Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Акселерация 2 страница



Вандализм - бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей, осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. В нашей стране вандализм наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Вандализм - одна из форм разрушительного поведения человека. В последние годы это явление обсуждается в российской печати, опубликовано несколько научных работ, посвященных отдельным проявлениям вандализма[221]. Ученые сходятся во мнении, что вандализм - преимущественно а) мужской и б) подростковый феномен. У некоторых престарелые родители начинают уже умирать, и вы чувствуете, что стали последним рубежом перед небытием.

Больше всего масса любит разрушать дома и предметы. Поскольку имеются в виду чаще всего предметы хрупкие, такие, как оконные стекла, зеркала, горшки, картины, посуда, принято читать, что именно хрупкость предметов побуждает массы их разрушать. Несомненно, шум разрушения, звук разбиваемой посуды, звон оконных стекол немало добавляет к удовольствию от процесса: это мощные звуки новой жизни, крик новорожденного.

Элиас Канетти

Слово "вандализм" произошло от названия древнегерманского племени вандалов, прославившихся разграблением Рима и разрушением античных памятников. В 410 г. Аларих и вестготы захватили Рим и три дня беспощадно его грабили. Конечно, и до Алариха были завоевания, но Аларих потряс тем, что он захватил сердце империи, Рим, и беспощадно раздавил его. Это всего лишь эпизод <Великого переселения народов>, охватившего в 3-5 веках новой эры большую часть Евразии: три столетия Запад и Восток, а также Север и Юг не знали покоя от нашествия диких племен. Великие державы античности - Рим, Парфия, Хань - рухнули под их натиском. В движение пришли десятки народов и племен, населявших античные империи или живших рядом с ними. Большей частью это были <варвары>, то есть люди, сохранившие догосударственную структуру общества, слабо связанные с городской экономикой и земледелием на орошаемых полях, а потому сравнительно легкие на подъем. Сдвинувшись с обжитых мест в поисках лучшей доли, сотни тысяч варваров на многие десятилетия или на века погрузили Европу в Средневековье. Так выглядела <Эпоха этнического хаоса>, именуемая также Переселением народов.

В XIX в. слово "вандализм" вошло в литературный обиход как обозначение разрушения или порчи произведений искусства и памятников архитектуры, а также общественной, частной, коммунальной собственности, поломки оборудования в учебных заведениях, на транспорте, нанесение рисунков и надписей на стены и т.п. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парка и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. В современном понимании вандал - человек непросвещённый, грубый, противный образованности.

Вандализм тесно связан с агрессивным поведением. Он обязательно сопутствует войнам, геноциду, преследованиям по социальным, этническим или религиозным основаниям. В. является видом деструктивного поведения и зависит от нравственной атмосферы в социуме и отношения к нравственным ценностям. Вандализм неотрывен от корысти, глупости, злобности, мстительности и т.п. Во многих странах мира наблюдается тенденция к росту преступлений, связанных с вандализмом, включая посягательства на памятники, предметы искусства, антисоциальные деяния групп молодёжи, совершаемые в состоянии возбуждения в ходе или после массовых мероприятий и др.

Сожженные кнопки в кабине лифта и разбитые плафоны являются серьезной проблемой для лифтовых служб города. Лифтовики встречаются с вандализмом столь часто, и явление это столь неискоренимо, что у специалистов это жаргонное слово приобрело статус официального термина. Ежегодно многие сотни единиц запчастей уходят только на то, чтобы восполнить потери от сознательной порчи лифтового оборудования. Затраты на подобные мероприятия ложатся ощутимым бременем на городской бюджет. За последний год случаи мелкого хулиганства (те самые сожженные кнопки и плафоны в лифтах) стали приносить почти в два раза меньше хлопот. Однако, стоит упомянуть, что это происходит не по причине смягчения нравов, а исключительно благодаря усилиям лифтовых служб. В последнее время испорченные комплектующие заменяются на оборудование в антивандальном исполнении, что затрудняет их повторную порчу (www.liftremont.ivanovo.ru).

