Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальный статус и психологический диагноз 5 страница



Таким образом, в детстве и в юности история взаимоотношений человека с нормами драматична, полна опасностей, преодолеть которые без помощи и поддержки со стороны взрослых удается далеко не всем. На каждом этапе можно наблюдать успехи и поражения.

Центры православного призрения

Центрами благотворительной и попечительской заботы о детях-сиротах долгое время - почти тысячу лет - являлись в нашей стране Православная церковь и православные монастыри, появившиеся на Руси в XI веке. Это были Киево-Печерский монастырь, получивший позднее статус лавры, монастыри Волыни, Владимира, Ростовской земли, которые в течение нескольких веков получали княжеские и боярские пожертвования и использовали их для общественного призрения. При монастырях и приходских церквах организовывались церковные школы, где главным образом занимались обучением грамоте и воспитанием бедных сирот в христианском духе; ухаживанием за больными в лазаретах и нищими в богадельнях. Как всегда, возле монастырей и церквей возникали целые нищенские кварталы и слободы, где количество нищих искусственно увеличивалось. Позже государством были приняты необходимые меры по устранению нищих-<промышленников> и <ленивых-прошаков>[200]. Преподобный Феодосий Печерский (Х1 век) для приюта нищих, слепых, хромых и прокаженных построил близ своего монастыря (Киевско-Печерской лавры) дом с церковью во имя святого Стефана и выделял на его содержание десятую часть всех монастырских доходов.

Статистика

Сегодня в мире насчитывается около одного миллиарда тинейджеров

Около 40% российских женщин, по последним данным, подвергается физическому насилию в семье. Проблема становится настолько масштабной, что в разных городах создаются центры психологической реабилитации, где женщин учат самоуважению и противостоянию насилию, а мужчин - отказу от него. Самая страшная беда в том, что комплекс насилия воспитывается у детей, на глазах которых отец избивает мать. Многие мальчики готовы убить своего отца.

Современные православные приюты являются элементом общественного, но никак не государственного, призрения. Как известно, церковь у нас отделена от государства, но для социологов и церковь, и государство являются социальными институтами. Вот почему практику призрения сирот в том и другом случае надо признать институциональной формой. В отличие от них воспитание беспризорника в семье является легитимной, но не институциональной формой.

У церковных приютов по сравнению с государственными интернатами и детдомами несомненное преимущество. Здесь гораздо более внимательный уход, строгое воспитание, основанное на духовных началах, несомненно, более комфортная социально-психологическая атмосфера, лучшие результаты на выходе. В то время как концепция воспитания и призрения детей в рамках государственных институтов постоянно менялась - многократно в царской России и неоднократно в Советской России, - церковная практика призрения, зародившаяся тысячу лет назад в сущности своей осталась прежней и весьма эффективной. В годы советской власти традиции пытались разрушить, запретив Русской Православной Церкви вообще прикасаться к светским детишкам: мол, со своими можете делать что хотите, а наших не трогайте. Отобрав у монастырей и обителей право социального призрения, замкнув решение всех задач на себя, государство не решило проблемы, отступило, расписавшись в своей несостоятельности. Успеха оно достигало лишь в тех немногих детдомах, где появлялся талантливый директор, подобранный им квалифицированный персонал и энтузиасты, способные на те скудные средства, которые сиротам всегда выделяло государство, воспитать полноценное потомство.

"Когда вырасту, я буду папой. Я буду хорошим папой...".

