Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста



Взаимодействие с искусством на теоретическом и практическом уровнях приводит к формированию новых личностных образований, с помощью которых ребенок воспринимает и познает действительность, осмысливает себя и свои отношения с миром. Философы в искусстве видят кристаллизованную форму общения между автором и читателем, дающую последнему возможность рефлексировать и отражать общение в недрах своего сознания и одновременно углублять его (В. С. Библер, М. С.Каган), а также возможность творческого самовыражения (Ю. Борев); психологи – способ реализации и развития аспектов личности, которые не актуализируются в других видах деятельности и общении (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев); педагоги подчеркивают, что искусство исследует отношение человека к предмету, создавая целостную картину мира в единстве чувств и мыслей, в системе эмоциональных образов, а не логических законов (Б. М. Неменский, В. С. Кузин, З. Н. Новлянская).

Выступая субъектом изобразительной деятельности, ребенок находится в ситуации необходимости проявления творческой инициативы, последствиями которой можно считать и генерирование идей, и постановку конечной и промежуточных целей, и отбор средств ее достижения.

В художественно-творческой деятельности ребенка выделяют три основных этапа. Первый – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена ему. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел. При этом инициатива ребенка проявляется не только в виде оформления темы и сюжета будущей работы, но и в активном обсуждении тем других участников педагогического процесса. Второй этап – процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить свою творческую инициативу, но и направляет его воображение. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации. На данном этапе ребенок инициирует выбор изобразительных техник и средств художественной выразительности, позволяющих наиболее полно отразить идею творческой работы. Третий этап – анализ результатов – тесно связан с двумя предыдущими, это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ продуктов детского творчества осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить младшим школьникам результат собственной деятельности.

Наиболее ярко проявления художественно-творческой инициативы младших школьников можно наблюдать не в учебной деятельности (непосредственно на уроках изобразительного искусства), а в свободном рисовании. Я.Я. Чарнецкий отмечает, что учащиеся первых классов «рисуют сначала схематические изображения, отдельные предметы, а затем композиции, преимущественно по памяти, «от себя». Дети пытаются передать основной цвет и форму предметов, сопоставить их по величине, рисовать так, чтобы было «красиво». Так, например, дом рисуют с разноцветной крышей, девочку – в ярком платье. Большое внимание уделяют на содержание рисунка, нежели на сходство с натурой. Человек – труднейший объект для изображения. В рисунке ребенок передает то, что знает, а не видит. В начале учебного года первоклассники рисуют все предметы на одной горизонтальной линии. В своем свободном от указаний взрослого рисунке ребенок проявляет творческую инициативу, прежде всего на этапе выбора темы и сюжета изображения, если есть возможность, то и при выборе материала. Однако художественная сторона при этом остается вне поля зрения ребенка: закономерности перспективы, реалистичность передачи цвета, правила построения композиции и другие используемые художниками средства создания выразительного образа в силу возрастных особенностей восприятия, моторики, визуального опыта и других объективных и субъективных факторов для младшего школьника имеют не существенную смысловую нагрузку. Тем не менее, изобразительная грамотность, как и художественное творчество, доступна детям младшего школьного возраста, независимо от степени их одаренности.

Как показывает анализ методической литературы и осмысление собственного педагогического опыта, инициатива проявляется в деятельности, вызывающей у ребенка непосредственный интерес. В изобразительной деятельности интерес младших школьников связан с сюжетным изображением. Рисование предметного мира (отдельных предметов, натюрмортов) вызывает интерес у старших учащихся, готовых к анализу натуры и ее отображению в художественном материале. Поэтому формирование творческой инициативы младших школьников может более эффективно осуществляться в тематическом рисовании, а также в процессе изучения различных техник: кляксографии, печатания сухими листьями, спичечными коробками, пальцами и кистями рук, живописи по мокрой мятой бумаге, коллажа и т.д.

Интерес к изобразительной деятельности, психологизм зависит и от взаимоотношений между учителем и учеником. Доброта и педагогический такт учителя поддерживают ученика, заставляют поверить в себя, в свои силы, избавиться от неуверенности. Не снижая требований к качеству выполненной учащимся работы, нужно добиваться, чтобы рисунки его были грамотными и художественно выразительными. Предоставленные самим себе, дети не развиваются, останавливаются на определенных излюбленных темах и схемах, а часто вообще теряют интерес к рисованию. Негативно на формировании творческой инициативы отражается исправление детских работ рукой педагога. Это способствует развитию пассивности у учащихся. Даже поняв, где ошибся, но, не участвуя активно в исправлении ошибки, ученик теряет интерес к изобразительной деятельности. Ошибки, которые допускают учащиеся необходимо критиковать справедливо и доброжелательно, а положительные стороны в рисунках подчеркивать. Так, при оценке работ младших школьников, внимание обращается на композиционное размещение объектов на месте бумаги, раскрытие содержания изображаемого, его характерных особенностей, технические ошибки, проявление фантазии, творческих способностей. Главным условием на занятиях по изобразительному искусству является «соблюдение авторского права»: интуитивное знание, художественное чутье, собственное видение и понимание окружающего мира, свойственное, преимущественно, детям, а также взрослым, связанным с искусством профессионально.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 2056 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...