В США за вандализм ежегодно арестовывается около 200 тыс. человек (и 15 тыс. за поджоги[222]). По данным обследования 899 домохозяйств в сельской местности штата Огайо, за год 15,5% хозяйств испытали хотя бы один случай вандализма, более 40% пострадали 2 раза и более. Наиболее частые виды вандализма: разрушения или порча почтовых ящиков молотком или битой; наезд на газоны и посевы; битье стекол домов, гаражей, сараев; пачканье машин краской; порча заборов и фонарей[223]. В Канаде 37% жителей Торонто и 56% жителей пригородов выделяют вандализм как значимую проблему в местах своего проживания. По данным опросов канадских школьников, до 85-92% из них признают за собой совершение разрушений (учитывались и мелкие, такие, как вырезание инициалов на партах). В Канаде, например, 65 из 100 пострадавших от вандализма не сообщают в полицию об ущербе[224]. Исследователи констатируют, что за последние десятилетия в Европе и Америке происходит рост числа различных проявлений вандализма[225].

Финансовый ущерб от вандализма огромен. Хаубер сообщает, что ежедневные материальные потери от вандализма в Нидерландах составляют 4 млн. долларов. В 1991 г. убытки Лондонского метро от вандализма составили 20 млн. долларов, французских национальных железных дорог - 14 млн. долларов. В последние десятилетия увеличился ущерб от граффити. По данным американских исследователей, в 1970 г. ущерб, связанный с устранением рисунков и надписей на станциях и в вагонах метро Нью-Йорка, оценивался в 250 тыс. долларов, в 1974 г. - 2 млн. долларов. В 1989 г. округ Лос-Анджелес, города Нью-Йорк и Сан-Франциско потратили на борьбу с этим явлением соответственно 50, 55 и 2 млн. долларов. Согласно Голдштейну, общий ущерб от вандализма в США превышает 1 миллиард долларов. Убытки от вандализма только в американских школах составили в 1969 г. - 100 млн. долларов, а в 1990 г. - 600 млн. долларов[226].

Единственный способ сократить преступность среди подростков - добиться, чтобы отцы не шлялись ночами по улицам.

Немало примеров можно почерпнуть также из нашей действительности. Москва. 31 марта 2003 г., во время концерта "Рэп-вечеринка" в ДК имени 40-летия Октября на Рязанском проспекте произошли массовые беспорядки. Около 20 подростков ворвались в здание и начали бесчинствовать. Так, из хулиганских побуждений подростки разбили стеклянные двери и несколько стекол в здании ДК. 12 марта 2003 Неизвестные устроили погром в Северо-Кавказском государственном технологическом университете. 4 мая 2002. Нападению неизвестных вандалов подвергся монумент героям фронта и тыла, установленный в центре Иванова. С мраморных плит постамента похищены буквы. Это уже второй акт вандализма, совершенный в отношении этого монумента. В 2001 году также были похищены буквы, изготовленные из цветного металла, а некоторые мраморные плиты украдены или расколоты. 10 июля 2002. На Тракторозаводском кладбище Волгограда в среду совершен акт вандализма: были обнаружены разбитые памятники на нескольких могилах. На некоторых из памятников нарисована фашистская свастика. Рисунки сопровождены надписью "скинхеды". Неизвестные вандалы в Волгограде на мусульманском участке кладбища осквернили шесть могил. 30.07.2003 был осквернен памятник Непокоренным в Новороссийске, установленный в память расстрелянных в годы Великой Отечественной войны советских военнопленных и еврейского населения Новороссийска. Вандалы облили краской мемориальную плиту и сорвали сорван венок от еврейской религиозной общины Новороссийска. 9 июня 2002 г. в центре Москвы прошли беспорядки с участием болельщиков. Как сообщает корреспондент РБК с места события, после окончания футбольного матча между командами России и Японии, разгоряченные болельщики начали громить автомобили и витрины, как на Манежной площади, так и на Тверской улице. В результате погромов сожжено и разбито множество припаркованных автомобилей, в том числе перевернут автобус РТР. По словам корреспондента РБК, полностью уничтожена витрина в книжном магазине "Москва" напротив здания столичной мэрии, разбиты также все стоящие поблизости автомашины. В результате бесчинств хулиганов один человек погиб и более 30 получили ранения и травмы различной степени тяжести. Кроме того, ножевое ранение получил сотрудник милиции. Каждый год на ремонт павильонов на автобусных остановках в столице затрачивается более 75 млн. руб. Восстановлением ежедневно занимаются бригады численностью в 600 человек. На МКАД такой павильон стоит только три дня. На смену старым стеклянным пришли новые - бронированные. Но и они не выдерживают натиска современных вандалов - молодежи в возрасте от 15 до 30 лет в подпитьи. Последнее достижение - павильоны с бронированным стеклом, выдерживающие прямое столкновение с несущимся на скорости 60 км в час, отступают перед вандалами. Стекло бьют, особо прочный пластик - поджигают или выламывают. Автобусные павильоны так и называют - антивандальные. Все самое гнусное зло творится под покровом ночи. И в темных местах. Видно в эту самую темноту стремятся погрузить Димитровград некоторые его жители, раз за разом крушащие автобусные павильоны из стеклопластика и вырывающие с корнем фонари на Мосту Влюбленных (www.panorama.dgrad.ru).