из разговора

Возрождаться православная практика призрения начала только в 1990-е годы - после 80-летнего перерыва. Свято-Димитриевский приют для девочек в Москве создан Свято-Димитриевским Сестричеством весной 1994 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Общиной сестер милосердия при создании приюта для девочек-сирот двигало искреннее желание оказать первую помощь несчастным. У всех детей обнаружены хронические заболевания, а за свою короткую жизнь они успели повидать столько злоключений, сколько не выпадает на жизнь обычного взрослого человека. Поэтому в штат приюта включены врач и медицинские сестры, обеспечивающие круглосуточное дежурство, а также специалисты - дефектологи, логопеды, психологи. Налажены регулярные консультации детей из приюта ведущими медицинскими специалистами Москвы. Жизнь приюта - это жизнь большой семьи, в которую включаются и взрослые и дети. Для большинства девочек впервые начались регулярные школьные занятия либо подготовка к школе. Их учат готовить еду, стирать, убирать в комнатах. Есть у них и регулярные музыкальные занятия, уроки ритмики. Девочкам нравится рисовать, заниматься аппликацией, шитьем, лепкой, выжиганием, конструированием из природных материалов, ставить кукольные спектакли по русским народным сказкам. Дни рождения, именин воспитанниц и сотрудников становятся общими семейными торжествами - с подарками, с домашними пирогами. Прихожане и сотрудники приюта часто приглашают детей к себе в гости. Девочки, почти все в первый раз, побывали в зоопарке, музеях, детском музыкальном театре, куда их часто приглашают. На отдых они выезжают в загородную зону. Впервые девочки стали посещать храм. Многие из них были крещены в домовой церкви приюта. Постепенно дети научились петь церковные песнопения. Жизнь приюта неразрывно связана с Сестричеством. Воспитанницы ходят в воскресную школу при больничном храме, выбирая занятия по своему вкусу: посещают кружки изобразительного искусства, церковного пения, сестринского дела. Старшие воспитанницы каждую неделю ходят в 1-ю Градскую больницу: убирают коридоры, кормят больных, читают им книги. Дело милосердия, в свою очередь, лечит их покалеченные души. Воспитанию детей помогают совместные поездки-паломничества по духовно-историческим центрам страны. В этих путешествиях девочки ведут совместный дневник, а по итогам выпускают репортаж, в котором уже пробуют себя в литературном жанре, дополняя рассказ фотографиями. Сейчас Сестричество открывает Свято-Димитриевский детский дом для девочек, в котором будут жить 40 воспитанниц. Из них основную часть составят девочки, которые будут жить в детском доме до своего совершеннолетия[201].

Детский православный приют "Отрада" при Свято-Николаевском Черноостровском женском монастыре г. Малоярославца Калужской области создан в 1994 г. Он является благотворительным негосударственным воспитательно-образовательным учреждением для девочек-сирот и девушек, оказавшихся без попечения родителей, попавших в экстремальную ситуацию, отказавшихся жить в семье или в соответствующем учреждении системы органов народного образования и, в том числе, в той или иной мере приобщившихся к наркотикам и алкоголю. Функционирование приюта основывается на организационной, воспитательной и трудовой помощи со стороны сестер Свято-Николаевского монастыря. Воспитанием девочек занимаются сестры монастыря, имеющие профессиональную педагогическую, медицинскую, музыкальную, художественную подготовку. Занимаются с детьми практически на индивидуальной основе монахини, имеющие профессиональное педагогическое образование (www.rondtb.msk.ru).

Расхожая мысль о том, что небольшая доза в день хорошо сказывается на здоровье, неверна. Если вы женщина в возрасте за 50 или мужчина свыше 40, тогда да. Но, если вы не попадаете в эти возрастные категории, то ответ будет отрицательным (www.stressov.net).

