. И таких микропауз, замкнутых в себе циклов, в первой половине жизни сотни и тысячи. Одна тема - одна микропауза. Не унижайся - шаг вперед; и тут же пример унижения перед начальником - шаг назад. Все это на глазах ребенка.

На рис. 1 представлен поступательно-возвратный цикл социализации. Он состоит из множества микропауз, в каждой два противоположно направленные стрелки. Одна показывает социализацию - обучение ребенка нравственным нормам. Вторая стрелка показывает разобучение ребенка со стороны тех же взрослых, которые говорят одно, а делают другое. Нижняя стрелка - социализация. Верхняя - ресоциализация. Таким образом, социализация и ресоциализация происходят практически одновременно, идут рука об руку каждый день. Подобный параллелизм, естественно, затрудняет нормальное воспитание ребенка.

Научившись социальным и культурным нормам, ребенок первым делом проверяет их на родителях, а те и не подозревают, что стали первыми подопытными. Их в прямом смысле проверяют на вшивость. И далеко не все выдерживают пробу. Когда подросток требует ответа, родители пресекают: мал еще, тебе этого сейчас не понять, вот вырастешь тогда поймешь, почему твой отец так поступил. А поступил взрослый дядя так потому, что ребенком его приучили к двойной морали. Дети повторяют родителей, младшие подражают старшим.

Когда человек повзрослел, исправлять его поздно. Даже в 20 лет выправить искривленную мораль невозможно. Упущено минимум 7 лет. Когда ребенок начинает спрашивать ответ с родителей, он тем самым сигнализирует им: в ваших поступках не все правильно, вчера вы учили меня одному, а сегодня - совсем другому. Старшие должны быть благодарны, что рядом с ними неикривленное зеркало, в которое они всегда могут посмотреться и привести себя в порядок. Но приводят ли? Нет, они пиняют на зеркало: ты не понимаешь, подрасти! Не найдя ответа на мучающие ребенка вопросы, быть может, самые главные в его жизни - почему мои учителя не ведут себя так, как учат меня, - подросток ищет ответа в других местах - группе сверстников, где собираются такие же недовольные своими родителями подростки. Они интерпретируют поступки взрослых так, как умеют - на свой лад, со своей колокольни. И самое страшное - без контроля и коррекции взрослых. В подвалах, подворотнях и на чердаках их не бывает, а именно здесь локализуются дискуссионные клубы. Пока еще дискуссионные. С возрастом они нередко превращаются а) в штаб революции или б) криминальный общак.

Революционные выступления молодежи в 1968 г. показали то, что не заметили или не хотели замечать взрослые: количество созданной ими лжи превысило все границы терпения. Сытость, процветание и мещанство, против которых выступала бунтующая молодежь Франции, Америки и Германии, хороши для взрослых. Это им хочется греть в тепле дряхлеющие кости. Это им известны все ответы на вопросы. Это они устроили мир под себя либо подстроились к этому миру так, чтобы было удобно. Но молодежь в 17-25 лет ищет ответов и не находит их. Тогда она решает изменить общество, построенное на лжи. И кто же подготовил революционеров? Оказывается, взрослые, постоянно обманывая и разочаровывая детей. Вот они - никудышные социализаторы, вырастившие себе могильщика. Удивительно, но эти мудрые и наученные жизнью люди все сваливают на молодежь - неблагодарная, хулиганистая, непослушная. Они и в 40-50 лет ведут себя как дети и подобно страусу прячут голову в песок. Не в пример им их собственные дети, выйдя на баррикады и рискуя жизнью, стараются быть взрослыми. 1968 год стал для западного общества моментом истины, когда все встали по своим местам, сняли маски и тогда стали видно: кто есть кто. Дети-хиппи постоянно слышали от своих родителей, принадлежавших к послевоенному поколению, познавшему трудности и лишения: <Работай... Учись... Повинуйся... Знай свое место... Будь разумным... Делай деньги...>[233]. В США, где в 1960-е совершеннолетними считались лишь достигшие 21 года, бесправная молодежь 15-19 лет стала излюбленным "подопытным кроликом" для психиатров-садистов в тюрьмах и больницах, испытывавших на своих жертвах наркотики, электрошок, нейролептики, лоботомию, выжигание определенных участков мозга и прочие методы "модификации поведения". Число жертв исчислялось десятками тысяч. К арестованным стали активно применять существующую в США удивительную практику "осуждения на неопределенный срок" (т.е. от 1 года до пожизненного - на усмотрение тюремной администрации). Некоторые сидят до сих пор за то, что в возрасте 16 лет написали на классной доске в школе: "Долой классы сегодня - долой правящие классы завтра!". За молодыми бунтарями следили, их письма вскрывали, их телефоны прослушивали, их шантажировали[234].

Молодежь в социальном контексте

Современная молодежь в российском обществе сталкивается со множеством демографических, социальных, экономических и нравственных проблем.

Первая проблема - сокращение численности молодых людей и, следовательно, старение население, снижение роли молодежи как трудового ресурса общества. С этим связано возрастание в 1,5 раза (по сравнению с 70-ми годами) количества разводов в молодых семьях. Больше разводов - больше неблагополучных семей и меньше детей. Отсюда и рост числа самоубийств.

Вторая проблема - ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Нынешнее молодое поколение менее здорово физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоро-выми, 45-50% из них имеют серьезные отклонения в здоровье. Годность призывников к строевой службе снизилась при призыве в армию до 80%. Среди юношей, направленных в войска осенью 1996 г., 40% имеют отклонения в состоянии здоровья и подпадают под определение <годные к военной службе с незначительными ограничениями>[235].

Третья проблема - молодежная безработица. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В 1994 г. она составляла 35,5%, в 1995 г. - 41%, в 1997 г. - 35% (всего безработных на начало 1997 г. насчитывалось около 7 млн. человек). В 2000 г. уровень безработицы стабилизировался. В жизни молодых людей последних лет получило широкое распространение "чувство тревоги стать безработным". В проведенном исследовании выяснилось, что боятся стать безработными в будущем более 70% опрошенных[236].

Четвертая проблема - падает социальная ценность труда, престиж ряда важных для общества профессий. Последние исследования свидетельствуют, что молодежь отдает предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько материально выгодным. "Высокая зарплата" - вот что оказалось решаю-щим при выборе места работы для 59,9% из числа 17-летних, 65,3% - из числа 24-летних и 64,4% -31-летних.

Для 56,8% молодых людей главным в жизни являются деньги. В принципе такое положение вполне нормальное для рыночного общества, где деньги - одна из главных ценностей. Поэтому желание "жить хорошо" отражает естественное стремление людей, если оно не переходит нравственных границ. Но что такое нравственные границы? Как их определить?

Ученые полагают, что критерием служит тот способ, каким люди стараются добыть деньги. Здесь картина следующая: 25% (17 и 24-летних) считают возможным заниматься перепродажей (ранее это называлось "спекуляцией"), считают "возможным" и "нормальным" вступление в брак по расчету более 30%; получить взятку - 20%; вступить в физическую близость за плату - "возможным" и "нормаль-ным" около 10%, столько же - взять силой или <взять, что плохо лежит>[237].





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 364 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...