Миф о собственной исключительности. Вместе с развитием способностей анализировать свои мысли у подростков возникает повышенное внимание к самим себе, собственной личности и идеям. В результате они носятся эгоцентриками, постоянно занятыми самоанализом. Их мысли направлены скорее на самих себя, чем на окружающих.

Юные так озабочены собой, что могут заключить, что других в такой же степени волнует их внешность и поведение. Эгоцентризм подростков основан именно на их вере в то, других чрезвычайно интересует их внешность и поведение. В результате почти все время подростки чувствуют себя <как на сцене>. Они привлекают к себе повышенное внимание шумным или буйным поведением, агрессией, всплеском эмоций, даже вандализмом. Но так они ведут себя только тогда, когда находятся в группе. Товарищество придает им смелости. Когда же они остаются одни, поведение резко меняется. Многие превращаются в крайне застенчивых, неумелых, стесняющихся. Им кажется, что все обращают на них внимание, тщательно оценивают и готовы вот-вот критиковать. Им кажется, что они <на сцене>. Подростки часто не только эгоцентричны, но и склонны к самолюбованию. Наглое и шумное поведение, эксцентричная одежда отражают их представле-ния о том, что должно нравиться другим. Мальчик, который два часа прово-дит перед зеркалом, сооружая себе прическу, вероятно, воображает, что все его одноклассницы упадут от восторга.

Подросток - существо, превосходно осведомленное обо всем том, чему его не научили в школе.

Марсилин Кокс

На самом деле взрослые заняты только собой. Уставшие они возвращаются с работы или, занятые своими заботами, не обращают внимания ровным счетом ни на кого. Только подросткам мерещится, что их действия всегда на виду.

Миф о собственной исключительности - убежденность подростка в собственной неуязвимости, в уникальности своих личных переживаний. Ему кажется, что до него таких чувств никто не переживал, а такие как у него мысли еще никому нет приходили в голову.

Причиной большинства случаев подростковых самоубийств являются или неразделенные, или оскорбленные чувства. В этом возрасте чувства нежны, обострены и незащищены. Кроме того, они как правило, максималистские: уж если любить, то до гроба, а ненавидеть, так навсегда. Он не позвонил ей, она уже считает, что разлюбил. Приятель разболтал какую-то тайну - все, обида на всю жизнь.

Миф о своей исключительности предполагает убежденность подростка в том, что он уникален и в сфере чувств, и в сфере интеллекта. В это время мы считаем себя непризнанными гениями, настоящими рыцарями и романтиками. Мы свято верим в добро и обижаемся, если оно чуть с горчинкой.