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Дом милосердия" в Санкт-Петербурге создан в 1992 г. силами прихода церкви Св. Апостолов Петра и Павла и Отдела социальной защиты мэрии. При нем существует приют для беспризорных детей, в т.ч. слепых и слабовидящих. Особое попечение о приюте взяла на себя Санкт-Петербургская Духовная Академия. С 1993 г. помощь Центру оказывает служба Социальной диаконии Духовной Академии - Православное благотворительное братство во имя Св. Анастасии разностороннюю. Члены Братства осуществляют социальное патронирование выпускников приюта и кризисных семей, ведут работы по укреплению семьи, подбору потенциальных опекунов-усыновителей, проводят занятия по эстетическому воспитанию детей. Силами Братства частично укомплектованы и начинают действовать столярная, слесарная и авторемонтная мастерские, создается совместная библиотека и развивается подсобное хозяйство приюта. За период существования приюта и Центра была оказана социальная помощь 280 детям, подросткам и юношам. Из них более 60% составили инвалиды. 185 детей были возвращены в родительские семьи, 23 ребенка переданы в учреждения системы образования, 35 человек передано на воспитание в новые семьи, 8 - трудоустроено, 29 человек проживают в стационарном отделении и социальной гостинице Центра. Особая забота Центра - поиск семей, которые могли бы взять под опеку детей-сирот, заменить им родителей. Таких семей уже 29, шесть детей уже взято под опеку. Одной из перспективных форм устроения жизни выпускников Центра является создание Артелей жизненной поддержки в сельской местности. Артель жизненной поддержки - это объединение для совместного проживания и производственной деятельности подростков и юношей, не имеющих жилья и средств к существованию, в том числе инвалидов. Такая артель создана в Псковской области. С 1995 г. там живут и трудятся 8 старших воспитанников Центра. Еще одно направление попечения о детях - создание так называемых "групп личной поддержки", т.е. объединений одного-двух детей - воспитанников Центра и одного или нескольких взрослых добровольных помощников, помогающих ребенку в самых разных жизненных вопросах и обстоятельствах[202].

В последние годы церковь получила свободу на благотворительную деятельность. Она целиком и полностью принимает на себя ответственность за жизнь детей-сирот: обеспечивает кровом, воспитывает, занимается проблемой образования и трудоустройства. От 30 до 50% от общих расходов на содержание детей и детского учреждения в некоторых детских домах помогают спонсоры, благотворители. Помогают фирмы, отдельные люди, политические партии, благотворительные организации российские и зарубежные. Безнадзорными детьми стала заниматься армия.

Гуманитарную помощь детским учреждениям оказывают иностранные миссии различных конфессий. Можно сказать, что в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному.

Деинституциализация детей и новые технологии

Во многих государствах наряду с общими социальными существуют специальные попечительские программы. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведёт ЮНИСЕФ. Необходимую помощь беспризорным детям в большинстве стран оказывают благотворительные общества, частные лица и религиозные организации.

Опыт зарубежных стран показал, что традиционные меры профилактики беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т.д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата.

Закрытое учреждение - тюрьма, казарма, психбольница и детдом - негативно отражаются на нашем развитии, потому что здесь а) выстраивается извращенная иерархия межличностных и межгрупповых отношений, основанная на <дедовщине> и произвольном праве сильного; б) не удовлетворяются эмоциональные и потребности в привязанности и духовные в доверии; в) практикуется неестественный, отсутствующий в повседневной жизни режим дня и распорядок, построенный на жесткой дисциплине и гипертрофированной роли негативных санкций; г) происходит ограничение потока информации, к которому привык человек. Закрытое учреждение, как и закрытое общество, не подчиняется общественному контролю, оно не просвечивается снаружи и целиком погружено в решение собственных проблем. В таких системах чаще всего распространяются авторитарные методы руководства, групповщина, распределение ценностей и дефицитных благ по принципу свойства и лояльности, процветает круговая порука и взаимовыручка.

Семь миллионов американцев не могут за собой ухаживать и нуждаются в посторонней помощи. В 2050 каждому пятому в США будет старше 80 лет.

Кроме того, дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей, так как они чаще всего ходят в школу, где учатся такие же дети, как они, или это специализированные школы. В них нет образцов нормальных взаимоотношений между детьми. А даже если они и посещают обычную школу, то их общение с нормальными детьми заканчивается за порогом школы. Их привозит и увозит автобус, и они не знакомы даже с таким простым обстоятельством, как возможность самостоятельно добраться до дома.

Основными мерами профилактики беспризорности специалисты считают усыновление, опеку и попечительство. Только при невозможности обеспечить ребёнку семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, детские деревни и др.).