Как и везде, здесь подросткам присуща противоречивость. С од-ной стороны, подростки считают, что все наблюдают только за ними, с другой - чувствуют полное одиночество своей уникальной личности. С одной стороны, ты всегда на виду, под пристальными взглядами взрослых, с другой - несмотря на такое внимание никто тебя либо не понимает, либо не принимает всерьез. Это огромная эмоциональная нагрузка. В результате юные ведут себя кто цинично, кто застенчиво, в какой-то сте-пени старясь защитить мир своих чувств, приглушить комплекс неполноценности. Природа позаботилась о пси-хологических механизмах для защиты нашего хрупкого Я. К примеру, те, у кого низкая самооценка, склонны пускать пыль в глаза окружающим.

Возраст социального экспериментирования Молодость - это период времени, отведенный человеку для социальных экспериментов, цель которых - найти себя и свое место в обществе. Другого времени на осмысленные поиски у человека не будет. Сверху его поджимает взрослость, семья, дети, работа, а снизу - безответственный, неосмысленный и во многом бессмысленный подростковый период, когда индивид еще не созрел для серьезных философских вопросов и осмысления своей личности. Чем сложнее общество и насыщеннее историческая эпоха, чем больше вокруг информации и знаний, тем труднее и конфликтнее проходит в нашей жизни период социального экспериментирования, тем труднее разобраться в себе и окружающем. Колоссальное количество молодежных субкультур, которые позволяют молодому поколению во всем мире группироваться по своим интересам, политическим пристрастиям, музыкальным или досуговым предпочтениям, кругу общения, отражает пестроту и многообразие культурной жизни планеты.

Глобализация общества, общение людей поверх политических границ, туризм и культурные обмены расширяют субкультурную географию, позволяя молодежи из слаборазвитых стран перенимать и развивать дальше новейшие веяния и тенденции в мировой молодежной культуре. Возможно, здесь, как и в экономике, страны делятся на культурный авангард, создающий новый интеллектуальный продукт, и культурный арьергард, воспринимающий этот продукт, модифицирующий его в соответствии со своими нуждами и привносящий в него нечто новое, своеобразное, которое, однако, уже не возвращается на мировую арену и не становится источником подражания. Американские хиппи 1960-х годов и советские хиппи 1970-х годов - яркий пример культурной столицы и культурной провинции. Важно не то, что мир поделился на лидеров и ведомых, а то, что ведомые через короткий промежуток времени могут использовать тот же интеллектуальный продукт, удовлетворяя свои потребности, развивая собственную личность. Как часто бывало в Римской империи, да и не только в ней, провинция, сохранившая культурную самобытность, вскоре обгоняла столичный регион, создавая уникальные культурные продукты.

Молодежно-подростковый период в жизни каждого человека - время неустанного экспериментирования, творческого подъема и профессионального самоопределения. Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди. И.Ньютону не было еще и 24 лет, а он уже разработал идею дифференциального и интегрального исчисления, открыл закон всемирного тяготения. Французский математик Э.Галуа, исследования которого оказали огромное влияние на развитие алгебры и математики, прожил всего 20 лет. А.Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, В.Гейзенбергу было 24 года, когда он совместно с Н.Бором разработал основы квантовой механики. Свои вполне зрелые произведения А.Пушкин начал создавать совсем еще в юном возрасте. Замечательную поэму "Руслан и Людмила" он написал в 21 год. С.Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу "Алеко", которая была его - студента Московской консерватории - дипломной работой. А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет.

Подтверждение сказанному выше мы находим в концепции кризисных точек социализации, которая изложена в томе 7 <Фундаментальной социологии>. Там речь шла о трех кризисных точек, которые описывают кривую человеческой жизни

·от 1 года до 17 лет - завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду,

·от 18 до 60 лет - активный трудовой период, становление профессиональных роле,

·от 60 лет и старше - выход из активного трудового периода.

Период активной социализации АВС обозначен тремя точками кризиса.

На рис. 1 обозначены три критические точки в жизни человека: А - окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы, В - кризис середины жизни, С - выход на пенсию и переход к пассивной части социализации.

Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой АВС, представляет собой время максимальной творческой и трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной деятельности - 10-11-летнее обучение в школе. Возраст от 16 до 18 лет приходится на окончание школы и профессиональное самоопределение юноши.

Возраст 16-18 лет - самый критический. Он должен выбрать только одну профессию из 40000 занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда его не сталкивали с реальным производством и реальными профессиями. Он знает о них понаслышке. Другое дело человек, находящийся в точке С. Он уже пожил и много видел, знает мир производства и множество профессий не понаслышке, а на собственном опыте, ведь ему не 16, а 61 год. Вот когда бы выбирать будущую профессию. Здесь риск выбрать неправильное занятие сведена к минимуму.

Но жизнь распорядилась иначе. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их спешат пожилые люди - дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь. В отличие от юноши, который может, но не умеет, пожилые умеют и знают, но уже не могут. Они не могут начать жизнь снова, не могут физически выполнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может выбрать будущую карьеру. Так несправедливо распоряжается с нашими жизнями судьба.

Период от 18 до 25 лет отводится на поиски самого себя, что период перебора различных профессий и занятий. В это время еще нет молодой семьи, приковывающей к одному роду занятий, человек получает материальную основу от своих родителей, в семье и за счет которых он живет.

После 17 лет для рабочей молодежи и 23-25 лет для интеллигенции с высшим образованием начинаются хлопоты с профессиональным самоопределением. В это время все торопятся активно заняться бизнесом и сделать свою карьеру. Партнеры, коллеги, товарищи по работе - вот те люди, к мнению которых взрослый больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации, которые определяют его служебный рост, оклад, престиж и многое другое. Часто ли звонят своим <маманькам> повзрослевшие дети-бизнесмены, которые, кажется, совсем недавно держались за материнскую руку?

В чем слабы подростки

Подростки - существа не такие, как мы ("мы" - это, увы, взрослые), и на сей раз это научно доказано. Мы долго задавались вопросами: ну почему подросток ведет себя так глупо? Почему своими десятью пальцами он только и умеет, что взрывать петарды? И что заставляет его совершать столько идиотских поступков, например гонять на мотороллере без каски? Неужели он делает это только затем, чтобы досадить нам?

Вовсе нет, отвечают американские ученые в статье, опубликованной в последнем номере Journal of Neurosciences: все это потому, что подросток немножко слаб на striatum ventrale. Эта зона серого вещества отвечает за мотивацию нашего поведения. Иначе говоря, именно здесь мы соизмеряем риск с затрачиваемым усилием и планируемым результатом нашего поступка.

И что же мы видим? У подростка striatum менее активен, чем у взрослого. Грубо говоря, это означает, что нашего юного друга (или подругу) труднее "расшевелить". Чтобы вывести свой striatum на уровень "нормальной" активности, подросток нуждается в экстремальных действиях. Вот почему он часто склонен к риску, утверждают ученые (www.inopressa.ru)

Критической возраст 16 лет является еще и потому, что в это время человек как ежик все воспринимает в штыки. Он хочет быть самостоятельным, формирует свое Я и во весь голос заявляет его миру. А взрослые суются со своими советами и наставлениями. Он романтик, они - прагматики. Столкнулись два разных мира и им трудно понять друг друга. Романтики воспринимают советы прагматиков как чужеродное тело. Они отторгают его. Ценности отцов расходятся с ценностями детей. Последние упрямы и несговорчивы, они хотят наделать собственных ошибок и не слушают тех, кто стремится оградить их от ошибочных шагов. Кстати сказать, они совершенно правы. В период с 16 до 23 лет, когда ты не обзавелся собственной семьей и живешь у мамочки на шее, только и надо совершать ошибки. Причем, как можно больше. В будущем за них придется платить дороже. Все следует делать в свое время.