В США громадное большинство пропавших без вести людей составляют подростки, которые добровольно убегали из дома на очень короткое время, большинство из них возвращались через неделю. Лишь очень небольшая часть беглецов, обычно жертвы физического или сексуального надругательства, становились частью сексуального или наркотического дна больших городов. Другая значительная часть пропавших детей, по оценкам составлявшая 100000 ежегодно, находилась у родителей, не являющихся попечителями[203].

Размещение сирот и беспризорников в государственных, реже - частных, учреждениях, осуществляющих надзор, прежде всего в детских домах, приютах и интернатах, называется институциализацией безнадзорных детей. Деинституциализацией детей называют альтернативные формы опеки, при которых надзор за ними осуществляют не казенные инспектора, чиновники и наемные воспитатели, а простые люди, добровольно взявшие на себя нелегкий труд по ресоциализации потерянных детей.

По отношению к детям, оставшимся без попечения родителей и проживающим в сиротских учреждениях, больницах, государственных домах или интернатах, в учреждениях для инвалидов, применяется определение <уход в учреждение>. Деинституциализация означает перемещение детей из массовых государственных учреждений (институтов) надзора в альтернативную, неучрежденческую среду. Этно-конфессиональные приюты, православные или буддийские, также относятся к институциональным средствам общественного призрения. Но итог их деятельности позитивный, поэтому по отношению к ним термин <деинституциализация> обычно не применяется.

Детские дома являются частью системы охраны детства. Альтернативными им формами, также относящимися к охране детства, выступают усыновление, приемные семьи, групповые дома, программы по планированию семьи и усилия по реинтегрированию детей в их кровные семьи и другие семейные формы воспитания сирот.

Многие из владык прошлого были очень молоды, и так же молоды были их придворные. Александр Македонский умер в 33 года, Нерон - в 32, Калигула - в 29 лет, Иван Грозный и Петр I взошли на трон в 16 и в 17 лет соответственно.

По данным зарубежных и отечественных исследований, институциональное воспитание негативно влияет на развитие ребенка, формируя у него <сиротский симптомокомплекс>, который нередко становится непреодолимым препятствием на пути к социализации у бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов. В результате более 80% выпускников учреждений для детей-сирот не могут найти свое место в обществе. По некоторым данным через 10 лет после выпуска бывшие воспитанники практически исчезают из социума: многие сидят за тяжелые преступления, другие убиты или покончили с собой. При этом ситуация сиротства влияет не только на самого сироту. Происходит трансляция сиротского симптомокомплекса в вертикальной семейной системе - сиротство в одном поколении порождает сиротство в последующих[204].

Когда ребенок-сирота покидает стены детского дома и вступает во взрослую жизнь, перед ним сразу же встает много сложных проблем: как и на что жить, где жить, как наладить свою жизнь, быт и т.д. По сводкам МВД за 1994 г., каждый третий выпускник интерната для детей-сирот становился бездомным, каждый пятый совершал преступление, каждый десятый кончал жизнь самоубийством. Около 60% выпускников этих учреждений оказываются потерянными для общества людьми и представляют угрозу его благополучию.

Врезка

Филатова И. Архипелаг <Детский дом>

Пока они маленькие, о них говорят с надрывным состраданием, как о бездомных собаках. Со страхом и брезгливостью - когда они вырастают.

В сиротских учреждениях воспитываются сейчас 700 тыс. детей. Почти все они имеют роди-телей. После выхода из детских домов 30% этих ребят становятся бомжами, 20% - преступника-ми, 10% заканчивают жизнь самоубийством...