Принятие чужого жизненного опыта в шестнадцатилетнем возрасте влечет за собой: первое, реакцию отторжения того, что вам навязывают чужую модель образа жизни. Отторжение - здоровая реакция здорового организма, но собственного жизненного опыта еще нет. Таким образом, в 16 лет происходит навязывание чужого образа жизни через агентов социализации, как реакция отторжения. И в это же время происходит построение идеальной (мысленной) траектории жизненных планов.

У социального и культурного экспериментирования существует глубокая психологическая причина. Возрастной период от 14 до 20 лет характеризуется таким свойством, как легкостью увлечения новым и переход от одного занятия к другому. Интерес к познанию нового сопрягается в это время с неустойчивостью привязанности: юноши быстро увлекаются и быстро теряют интерес к тому, что познали. Молодежные субкультуры способны поддерживать постоянный интерес к познанию благодаря своему внутреннему разнообразию. В каждой субкультуре тысячи музыкальных направлений, групп, песен, а также новых социальных практик, мероприятий и дел, с которыми интересно познакомиться. Молодежные тусовки предполагают новые знакомства, новые встречи, обмен интересными сведениями. Ни учеба в школе, ни обучение в вузе и уж тем более работа на производстве неспособны к интенсивному обновлению. Обучение и работа строятся на дисциплине, рутинном повторении пройденного, выполнению того, что не просит душа.

Молодому человеку и физиологически, и психологически необходим опыт смены видов деятельности, увлечений, привязанностей, расширение круга знакомств. В зрелом и особенно пожилом возрасте ничего подобного уже не требуется. В этот период жизни мы ценим старых друзей, выработанные привычки, домашний уют и удобный диван.

Мессианский комплекс

Поскольку подростки хотят стать взрослыми, у них появляется стремление поскорее занять свое место в их сообществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ выражения себя. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и себя. Они начинают вести <взрослые разговоры>, прежде всего на запретные темы, судить о правильности супружеских отношений, подразумевая родителей. Мальчики соревнуются в физической силе с отцами, стараясь побороть их на армрестлинге.

Возраст - то все, что можно сказать о себе с полной уверенностью.

Г.Е.Малкин

Вхождение в мир взрослых поначалу носит чисто подражательный характер. Юноши перенимают походку вразвалочку, манеру чертыхаться и сплевывать на пол, даже курить и пить водку <как взрослые>. Об игре в азартные игры и говорить нечего. Это самая распространенная форма времяпрепровождения, особенно в городских подвалах и подворотнях.

Юноши и девушки, только еще освоившие азы нравственных требований и не постигшие их глубины, стараются выносить моральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу взрослых. Эти оценки имеют две особенности. Во-первых, они очень категоричны и резки, в них только да и нет. Во-вторых, они проводятся с позиций желаемого или идеального. Они еще не знают. насколько сложно устроено реальное общество, зато знают, как его надо переделать. Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданного воображением или позаимствованного из книг.

Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалистов. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действительность далека от идеалов, и немедленно становятся в позу негодующих критиков. Взрослых они осуждают за то, что те не смогли за свою жизнь создать более достойного, более цивилизованного и гуманного общества.

Желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, видя в том особое свое предназначение, в психологии называется мессианским комплексом. Он состоит в приписывании себе важной роли в спасении человечества и представляет собой детскую или возрастную болезнь становящегося духа, которой должны переболеть практически все - мальчики в больше степени, а девочки в меньшей. Только не все рассказывают об этом либо не осознают, что приключилось.

С мессианским комплексом тесно связан так называемый подростковый синдром который, по мнению И.С.Кона[227], включает в себя: а) недостаток историчности (<все, что происходило до нас, не имеет никакой ценности>), б) максимализм (<все или ничего>), в) негативизм (<все устроено плохо и его надо изменить>). Революционный идеализм и мессианский комплекс, по его мнению, были присущи русской молодой интеллигенции как в период большевистской революции 1917 г., так и в эпоху демократических преобразований 1990-х годов.