Откуда берутся дети

Все чаще детишек оставляют в роддоме женщи-ны от 14 до 17 лет (в 1995 г. таких было более 55 тыс.). В три года их распределяют по детдомам: "физиологические" - для нормальных детей и "вспо-могательные" - для отсталых. Тест на отсталость - умение гово-рить и ходить. 60% "абитуриен-тов" из домов малютки отсеива-ются в специнтернаты. Второй экзамен на "норму" они сдают в 5 лет. Если ребенок на вопрос: "Земля круглая?" отвечает: "Не знаю", в его личном деле появля-ется отметка: "олигофрен в ста-дии дебильности". Только в 1994 г. таким образом были "вы-явлены" 103 тыс. ребят.

Медицинские же эксперты из Швейцарии после обследова-ния московских специнтернатов заключили, что действительно больных детей в них всего 5-10%. Зато к моменту выпуска даже "нормальные", как прави-ло, имеют диагноз: "нервно-пси-хические расстройства с интел-лектуальной недостаточно-стью" и "эмоционально-волевая незрелость". Лишь 3% выпуск-ников способны овладеть самой примитивной профессией.

Впрочем, дожить до выпуска суждено не всем. 109-й интернат отдыхал в пионерском лагере. В тот день ребята собирались купаться. Всех построили, пересчитали. Не хватало только Лешки Ко-ролева, "отказника" (от него от-казались родители) из 3-го клас-са. Он украдкой смотрел видак в "воспитательской". Из-за этого купаться никого не пустили. Би-ли Лешку восьмером - ребята из 8-го и 9-го классов. Умер он той же ночью в больнице...

Этот случай мне рассказали в Общественном комитете защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов. И он не единичен, 98-й интернат для слаборазвитых детей мест-ные жители обходили стороной: "здесь живут бандиты". Здание все в решетках и замках. За 10 лет более 100 воспитанников "переехали" отсюда в колонии для несовершеннолетних. Ин-тернат закрыли после скандала с 9-летним Сашей Егорушкиным "из-за финансовых нарушений".

Саша опоздал на урок. Вече-ром девятиклассник К. Балаба-нов "воспитывал" его с помо-щью "морковки". "Морковка" - это туго скрученное полотенце, смоченное в воде. "Жертву" за-ставляют поднять руки и бьют по почкам... (За помощь в вос-питательном процессе сотрудни-ки интерната расплачивались, как правило, гуманитарной по-мощью и алкоголем). Сашу по-хоронили в тот же день. Очень тихо. На запрос прокуратуры больница ответила, что ребенок умер от острого лейкоза...

Больше всего поступает в комитет жалоб на жестокое об-ращение с детьми. А во время проверок обычно обнаружива-ется массовое исчезновение гу-манитарной помощи, ранняя бе-ременность, венерические забо-левания и наркомания.В 6 про-веренных интернатах из 20 вос-питанниц, сделавших аборт в 1995 году, 12 девочкам не было и 13 лет. В каждом интернате в среднем по 15 человек стоят на учете у наркологов.

Жизнь на острове

У входа в детский дом - ПТУ №8 меня встретил ОМОН. Уже три месяца <черные береты> несут здесь круглосуточное дежурство.

Всего тут 74 воспитанника, У каждого свое "основание". Больше всего тех, чьи родители лишены родительских прав. Один мальчик -"по договоренности" из благополучной се-мьи. Он токсикоман.

Живут ребята в комнатах на четыре человека. В каждой - обязательно магнито-фон. Почти все стены увешаны плакатами с рок-группами. Один только мальчишка из 9-го класса повесил красивое деревянное панно - сделал сам. "Удобства" в конце коридора. Одеты все прилич-но. Фирменные джин-сы, майки, жилетки. Это гуманитарная по-мощь. Ребята в ПТУ получают стипендию 40 тыс. руб. (Им еще повезло. В других до-мах стипендия сохра-нилась с советских времен - 40 р.)

Только за последний год здесь сменились около 40 воспи-тателей. Почти 10 воспитанни-ков были в бегах. Комиссия недо-считалась 7 холодильников и II телевизоров, подаренных спонсо-рами. Зато были обнаружены "левые" трудовые книжки, про-сроченный сок в столовой и пол-ное отсутствие каких-либо доку-ментов на 10 ребят...