Чаще всего мессианский комплекс не выходит за пределы словесных диспутов и споров с друзьями, но иногда выливается, как у молодых революционеров, в создание подпольной организации. Таким людям присущ политический идеализм и утопические иде-и перестройки общества.

В то же время, когда подростки увлекаются политическим идеализмом, они становятся защитниками угнетенных. Способность сочувствовать чужим страданиям появляется у юных именно потому, что в их собственных душах постоянно идет брожение. Из-за своей психологической незащищенности под-ростки легко отождествляют себя со слабыми, бедными и угнетаемыми жерт-вами эгоистического общества. Таким образом, их восприятие социальной несправедливости отражает личную внутреннюю борьбу.

Только позднее, говорят психологи, уже в юности, молодые люди начинают связывать свои идеалы с конкретными действиями, соизмерять свои возможности, не парить в облаках. Они становятся более понимающими, терпимыми и полезными.

Подростки проходят через этап, когда они приписывают неограничен-ную силу своим мыслям. Отсюда мечты о блестящем будущем или об из-менении мира с помощью идей.

Любопытные факты

? На долю молодежи (15-30 лет) во всех странах мира приходится больше всего браков, но и больше всего разводов.

? В США 500 тыс. девушек-тинэйджеров стали в 1995 г. мамами и пыта-лись совмещать обучение в школе с воспитанием ребенка. В России эта цифра на порядок ниже - 57 тыс.

? Ученые из Карлсруэ установили связь между физическим развитием детей и социальным положением родителей. Если родители занимаются умственным трудом, то их дети в среднем на 5-7 см выше, чем дети родителей, занимающихся физическим трудом.

Юноша становится взрослым, когда он поступает на настоящую работу. Именно тогда он превращается из идеалиста-реформа-тора в человека, стремящегося к реальным достижениям.

У многих, если не у большинства подростков понятие личности идентично понятию взрослости. Стать личность и стать взрослым для них, еще не разбирающихся во всех перипетиях этого явления, означает часто одно и то же.

Школьники-подростки, а тем более юноши и девушки тянутся к тем, кто обращается с ними, как со взрослыми. К сожалению, наша школа пока не дает им такой возможности. Тра-диции нашей школы ориентируют учителей обращаться со всеми школьниками как с детьми. Тогда навыки общения со взрослыми старшие школьники получат за воротами сво-ей школы. Именно здесь они приобретают и осознание своей собственной взрослости. Родители, в отличие от школь-ных наставников, тоньше чувствуют у своих детей психологию возмужания, а потому гиб-че реагируют на изменения в их поведении. Однако реальные родители не могут преодо-леть барьер своего собственного Super-Ego и поэтому вынуждены подходить к своим по-взрослевшим детям с позиций принятых в обществе стандартных стереотипов: это мож-но, а то нельзя[228].

Известный психоаналитик, дочь З.Фрейда Анна Фрейд, подробно иссле-довавшая становление взрослости у подростка в своей знамени-той книге "Психология "Я" и защитные механизмы" (1936), писала о том, что подростки исключительно эгоистичны. Они считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса. Они убеждены, что горят желанием до конца отстаивать и бороться за свои идеалы и, в то же время, ни в один из последующих периодов своей жизни не отчаиваются на такую преданность и самопожертвование. С од-ной стороны, подростки с энтузиазмом вклю-чатся в жизнь общества, а с другой - страстно стремятся к одиночеству. Они колеблются, подчеркивает Анна Фрейд, между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызы-вающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, аскетичны и в то же время распущенны, они ведут себя то этично, то бесцеремонно. Их настроение колеблется между сияющим оп-тимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энту-зиазмом, а иногда медлительны и апатичны.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 365 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...