Директора поменяли. Новый директор С. Костенко начала с того, что предложила ребятам пойти в бухгалтерию и самим проверить все доходы и расхо-ды. Такое доверие помогло ей найти общий язык с воспитан-никами.

Детдому выделяется в сред-нем по 87 млн. руб. в месяц. Этих денег хватает только на еду и зарплату персонала. Кор-мят ребят 6 раз в день, и на столах у них даже зимой есть фрукты (на каждого 24 тыс. в день). А зарплата в среднем 350 тыс. руб.

В этом месяце Департамент образования перечислил им 31 млн. руб. на "приданое" выпуск-ников. Если следовать постано-влению правительства от 1992 г., то ребятам должны дать не только жилье (место в общежи-тии), но и полный комплект оде-жды, обуви на все сезоны, а так-же необходимую мебель и посу-ду. На выделенные деньги им смогли купить лишь стол, стул и набор посуды.

Недавно здесь было ЧП. По-гибла девочка. Поехала на мо-тоцикле с какими-то ребятами и... Все четверо были пьяны. Аллу Шпеклер хоронили всем домом. Деньги взяли из "пита-ния". Никто не знал, что у нее есть родные. Но возле гроба по-явилась бабушка с... 20-летним мужем.

Среди <домашних> людей

В тот день в коридорах бы-ло пусто. Все готовились к экза-менам. Экзамены по общеобра-зовательным предметам здесь проводят впервые. До сих пор оценки ставились лишь по спец-предмету. Мальчикам - по столярному делу, девочкам - по швейному. Другой альтернати-вы нет почти во всех сиротских учреждениях, предусматриваю-щих профессиональную подго-товку. Между тем на нашем рынке труда эти ремесла оста-ются невостребованными. С. В. Костенко мечтает с будущего года ввести парикмахерское де-ло, подготовку секретарей-ре-ферентов и автодело.

А ребята пока сидят на не-привычных консультациях по русскому и литературе и думают о будущем. "Я не представляю, как жить одной в этом большом и красивом городе. Говорят, это совсем не страшно. И все-таки здравствуй, новая жизнь! При-нимай меня такую, какая я есть, но иногда щади меня и дай мне шанс найти свое место среди до-машних людей", (Из выпускно-го сочинения Калининой Юлии).

Сокращено по источнику: Аргументы и факты. 1996. №29

Исследования А.А.Бурлаковой[205], проведенные в детских домах Тульской области, показали, что у детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, в отрыве от общества, в условиях учреждений закрытого типа, формируется особая система социальных ценностей и модель поведения. Выпускники детского дома, испытывающие по выходе из него глубочайший кризис, порожденный трудностями социализации, не способны стать полноценными членами общества. Они испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная часть пополняет ряды правонарушителей. Анкетирование воспитателей выявило, что 100% считают духовно-нравственное воспитание наиважнейшим, но лишь 4% смогли назвать несколько ценностей, входящие в структуру такого воспитания. Выяснилось, что педагогами детдомов и интернатов не умеют организовать воспитательный процесс.

Согласно подсчетам экспертов, во всем мире более 100 миллионов детей проводят значительную часть своего детства в детских учреждениях. У большинства из них есть родители, которые вынуждены (из-за бедности, болезни, нежелательной беременности, дисфункции семьи или из-за войны) отдать своих детей на попечение государства. Такие учреждения включают в себя сиротские учреждения, больницы, государственные дома или интернаты, а также учреждения для инвалидов. Вне зависимости от их положения и ситуации многие из детей, попавших в такие учреждения, никогда из них не выходят, другие на всю жизнь получают психические травмы либо физические увечья, вызванные пренебрежением или насилием, а также самим фактом длительного нахождения в искусственной среде - коллективе таких же детишек в окружении наемного персонала.

Сама структура учреждений, их деление по возрастным признакам (дома ребенка, дошкольные и школьные детские дома, школы-интернаты), особенности проживания в них детей способствуют разрушению родственных связей, усугублению чувства одиночества, незащищенности. У выпускников детских домов возникают проблемы адаптации к современным условиям жизни, трудности с поиском работы, созданием семьи, воспитанием своих детей.

В Финляндии существуют такие же проблемы, как и у нас - наркомания, пьянство, иждивенчество. Но, по крайней мере, там есть социальное сопровождение семьи, ее исследование. Родителей не лишают родительских прав. На время решения проблем ребенку предоставляют возможность жить в учреждении домашнего типа, которое не имеет ничего общего с нашими детскими домами. Психологи работают и с ребенком, и с его родителями. Если необходимо - им предлагают профессиональную подготовку, трудоустраивают. Главная задача при этом - не отдать ребенка в приют, а сохранить полноценную семью (http://www.balance.sampo.ru).

Головная боль известна с той поры, как существует сам человек. Но лишь совсем недавно был принят термин "хроническая ежедневная головная боль". Под этим термином подразумевают длящуюся 15 и более дней в месяц мигрень и обусловленную повышением внутричерепного давления головную боль. Приблизительно от 1 до 5% популяции включая молодежь, страдают от хронической ежедневной головной боли. В детском возрасте у мальчиков и девочек это состояние возникает одинаково часто. С наступлением юношеского возраста заболевание в 3 раза чаще встречается у девушек, что, отчасти, связано с гормональными изменениями (www.stressov.net).

В США около 80% сирот и социальных сирот живут в патронатных семьях. В Израиле 80% детей находятся в специальных учреждениях (группах).

Деинституциализацией детей за рубежом активно занимаются многие организации и общественные фонды, в том числе ("Международное спасение детей") и ("Дети мира"). они надеются, что к 2025 г. системы призрения сирот во всем мире будут реорганизованы таким образом, что каждый осиротевший, брошенный, потерянный ребенок или ребенок-инвалид будет расти в заботливых семьях или в условиях семейного типа, вне учреждений.

Сегодня в России все большее развитие получают разнообразные формы передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. Среди этих форм можно выделить усыновление (национальное и международное), опеку и попечительство, приемные и патронатные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни, поселки, общины, где условия проживания приближены к семейным.

Усыновление (удочерение) - это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. С правовой точки зрения оно означает установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. С помощью анкетирования и тестирования специалисты определяют требуемые черты усыновителя, а именно возраст, пол, социальная принадлежность, жилищные условия, наличие собственных детей и их возраст, профессия и место работы, религиозные убеждения, доход, состояние здоровья, занятия в свободное время, мотивы, по которым он собирается взять в семью детей, стиль супружеских отношений, стиль воспитания собственных детей, понимание молодежных проблем, отношение к кровным родителям приемных детей.

Семья усыновителей по существу является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Усыновление ребенка осуществляют местные органы исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства; усыновление устанавливается решением суда. Усыновление допускается в случаях, если не представилось возможности передать их на усыновление родственникам или другим российским гражданам. При этом важнейшими моментами в усыновлении выступают добровольное согласие и интересы самого ребенка. Существует даже тайна усыновления и наказание за ее разглашение. Она нужна для того, чтобы ребенок, повзрослев и узнав, что у него <ненастоящие> родители, как у всех, не испытывал комплекса неполноценности. В крупном городе легко сохранить анонимность, но в малых городах все друг про друга все знают.

Усыновление иностранцами допускается лишь в тех случаях, если нет желающих среди россиян. Правда, из-за сложной экономической ситуации в нашей стране количество случаев усыновления за последние годы сократилось, а количество детей-сирот между тем все растет. Зато резко набрало популярность зарубежное усыновление. Очень много детей усыновляют пары из США, в том числе детей-инвалидов, от которых отказываются отечественные усыновители. К началу 2004 г. усыновлено иностранцами уже 7 тыс. российских детей-сирот.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 358 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...